ПРОДЮСЕР ФИЛЬМА «ВОЛГА» ПЬЕР-КРИСТИАН БРОШЕ: «В КАЗАНИ ЕСТЬ БОГАТЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: ВЗЯТИЕ КАЗАНИ, ЦАРИЦА СЮЮМБИКЕ… НО В САМАРЕ БЫЛ СТЕПАН РАЗИН, И ЭТО ИНТЕРЕСНО».
Самара, конечно, удивительный город. Особенно набережная. Где еще можно случайно встретить съемочную группу Питера Гринуэя? И, набрав в туфли по полкило песка (снимают прямо на пляже, под Ленинградской), расспросить обо всем продюсера фильма Пьера-Кристиана Броше.
Рабочее название — «Волга»
«Это беспрецедентный кинематографический проект, равного которому по замыслу, идеологической и концептуальной составляющей не было ни в нашей стране, ни в Европе, — обещает официальный сайт картины. — На мировые экраны планируется выход масштабного художественного фильма, в котором будут переплетаться уникальные съемки, исторические реконструкции важнейших событий в России, а сюжетные линии будут раскрыты с участием российских и иностранных актеров. Дюма путешествовал по Волге осенью, но для полного раскрытия образа этой великой реки съемки покажут ее в течении всех времен года».
…Пьера-Кристиана Броше в Самаре знают давно — с тех пор, как в 2008-м он возил по России грандиозную выставку современного искусства «Будущее зависит от тебя. Новые правила». Известный коллекционер, с 1990-х живущий в нашей стране, ведет на телеканале «Культура» передачу «Россия, любовь моя!» С нее-то все и началось.
«Я делал передачи о калмыках, татарах, мордве, чувашах — и вдруг проникся этой красочностью», — рассказывает Пьер. Впечатления от поездок дополнила книга Александра Дюма «Из Парижа в Астрахань. Свежие впечатления от путешествия в Россию» (1858). Пьер решил, что кто-то должен снять по ней фильм. И выбрал Питера Гринуэя и его жену Саскию Боддеке. Дело было полтора года назад, когда Гринуэй еще только снимал вышедший теперь на экраны фильм «Эйзенштейн в Гуанахуато». И вот теперь у культового режиссера — новый, связанный с Россией, проект. Рабочее названия фильма — «Волга».
Съемки пройдут в 2016-м. Кто исполнит главную роль — еще неизвестно. «У нас есть, конечно, идеи, есть даже crazy, но мы пока не можем о них говорить», — объясняет Пьер. А пока Питер, Саския и Пьер на небольшом кораблике плывут по Волге — сначала из Калязина через Углич, Ярославль и Кострому до Нижнего. Теперь - из Нижнего до Астрахани, «даже до Элисты, потому что в Астрахани калмыков уже почти не встретишь». Проект поддерживает «Русское географическое общество» и Фонд Тимченко.
«Это даже не река, это какой-то монстр»
В Самаре экспедиция пришвартовалась у Речного вокзала, буквально на несколько часов. Снимали на пляже. «Мы еще не видели по дороге пляжа», — рассказывал Пьер. Сам Гринуэй, кстати, до Самары не доплыл — улетел из Тольятти на фестиваль в Финляндию. Со съемочной группой осталась его супруга — театральный режиссер Саския Боддеке, с ней Гринуэй сделал много совместных проектов, в том числе, — мультимедийную выставку, посвященную русскому авангарду, для московского Манежа.
«Когда вы работаете с людьми такого масштаба, вы предлагаете им проект, а они уже сами решают, каким он будет. Опять же, в нашем большую роль будет играть Саския, поэтому очень интересно, что получится, — рассказывает Пьер, пока мы гуляем по пляжу, не выпуская из поля зрения Саскию с оператором. — Сейчас вся наша работа — дать режиссерам возможность ощутить, что это за страна. Ведь если Феллини создал образ Рима, то про Россию еще никто не снял такой фильм, в котором были бы видны все три религии и сама история страны — все то, о чем говорит в своей книге Дюма. И еще современность, может быть… В этой поездке мы как раз пытаемся понять, какие места видел Дюма и определить, какие эмоции они вызывают сейчас. Эти три дня Саския и Питер просто смотрели на immensity, на это бесконечное пространство. Оно действительно впечатляет: одинаковый пейзаж, огромные расстояния, река… Это совершенно не те эмоции, чем если ты живешь в Голландии или во Франции. Да даже в Москве. Я много путешествую, но вот это ощущение «быть на реке» — совершенно особое. Это даже не река, это какой-то монстр. Добрый монстр».
