Рефат Чубаров ответил на референдум автономией

111СВОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ ХОТЯТ ПОСТРОИТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТА ТАТАРСТАНА

Вчера в Бахчисарае начала работу внеочередная сессия курултая крымско-татарского народа. На повестку дня сессии было вынесено голосование по историческому решению о создании на территории Крыма национально-территориальной автономии крымских татар. В курултае приняли участие 225 делегатов и гостей, в том числе за последний месяц в третий раз приехавший в Крым президент Татарстана Рустам Минниханов, руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров, помощник президента РТ Равиль Муратов и председатель совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин. 

«НИКОМУ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЗВОЛИТЕЛЬНО ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРЕЗ НЕОТЪЕМЛЕМОЕ ПРАВО КРЫМСКО-ТАТАРСКОГО НАРОДА САМОМУ ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЮ СУДЬБУ»

Открыл курултай глава меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров, который напомнил о событиях, предшествовавших созыву внеочередной сессии: майдан, неожиданная смена власти в Киеве, митинги, захват парламента и правительства Крыма неизвестными вооруженными отрядами в масках, скоротечный референдум о присоединении Крыма к России, который меджлис крымско-татарского народа призвал бойкотировать, а мировое сообщество не признало.

По словам Чубарова, складывающаяся в Крыму общественно-политическая ситуация требует защиты интересов крымско-татарского народа. «Совершенно очевидно, что дальнейшее рассмотрение крымской ситуации и поиск эффективных путей ее разрешения вышли на тот уровень, где основную роль будут играть ООН и стороны, непосредственно вовлеченные в конфликт. Однако бесспорно и то, что в ходе этих усилий и поисков уже никому, ни одной стороне, не должно быть позволительно переступить через неотъемлемое право крымско-татарского народа самому определять свою судьбу, свое будущее на своей исторической территории в Крыму», — торжественно заявил он.

Слова Чубарова были встречены громкими и продолжительными аплодисментами участников курултая.

«Сегодня мы должны обсудить декларацию о создании на территории Крыма национально-территориальной автономии крымских татар. С принятием этого документа мы объявляем всем сторонам о начале юридических и правовых процедур по созданию нашей национально-территориальной автономии в Крыму», — слова главы меджлиса потонули в аплодисментах, многие участники курултая встали со своих мест.

Чубаров отметил, что право народа на самоопределение основывается на общепризнанных нормах международного права, зафиксированных во многочисленных документах ООН.

«Крым является исторической территорией, на которой формировался крымско-татарский этнос, обладавший на разных этапах своей истории национальной государственностью. Мы исходим из того, что изменение статуса Крыма осуществляется без согласия и ярко выраженной воли крымско-татарского народа — коренного народа Крыма. Мы также подтверждаем наше неукоснительное стремление к укреплению отношений между крымскими татарами и всеми этническими сообществами, проживающими в Крыму на основе взаимного уважения, к взаимному признанию и равному соблюдению прав и интересов, экономических, культурных и иных культурных прав», — сказал Чубаров, заявив о необходимости признания крымских татар титульной нацией Крыма.

Глава меджлиса отметил, что тщательно изучил Конституцию Российской Федерации и конституции входящих в ее состав национальных республик. «Я уверен, что вместе со всеми заинтересованными сторонами мы сможем найти ту форму, которая позволит крымско-татарскому народу наконец-то реализовать свое право на самоопределение», — подчеркнул он, выразив благодарность главе Татарстана Рустаму Минниханову за активное сотрудничество в этом вопросе.

«ВЫ СДЕЛАЕТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ШАГ, ЧТОБЫ ВАШ НАРОД ОТ ПРИНЯТИЯ ОШИБОЧНЫХ РЕШЕНИЙ В БУДУЩЕМ НЕ СТРАДАЛ»

Далее слово было предоставлено почетным гостям. В своем кратком приветственном слове Равиль Гайнутдин отметил, что он обладает немалыми возможностями по лоббированию интересов российских мусульман, так как входит в совет по взаимодействию с религиозными организациями при президенте РФ. «То, что в моих силах, постараюсь исполнить. Хочу быть полезным моим братьям — крымским татарам, моим единоверцам», — отметил он. При этом председатель совета муфтиев России подчеркнул, что молит Аллаха, чтобы участники курултая принимали те решения, которые будут полезны крымско-татарскому народу.

