Сегодня исполнилось 30 лет первой общественной организации татар Сызрани — Татарскому культурному центру «Туган тел»
По данным Минюста, в Самарской области зарегистрировано 20 татарских общественных объединений. Одно из них — Сызранское отделение Самарского областного татарского общества «Туган тел», созданное в 1990 году. Его основателем и бессменным руководителем является полковник в отставке, летчик Галиулла-хаджи Абдрашитов. Вместе со своими соратниками он начал проводить в Сызрани национальный праздник Сабантуй, организовывать в городе гастроли татарских артистов, при его непосредственном участии была создана татарская воскресная школа. Сегодня мы с ним говорим об истории создания в Сызрани татарского общественного движения, делах минувших и настоящих.
- Галиулла-хаджи, скажите, что вас сподвигло к созданию сызранского отделения «Туган тел»?
— Это было в декабре 1990 года. Я тогда преподавал в Сызранском высшем военном авиационном училище лётчиков. Обратился к своему начальнику генералу Алексею Федоровичу Базарову, чтобы он помог мне организовать общее собрание татар города. Как раз тогда предстояли выборы в Верховный Совет СССР, куда одним из кандидатов в депутаты баллотировался сам Алексей Федорович. Я сказал, что мы сможем ему помочь — соберем всех татар, создадим свою организацию, после чего дружно проголосуем за него. Ему идея понравилась. Мы раздали пригласительные билеты на собрание, где и планировали создание татарской организации. В назначенный день собралось более двухсот татар из Сызрани, приехали гости из Самары и Тольятти во главе с Рашитом Абдуловым и Шамилем Багаутдиновым, представлявшими Самарскую татарскую организацию «Туган тел». Так, 2 декабря 1990 года з Сызрани была создана своя первая общественная организация татар -Татарский культурный центр «Туган тел», председателем которого выбрали меня. А Алексей Федорович Базаров все же стал депутатом Верховного Совета СССР. Он потом еще не раз помогал нам. Думаю, татарская общественность до сих пор благодарна ему за то, что он разрешил использовать аудитории военного училища для проведения уроков татарского языка преподавателям созданной нами воскресной школы.
- Насколько остро тогда нужен был татарский национальный центр? Какие цели вы перед собой ставили?
- Главной целью было поднять общее самосознание татар. Ведь в те времена не принято было открыто говорить о своей национальности, многие стеснялись разговаривать на татарском языке. Мы создавали Центр для того, чтобы наш народ «проснулся» и сплотился. И я готов был тогда взять на себя эту функцию сплочения, тем более, наступила эра демократизации, которая позволяла нам это сделать. Как? Тогда этого никто не знал. Но, слава Аллаху, нашлись люди, которые мне помогли все организовать. Еще одной нашей немаловажной целью было обучение родному языку. Мы сразу же открыли школу татарского языка и арабской графики для всех желающих и всех возрастов. Создали две группы — татарский язык и арабская графика. На каждое занятие собиралось до 60 человек. Через 10 лет муфтий Самарской области отметил и похвалил нас за то, что мы сразу же взяли два направления, а не только татарский язык, как это было в других городах. Позже мы начали проводить национальные праздники, такие как Сабантуй, татарские вечера и другие мероприятия.
- О каких достижениях «Туган тел» вы можете сегодня говорить с гордостью?
- Конечно же, о сызранском Сабантуе, объединяющим всех наших татар. Мы его проводим, начиная с 1993 года. Достижений и радостных моментов много, всего не припомнишь. Не так давно о нашей организации снимали передачу журналисты казанского телевидения из программы «Халкым минем». Был сюжет о татарах Сызрани, в том числе показали и мои уроки в татарской школе. Немаловажным и в чем-то, наверное, уникальным, было то, что на протяжении четырех лет мы вели свою программу на татарском языке на городском телевидении КТВ-Луч. Это были передачи про татар Сызрани, про ислам и мусульман, в которых участвовали и мои ученики. Я, конечно, не профессиональный ведущий, но, видимо, на духовном подъеме получалось неплохо доносить свои мысли. Тем более, это был «прямой» эфир, без монтажа.
- Проблем много приходилось решать?
