В феврале 1964 года он неожиданно для себя и к полному изумлению районных властей был избран председателем колхоза имени Тарзеева. Решение членов хозяйства по выявлению 19-го по счету руководителя было нестандартным. Их избранник, работавший бригадиром тракторной бригады, имел за спиной лишь семь классов школы, водительские курсы и училище механизаторов. Но колхозники решили прервать цепочку неудачных варягов во главе коллектива и сделать ставку на своего земляка – С.А. Сафиуллина. Время показало, что алькинцы не ошиблись. Сайфулла Асадуллович стал вторым в истории колхоза председателем, выведшим отстающее хозяйство в «миллионеры» и первым почетным гражданином района среди тарзеевцев.
Эти успехи, почет и уважение придут значительно позже, а начал председательствовать 33-летний Сайфулла практически с нуля, если иметь ввиду количество скота, кормов и денег на счете колхоза. Негусто было и с тружениками. Алькинцы, успев привыкнуть к нехватке работы в селе после уборочной страды и до посевной кампании, подались в отхожие промыслы. Люди они были мастеровые, и их с удовольствием принимали на плотницкие дела в Оренбуржье и Татарстане. Некоторые уезжали из села на полгода и больше, а иногда и не возвращались к пику полевых работ.
Поэтому новый председатель вынужден был ездить за земляками по селам и уговорами-посулами собирать народ «с бору по сосенке». Быстро убедившись в неэффективности таких действий, он взялся за проблему людских ресурсов с другого конца – с создания рабочих мест. Сначала построили столярный цех на 6-7 человек, которые сколачивали кормушки для овец, ящики для яблок совхозу «Садовод», делали кузова, оконные и дверные блоки, половую рейку. Потом решили искать такое производство, в котором было бы затрат сырья меньше, а мест приложения рук – больше.
И со временем на базе этого цеха развернулось другое деревянное производство под названием художественная мастерская. Дело в том, что осенью 1971 года Сайфулла Асадуллович отправился в Горьковскую область, а конкретно в городок Семёнов, считавшийся «столицей» знаменитой хохломской росписи. Приехал он не любоваться «хохломой», а узнать про особенности технологического процесса. Свели его с одним пожилым мастером Ф.И. Большаковым – потомственным знатоком этого ремесла, исконного для здешних мест. Тот показал гостю из Алькино свою мастерскую, инструменты и заготовки, а также кое-что из процесса работы и готовую продукцию. Привлек Федор Иванович к «презентации» и свою дочь Валентину, с малолетства освоившую все тонкости профессии резчика и художника.
Реакция куйбышевского агрария на эту презентацию была своеобразной. Он предложил мастеру и его дочери поехать с ним в Алькино и обучить местных жителей тонкостям деревянного творчества. «Они у нас мастеровитые», – промолвил гость.
Но Большаков, естественно, отказался, и тогда Сафиуллин, взяв инструмент хозяина, начал старательно повторять его действия на подвернувшейся деревяшке. «И впрямь годишься в ученики, – похвалил его мастер. – Если и другие такие же сноровистые, то можно попробовать».
Так два жителя Горьковской области появились в Похвистневском районе. Федор Иванович взял в ученики восемь колхозников и проводил «занятия» в комнатке с печью для закалки изделий. А искусству их росписи алькинцев обучала Валентина Федоровна.
Постепенно все большее количество колхозников стало втягиваться в этот творческий процесс. Уже первый год изготовления деревянных ложек и чашек позволил положить на счет хозяйства около шести тысяч рублей. Затем освоили выпуск товара на сумму 30-50 тыс. рублей. Одним словом процесс пошел, и председатель вскоре инициировал строительство цехов под художественную мастерскую. Полученная ссуда позволила оснастить производство необходимым оборудованием. 1976 год принес уже более 70 тысяч рублей прибыли. В начале 80-х годов в мастерской трудилось в зимний период до 120 человек или почти каждый пятый взрослый житель села.
С каждым годом увеличивался и список деревянной продукции. Кроме ложек и чашек алькинцы стали вытачивать миски и солонки, пиалы и рюмки, сервизы и прочие изделия – всего несколько десятков наименований. В 1982 году был успешно выполнен договор по поставке товара базе «Росглавкоопхозторг» на 178 тыс. рублей. Продукция колхоза охотно закупалась по всей стране, а ложки шли и на экспорт – в ГДР.