«В Крыме живут представители разных народов, разных религий. Крым многонациональный, как Татарстан или Башкортостан. Мы, татары, знаем, как можно строить мир в нашем общем доме, чтобы нам, нашим детям и внукам жилось хорошо, спокойно. Крымско-татарский народ, который пережил в своей истории много трагических дней, набрал столько мудрости, что я уверен: вы сделаете правильный шаг, чтобы ваш народ от принятия ошибочных решений в будущем не страдал», — обратился он к участникам исторического курултая меджлиса крымско-татарского народа.

«Я В МЕРУ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БУДУ ОКАЗЫВАТЬ ПОДДЕРЖКУ В ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ, ПРАВ, В ИХ ЮРИДИЧЕСКОМ ОФОРМЛЕНИИ»

Следом за председателем совета муфтиев России на трибуну курултая поднялся президент Татарстана Минниханов (полную стенограмму его выступления можно прочесть здесь). Было видно, что он волнуется и его переполняют противоречивые эмоции. Он начал по бумажке, сразу отметив, что выступает на курултае как официальный представитель России. «Не секрет, что совсем недавно у меня состоялся разговор с президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным… Он попросил меня очень внимательно выслушать ваши требования, ваше видение вашего будущего. И конечно же, исходя из тех позиций, которые будут сегодня обсуждаться, я готов выступить неким связующим звеном», — сказал он, пообещав помочь реализовать просьбу руководителя меджлиса крымско-татарского народа о встрече с Путиным.

Минниханов рассказал колеблющимся, что с Москвой можно иметь дело. «У нас выработались формы работы с федеральным центром. Мы себя чувствуем достаточно комфортно, у нас свой язык, свои школы. Мы активно работаем с нашими татарами за пределами нашего региона и за пределами нашего государства. И я надеюсь, что тот опыт, который есть в Татарстане, он мог бы быть приемлем в выстраивании отношений в рамках российского государства», — сказал он.

Неожиданно Минниханов отставил в сторону листки с записями своих тезисов, снял очки и заговорил более свободно. «Эмоции, они оправданы. Когда журналисты у меня спрашивают, как там крымские татары, я говорю: вы представьте, 70 лет этот народ, он был «подвешен», они потеряли порядка 40 процентов населения, когда все это произошло. Это, конечно, огромная трагедия. Наверное, многие не до конца сознают, почему вы отстаиваете свои интересы. Я в меру своих возможностей буду оказывать поддержку в защите ваших интересов, прав, в их юридическом оформлении. Я благодарю за возможность выступить перед вами и пожелать процветания вашему народу. Чтобы все беды, невзгоды, они остались позади. А мы рядом с вами и будем вместе с вами работать и помогать», — на эмоциональной ноте закончил свое выступление глава Татарстана.

СПОРЫ ПО ТАКТИКЕ

После таких напутственных слов делегаты съезда приступили к прениям. Сама идея национально-территориальной автономии мало у кого вызывала возражения, но когда речь зашла о конкретике — как это будет реализовываться, дело доходило до довольно ожесточенных споров, которые, впрочем, стараниями Чубарова не превращались в хаос. На момент написания статьи в работе курултая был объявлен перерыв, затем дебаты будут продолжены.

Примечательно, что впервые за 23 года курултай проходит без экс-главы меджлиса крымско-татарского народа, народного депутата Украины Мустафы Джемилева. Непримиримый противник присоединения Крыма к России сейчас находится в Нью-Йорке, где он должен выступить в понедельник на Совете безопасности ООН. За несколько дней до проведения внеочередного заседания курултая он заявил, что на этом съезде будет поставлен вопрос о проведении среди крымских татар референдума по статусу Крыма. Лидер национального движения отметил, что крымские татары хотят своим референдумом показать всему миру, что Россия не намерена соблюдать их права. Джемилев предполагает, что Россия запретит проведение референдума. Впрочем, пока тема референдума на курултае не поднималась.

«ФЕДЕРАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ДОЛЖНА ВИДЕТЬ, ЧТО МЫ ПОДДЕРЖИВАЕМ ДРУГ ДРУГА»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов прокомментировать объявление крымскими татарами национально-территориальной автономии, как этот шаг повлияет на ситуацию вокруг Крыма.

