Камиль Самигуллин: «Современные мусульмане стали считать ростовщичество элементом экономической жизни»

63638cac0eb884a7Муфтий Татарстана рассказывает, что будет с обществом, где распространено ростовщичество и взяточничество

Председатель Духовного управления мусульман Татарстана Камиль хазрат Самигуллин продолжает вести авторскую колонку на страницах «Реального времени». В этот раз он размышляет о современной финансовой и банковской системе.

Ростовщичество — фундамент для хаоса и анархии

Во времена невежества (джахилии), благодаря ростовщичеству, основная масса капитала была сосредоточена в руках небольшой группы лиц, а те люди, которые брали взаймы деньги под огромные проценты, и не могли затем вернуть свой долг, становились рабами своих заимодавцев. Небольшая часть общества извлекала огромную выгоду из ростовщичества, тогда как подавляющее большинство людей становилось еще беднее. Разве что-то похожее не происходит и сегодня?

Одним из основных и неотъемлемых элементов западной экономической жизни, вне всякого сомнения, является ростовщичество. Так как в западном обществе целью является концентрация капитала в нескольких руках, для этого капиталы организованно вкладываются и инвестируются в определенные виды производства, благодаря чему обеспечивается большое количество рабочих мест и занятых в этом процессе людей. К сожалению, современные мусульмане быстро адаптировались к такому подходу и тоже стали считать ростовщичество основным элементом экономической жизни. Тогда как наша великая религия не рассматривает капитал как пассивный и бесполезный элемент, наоборот она поощряет инвестирование капитала в производство и торговлю, параллельно с этим устанавливая определенные преграды для распространения ростовщичества.

Ростовщичество, являющееся одним из незаконных и бесправных путей заработка, категорически запрещено в нашей религии, и данный запрет считается одним из основополагающих принципов ислама. Вот почему на нас лежит ответственность в разъяснении этих положений мусульманам. В досточтимом Куръане в четырех местах говорится о запрете ростовщичества:

«Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счет чужого богатства, не приумножатся у Аллаха. Приумножен для вас будет закят, который вы раздаете, стремясь к лику Аллаха» (ар-Рум 30/39).

В этом аяте еще не содержится открытого запрета ростовщичества, а указывается на то, что перед Аллахом это считается скверным и лишенным блага (баракята) деянием.

На второй стадии запрета ростовщичества в качестве примера приводятся иудеи, о которых говорится в 160 и 161 аятах суры ан-Ниса, которые не соблюли данный запрет, из-за чего и удостоились божественного гнева.

На третьей стадии Всевышний Аллах ясно запретил ростовщичество, сказав в Куръане:

«О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере и бойтесь Аллаха, быть может, вы преуспеете» (Али Имран 3/130).

На четвертой же стадии ростовщичество было категорически запрещено:

«Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно.

Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников.

Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния, совершали намаз и выплачивали закят, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены.

О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими.

Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (аль-Бакара 2/275-279).

Существует множество хадисов, в которых говорится о том, что те, кто занимался ростовщичеством, будут воскрешены в судный день с пеной у рта, подобно тем, кто страдает эпилепсией.

В одном из хадисов сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Остерегайтесь непростительных грехов! Одним из них является воровство трофеев. Тот, кто украл что-то из трофеев, вернет это в судный день. А другим таким грехом является ростовщичество. Тот, кто питался на средства от ростовщичества, в судный день будет воскрешен подобно страдающему эпилепсией» (аль-Муджамуль-Кабир, №: 110, 18/6).

Передается со слов Самуры ибн Джундаба (радыяллаху анху), что Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Этой ночью я видел двух людей. Они отвели меня в священное место. Мы шли, пока не достигли реки из крови. Я увидел стоящего в реке человека. А на берегу, напротив него стоял другой человек с камнями. Когда тот первый человек хотел выйти из реки, второй человек бросал ему в рот камень, и тот возвращался обратно. И каждый раз, когда этот человек хотел выйти из реки, тот второй бросал ему в рот камень и возвращал его на место. Я спросил о том, кто этот человек, который хотел выйти из реки, и мне было сказано, что это тот, кто пожирал средства, полученные от ростовщичества» (Бухари, Джанаиз).

В другом хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Ханзалы, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Один дирхем, заработанный человеком на ростовщичестве, хуже тридцати шести прелюбодеяний» (Ахмад ибн Ханбаль, аль-Муснад, №: 21957).

Риба/ростовщический процент подразумевает наличие условия при акте обмена для одной из сторон, в соответствии с которым другая сторона получает одностороннюю выгоду. При торговле товарами, продаваемыми на объем или на вес, ростовщичеством будет считаться обмен на однотипный товар, но в большем количестве.

В Ханафитском мазхабе причиной возникновения ростовщического процента/риба является однородность товаров, продаваемых на объем или на вес. То есть при обмене однородных товаров продаваемых на объем или на вес, может возникнуть риба. При обмене подобными товарами не должно быть разницы в количестве обмениваемого товара и не должно быть отсрочки.

Виды риба/ростовщического процента

  1. Ростовщический процент, проистекающий из долга.
  2. Ростовщический процент, проистекающий из торговой сделки.

Из этих двух видов риба, наиболее распространенным во времена невежества (джахилии) был ростовщический процент, проистекающий из долга. Этот вид риба, заключавшийся в увеличении суммы долга за предоставление отсрочки платежа, назывался «риба ад-дейн».

На практике данный вид ростовщичества осуществлялся следующим образом: человек брал взаймы деньги с условием возврата долга в установленное время. Если при наступлении срока возврата должник не мог вернуть долг, заимодавец говорил ему: «Либо верни мне мой долг, либо я могу предоставить тебе еще отсрочку, но ты должен будешь вернуть на столько-то больше».