В рамках мастерской Сайфулла эфенди открыл еще и швейный цех, в котором 20-30 женщин шили спецодежду. Но занимался председатель не только обеспечением работой своих колхозников в снежный период года. На валюту от ложек приобрели новую сельскохозяйственную технику, что позволило увеличить состав тракторной бригады с 12 до 75 механизаторов. Для ее обслуживания построили ремонтные мастерские.
Было также возведено помещение молочно-товарной фермы, что привело к увеличению поголовья дойного стада со 180 до 1200 голов. Специализация на молочном животноводстве добавила 80 рабочих мест. Прогрессивные формы организации труда на ферме и улучшение породных качеств скота тарзеевцы, построив на 320 гектарах земли орошаемую площадь, подкрепили крепнущей кормовой базой, запуском «зеленого конвейера» на все время пастбищного времени. Если в 1972 году было произведено восемь тыс. центнеров молока, то спустя пять лет – 14 тысяч. Возросла за этот период и продуктивность дойной коровы – с 2293 килограммов (в среднем) до 2800.
Занимался колхоз и растениеводством, и овощеводством. В 1976 году алькинцы вырастили рекордный в районе урожай сахарной свеклы. Эта культура была очень выгодной для хозяйства и для колхозников, поскольку последние за сданное количество ее государству получали оплату частично натурой (до 12-15 мешков сахарного песка) и частично – деньгами. А вот информация об их работе в 1978 году, почерпнутая со страниц районной газеты «Ленинская правда»: хозяйство названо среди лучших по уборке урожая зерновых, по выращиванию кукурузы на корм, по среднедневной выработке на один эталонный трактор и снова – по сбору сахарной свеклы. В лидерах района ходил тогда колхоз «Северный ключ», но и о тарзеевцах заговорили с уважением. В 1977-1978 годах колхоз имени Тарзеева был на областной Доске почета.
Как напишет через четверть века «Похвистневский вестник», «…в обеденный перерыв колхоз гудел, как улей, все шли словно с завода». Так много стало работников в селе, давно забывших при Сафиуллине о трудоднях.
А председатель держал в уме и будущих тружеников. Он начал с первых лет направлять выпускников местной средней школы в различные учебные заведения. Со временем в ВУЗах стали заниматься колхозные стипендиаты. «Грызть» гранит науки взялся и он сам: окончил вечернюю школу и заочно отделение «Механизация сельского хозяйства» Бугурусланского сельскохозяйственного техникума.
Уделял внимание Сайфулла абый и развитию социальной сферы. При нем в Алькино появилась первая асфальтированная дорога и газопровод, здания сельского Дома культуры и трехэтажной школы, фельдшерско-акушерского пункта и правления колхоза.
Описать всю двадцатилетнюю деятельность Сафиуллина на посту председателя не представляется возможным в рамках статьи. Отметим лишь, что трудился он самозабвенно, не считаясь ни со временем, ни с личным здоровьем. Орден «Знак Почета», медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», серебряная медаль ВДНХ «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства» и шесть юбилейных наград – вот неполный перечень наград руководителя колхоза имени Тарзеева. Но тут же следует привести и другую цифру – восемь перенесенных операций по разному поводу, вследствие чего он оставил свой пост в 1985 году, став инвалидом второй группы.
Вернемся к одной из наград Сайфуллы эфенди, врученной ему за доблестный труд в военное лихолетье. Окончив пятый класс, он в 1942 году начал работать в колхозе, поскольку отец, брат и сестра ушли воевать. Подростку, оставшемуся с мамой Минкамал Сиразовной, доверили лошадь, на которой он ездил в поселок Сукаевку, где заготавливали дрова для фронта. Кроме этого трудился разнорабочим на посевной и уборке урожая.
Когда с войны вернулся отец Асадулла Гайзуллович, Сайфулла окончил семилетку и стал работать учетчиком. Вскоре смышленого и исполнительного парня поставили руководить бригадой вместо заболевшего бригадира. С этой должности он через два года отправился на армейскую службу и с 1950 по 1952 годы был в погранвойсках на границе с Японией.
Должность ему досталась довольно мирная – кок на пограничном катере из подкласса малых боевых кораблей под названием малый охотник типа МО-4. Были у них и народные названия: «морской охотник», «мошка». В составе ВМФ «мошки» сыграли роль лидера малой морской войны. А после Победы уцелевшие катера МО-4 были переданы в погранохрану, и в ее составе они продолжали службу до конца 50-х годов.
