Иосиф Кобзон: «Все межнациональные проблемы — от бескультурья»

Знаменитый певец Иосиф Кобзон с тоской вспоминает Советский Союз, художественные советы и высокую духовность советского народа. Нравы и повадки современных СМИ и российской молодежи ему претят. Он считает, что виной всему — отсутствие целенаправленной культурной политики российского государства, и надеется, что в конце концов закон о культуре удастся пробить.

«МЫ ЖИВЕМ В ВЕЛИКОЙ РОССИИ»

— Иосиф Давыдович, общеизвестно, что в комитете по культуре Госдумы, который Вы возглавляли одно время, хотели бы видеть культуру среди приоритетных федеральных программ — наряду с образованием, здравоохранением, сельским хозяйством, ЖКХ… Могли бы Вы здесь провести параллель с советскими временами? Как Вам работалось как эстрадному исполнителю тогда — и как сейчас? Каковы задачи культуры на данном этапе?

— Тогда была другая эпоха, другим было духовное состояние общества, а значит — и востребованность артистов, их репертуар и возможности. Раньше было много концертов — теперь их нет, и такого количества артистов нет, а главное, у публики нет возможности ходить на музыкальные вечера. В советское время билеты стоили от пятидесяти копеек до двух с половиной рублей, с любой зарплаты можно было купить. А сегодня на билете пишут — от двух тысяч и выше, то есть даже со средней зарплаты, не говоря о пенсионерах, которые чаще других посещали концерты, не особенно купишь.

Для публики проводились декады искусства, можно было познакомиться с культурой народов, населяющих твою державу — а у нас было 15 республик! Сегодня федеративное государство тоже насчитывает много автономий и национальных образований, но мы не придаём должного значения развитию национальных культур, потому и случается тот негатив, который произошёл на Манежной площади и в Бирюлеве. Национальная нетерпимость, когда человек кричит «Россия для русских!», ужасна. Мы в Госдуме в своё время обсуждали проект «Россия для всех», где говорится о том, что в Российском федеративном государстве, независимо от количественного состава национальностей, на равных должны развиваться национальные культуры, начиная от главной — русской — и до самых малочисленных.

То же самое относится и к конфессиям: да, Россия — православное государство, но нельзя забывать, что здесь живут и буддисты, и мусульмане, и иудеи — и нужно с уважением относиться ко всем. Приезжаешь в воинскую часть: «Вот, у нас построили православную часовню». — «А у вас что, в части только православные служат?» — «Нет». — «А почему же не открыли молельную комнату, чтобы верующий человек другой конфессии мог прийти и помолиться?»

Мы живём в великой России, и порой сами же наталкиваем другие народы на русский народ, подчёркивая, что главная вера у нас православная, главный у нас — патриарх, забывая о главном муфтии, раввине, ламе. Как бы ни хаяли коммунистический режим, но в советское время эти вещи регулировались и межнациональных конфликтов не было.

Они начались в период перестройки — в Сумгаите, Казахстане, Тбилиси, Прибалтике. Я был народным депутатом СССР и знаю, что тогда происходило. Было ли это случайностью? Значило ли, что раньше народы любили друг друга, а потом вдруг перестали? Нет, просто раньше в республиках создавались условия для развития национальностей, поддерживался национальный престиж, не ущемлялось национальное достоинство, а потом вдруг всех бросили, сказав — развивайтесь, как хотите. Россия для русских.

Много имущества отдали Православной церкви, а я как многолетний депутат Госдумы от Агинского Бурятского автономного округа не мог добиться того, чтобы утварь, которую изъяли в 40-х годах, вернули в буддистские храмы. Хорошо, этот народ воспитанный и терпимый, а живущие на Северном Кавказе? Они нетерпимо относятся к таким вещам. «Ах, мы чурки, мы лица кавказской национальности?!» — и начинается конфликт. Отчего всё это происходит? От отсутствия культуры!

Иосиф Кобзон и лётчик-космонавт Алексей Леонов
Иосиф Кобзон и лётчик-космонавт Алексей Леонов

«ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПРИДУМАЛ „НЕ ФОРМАТ“, В СВОЁ ВРЕМЯ МОЖНО БЫЛО РАССТРЕЛЯТЬ»

— В печати сообщалось, что на преодоление последствий бескультурья государство суммарно тратит до трети бюджета. Что могло бы помочь переломить эту ситуацию? Какова, на Ваш взгляд, роль ТВ в порождении этих «последствий бескультурья»? Почему на телевидении появился термин «формат — не формат» в отношении новых имён на эстраде, а главное, просветительских передач?

— Насчёт трат — правда. Если бы мы подсчитали средства, которые тратим на борьбу с терактами, межнациональными конфликтами, и бросили их на культуру — то негативных явлений в обществе не было бы.

Культура у нас нищая, в полном смысле слова — она занимает последнюю строчку в бюджете страны и в сфере обеспечения зарплатами. У нас под угрозой уничтожения библиотеки, музеи, заповедники, памятники истории и культуры, потому что нет средств на их содержание и реставрацию. Вот в чём беда! Мы теряем историю, культуру, нанося невосполнимый урон духовному состоянию человека.

Порой и ваш брат журналист, не разобравшись в проблеме, приносит немало вреда. Так, некоторые журналисты протестуют против введения худсоветов в культуре, называя это цензурой.