От Самары бурлаки и Стенька Разин
Съемки начнутся в следующем году, и пока непонятно, попадет ли в фильм Самара. «Наш список городов определен теми, о которых говорит в своей книге Дюма, — поясняет Пьер. — Мимо Самары он проплывал ночью, успел увидеть вечером Царев курган — и все, дальше почти ничего не пишет до Саратова. С Казанью понятнее: там он останавливался на четыре дня, ходил на охоту, встречался с ректором университета… И в Казани есть богатый исторический материал: взятие Казани, царица Сююмбике… Но у вас здесь был Степан Разин, и это интересно».
Пьер удивляется, что в этих краях нет музея Стеньки Разина и что таким богатым историческим материалом сейчас вообще мало интересуются. «Я хочу снять бурлаков, давайте поднимемся», — показывает Пьер на скульптуру. По дороге объясняет: «Мы хотели заехать в Усолье, но не успели, потому что не учли разницу во времени. А Усолье как раз пример таких мест, в которых мог прятаться Стенька Разин».
Мы в ответ рассказываем, что в Самаре чуть было не установили скульптуру Стеньки Разина, но вдруг решили, что выбрасывать женщин за борт нехорошо.
«А вы знаете, что на картине Репина есть одна женщина? — Пьер подходит к скульптурной композиции и указывает на кораблик. — Вот здесь женщина, она моет пол или что-то такое делает. А вот этот флаг висит вверх ногами. А вот здесь идет дым от парохода, и это знак, что бурлаки скоро исчезнут», — показывает продюсер и обещает, что бурлаки в фильме Гринуэя тоже появятся.
Пока мы потихоньку идем от скульптуры к причалу, Питер рассказывает, что с утра экспедиция высадится в Хвалынске: «Дюма там не останавливался, но место, где есть мечеть и православная церковь — это уже интересно. Это говорит о смешении народов. Саския специально отслеживает в этом путешествии, как меняются лица людей. И мы поедем в Элисту, чтобы увидеть эти лица и дойти до ощущения буддизма».
Кораблик уже сигналит, собирая путешественников. А мы напоследок все-таки спрашиваем: почему именно Дюма? Почему именно это путешествие?
«Потому что Дюма едет в Нижний Новгород, а потом в Казань, и говорит, что это место встречи Востока и Запада. Эта тема сегодня очень важна. Сегодня весь мир и сама страна нуждается в новом образе России. И материал для него есть. Мало, где можно встретить на одной реке три главных мировых религии».
Что такое Россия для самого Пьера-Кристиана, родившегося во Франции, учившегося в Германии, женатого на русской, собравшего одну из лучших коллекций постперестроечного искусства, выпустившего десятки путеводителей по регионам России? Зал. Огромный зал ожидания: «Иногда мне кажется, что Россия — это большой зал ожидания на вокзале. Есть какие-то люди, которые тихо сидят по углам, они живут так от века. И в России есть такие люди, это нганасаны, ненцы, тувинцы, чукчи, кавказцы — те, кто живет с краю. А в середине время от времени все ломают и меняют заново, чтобы сделать новый стиль кресел. Вот это Россия. Почему-то нужно иногда вдруг все разрушить и поставить новое. Но точно такое же. У меня есть ощущение, что идентичность России — это как раз место встречи. Но у этого места очень мощная энергия. И это нужно почувствовать, тогда ты понимаешь, что это абсолютно уникальная страна. А кто мы такие? Ну вот мы передвигаемся по залам ожидания…».
Из книги Александра Дюма «Из Парижа в Астрахань. Свежие впечатления от путешествия в Россию»: «Мы прошли мимо Симбирска и Самары ночью; Н а х и м о в, более отважный, нежели пароход, который доставил нас в Нижний, шел ночью, как днем; капитан чистосердечно признался, что раз уж коснулись первого дня октября, он опасается быть остановленным льдами. Всякий раз, когда Н а х и м о в останавливался, чтобы купить дров, мы сходили на берег, но края, меняя названия, были безвариантно те же. Всегда деревянные избы, населенные крестьянами в красных рубахах и тулупах. На всех стоянках находили для покупки и превосходную рыбу. Стерлядь, что продается на вес золота в Москве и, особенно, в Санкт-Петербурге, стоила нам по 3-4 копейки за фунт (…). Между Ставрополем и Самарой увидели высящийся на левом берегу массивный холм, имеющий форму голландского сыра; его называют Царской горой, потому что Иван Грозный, завоевав Казань, спустился вниз по Волге и велел подать обед на его вершину. Город, что виден вдали, с куполами, подобными огромным буграм земли, нарытым кротами, называется городом Короля [Царицын]; несомненно, потому что Иван там останавливался».Питер Гринуэй — британский художник, режиссер, куратор. Работы отличаются философичностью, интеллектуальностью и отстраненностью. Самые известные фильмы — «Контракт рисовальщика», «Повар, Вор, его жена и ее любовник», «Книги Просперо», «Чемоданы Тульса Люпера» и др.* * ** * *КОНТЕКСТ:
Просмотров: 1662