Татарстанский муфтий обвиняет Макаревича в оскорблении русских и татар и требует извинений

33_mainДиректор Центра исследований Корана в Татарстане муфтий Фарид Салман призвал музыканта Андрея Макаревича принести извинения русским и татарам.

«Я как россиянин, татарин обращаюсь к Вам, Андрей Вадимович, с призывом отказаться от того, что Вы произнесли в адрес народов нашей страны, и принести свои извинения так же публично, как открыто было произнесено то, что не имеет отношения ни к истории, ни к культуре русского и татарского народов», — говорится в открытом письме Ф.Салмана А.Макаревичу, поступившем во вторник в «Интерфакс-Религия».

В письме отмечается, что ранее А.Макаревич в интервью белорусскому сайту «Будзьма», говоря об уровне европейскости у того или иного народа, заявил: «Разница есть, конечно. Даже хотя бы в отношении к природе. У вас это отношение европейское. У нас же испорченное отношение к природе кочевниками. Кочевники привыкли гадить, потому что они не сидят на местах — они завтра едут дальше. Так чего заботиться о чистоте. Подозреваю, что у русских это осталось со времен татарского ига». 

«Заявляя о том, что русские научились портить свой мир, свой дом у кочевников, назначая татар ответственными за иго (в белорусском варианте звучит как «ярмо»), называя белорусов европейцами, Вы оскорбили и русских, и татар, и белорусов. Ведь не только белорусы, но и татары, и русские в одинаковой мере в плане географической принадлежности также являются европейцами», — говорится в открытом письме. 

Муфтий также напомнил, что на протяжении веков в Белоруссии живут татары, которые «не имеют отношения ни к игу, ни к ярму, но вместе с гостеприимным белорусским народом трудились на этой земле и защищали ее, когда возникала необходимость». 

«Слова о превосходстве одной расы над другой, о мнимых заслугах одних наций и недоразвитости других приводили и, к сожалению, поныне ведут к таким гнусным явлениям в истории человечества, как фашизм, антисемитизм, христианофобия и исламофобия», — подчеркнул Ф.Салман.

Просмотров: 1999

10 комментариев

  1. Артист конечно погорячился, и для пиара тема довольно спорная,так только отвлечь от своих проблем! Да наши предки(большая часть)были кочевники,скакали в основном по левобережью великой русской реки Итиля-Волги .Кстати, а на правобережье кочевал на несколько столетии назад Хазарский каганат,а когда у их орд ломались венецианские унитазы ,мусоросжигающие установки(по тем временам,наверняка какие нибудь «нано»),вообщем тоже гадили куда попало!А средневековые города Европы утопали в грязи,вони,были полчища крыс и бубонная чума! Интересно ,а кто жил в те времена на территории Белорусии-руссы,литовцы,половцы-кипчаки?

