Большинство татар, как известно, исповедует ислам, но есть в составе этого народа интересная этноконфессиональная группа – кряшены («крещеные татары», т.е. татары, являющиеся православными христианами). Существуют разные версии, объясняющие происхождение указанной группы. Согласно одной из них, наиболее часто встречающейся в литературе, кряшены – потомки поволжских татар, принявших в XVI-XVIII вв. православное христианство по разным причинам: одни – в результате насильственного крещения, другие – добровольно (или условно добровольно), желая освободиться от обременительных повинностей.
Представители этой группы живут как в Республике Татарстан, так и за ее пределами. В Самарской области местом компактного проживания кряшен является село Назаровка Клявлинского района, расположенное около рек Шешма и Урдалинка, недалеко от границы с Республикой Татарстан. По преданию, когда-то в эти места переселились три брата – Назар, Алексей и Тимофей Тазовы. Были они беглыми крестьянами и пришли с территории нынешнего Татарстана. Поселение получило свое название по имени старшего брата – Назара.
Сами себя местные кряшены называют татарами, но при этом добавляют, что вера у них – русская, т.е. православная. Фамилии и имена у них тоже русские.
В Назаровке ощутимо присутствует дыхание традиционной культуры. Так, в этом селе есть немало деревянных домов, украшенных прекрасной резьбой. В домах сохранились традиционные предметы быта, вышитые и тканые изделия.
Своеобразна старинная одежда этой группы. Так, традиционный комплект одежды кряшен отличался от мусульманского применением пояса (эзэр), более широким использованием аппликации. Головные уборы у мужчин в основном были тех же типов, что и у других татар, бытовали также русские малахаи, а позднее получили распространение городские фуражки. Девушки волосы не покрывали, а женщины носили сороку из волосника (меланчек) и повязки либо покрывала. Женские украшения отличались большим разнообразием: кряшенки носили серебряные монеты, ювелирные поделки с использованием бисера и мелких кораллов, а также браслеты, серьги, накосники, головные повязки.
Некоторые жители Назаровки сохранили различные элементы традиционного костюма: старинные женские платья, головные уборы, нагрудники из монет.
В современной жизни присутствуют и особенности традиционной духовной культуры. Кряшены из Назаровки активно отмечают православные праздники – Рождество, Пасху и т.д. Вечером, накануне Троицы, молодежь собирается на горе около села, устраивает гулянье с песнями и плясками, а также скатывает с горы горящие колеса (раньше для этой цели использовались деревянные колеса, сейчас обычно применяют пустые баллоны). Утром люди приносят из леса ветви березы и развешивают их в домах, на воротах и т.д. Аналогично отмечают Троицу и русские. Следует отметить, что береза у кряшен считается деревом печали и ее не принято сажать около домов. Такие же поверья существуют у татар-мусульман, а также у башкир и чувашей.
Из традиционных обрядов хочется выделить обряд вызывания дождя. Летом, если долго нет дождя, люди идут к речке, варят кашу из пшена, угощаются ею, совершают молитву, прося дождь, а также обливаются водой. Такой обряд совершали, например, летом 2010 года, который был необычайно засушливым.
Пожилые люди нередко собираются вместе, чтобы спеть старые песни.
В настоящее время село Назаровка является полиэтничным: кроме татар, здесь живут русские, чуваши, мордва, азербайджанцы и др. Нередки межнациональные браки, о чем свидетельствуют материалы похозяйственных книг и рассказы самих жителей. Все относятся друг к другу с уважением, чтут традиции.
Культура кряшен Самарской области требует дополнительного изучения.
Михаил КРЖИЖЕВСКИЙ
Просмотров: 3200
Никогда не считала ,что кряшен — это мусульмане насильственно принявшие христианство.Всегда в сознании моих родителей и моем тоже живет вера в то,что христианство было принято кряшенами до Ивана Грозного и хранилась как святочь,как самая великая святыня.Вера пришедшая через насилие не могла сохраниться в душах людей веками.