- Легко не было ни тогда, ни сейчас. Вначале мы долго не могли найти спонсоров. Меня особо никто не знал, найти общий язык с бизнесменами не удавалось. Это потом уже меня начали узнавать, когда стали проводить Сабантуи, но, все равно в очередь, чтобы помочь «Туган тел», никто не выстраивался. Позже нашлись небезразличные люди, которые помогали проводить наши национальные праздники. Причем это не были люди с большими деньгами, просто они хотели помочь и помогали. Благодаря им мы проводили вечера, встречи, на которые собирались татары со всего города. Собираться в военном училище было проблематично, так как оно находилось на окраине города. Пришлось искать другую площадку под наш центр. Ей стала школа №14, которая находилась в самом центре города. Можно сказать, что нас под свое крыло взяла ее директор Румия Асанова. Там мы проводили свои встречи, занятия, отмечали праздники. С ней же мы хотели создать татарский класс в школе, но эта идея не была поддержана родителями детей. К сожалению, желания обучать своих детей в татарском классе у родителей нет до сих пор. Они считают, что татарский язык нужен меньше, чем английский и другие важные предметы. С 1999 года мы работаем на базе Дворца творчества детей и молодежи — как объединение дополнительного образования «Татарский язык и арабская письменность». И, может показаться странным, но люди других национальностей посещают наши занятия больше, нежели наши татары. Занятия у нас проходят по 6 часов в неделю. Больше времени ученики посвящать занятиям татарского не могут — родители не хотят перегружать своих детей, потому, что для них более приоритетными являются другие направления дополнительного образования — спорт, танцы, изобразительное искусство и так далее. Так, татарский язык становится ненужным. И это — проблема нашей современной действительности. Татарский язык угасает. Я бы с удовольствием занимался больше с детьми, они и сами бы хотели, но родители этого особо не приветствуют. Зачастую сами родители этих детей не знают татарского языка. Может, потому, что они не учились в татарских школах, в семьях говорили по-русски, чтобы ребенок не отстал от своих русских сверстников и над ним не смеялись. Вынужден констатировать, что у современного поколения татар нет достаточного самосознания. А старшее поколение уже не имеет того влияния, способствующего развитию в семьях хотя бы разговорного татарского языка. Нужно бы работать и с родителями.
-А как Вы считаете, из-за чего пошел этот отход от татарского языка? Ведь раньше многие знали свой язык, а сейчас нет.
- Вот, например, я сам учился в Пермском крае, в татарской школе, закончил 7 классов, все предметы были на татарском языке. Это было мое поколение — в татарских деревнях учились на татарском. Окончил школу с отличием, поэтому поступил без экзаменов в горный техникум. И два месяца я не мог отвечать на занятиях по химии, так как не знал русского в достаточной степени. А многие не могли даже поступить, потому что не знали русского языка. На примере нашего поколения, многие родители стали считать, что лучше знать русский, чем татарский. Еще в то время считалось, что если татарин знает русский язык хуже русского, то он никуда не сможет продвинуться. Надо было обязательно стараться знать и язык, и свою специальность яхоть немного, но лучше русских. Например, когда мне присваивали звание полковника, мне дали тему для кандидатской, с которой другие защищали докторскую степень. А русским давали те же звания со значительно меньшими требованиями. Такое прослеживалось не только у военных, но и во всех других сферах. Татар уважали и почитали только тогда, когда они были выше своих русских сотоварищей. И эта закономерность продолжалась многие годы. Все это тоже способствовало отходу от татарского языка.
- Какие меры можно предпринять сейчас, чтобы изменить эту ситуацию и сохранить татарский язык?