Экипаж пограничного катера, как и в период боевых действий, состоял из 24 человек, и у каждого из них был боевой пост на случай объявления тревоги. Имел пост и Сайфулла, которому регулярно приходилось отставлять поварские обязанности, так как японские шхуны частенько входили в территориальные воды СССР. Нарушителей морской границы вместе с судами доставляли на один из островов, где сухопутная воинская часть осуществляла протокольные мероприятия. Ежемесячно приходилось задерживать по нескольку шхун, и некоторые японцы начали узнавать героя нашей статьи в лицо.
Отслужив, он вернулся в родное село Алькино. А дальше всё как в популярной песне «Моряк сошёл на берег» из следующего десятилетия: «Девчонки ахали и вслед глядели». Но моряк на ахи не реагировал и положил глаз на 17-летнюю скромницу Саиму Саниеву, которую родители даже в клуб не отпускали. Кроме того, покой сестры охраняли братья, создав границу недоступности. Сваты, засылавшиеся парнем, получали от ворот поворот.
И в этой ситуации Сайфулла проявил природную смекалку, превратившись из пограничника в «нарушителя» упомянутой границы. Тщательно продуманная операция с привлечением друзей и запряженных саней позволила в конце декабря 1952 года украсть невесту. Через несколько дней ее родители «сдались», и вскоре отшумела свадьба Сайфуллы и Саимы.
В их прочной и дружной семье выросло четыре сына и две дочери, которые видели своих родителей преимущественно в постоянном колхозном труде. Саима Нуриахметовна работала свекловичницей, а потом – кассиром в клубе с. Алькино. Она была и есть чудесная хозяйка и мастерица. Но дети Сафиуллиных прервали династию колхозных тружеников. Дочки София и Руфия являются директорами самарских магазинов, а сыновья частично разъехались по стране. Так, инженер Гаптулла и механик Зуфар связали свою жизнь с заводами г. Москвы и Самары, Лотфулла трудится предпринимателем в Бугуруслане, а Гарифулла – таксистом в г. Похвистнево.
Что же касается их родителей, то они сразу после своей свадьбы уехали в г. Новокуйбышевск, где Сайфулла абый стал разнорабочим, а позже, окончив шоферские курсы, – водителем грузовика. Но «внеалькинская» жизнь была недолгой, и, вернувшись в колхоз «Кызыл юл» («Красный путь»), он сел за руль председательской «Победы». Тогдашний руководитель хозяйства вскоре назначил своего шофера заведующим гаражом, поскольку последний хорошо разбирался в технике и был надежным в работе.
В 1959 году расформировали МТС и технику раздали по колхозам, в связи с чем в хозяйстве появилась потребность в механиках, инженерах, а также в главном механике. Эту должность предложили Сайфулле эфенди, но он отказался, поскольку никогда не был механизатором. Тогда председатель колхоза Беляков направил его на учебу в Сергиевск, на курсы механизаторов широкого профиля. Здесь завгар быстро стал не только отличником учебы, но и самым лучшим учащимся, и директор заведения через несколько месяцев предложил ему место мастера производственного обучения.
Приехав как-то в Алькино, мастер Сафиуллин сумел «заманить» в училище 14 своих земляков, которые потом станут первыми трактористами на селе. А самому мастеру после окончания курсов предложили остаться в Сергиевске и обучать очередные отряды механизаторов, но он по семейным причинам отказался. Вернувшись в колхоз, Сайфулла сначала работал механиком, а потом бригадиром тракторной бригады. А через два года внезапно началась его длительная эффективная председательская деятельность, которую он успешно совмещал с депутатскими делами. «Ленинская правда» от 13 июля 1978 года отмечала, что большую работу по выполнению наказов избирателей проводят несколько депутатов райсовета и в том числе С.А. Сафиуллин.
Наверное, таким преемником был бы доволен тридцатитысячник Ф.Ш. Тарзеев, которого Похвистневский райком КПСС направил в 1954 году в колхоз «Кызыл юл» для его укрепления. И Фатых Шакирович справился с поручением. Хозяйство первым в районе стало выращивать кукурузу, заниматься овощеводством. Колхозные торговые точки были не только в Похвистневе и Самаре, но и в Татарии. Животноводство тоже стало давать доходы. Через год жизнь председателя неожиданно оборвалась, но к этому времени он успел сделать колхоз «миллионером». Однако следующие, часто менявшиеся руководители довели хозяйство до упадка. Соответствовать своему новому названию – колхоз имени Тарзеева – он начал только при герое этой статьи.
