«Новую идеологию в РФ не сумели выработать, в Татарстане идея суверенитета себя исчерпала»

1293b5e1a363cdb9«БИЗНЕС Online» продолжает публикацию глав из новой книги Рафаэля Хакимова «Каково быть татарином?». Часть 34-я

«Почему переписывают историю, подделывают или уничтожают летописи, документы?» — задается вопросом директор института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов. Первая причина заключается в идеологических целях: «Идеология строится на интерпретации истории. Политические силы России полагают, что будущее можно конструировать, тем более когда под рукой послушный административный аппарат, мощная армия и спецслужбы, отмечает он.

«В ТО ВРЕМЯ ТУКАЕВСКУЮ ПРЕМИЮ НЕ РАЗДАВАЛИ НАПРАВО И НАЛЕВО, И ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ДАВАЛИ АРХЕОЛОГАМ И СОМНИТЕЛЬНЫМ ИСТОРИКАМ»

«Телевидение — это фонарь для идиотов».

Уинстон Черчилль

Волею судеб я родился в среде татарских писателей и поэтов. Это означало, что мы не только дома говорили на татарском, но все темы, которые обсуждались, были связаны с судьбой народа. Все наши соседи сегодня включены в хрестоматию татарской литературы. Это поколение, пострадавшее в 1937 году, державшее удар в советское время, донесло до сегодняшнего дня традиции Тукая, Дэрдменда, Гаяза Исхаки, Галимджана Ибрагимова. Композитор Музаффаров, который писал песни на стихи моего отца, еще помнил Тукая и бывал в «Номерах Булгар». Поэзия, проза, музыка того времени в сравнении с сегодняшними произведениями выглядят недосягаемыми.

В то время Тукаевскую премию не раздавали направо и налево и тем более не давали археологам и сомнительным историкам. Тукаевская премия времен застоя и сегодняшняя девальвированная — это разные премии.

Поколение моего отца пронесло верность своему народу в годы, когда говорили о слиянии наций. К писателям еще надо добавить татарский театр им. Камала, куда стекалась вся интеллигенция, где был жив дух народа хотя бы на сцене.

Последние годы Институт истории им. Марджани занимался выяснением идентичности татар и региональной идентичности Татарстана. Они, кстати, друг другу не противоречат, даже напротив, усиление русского и татарского самосознания сопровождается укреплением региональной идентичности. Не правы те, кто утверждает, что ради общероссийского гражданства нужно забыть свою национальность.

Нас интересовал механизм укрепления идентичности. Говоря о ней, обычно вспоминают язык. Поэтому вокруг звучит озабоченность обрусением татар. Действительно, языковая ассимиляция идет стремительно. Но с точки зрения укрепления идентичности язык оказывается не самым главным фактором. Татаро-русское двуязычие среди татар стало нормой. Среди молодежи России растет число русскоязычных татар. В Узбекистане немало русско-узбекских, в Польше — польскоязычных татар. Не очень радостная картина, но идентичность тем не менее сохраняется.

Роль языка для определения идентичности оказывается не самой главной. Впрочем, аналогичных примеров в мире много. Англоязычные ирландцы, шотландцы, валлийцы не только не потеряли идентичность, но пытаются возродить свой древний язык и культуру. Или разноязычные евреи, многие из которых не знают ни идиша (немецкий диалект), ни искусственно возрожденного иврита, но они национальное самосознание вовсе не теряют.

Точно так же религия не может выполнять функцию маркера — среди татар есть как мусульмане, так и православные, а также атеисты. Имамы любят повторять: «Ислам спас татар!» Ничего подобного. Все было наоборот, татары сохранили приверженность исламу, они его донесли до сегодняшнего дня в своей душе, а имамы завезли нам чуждые традиции из арабских стран.

Понятие культуры слишком расплывчатое для определения границ идентичности, хотя очевидно сильное влияние на самосознание, скажем, музыки или танцев, в меньшей степени одежды. Тюбетейка осталась номинальным символом татар и то по праздникам.

В матрице идентичности остается еще один фактор — происхождение. Каждый индивид его формулирует по-своему: «я родился татарином», «у меня родители татары», «я живу в Татарстане», «мы исторически татары» и т. д.

