Один из областного созвездия

1Константин Титов, вручая в бытность самарским губернатором почетную грамоту Р.Н.Гарифуллину, сказал ему: «Вы входите в созвездие заслуженных людей губернии». Рашид Насыбуллович считает это преувеличением, поскольку ничего великого, дескать,  не совершил. При этом он почему-то не берет в расчет факты получения им звания «Почетный гражданин муниципального района Челно-Вершинский», размещения своего портрета на районной Доске почета,  более полувековой журналистской работы в районе, в ходе которой приходилось выступать фиксатором событий и восстановителем исторического знания, борцом за правду, производственную культуру и лучший быт, обличителем, сторонником созидания и… поэтом.

 Стать журналистом Р.Н.Гарифуллин и не мечтал. Окончив в родной Благодаровке начальную татарскую школу, он продолжил учебу в соседнем селе Сиделькино, до которого надо было идти три километра. Здесь находилась средняя школа, но ее новый ученик ни слова не знал по-русски. Спасибо учительнице русского языка Н.И.Шепеловой, которая привила Рашиду любовь к своему предмету и открыла мир художественной литературы. В зимнюю непогоду она оставляла юных благодаровцев у себя на ночлег и читала им приключенческие повести. Нина Ивановна приучила смышленого татарчонка к чтению «Пионерской правды» и позаботилась о размещении его первых стихов в школьной стенгазете. Да, Рашид был способным учеником, но не отличником, поскольку отдавал предпочтение тем предметам, которые вели любимые им учителя, – русский язык, литература, физика и математика.

В его школьной характеристике отмечено, что Р.Гарифуллин свои критические замечания высказывает открыто. То есть в нем была тяга к слову свободному и слову поэтическому, что можно рассматривать как одну из предпосылок журналистской деятельности. Эту тягу он в полной мере реализует позднее, а пока Рашида ждала работа в колхозе имени Жданова, в своей деревне.

Десятиклассник Рашид с мамой Исламией Хасановной, 50-е годы

Десятиклассник Рашид с мамой Исламией Хасановной, 50-е годы

Приходилось трудиться на току и на полях. Бригадир полеводческой бригады Натфулла Ахметзянов взял выпускника средней школы своим помощником. Такая работа Рашиду нравилась, и он выполнял ее добросовестно. Но это не мешало молодому помбригу быть грузчиком и сеяльщиком, косить травы на лугах и ставить ометы соломы. Находил он время и для сотрудничества с районной и областными газетами. Дважды молодого сельчанина приглашали на слет юнкоров «Волжского комсомольца».

Заметили его и на районном уровне, вследствие чего в январе 1961 года редактор Челно-Вершинской газеты «По ленинскому пути» Алексей Полетахин предложил парню должность заведующего отделом писем и массовой работы. Коллектив редакции принял его радушно, и Рашид, которому шел 22-й год, окунулся в атмосферу творчества и сотрудничества, решив для себя как можно быстрее подтянуться до уровня коллег.

Преодолевая свою стеснительность (в первые дни работы никак не решался звонить по телефону и предпочитал пешком дойти до источника информации), он завел знакомство со многими людьми, трезво оценивавшими обстановку в своих трудовых коллективах, стал тесно общаться с внештатными сельскими корреспондентами. Рашид брался за любые темы, подсказанные жизнью, попробовал себя во всех газетных жанрах, не ленился идти пешком к героям публикаций за десять и более километров. Из этих походов, настраивавших на поэтический лад при виде красот Заволжья, он возвращался с почти готовыми стихотворениями. Многие из них после обсуждения в литературном объединении получали «добро» на опубликование в газете. И уже в августе 1961 года Рашид стал в ней ответственным секретарем.

Следующей весной Челно-Вершинский район был ликвидирован и присоединен сначала к Сергиевскому, а потом к Шенталинскому районам. Так что пришлось Р.Гарифуллину поработать газетчиком и в этих территориях. С восстановлением Челно-Вершинского района в апреле 1966 года он вернулся в родные пенаты в качестве заместителя редактора газеты, уже носящей название «Авангард». Такое предложение сделал ему бывший редактор шенталинской газеты Федор Токарев, ставший первым секретарем Челно-Вершинского райкома КПСС после восстановления этого района. Тот еще в Шентале говорил своим газетчикам: «Хватит писать дубовым языком. Учитесь излагать свои мысли живо, как этот молодой татарин!».