Не случайно, выступая в мае 1977 года на районном вечере передовиков колхозного производства из татарского села Алькино, мордовского Большого Толкая и чувашского Ахрата, секретарь парткома колхоза им. Тарзеева Р.Муратов сравнил показатели своего хозяйства за последние 20 лет. Сумма колхозного дохода при Сайфулле эфенди выросла в 13 раз по сравнению с началом «послетарзеевского» периода разброда и шатаний.
Имя «Сайфулла» в переводе означает «меч Аллаха». Не знаю как насчет Всевышнего, но в качестве карающего меча С.Сафиуллину приходилось выступать не раз. Вспомним задержания японских нарушителей границы, пресечение бесхозяйственности и безысходности в родном колхозе. А была еще борьба с пьянством на селе, из которой он не вышел явным победителем, но используя экономические и моральные рычаги, а также личный пример, сумел добиться нескольких локальных успехов. Сам же перестал употреблять спиртное еще в период бригадирства, «похоронив» привычку принимать сто грамм во время обеда.
В настоящее время Сайфулла абый выступает в качестве меча по отношению к сорнякам, пытающимся прорастать среди пестуемых им и Саимой апа посадок овощей в своем подворье. Они любят выращивать новые сорта помидор и картофеля, капусты и огурцов, моркови. Всегда ухожен их сад, в котором яблони соседствуют с кустами различных ягод и обилием цветов. Среди последних выделяются розы разных окрасок. В 2013 году супруги были признаны победителями районного конкурса «А у нас во дворе» на лучшее эстетическое оформление приусадебного участка.
Еще герой настоящей статьи реализует свой интерес к пчеловодству, а на досуге любит читать книги, особенно религиозные. Издавна он посещает мечеть, поскольку вырос в семье верующих, где все говорили на родном языке и соблюдали мусульманские обряды, с малых лет читали намаз и ходили в «Дом аллаха». Ныне Сайфулла бабай старается передавать это отношение к татарской культуре своим десяти внукам, которые уже девять раз сделали его прадедом. А если учесть еще наличие 19 племянников и членов их семей, то не удивительно, что на праздники могут съехаться порой до ста человек.
Причем проще всего это было делать родным сестрам и брату Сайфуллы Асадулловича, поскольку жизнь их практически не увела от родных мест. Так, брат Анвар, жил и работал в г. Похвистнево, а старшая сестра Раиса, вернувшаяся с войны с медалью «За отвагу», всю жизнь была колхозницей в родном хозяйстве. Младшая сестра Зубайда здесь же освоила профессию свекловичницы и художницы по росписи ложек в упомянутой ранее колхозной мастерской, а ныне находится на пенсии. А последняя сестра Наиля проживает в г. Лениногорске Республики Татарстан, где она и трудилась.
Некоторые из родственников присутствовали в мае 2013 года на празднике «Счастье – быть вместе», который прошел в сельском Доме культуры Среднего Аверкина. Сотрудники отдела ЗАГС Похвистневского района вместе с работниками культуры подготовили программу торжественного чествования супругов, вступивших в брак 50 и 60 лет назад. «Золотых» семейных пар было шесть, а «бриллиантовая» одна: Сайфулла Асадуллович и Саима Нуриахметовна Сафиуллины. Юбиляров поздравили первый заместитель главы района В.А. Ятманкин и председатель Собрания представителей района Н.В. Шелкаева, вручив приветственные адреса и памятные подарки губернатора области Н.И. Меркушкина и главы муниципального района Похвистневский Ю.Ф. Рябова.
А год спустя Сайфулла эфенди на торжествах по случаю 85-летия этого района, прошедших возле села Рысайкино, открыл в составе колонны почетных граждан торжественное шествие, а затем вместе с главой Ю.Рябовым и почетным гражданином района М.Исаевым поднял флаги России, Самарской области и Похвистневского района.
Активен в общественном смысле был наш ветеран и в год 70-летия Победы. А спустя два месяца с небольшим после юбилейного майского праздника он отметил свое 85-летие. Пусть продолжается цепочка его славных дат и не тупеет меч, помогающий сражаться с болячками и готовиться к «железной» свадьбе. Пусть не ржавеет умение Сайфуллы абый и супруги слышать друг друга. Пусть всё получается. И спасибо вам за труд!
Рашид ШАКИРОВ.
Журнал «Самарские татары», № 2 (14), 2016 год.
Просмотров: 1540