Глупость несусветная! Цензура и художественный контроль — совершенно разные вещи! Это как ОТК на производстве. В худсовете собираются творческие, интеллигентные люди — литераторы, редакторы, художники, артисты, каждый в своём деле специалист и способен определить качество того или другого произведения, рекомендовать его к исполнению. Сейчас худсоветов нет, поэтому и процветают пошлость и безвкусица. И когда люди возмущаются — как же так, как можно такое показывать по ТВ, хочется им ответить: «А почему вы смотрите это, поднимая рейтинг пошлой передачи?!» Авторы её существуют в рыночной экономике за ваш счёт!

Вот смотрели вы программу «Голые и смешные», смеётесь, а в это время щёлкал её рейтинг. И дети хохотали вместе с родителями, стыдливо оглядываясь на них — дескать, и что только не покажут! А потом родители обращаются к депутатам — как вы это допускаете?! Мы звоним на ТВ, а нам говорят — мы только за счёт рекламы и выживаем. «Так покажите Чайковского». — «Не формат». — «Покажите детей». — «Не формат».

Человека, кто придумал этот «не формат», в своё время можно было расстрелять. Это что же такое? Значит, показывать детям детские фильмы, спектакли, беседовать с ними, петь детские песни — это «не формат»?! Петь русские песни в России — «не формат»? И музыка Мусоргского, Бородина, Чайковского, Рахманинова, стихи Пушкина и Лермонтова, то есть пропаганда души России — «не формат», потому что не даёт возможности собирать рекламные деньги!

ОЛИГАРХ — ИДЕАЛ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

— Неужели нельзя это переломить?

— Вы знаете, я был оптимистом, считал, что нужно стучать кулаком по столу, требовать от правительства выделения средств на содержание культуры, но когда были объявлены четыре национальных проекта развития (образование, здравоохранение, сельское хозяйство, ЖКХ) — и культуры там близко не оказалось, мой оптимизм испарился. И когда журналисты меня спросили, был ли необходим пятый национальный проект, я сказал — нет. Пятый — нет, первый — да. Потому что он был бы призван вдохнуть в общество культуру!

Люди среднего и старшего поколения, которые жили в Советском Союзе, а потом строили новое российское государство, хорошо понимают, о чём я говорю. Мы всё это видели. Но почему мы сегодня так спокойно проходим мимо беспризорных детей?

Снесли памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому, который вместе с Макаренко собирал этих беспризорников в голодной стране, воспитывал, думая о будущем — а мы сознательно теряем будущие поколения, не заботимся о них, не развиваем культуру.

Вспомните, в советское время после школы или института, после рабочей смены человек приходил в клуб, Дом культуры — и занимался художественной самодеятельностью. В вокальном, музыкальном, танцевальном, хоровом кружке. Развивался творчески — образно говоря, «уходил с улицы». И такой человек не мог стать террористом, он не был настроен против общества, он не шёл пить из горла своё пиво, не приставал к женщинам, не ввязывался в драки. Он понимал, что должен нести ответственность перед государством и народом. Сейчас этой ответственности нет, наша «борьба с бандитизмом» — жалкие потуги на фоне той эпидемии, которая уже охватила нашу страну.

— И что же теперь, всё потеряно?

— Сказать, что всё потеряно, нельзя! Сказать, что нет настоящих людей, которые думают о будущем в России и заботятся о нём, нельзя, тоже неправда. Но как мучительно они живут, отстаивая свою любовь к России!

Вот спрашиваем — как воспитывать патриотов России? А на примерах! Скажите, почему мы не кланяемся космонавтам? Проходит мимо дважды Герой Советского Союза, а для нас — как будто слесарь-сантехник прошёл. Уважаемая профессия, но не совершившая такого подвига, какой совершил космонавт, а мы не кланяемся.

Например, я всегда восхищённо относился к подвигу шахтёра, лётчика, моряка. Восхищался своими согражданами. Тем, что живу в стране, где всё это происходит. Я дружил с Гагариным и Титовым, и хочу сказать, что застал счастливое время в стране, когда мы гордились друг другом. В своё время школьники говорили — хочу быть, как Чкалов, лётчиком! После войны равнялись на Зою Космодемьянскую и Александра Матросова — и всё это были герои! Потом настало другое время, а потом появился Космос. Я сам хотел быть, как Гагарин и как Титов, у меня были идеалы.

А сегодня спросите у ученика средней школы, кто его идеал, кем он стремится быть? Все хотят быть бизнесменами, банкирами, олигархами. Не свидетельствует ли это об отравленном духовном состоянии молодых?

Человек растёт, и ему уже не нравится, что он по своему айпаду входит в интернет, смотрит фильмы, всякие игрища — ему уже мало этого, он хочет, чтобы у него было всё и сразу. «Я хочу сегодня, я хочу сейчас!» А мы ничего не противопоставляем этому.

Хотя театры, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, вроде работают, афиши пестрят премьерами.

В столице — да, а когда вы уезжаете за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток — как там развивать культуру человека? Уничтожено сельское хозяйство, в селе нет ни клубов, ни домов культуры. Культуру уничтожили — а качественного продукта требуют. И кто его будет производить? Молодёжь уехала из села, она не знает запаха земли, не работает на ней!

— Но нельзя же сидеть, сложа руки. Надо что-то делать! Что, по-Вашему?

— Если честно, не знаю. Время очень тревожное и бездуховное. Нужно проводить культурную революцию! Сегодня в России не существует «Закона о культуре», хотя за годы работы в Госдуме мы с коллегами неоднократно пытались провести его в жизнь. Если бы был закон, при обсуждении бюджета культурной акции можно было сослаться на него и от любого чиновника потребовать: «Вы обязаны это сделать!»

Нина Катаева
«Файл-РФ»

Просмотров: 1144

Комментирование запрещено