Но для работы в СМИ не хватало образования. Поэтому в 1973 году Рашид окончил заочную Высшую партийную школу при ЦК КПСС (отделение газетных работников). Учеба расширила кругозор, обогатила багаж знаний. После этого Куйбышевский обком партии предлагал Гарифуллину должность редактора в ряде районов, но он отказывался, поскольку его устраивала работа в Челно-Вершинах, где он знал многих и обрел множество друзей, с которыми сближала не корысть, а родство душ, совпадение взглядов. К тому же Рашид понимал, что на расстоянии он не сможет должным образом заботиться о пожилой матери, не желавшей никуда переезжать.

А мать для него святой человек, как и отец, погибший в 1941 году в Белоруссии. Исламия Хасановна в одиночестве растила своего сына, отчаянно борясь с лишениями и голодом. Она стала женой Насыбуллы Сибгатулловича в 1933 году и до его кончины прожила вместе с супругом всего два года. Остальное время тот сначала был на срочной службе в армии, а потом воевал у озера Хасан, в финскую кампанию и на полях Великой Отечественной войны.

Рашид был у этих жителей деревни Благодаровка вторым ребенком, а первенцем стала Хосния, родившаяся в 1934 году. Но в возрасте двух лет она заболела. Отец тогда находился в армии, а маме, молоденькой женщине без жизненного опыта и знания русского языка, сложно было повезти больную дочь в райбольницу. В семье была беспросветная бедность, и когда девочка перед смертью попросила еды, ей смогли дать лишь кусок черного хлеба.

Мать рассказывала Рашиду, что только работа в колхозе и в своем подворье помогла ей пережить горе в одиночестве. Позднее, спасаясь от голодной смерти, она вместе с несколькими односельчанами поехала на рыбзавод г. Мурманска. Энергичная, скорая на руку, великая труженица, какой она была всегда, Исламия быстро проявила себя с лучшей стороны. Однажды на заводском собрании ее посадили за стол президиума рядом с наркомом внешней торговли А.И.Микояном. Анастас Иванович в своем выступлении призвал заводчан работать так же ударно, как она, и похлопал ее по плечу – мол, молодец.

Общалась Исламия Хасановна с сыном на татарском языке, также поступали и бабушки. Все они были людьми глубоко верующими и богобоязненными, регулярно посещавшими благодаровскую мечеть, которую построили в 1907 году, и она по благоприятному стечению обстоятельств никогда не прекращала своей деятельности. Под влиянием мечети воспитывался и Рашид.

Став журналистом, он не раз делал материалы о ее истории, судьбах священнослужителей, духовном возрождении общества. В газете «Авангард» широко освещалось празднование 100-летия мечети, прошедшее с участием председателя Центрального Духовного управления мусульман муфтия Талгата Таджутдина, председателя Регионального Духовного управления по Самарской области муфтия Вагиза Яруллина и большого количества гостей. На этом торжестве  Рашид Насыбуллович получил Коран из рук хазрата Талгата, чем и поныне гордится.

Почти 52 года он отдал журналистике, со временем став главным редактором Челно-Вершинской районной газеты «Авангард», и никогда не позволял притупиться своему перу. Его публикации заставляли людей плакать и смеяться, размышлять о сельской жизни и нелегкой крестьянской доле, думать о развитии и перспективах общества.

Проявлял Рашид Насыбуллович активность и в общественной жизни,  многие годы будучи секретарем парторганизации редакции, заседателем районного народного суда, членом комитета народного контроля. Четверть века он руководил районной организацией Общества любителей книги РСФСР и способствовал пропаганде классики, общественно-политической литературы, достойных внимания произведений современников. Как делегат нескольких съездов этого Общества встречался с известными писателями и общественными деятелями. Неслучайно в коллекции его наград есть знак «Активист общества книголюбов СССР».

Труд заслуженного работника культуры РФ Р.Н.Гарифуллина отмечен также двумя медалями, множеством почетных грамот и благодарностей различных уровней. Одно из последних благодарственных писем поступило в конце апреля 2012 года – отзаместителя председателя правительства Самарской области-министра сельского хозяйства и продовольствия Виктора Альтергота. Более двадцати призов за участие в конкурсах и фестивалях областного и всероссийского уровней получила и руководимая Рашидом Насыбулловичем редакция. Но главной наградой для себя он считает слова челновершинцев, которые порой признаются: «В моем сундуке хранится немало номеров газеты с твоими статьями и очерками. Этот архив передам потомкам».