- Над этим вопросом работает Всемирный конгресс татар, делегатом которого я становился три раза. Там эта проблема поднимается всегда. Академик Роберт Нигматуллин на всех конгрессах говорит об ассимиляции татарского языка и культуры. Другими словами, идет обрусение татар, которое началось еще во времена графа Толстого, когда была предпринята попытка перехода всех народов России на русский язык. И сегодня идет планомерное «поглощение» не только татарского, но и всех других языков, основным — русским. Татарский язык еще держится, когда многие другие уже сдали свои позиции. Также Нигматуллин добавил, что единственный способ сохранить татарский язык — это разговаривать на нем в семьях. Пример: в Финляндии татары в семьях разговаривают на татарском, в школе — на финском, шведском и еще осваивают английский. И это у них успешно получается. Недавно выступал крупный бизнесмен из США — Ильдар Агиш, говорил на чистом татарском языке. По его словам, даже руководители татарских организаций не могут похвастаться тем, что разговаривают в семьях на татарском языке. По его мнению тоже выходит, что единственным способом сохранить татарский язык является семья, где разговаривают на татарском. Я с ним не могу не согласиться. Получается, что необходима работа с родителями по пропаганде общения на татарском языке. Важно использовать и другие направления, которые могут помочь сохранению языка -проведение всевозможных конкурсов и мероприятий на знание татарского языка. Нужно мотивировать людей. Вот, например, еще одна мотивация — у нашей организации есть квота на поступление на бюджетное отделение в любой из университетов Казани, кроме юридического и медицинского. Для этого будущим абитуриентам нужно посещать занятия нашего объединения и обучиться хотя бы разговорному татарскому языку. Но желающих нет. Люди считают, что изучение татарского языка — это сложно. Среди всех моих учеников есть только две сестры Тугушевы, которые поступили в Москве на педагогический факультет «Татарский, русский и английский язык».
- Что нужно сделать, чтобы ТКЦ «Туган тел» в дальнейшем не исчез, а продолжал развиваться?
- Самое главное — сохранение нашего объединения, где идет обучение татарскому языку и арабской письменности. Пока у меня есть силы, пока есть востребованность во мне, я работаю. Сейчас среди моих учеников есть один русский парень, которого я готовлю в Московский университет восточных языков для поступления на факультет арабского языка. Он очень серьезно изучает арабский язык. К сожалению, среди учеников, изучающих татарский язык, такой настойчивости нет. Как нет и желающих перенять мой опыт, продолжить обучать людей после меня.
- Есть ли у Вас взаимодействие с областным «Туган тел»?
- В основном у нас идет информационное сотрудничество. Они мне высылают газеты и другие материалы на татарском языке, а я публикую свои статьи в татарских изданиях Самары.
- Как Вы считаете, есть ли в последние годы среди татарской молодежи и детей рост самосознания и стремления к изучению родного языка и культуры?
- Я вижу такое стремление. Дети хотят и с удовольствием обучаются. Больше стремление есть у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Но их нужно водить на занятия, что делается не очень активно — молодые родители работают, не имея такой возможности. Дети приходят, в основном, с бабушками. В более старшем возрасте желание снижается: молодежь начинает готовиться к экзаменам и поступлению в профессиональные образовательные учреждения. В этом году во Дворце творчества нам разрешили, чтобы родители и бабушки присутствовали на занятиях вместе с детьми. У нас появилась возможность работать еще и со старшим поколением, а значит, есть надежда, что после наших занятий они и дома смогут заниматься с детьми с помощью наших упражнений.
- Какие мероприятия проводит «Туган тел» для воспитания нравственности, толерантности среди детей и молодежи?
- Проводим открытые занятия, которые направлены как раз на воспитание толерантности и нравственности. Мероприятия проводим на двух языках — русском и татарском, и они собирают много народа из разных объединений.
- Как преодолеть проблемы, связанные с воспитанием духовности, нравственности среди молодежи?
- Воспитание татарского самосознания — дело не из легких. Над этими вопросами мы работаем, обучая языку, знакомя с культурой и историей народа. Также это делается через мечеть, через проповеди имамов, проведение религиозных праздников. Наш имам Илгизар-хазрат Сагдеев показывает хороший пример, когда приходит в мечеть со своими маленькими сыновьями. Приходят дедушки со своими внуками, молодые парни. Илгизар-хазрат ведет проповеди на татарском и русском языках, делая их доступными и понятными каждому. Это помогает воспитывать уважение народов друг к другу, знакомит с языком и обычаями предков. Мы все — и мечеть, и татарская школа, и общественные организации, совместно работаем в одном направлении — помогаем татарскому народу выжить, сохранить свой язык и культуру, воспитать таких представителей татар, которые будут уважаемы в обществе. Результат — самосознание татар, хоть и медленно, но просыпается. А значит, есть надежда, что еще не все потеряно и мы, как нация, выживем.
Радик ШАФЕЕВ.
Просмотров: 1898