«БЕСЕДЫ С ФОКУС-ГРУППАМИ ПО РАЗНЫМ РАЙОНАМ РЕСПУБЛИКИ ДАЛИ ОБЕСКУРАЖИВАЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: МОЛОДЕЖЬ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ ОБ ИСТОРИИ ТАТАРСТАНА»

Если попытаться концентрированно выразить суть идентичности, то она сведется к нашей истории. «Наша история есть наша идентичность», — пишет известный нидерландский историк Франклин Анкерсмит. Идеология начинается с выяснения своего происхождения, тех этнических особенностей, которые дали возможность народу выжить, понимание тех недостатков, которые могут помешать движению вперед. Осознание своих истинных корней является необходимым условием для развития всякого общества. Это основа идентичности, на которую накладывается язык, форма религии, культура в самых разных проявлениях. При этом даже религия оказывается окрашенной в традиции народа. Для татар важно, что ислам был принят добровольно в 922 году, что накопились собственные традиции ислама, отличающиеся от азиатских или арабских форм, что в татарском мире было движение джадидизма.

Для православных татар (кряшен и нагайбаков) важно, что Евангелие и проповеди проходят на татарском языке, они в целом гораздо меньше ассимилированы в языковом плане, нежели остальные татары (мусульмане и атеисты). Кряшены — хранители татарской культуры.

Польско-литовские татары, потерявшие свой язык, но оставшиеся в исламе, возрождаются на почве истории. Хороший пример тому — установка памятника татарскому воину в Гданьске. Польша, Литва, Беларусь — те страны, которые с уважением относятся к татарам.

Социологические исследования, проведенные нашим институтом среди молодежи республики, показали, что укрепление их идентичности требует развернутого обучения истории. Беседы с фокус-группами по разным районам республики дали обескураживающие результаты: молодежь ничего не знает об истории Татарстана, полный ноль. При этом вся наша пропаганда через телевидение, радио, газеты, журналы, многочисленные издания до них не доходят, поскольку у них дома нет телевизоров за ненадобностью, они не читают газет, они погружены в интернет и соцсети. Это другой параллельный мир.

Крайне острая в прошлом проблема отцов и детей в масштабе общества исчезла, поскольку родители и их дети живут в разных мирах, не пересекаясь. Старшее поколение слушает последние новости, перманентные концерты и сериалы в индийском стиле, а молодежь пребывает совершенно в ином, нам незнакомом мире.

Русификация и глобализация стремительно ворвались в нашу жизнь. Кого-то это радует, кто-то этим озабочен, кто-то сделал карьеру на поворотах судьбы, кто-то занялся бизнесом, а кто-то затосковал по старым временам. Сегодняшняя ностальгия по советскому прошлому, идеализация Иосифа Сталина и последующих решений — всего лишь отрыжка от непереваренной старой идеологии.

Новую идеологию в России не сумели выработать, а в Татарстане идея суверенитета себя исчерпала. Кто-то заговорил о сдаче позиций, кто-то приспособился к российской политике. Идентичность явно зашаталась, особенно среди молодежи. В этих условиях главным фактором ее сохранения остается знание своей большой истории, а также истории Татарстана, своего города и деревни и, наконец, своей семьи, предков, по крайней мере, до седьмого колена. Гордость за свои корни и есть код идентичности.

«Старое новое бережет».

Татарская пословица

«В СТРАНЕ БОЛЬШИНСТВО СОСТАВЛЯЮТ РУССКИЕ И ПРАВОСЛАВНЫЕ, ТАК ЧТО ВОЗИТЬСЯ С ДРУГИМИ?»

«Учите истории, учите историю. В истории находятся все тайны политической прозорливости».

Уинстон Черчилль

Почему переписывают историю, подделывают или уничтожают летописи, документы? По крайней мере есть две причины. Первая из них заключается в идеологических целях. Идеология строится на интерпретации истории. Политические силы России полагают, что будущее можно конструировать, тем более когда под рукой послушный административный аппарат, мощная армия и спецслужбы. Я допускаю, что некоторые политики искренно верят, что с помощью государственного аппарата можно построить светлое будущее. Изучать природу страны и тем более культуру каких-то народов, которые составляют доли процента, у них нет ни времени, ни сил, ни желания. В стране большинство составляют русские и православные, так чего возиться с другими? Надо просто голосовать. Ломать прежнюю интерпретацию истории, пусть ложно сконструированную, опасно. А татары обойдутся. Такова логика нынешних идеологов и политиков.

