«Путешествие Ибн Фадлана»: уникальные экспонаты и советские штампы

ERO_9201

В Центре «Эрмитаж-Казань» в музее-заповеднике «Казанский Кремль» в конце прошлой недели торжественно открылась очередная масштабная выставка — «Путешествие Ибн Фадлана. Волжский путь от Багдада до Булгара»

Достоинства и недостатки масштабной выставки в музее-заповеднике «Казанский Кремль»

Выставка «Путешествие Ибн Фадлана. Волжский путь от Багдада до Булгара» была открыта с помпой на днях в Казанском кремле. Экспонаты привезли сразу из 7 российских музеев, а на открытие приехал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Искусствовед Гузель Файзрахманова посетила выставку, пользующуюся успехом у публики, и размышляет об увиденном.

ОТ БАГДАДА ДО БУЛГАРА

В Центре «Эрмитаж-Казань» в музее-заповеднике «Казанский Кремль» в конце прошлой недели торжественно открылась очередная масштабная выставка — «Путешествие Ибн Фадлана. Волжский путь от Багдада до Булгара», экспонаты для которой привезли из 7 музеев и коллекций: Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, Фонда Ш. Марджани, Государственного музея искусства народов Востока, Волгоградского областного краеведческого музея, Самарского областного историко-краеведческого музея им. Алабина и Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника.

Проект стал не только культурным, но и политическим событием: в то время, когда радикальные исламисты уничтожают шедевры мирового искусства, организация выставки «правильными», мирными мусульманами может значительно улучшить имидж исламского мира в целом и российского его фрагмента в частности. В этом смысле Ахмад ибн Фадлан — посол аббасидского халифа, направленный в 921 — 922 годах ко двору царя Волжской Булгарии, прекрасно подошел и на роль дипломата текущего момента: его путешествие продолжилось в XXI веке в музейных залах, свидетельствуя и о нынешних политических и культурных контактах мусульманского Востока с мусульманскими потомками булгар.

Чаша. Глина, роспись, глазурь. Хорасан, X в.
Чаша. Глина, роспись, глазурь. Хорасан, X в.

В основе «драматургии» выставки — «Записка» (или «Книга»). Это отчет Ибн Фадлана о путешествии, в котором он рассказывает об этнографии и истории народов от Средней Азии до Средней Волги. Каждый зал посвящен традициям прикладного искусства и этнографическим особенностям определенного региона. Первый зал олицетворяет стартовую точку путешествия — там представлено искусство аббасидов, Ближнего и Среднего Востока, Восточной Европы, в следующих залах — предметная среда степных народов, и заканчивается экспозиция произведениями ювелирного искусства и предметов быта булгар, славян и финно-угров. Хронологически выставка шире — она не синхронна только X веку, в котором происходило путешествие, и географически также выходит за пределы пути Ибн Фадлана. Посол совершил свое путешествие в период начала упадка аббасидского халифата. В это время происходит мощная иранизация культуры, перенесение столицы из Дамаска в Багдад, привлечение иранцев качестве чиновников: персы вытеснили арабов, воины же в основном были тюркского происхождения, население в большинстве своем — мусульманское.

Чаша. Глина, полихромная роспись по глазури, люстр. Ирак, IX в.
Чаша. Глина, полихромная роспись по глазури, люстр. Ирак, IX в.

ПОЧУВСТВУЙТЕ АТМОСФЕРУ ВОСТОКА

Большинство из 2 тыс. представленных на выставке предметов показывается впервые. Это памятники декоративно-прикладного и ювелирного искусства, произведения керамистов, стеклодувов, косторезов, художников по металлу. Удивительной красоты произведения поражают воображение: витрины заполнены расписной керамикой, всевозможными блюдами, чашами, огромными кувшинами, причудливой формы керамическими и металлическими светильниками, ювелирными украшениями. Кроме орнаментальной росписи на керамических изделиях можно увидеть изображения воинов в доспехах, стилизованных зверей и птиц. Удивляться этому не следует — несмотря на запрет фигуративных изображений в исламе, они присутствуют на многочисленных произведениях и многие десятилетия в научной среде ведутся споры о причинах их существования. Одни приводят доводы в пользу запрета и ссылаются на Коран, у других специалистов имеется противоположная аргументация на этот счет. Сходятся в одном — был хронологический отрезок с тотальным запретом на изображения, но его границы установить сложно. Среди экспонатов выделяется люстровая керамика. Ее технология через Египет и Испанию дошла до восточных регионов, при производстве изделий использовались соли металлов, которые при обжиге восстанавливались, благодаря чему на керамической поверхности появлялся характерный металлический блеск. Аскетичная исламская культура запрещала употребление золотой и серебряной посуды, и в интерьерах пышных иранских дворцов атмосфера роскоши, не нарушающей канон, проявляется благодаря присутствию люстровой керамики…

Приспособление для обжига глазурной керамики. Глина, глазурь. Западный Мавераннахр, втор. пол. X - перв. треть XI вв.
Приспособление для обжига глазурной керамики. Глина, глазурь. Западный Мавераннахр, втор. пол. X — перв. треть XI вв.