Дилявер Османов — редактор журнала «Кырым»:

— Пока идет обсуждение. Но форма автономии предполагается уже известная исторически. Под территорией мы подразумеваем весь Крым. Титульная нация — крымско-татарская, язык, видимо, крымско-татарский и русский. Эти условия пока только озвучены. Если курултай решит, то крымские татары объявят о своем праве на самоопределение на территории Крыма. Дальше — чисто технические вопросы. Тема референдума внутри общины крымских татар тоже поднимается. Изначально ведь предполагалось делать референдум в трех группах: среди русских, украинцев, крымских татар. А провели общий. Ну как провели… У меня есть, к примеру, информация, что в одном из сел бюллетеней даже и не было, решение было написано заранее.

Максим Шевченко — российский журналист, эксперт по проблемам этнокультурной и религиозной политики:

— В объявлении национальной автономии в составе республики Крым нет ничего агрессивного. Мы видим, что на Северном Кавказе есть немало таких автономных районов. Например, Ногайский автономный район в Карачаево-Черкессии или Абазинский автономный район. Наоборот, создание таких автономных национальных районов снимает напряжение, когда представители того или иного народа не уверены в том, что земля будет закреплена за ними и за их потоками. Или что будут какие-то еще преференции при формировании органов государственной власти и тому подобные вещи. Именно поэтому создание национальных автономий является одним из форматов национальной политики Российской Федерации, эффективным, на мой взгляд, очень разумным и выгодно отличающим нашу страну от других государств мира.

Если крымско-татарский народ решит создать национальную автономию в составе Республики Крым и это встретит понимание со стороны руководства Российской Федерации и со стороны руководства республики Крым, то, я думаю, это будет прекрасная идея и серьезное завершение многих их проблем, которые не могли решить в составе Украины на протяжении десятилетий.

Я уверен, что сейчас крымско-татарский народ не будет делать ничего, что шло бы во вред его историческому развитию. Это не очень большой народ, хотя и не очень маленький, и они имеют основание на то, чтобы их права на землю, на язык, на развитие, на будущее, на религию были защищены и сохранились в полной мере. Законодательная база Российской Федерации позволяет это сделать лучшим образом. В составе России все народы не ассимилируются. У нас теперь 194 народа, и каждый из них, который хочет и прилагает к этому усилия, сохраняет свою землю, территорию, язык, религию.

В целом это уникальная ситуация, не свойственная для других государств. В той же Турции другие народы не имеют права на свою автономию, они должны вливаться в турецкий этнос, только между собой сохраняя этническое разнообразие.

Что касается механизма создания такой автономии, сначала нужно дождаться решения курултая, потом нужно провести переговоры с властями республики Крым, надо, безусловно, провести переговоры и с федеральными властями. Самым сложным здесь я вижу определение земли, территории, где, как, что. Предполагают, что в автономию могут войти Бахчисарай, Старый Крым, горно-степные районы до Судака включительно. Крымско-татарский народ доказал свою мудрость, хотя испытывал при этом огромное чувство горечи.

Игорь Семиволос — директор центра ближневосточных исследований (Украина):

— По идее, национально-территориальная автономия означает, что в Крыму крымские татары будут иметь правила и процедуры, которые позволят им полноценно влиять на принятие любых решений и блокировать те, что, по их мнению, противоречат интересам крымско-татарского народа. Как они будут прописаны и реализованы — это вопрос переговоров.

Нет смысла сравнивать ситуацию с крымско-татарской автономией 20-х годов. Это была другая ситуация. Одна партия тогда лоббировала усиление крымских татар, превращение в территориально-национальную автономию, вторая лоббировала интересы русских в Крыму. Крымские татары имели автономию, они были в руководстве, их привлекали в кадры. Потом это прекратилось, политика Сталина уничтожила их развитие, что закончилось депортацией. Пока что в Крыму мы видим доминирование русских националистов, поддержанную российскими войсками. Крымские татары в связи с постановлением Верховного совета Украины признаны коренным народом Крыма. И они имеют право на самоопределение. И о нем сейчас заявляют в соответствии с декларацией о правах коренных народов, которую, кстати, Украина подписала, а Россия — нет.

Роберт Миннуллин — председатель комиссии Госсовета РТ по установлению идентичности текстов законов РТ на татарском и русском языках:

— Руководство крымских татар заявляет о желательности использования опыта Татарстана. В этом случае, я думаю, речь может идти о нашей культурной автономии и татарском конгрессе. В нашем случае эти две вещи взаимодополняют и помогают друг другу. Крымские татары, возможно, захотят создать нечто подобное. Участие Минниханова в курултае — это хороший момент, это поднимает статус мероприятия. Федеральная власть должна видеть, что мы поддерживаем друг друга.

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1611

Комментирование запрещено