Первая муза Рашида – Гальсина

Первая муза Рашида – Гальсина

Благодаря любимой работе начинающий журналист нашел любимого человека. В ходе «десанта» 60-х годов в Шенталу он встретил там свою будущую жену Гальсину, которая подарила ему двух дочек – Альфию и Гелию. Молодым дали квартиру, но коварная болезнь отняла 30-летнюю супругу. Плечо тогда подставила мама Рашида, от которой внучки взяли доброту души и трудолюбие.

Через четыре года он женился на Нине, родившей Рустама – всеобщего любимца семьи, и сумевшей выстроить отношения с девочками, заменив им мать. Нина Николаевна после окончания техникума работала экономистом, а затем 10 лет – начальником районного узла связи. Связистом стал и Рустам, но сейчас он занимается евроремонтом в Самаре. Здесь же трудилась и недавно скончавшаяся Альфия – бухгалтером фирмы, а Гелия является сотрудником одной их префектур г. Москвы. Есть у Рашида Насыбулловича и внуки: Руслан и Алина.

Без каких-либо проблем в семье Р.Гарифуллина утвердилось уважительное отношение к исламу. Даже Рустам говорит на двух языках и считает себя мусульманином. А главу дома следует отнести к верующим людям: он по возможности посещает мечеть, читает религиозную литературу и соблюдает уразу, правда, не очень последовательно.

Вместе с тем он сохранил свои прокоммунистические убеждения и не бегал из партии в партию. Как личную трагедию воспринял Рашид Насыбуллович развал Советского Союза, породивший обилие негативов в сельской жизни: безработицу, обреченность на исчезновение малых деревень (родная Благодаровка в их числе) и «пофигизм» молодежи.

Поздравление с юбилеем супруги и мамы Нины Николаевны, 1997 г

Поздравление с юбилеем супруги и мамы Нины Николаевны, 1997 г

В часы досуга он любит заниматься огородничеством, садоводством и цветоводством, причем не для продажи, а ради удовлетворения потребностей семьи и реализации своего интереса. Снабжает пенсионер родню и куриными яйцами, птичьим мясом с личного подворья. Его цветник у многоквартирного дома соседи признают в числе лучших. Еще он  страстный грибник и строитель собственных гаражей и сараев. Есть у Рашида Насыбулловича и мечта – издать книгу своих стихов и рассказов. Но спонсоров пока на горизонте не видно.

Некоторые его стихотворения опубликованы в первом сборнике челновершинских поэтов и прозаиков «Цвети, моя Земля!», вышедшем в Самаре в 2004 году. В них автор снова скромничает (Не краснобай, не златоуст/И состою на службе слова/Всего-то в чине рядового,/Не требуя ответных чувств), восторгается родной природой (И меня, живу покуда,/Белым таинством дразня,/Звать в свои палаты будет/Светозарный березняк), осмысливает человеческие отношения (Каждый волен жить в своем наряде/Средь тревог и суеты мирской, -/Главное, бояться, как проклятья,/Злым остаться в памяти людской), вспоминает прошлое, трезво анализирует сегодняшний день, не мирясь порой с реальной действительностью, и пытается заглянуть в будущее.

Интервью с археологом из Канады, работавшим у с. Сиделькино

Интервью с археологом из Канады, работавшим у с. Сиделькино

Школьники на экскурсии в редакции газеты

Школьники на экскурсии в редакции газеты

10 августа текущего года герой этой статьи отметил свое 75-летие. Вот так член общественного совета при Собрании представителей муниципального района Челно-Вершинский позиционирует себя в сегодняшнем дне: «Несмотря на возраст я – не камень лежачий. По мере сил увлеченно тружусь в подсобном хозяйстве и частенько рабочий день заканчиваю затемно. Я доволен этим. А дальше как все сложится, зависит от воли Аллаха. Хотелось бы еще пожить, порадоваться жизни, увидеть расцвет любимой России». Тогда до следующих юбилеев, Рашид Насыбуллович!

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», №3 (8).

Просмотров: 1536

Комментирование запрещено