Вместе с Ибн Фадланом мы попадаем в города Хорезма: показан срез городской жизни, очень пестрой. Экспозиция продолжена среднеазиатскими подражаниями китайской керамике тан — яркая, живописная свободная роспись блюда со стилизованным изображением павлина. Среди экспонатов заслуживают особого внимания шахматные фигурки — антропоморфные и зооморфные, а также хумы — керамика для хранения воды, зерна, масла крупного размера. Экспозиции первого и второго залов удачно дополняют крупноформатные фотографии (жаль только, что они напечатаны на баннерной ткани, а не на картоне, что снижает класс дизайна выставки). В основном они относятся к началу XX века. Несмотря на то, что разница во времени с X веком — почти тысячелетняя, фото отлично передают характерную атмосферу: виды Среднего Востока с монументальными культовыми архитектурными сооружениями из обожженного кирпича с резьбой, и вместе с тем запечатлены временные деревянные сооружения, убогий быт, общественная квартальная кухня — ее существование связано с дефицитом топлива. Очень выразительное фото старика-мастера, ремонтирующего керамический сосуд с помощью лучкового сверла.

Арабские и булгарские дирхамы. IX - X вв.
Арабские и булгарские дирхамы. IX — X вв.

В третьем зале, делящем экспозицию на две части, представлена нумизматика: арабские дирхамы и монеты булгарской чеканки, в том числе один из центральных экспонатов выставки — булгарский дирхам с упоминанием формулы венчания булгарского правителя. В четвертом зале экспонируется модель шатра с размещенной внутри нее витрины с шелковым платьем, а также предметы «воинского ряда» — сабли, оружие, наборные пояса с металлическими накладками, элементы украшения сапожек.

Сосуд. Серебро, выколотка, литье, золочение, чеканка, гравировка. Хазарский каганат, IX - пер. пол. X вв.
Сосуд. Серебро, выколотка, литье, золочение, чеканка, гравировка. Хазарский каганат, IX — пер. пол. X вв.

ЧТО ЗА ДИЗАЙН?

И вот здесь дизайн выставки дает сбой — экспозиции четвертого и пятого залов заметно отличаются от первых трех дополнениями, которые выглядят не слишком уместными. Так, в витрины с оружием и деталями костюмов в качестве фонов-задников автор художественного решения экспозиции — петербургский художник Азат Миннекаев — поместил работы уфимского художника Рината Миннебаева из цикла 2003 года «Путешествие Ибн Фадлана на реку Итиль». Графические коллажи, представленные фондом Марджани, выполнены в технике бумаги ручного литья с накладками. Это самоценные произведения искусства и достойны отдельного экспонирования, не в качестве бутафорского дополнения, призванного оттенить произведения декоративно-прикладного искусства, а как современные художественные высказывания на тему древнего документа.

В витрине - поясной набор. Серебро, кожа, литье. Юг Восточной Европы, IX - пер. пол. X вв. Ринат Миннебаев - "Доспех", из серии "Путешествие Ибн Фадлана на реку Итиль", 2003 г. Бумага, тростник, натуральные красители
В витрине — поясной набор. Серебро, кожа, литье. Юг Восточной Европы, IX — пер. пол. X вв. Ринат Миннебаев — «Доспех», из серии «Путешествие Ибн Фадлана на реку Итиль», 2003 г. Бумага, тростник, натуральные красители

Также неубедительно выглядит в экспозиции и живопись Миннебаева на ту же тему: дублируя сюжетно и предметно эффектные крупноформатные фотографии архитектурных сооружений и степных пейзажей из первого и второго залов, она проигрывает, возникает эффект соревнования живописи с фотографией — увы, не в пользу первой. Складывается впечатление, что художественное решение экспозиции первых трех залов принадлежит одному автору, а четвертого и пятого — другому, настолько они разные.

Сабля. Железо, серебро, позолота, чернение, литье, гравировка. Государство гузов, нач. XI в.
Сабля. Железо, серебро, позолота, чернение, литье, гравировка. Государство гузов, нач. XI в.

Печально, что в XXI веке музейные художники используют советские экспозиционные штампы — фоны в витринах, многочисленные живописные произведения, аннотации, дополненные фрагментами пейзажей. Такие дополнения визуально «забивают» главные экспонаты, отвлекают внимание зрителя.