  2. Пишу, потому что хочу высказаться в защиту истины, объективности и справедливости, а не в защиту Макаревича.
    Многие песни Макаревича нравились и нравятся, сам Макаревич раньше нравился как автор и исполнитель песен, а теперь нет. У меня сложилось впечатление, что он из певца-бунтаря постепенно как-то превратился в миллионера и барина, номенклатурного певца, приближенного к властям и периодически лизавшего им задницу.
    Несколько задели меня пафосность и «своевременное, удобное и безопасное» услужливое приобщение служителя религии к общему хору травли в адрес Макаревича, за его личное отношение к событиям на Украине и роли России в этих событиях, не совпадающее с официальной точкой зрения властей и официальной пропагандой и СМИ.
    Процитирую Макаревича по публикации в интернете: «Также Макаревич высказался о разнице между белорусами и россиянами: «Разница есть, конечно. Хотя бы даже в отношении к природе. У вас это отношение европейское, у нас — испорченное кочевниками. Кочевники привыкли гадить, потому что они не сидят на местах: они завтра едут дальше. Можно не заботиться о чистоте. Подозреваю, что у русских это осталось со времен татарского ига».
    Мне лично эта фраза представляется глупой, неуклюжей и неуместной, несколько безграмотной с точки зрения исторической и этнографической культуры.
    Но я не вижу оскорбления в адрес татар или русских, и даже в адрес россиян.
    Что, разве нет разницы между белорусами и россиянами?
    Есть, и во многом. Личный пример. Со мной в училище учился белорус по фамилии Корзун – очень хороший парень, спокойный, порядочный, культурный. Он достаточно сильно отличался от татар, русских, украинцев, евреев, греков, грузин, армян, молдован, гуцулов и т.д. по личным качествам, по отношению к другим людям, в целом по бытовой культуре. В какую сторону отличался – в лучшую или худшую – не хочу говорить, так как это очень субъективные оценки и потому по одному или нескольким представителям народа нельзя делать выводы о «качествах» всего народа, всех его представителей. Хочу зафиксировать: представители разных народов чем-то отличаются друг от друга, но в этом я не вижу ничего плохого и трагичного.
    В 1971 году летом единственный раз в жизни проезжал на поезде из Одессы в Калининград через Белоруссию, полдня были в Витебске. Осталось впечатление, что Витебск очень сильно отличался от Самары, Луганска и Одессы, Калининграда. Люди другие, другой уровень доброжелательности, другой порядок и чистота на улицах (трудно поверить, но даже на привокзальной площади не было мусора, бумажки не валялись ни на газонах, ни на тротуарах и даже около мусорных урн), очень-очень много зелени. Один мой знакомый – профессиональный водитель, старающийся соблюдать ПДД и, вообще, очень аккуратный и порядочный человек, каждый год ездит в Белоруссию к своему брату. Так вот, он восхищается порядком и чистотой в Белоруссии, несмотря на то, что белорусские милиционеры-гаишники его регулярно штрафуют: оставил машину ненадолго около подъезда, начал мыть машину во дворе дома, чуть-чуть превысил скорость и т.д. Взятки – штраф на месте – не берут!
    Что, разве русские (россияне) мало взяли в свою культуру от завоевателей «монголо-татар»? И хорошего и плохого.
    А вот за кочевников обидно. Я не специалист по культуре кочевников, но у меня было мнение, что кочевники ближе к природе и больше горожан считаются с природой, берегут ее.
    Специально для Макаревича: Кочевники не сидят на одном месте – это правда. Но они снова и снова возвращаются в те же места своих стоянок и у них не принято гадить, где живешь. Хотя, наверное, кочевники тоже бывают разные, как и горожане.
    Директор Центра исследований Корана в Татарстане муфтий Фарид Салман, «…как россиянин, татарин» обратился к Макаревичу с призывом отказаться от того, что Вы произнесли…».
    Возникают вопросы:
    - Почему этот директор не возмущен тем, что в учебной, исторической, художественной, детской, научно-популярной литературе, театре и кино, и т.д. сотни лет при царском режиме и в советское время использовалось специально придуманное и введенное в оборот для оправдания многих действий российского (читай русского) государства против татар понятие «татарское иго»? Ведь это понятие придумал не Макаревич и не вчера.
    - Почему этот директор не был так возмущен более, на мой взгляд, оскорбительными высказываниями Жириновского – сына юриста — о том что «татар нужно гнать в Монголию, гнить от сифилиса», о необходимости ограничения перемещения кавказцев и мусульман по России, о введении норм по рождаемости, штрафовать за «лишних» детей и «оградить территорию Кавказа колючей проволокой», о том, что «Ельцин – тупой не только потому, что строитель. Урал, Урал, Урал! … Там огромное магнитное поле. Там вообще тупое население. От Перми до Екатеринбурга – это население дебильное. Оно, может быть, здоровое, но если взять его по интеллекту – он тупой, до упора… Более тупого населения, чем на Урале, нет…» (цитирую по информации из интернета)?
    На мой взгляд вопросы риторические, ответа не жду.
    Президент хотя бы пожурил Жириновского за некоторые его высказывания, а вот директор промолчал.

    Потомок булгар и монголо-татар

  3. Albina, Булгары давно уже вымерли, еще в 13 веке. А насчет татар так внешность самая разнообразная, от монголоидов до светлых блондинов, так как мы суперэтнос, разные этногруппы принимали участие в нашем этногенезе (тюрки (кыпчаки, булгары) финно угры, позже часть чувашей, мордвы и башкир отататарилась. Не во внешности дело, а то что у тебя внутри (владение родным языком, уважение своей традиции и культуры, религия Ислам)

  4. Он не этих татар имел ввиду, а татаро-монгол. Мы-булгары, по-моему пора уже на государственном уровне вернуть наше исконное самоназвание. Мы всегда были оседлыми, а татары кочевниками… Вот и путаница в сознании людей

  5. Как был певун МИР ПРОГНЕТСЯ ПОД НАС так и остался певуном И ПРОГНУЛСЯ ПОД НИХ

  6. Ахах)))Ммда уж…а ведь даже в истории разбираться не надо, хватает реально ощутить разницу на примере татарских деревень)))Наши деревни всегда красивые,чистые и ухоженные. Даже леса возле деревень у нас чище. У кого-у кого там к природе какое-то не хорошее отношение???)))

  7. Признаться, сильно разочаровало такое его высказывание. Прежде, чем затрагивать эту тему, стоило бы изучить вопрос и тогда ему стало бы известно, что тот же Чингисхан заложил основные постулаты защиты природы, запретив в своей Ясе загрязнять водоёмы. Нет ничего смешнее человека, пытающегося рассуждать о том, в чём ничего не смыслит.
    И в той же Европе об этом прекрасно известно. По крайней мере в европейских вузах об этом рассказывают.

  8. Ну в целом все верно сказал, чего раздувать то из мухи слона, кочевники никогда не страдали большой любовью к природе. Надо уметь разделять, то что было и то что сейчас, а не агриться по всяким пустякам.

  9. По моему, у муфтиев другие предназначения. Обвинять кого-либо, много ума не требуется. А по отношению к природе, в целом, не углубляясь в причины возникновения, он прав!

  10. Макаревич вроде умный человек..,сам из гонимой нации! Взял да испортил к себе отношение многих тысяч татар и других тюркоязычных народов. То ли попытка перевести уже имеющегося у него свою «головную боль» на другие здоровые головы,то ли он не такой уж и толерантный к другим народам,не знание истории и т.д. Было сочувствие какое то,моральная поддержка…,а все кончилось гнусным поступком!Думаю для татар Андрей Макаревич-нерукопожатый человек,пока не извинится публично!