Некоторые предметы торговли иргизо-камеликских башкир во второй половине XIX – первой половине ХХ века

иргизНа юго-востоке Самарской и на северо-востоке Саратовской области проживают башкиры, получившие в историко-этнографической литературе название иргизо-камеликских – по именам рек Большой Иргиз и Камелик, на берегах которых расположены поселения данной башкирской группы.

По сведениям исторических источников, а также полевых материалов, собранных автором во время этнографических исследований, иргизо-камеликские башкиры во второй половине XIX – первой половине ХХ в., находясь в окружении других народов, поддерживали с ними интенсивные контакты, в том числе, торговые. В данной статье обозначаются основные предметы торговли указанной группы башкир в этот период. Они были непосредственно связаны с занятиями местного населения, с его традиционным хозяйством, поэтому следует немного остановиться на нем.

Основу традиционного хозяйства данной группы башкир составляло животноводство. В этот период здесь активно разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец, а также верблюдов. Продукция животноводства являлась основным предметом торговли. Башкиры ездили торговать в ближайшие крупные села Августовку, Украинку, Большую Черниговку, а также в города Николаевск, Уральск, и даже в Самару. Один из холмов, расположенных в этой местности, носит название Базар тау («Базарная гора») – по преданию, раньше через него ездили на базар. Торговля осуществлялась мужчинами.

Важную роль в традиционном хозяйстве указанных башкир играли охота и рыболовства, потому что река Большой Иргиз и ее притоки изобиловали рыбой, а в окрестностях водилось множество птиц и зверей. Предметами продажи служили шкуры убитых животных, а также рыба. В 2002 г. автором записан рассказ уроженца башкирского села Муратшино Мухсима Габсаттаровича Идрисова (1914-2005) о том, как в 1927 г. местный житель по имени Хамид поймал сома длиной с телегу, поехал продавать его в Августовку, и продавал весь день по частям, но хвост и голова остались.

Продавая продукты животноводства, охоты и рыболовства, башкиры покупали, в первую очередь, готовую одежду, в связи с чем традиционная мужская одежда выходит у данной группы башкир выходит из употребления уже в конце XIX – начале ХХ в.

В указанный период данная группа башкир только начинала переход к земледелию.

Определенную роль в хозяйстве играли также различные промыслы. Во второй половине XIX в. отмечается существование у данной группы башкир такого промысла, как выделка ременных нагаек, предназначавшихся для уральских казаков. Так, башкиры деревни Каскиновой (сейчас это поселок Кочкиновка Большечерниговского района Самарской области) плели нагайки из кожи чайных цибиков, которые покупали у чайных торговцев в городе Николаевске и в Самаре по одному рублю за штуку. Из одной кожи делалось от 6 до 10 нагаек, средняя цена нагайки составляла 50-60 копеек.

Жители деревни Ишимбаево (расположенной на территории нынешней Саратовской области) делали нагайки из яловой кожи, причем из одной кожи изготавливали 28-30 нагаек. Цена такой нагайки составляла 35 копеек. Деревянные рукоятки для нагаек доставлялись самими поставщиками, т.е. уральскими казаками.

Таким промыслом обычно занимались один-два месяца в году, в свободное от основных занятий время.

Приведенные материалы свидетельствуют о том, что у иргизо-камеликских башкир торговля предметами собственного изготовления играла несколько большую роль, чем, например, у башкир
Урала и прилегающих районов, о которых известный этнограф С.И. Руденко писал, что их промыслы имели целью только удовлетворение потребностей своего народа, а предметы, изготовленные башкирами, не шли в продажу.

Михаил Владиславович КРЖИЖЕВСКИЙ.

Журнал «Самарские татары», № 1 (13), 2016 год.

Просмотров: 1204

Комментирование запрещено