Всадник. Известняк, резьба. Хазарский каганат, VII - IX вв.
Всадник. Известняк, резьба. Хазарский каганат, VII — IX вв.

СЕМЬ МЕСЯЦЕВ С ИБН ФАДЛАНОМ

Завершая обзор выставки, нельзя не упомянуть принадлежности конского убора, предметы доордынской астраханской культуры, а также памятники булгарского искусства. В последнем зале из всех выделяется витрина с предметами из так называемого Спасского клада — булгарские ювелирные изделия XI — XII веков, хранящиеся в Государственном Эрмитаже. Это женские украшения, золотые серьги, выполненные в технике скани, зерни, очень эффектные по форме, тончайшего мастерства исполнения.

Серебряные женские украшения: браслеты, медальоны, ожерелья. Волжская Булгария, IX - XII вв.
Серебряные женские украшения: браслеты, медальоны, ожерелья. Волжская Булгария, IX — XII вв.

Во второй половине пятого зала представлены вещи, относящиеся к славянской и мордовской культурам. Очень интересна витрина, заполненная конскими стременами, также привлекают внимание деревянные фрагменты погребальной ладьи. Финальный экспонат — репродукция полотна популярного салонного художника рубежа XIX — XX веков Г. Семирадского. Написанная по мотивам «Записки» Ибн Фадлана по заказу Николая II, картина очень вольно трактует облик персонажей и историческую атмосферу далеких времен — судя по всему, художник больше доверял своему воображению, нежели специалистам, консультировавшим его.

Женские украшения: серьги, височные кольца, цепочки с подвесками. Золото, тиснение, скань, филигрань. Волжская Булгария, X - XII вв.
Женские украшения: серьги, височные кольца, цепочки с подвесками. Золото, тиснение, скань, филигрань. Волжская Булгария, X — XII вв.

Выставку сопровождает большая параллельная программа — несколько лекций из программы годового цикла эрмитажного лектория были посвящены искусству городов Средней Азии в раннемусульманский период, искусству тюрков эпохи принятия ислама, ювелирному искусству Прикамья и Волжской Болгарии VIII — XIII веков. Для детей запланированы образовательные программы и творческие занятия: «Играем в прошлое», «Путь длиною в 329 дней или путешествие в историю», «Узорная чаша», разработана интерактивная программа для пап и мальчиков «Под звон сабель и свист стрел», семейная программа для детей и родителей «Увлекательная археология». Не оставлены без внимания и малыши — для старших групп детского сада сотрудниками Центра «Эрмитаж-Казань» подготовили цикл программ: занятия «Я — археолог», «Я — ремесленник», «Я -воин» и «Я — купец». Словом, в течение семи месяцев, пока будет длится выставка, можно будет приходить на нее неоднократно и каждый раз открывать для себя новые ее аспекты.

Прикамские украшения - шумящие подвески, височные кольца, круглые подвески. Серебро, бронза, литье, волочение, горячее золочение. X в.
Прикамские украшения — шумящие подвески, височные кольца, круглые подвески. Серебро, бронза, литье, волочение, горячее золочение. X в.

Нельзя не упомянуть и замечательный научный каталог выставки, подготовленный сотрудниками Государственного Эрмитажа и изданного Фондом Ш. Марджани — он отражает колоссальную работу музейных сотрудников по созданию выставки, впечатления от которой оказались несколько смазаны неровным ее дизайном и другими моментами, которые, скорее, относятся не к работе Центра «Эрмитаж-Казань», а в целом к системе организации музейного комплекса в музее-заповеднике «Казанский Кремль», но это — тема для отдельной публикации, а пока остается порадоваться вниманию казанцев к подобным выставкам. В понедельник, например, который на минувшей неделе выдался выходным, залы Центра были полны посетителей, внимательно рассматривающих замечательной красоты экспонаты — выставки декоративно-прикладного искусства традиционно более посещаемые, нежели живописные.

 

Просмотров: 1835

Один комментарий

  1. По какой причине в этой статье упоминается термин «советский штамп», непонятно. Но необходимо помнить одно: после падения Казанского ханства (1552 г) до 1920 г. у татар не было государственного образования. Только при Советах была востановлено государственное образование татар — Республика Татарстан. До революции, по моим данным, среди татар не было крупных ученых, инженеров, врачей, военных деятелей и т.д. Это явилось следствием того, что для большинства татар единственным учебным заведением было медресе. Да, были отдельные самородки, как Каюм Насыри и др. Наверное пора прекращать сводить счеты с историей, а решать насущные проблемы, чтобы не остаться на обочине истории….