Переписывание истории не всегда преследует намеренную ложь, обман, оправдание какой-либо политики, оно может лежать в плоскости выработки модели будущего, а потому вполне правомерно с точки зрения задач нового поколения. Мы ищем наиболее вероятное будущее, а потому интерпретация прошлого может преследовать эту цель.

При господстве немецкой школы ХIХ века писали событийную историю с целью описать прошлое так, как это было на самом деле (Wie es eigentlich gewesen), извлечь из массы материала подлинный облик минувшего во всей его живой конкретности. Историки ХIХ века предлагали также из прошлого «извлечь уроки на будущее». Это сближало историографию с литературой, что с точки зрения общественной значимости было необходимо. Сегодня появились другие подходы, когда изучают не просто события, а то, что лежит в глубине, поскольку сами факты могут оказаться лишь пеной в бурном потоке жизни. А стабильные структуры, характер отношений, ментальность может значить гораздо больше и сохраняться веками.

Например, европейские историки используют понятие «долгого Средневековья», которое как нельзя лучше характеризует сегодняшнее состояние России. Это понятие исходит не из традиционной периодизации истории, а из внутренней логики общественных процессов. Знаменитый французский историк Жак Ле Гофф пишет: «Я предлагаю ввести понятие длительного, очень долгого Средневековья, базовые структуры которого развиваются крайне медленно, с III века и до середины XIX века, то есть до того момента, когда промышленная революция, доминирующее положение Европы в мире, реальное развитие и распространение демократии (отдаленным прообразом которой являлся античный город) породили действительно новый мир, пусть даже еще не полностью свободный от наследия и традиций прошлого».

«У СОЦИАЛИЗМА НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. С ПЕРЕСТРОЙКОЙ ВЕРНУЛИСЬ К КАПИТАЛИЗМУ»

Вместе с доминированием капитализма в Российской империи казалось, что страна и вместе с ней татары преодолели «долгое Средневековье», но социализм прервал этот процесс, пытаясь ускоренно преодолеть отсталое прошлое.

У социализма ничего не получилось. С перестройкой вернулись к капитализму. В стране заново начался период первоначального накопления, воровства и коррупции. В идеологию вернулись монархи и диктаторы, а возрождение религии оказалось возвратом к самым заскорузлым представлениям Средневековья. Имамы открыто призывают вернуться к шариату ханафитского мазхаба, чем отвергается светский характер государства. А государственные органы делают вид, что этого не замечают. Хуже того, уже много лет пытаются православие внедрить во все светские школы. Какие еще нужны доказательства возврата Средневековья?

Переписывание прошлого с точки зрения постоянных длительных структур не отвергает событийную историю. Это скорее дополнение к нему, иначе говоря, попытка за пеной увидеть подводные течения. Прошлые события в такой интерпретации уже не совсем прошлые, они отчасти будущее. Переписывание в смысле интерпретации прошлого указывает на попытку преодоления Средневековья.

Какое событие становится историческим? То, которое осознано как историческое, а не случайное, т. е. имеющее значение для настоящего и будущего. Чисто внешне оно выглядит как попытка избавиться от хронологии, т. е. обратиться к вечному, но вечному незастывшему в своей неопределенности, а вечному как смыслу бытия, т. е. будущему народа. Это попытка уйти от тупика истории, феномена заблудившегося в лесу, который ходит по кругу и деградирует.

В обращении к прошлому существует и такая тонкая материя, как желание бессмертия. Ощущение конечности жизни ищет себе выход в продолжении своих дел в будущем, а потому как отдельный человек, так и общество в целом стремятся оставить след в истории. Вместе с физической смертью человек не умирает окончательно, но его можно убить во второй раз, если вычеркнуть из истории.

«Привычка, вошедшая в характер с молоком,

выйдет вместе с душой».

Татарская пословица

 

Просмотров: 834

Комментирование запрещено