Современная банковская система при выдаче кредитов использует именно схему риба ад-дейн, которая применялась еще во времена джахилии. Человек, берущий кредит в банке, помимо взятых на себя обязательств, так же обязуется выплачивать определенный процент от суммы кредита в качестве штрафа в случае задержки ежемесячных выплат.

Ростовщический процент, проистекающий из торговой сделки, делится на два вида:

  1. Риба аль-Фадль.

    Это разница в количестве обмениваемых однородных товаров. Например, обмен 100 граммов золота на 110 граммов золота. Или обмен одного ящика пшеницы, на два ящика пшеницы такого же сорта.

    В тех видах товаров, где при обмене возможно возникновение ростовщического процента, качество товара не имеет значения. Поэтому при обмене однородных товаров хорошего и плохого качества, они должны обмениваться строго в одинаковых количествах.

    Главным условием при таком обмене является равное количество, разница в качестве этих товаров не принимается во внимание. Исходя из этого обмен 100 граммов золота 958 пробы на 110 граммов золота 585 пробы будет запрещен.

  2. Риба ан-Насийя. Этот вид ростовщического процента возникает при обмене однотипных товаров, продаваемых на объем или на вес, не сразу, а в рассрочку. Например, обмен золота на золото или пшеницы на пшеницу, серебра на серебро или ячменя на ячмень с рассрочкой, становится причиной возникновения риба ан-насийя. Однако если товар обменивается с рассрочкой на товар совершенно другого вида, то в этом случае риба ан-насийя не возникает. Например, при обмене пшеницы или ячменя на золото или серебра на железо.

    Как уже было сказано ранее, мерилом возникновения или не возникновения ростовщического процента, помимо объема и веса товара, является так же и его однотипность. При обмене однотипного товара запрещен как обмен на неравное количество, так и обмен в рассрочку. Если же товары не являются однотипными, то их обмен в любой пропорции, а так же в рассрочку, является разрешенным. Так как в этом случае отсутствует причина, делающая эту операцию запретной.

Покупка золота или валюты по кредитной карте

Из всего вышесказанного становится понятным, что распространенная в наше время покупка золота и валюты по кредитной карте является запрещенной, так как акт по обмену золота, серебра или денежных средств, называется «сарф». Данный акт станет достоверным, если два человека, проводящие обмен, получат на руки обменяные средства до того, как они физически расстанутся друг с другом, покинув место совершения сделки. Даже если место сделки изменится, но при этом люди, участвующие в сделке, получат обменяные ценности на руки до того, как расстанутся друг с другом, то и в этом случае данный акт будет считаться действительным и достоверным.

До получения на руки обменяных ценностей на месте проведения сделки должны быть именно непосредственные участники сделки, а не их представители. Исходя из этого, если после заключения акта «сарф», каждая из сторон назначит уполномоченных для получения обменяных ценностей, после чего покинет место проведения сделки, а обменяные ценности будут получены их представителями, то такая сделка будет считаться запрещенной. Так как в данном случае имеет значение присутствие обеих сторон, заключивших сделку.

В одном из хадисов говорится: «Обмен золота на золото должен производиться сразу и в равных количествах. Любой излишек будет считаться ростовщическим процентом. Обмен серебра на серебро должен производиться сразу и в равных количествах. Любой излишек будет считаться ростовщическим процентом» (Мухаммад ибн Хасан, аль-Асар).

Умар (радыяллаху анху), обращая внимание на важность физического присутствия сторон при совершении акта сарф, сказал: «До тех пор пока не будут получены обменяные ценности, даже если противоположная сторона попросит у тебя разрешения отойти за эту колонну, не позволяй этого» (Малик, Байхакы).

В других актах, в отличие от акта сарф, при купле продаже товаров, в которых возможно возникновение риба, получение стоимости товара при заключении акта не является обязательным условием. В этих актах должна определиться стоимость товара, а также вида продаваемого или покупаемого товара.

Продажа ювелиром золота по кредитной карте

При продаже золота по кредитной карте некоторые ювелиры, чтобы избежать ростовщического процента, используют следующий метод. Ювелир дает человеку, желающему приобрести у него золото по кредитной карте, в долг наличными в размере покупаемого золота. После чего покупатель на эти наличные деньги покупает у ювелира золото. Затем покупатель гасит свой долг перед ювелиром кредитной картой.

Необходимо отметить, что такая практика является запрещенной, и вот почему. Даже если на первый взгляд совершенный акт «сарф» и кажется достоверным, то есть золото было обменяно на наличные деньги, но дело в том, человек, давший деньги взаймы, дал их ради собственной выгоды, а не ради Аллаха. В одном из хадисов говорится: «Если дача денег взаймы обеспечивает заимодавцу какую-либо выгоду, то это будет считаться одной из ростовщических операций» (Байхакы, Сунануль-Кубра, Китабуль-Бую’, Раздел: 99, хадис №: 11252).

Одалживание денег взаймы, не преследующее никаких материальных выгод, является делом, совершенным ради Всевышнего Аллаха. Поскольку в риваятах говорится о том, что любой заем, который приносит выгоду заимодавцу, считается ростовщичеством, то при беспроцентном займе не должно ставиться никаких условий, которые приносили бы заимодавцу какую-либо выгоду.

Если при совершении купли-продажи выяснится, что у покупателя нет с собой денег, то для того, чтобы эта сделка не превратилась в ростовщическую сделку, может быть использована система беспроцентного займа. Это будет считаться разрешенным.

В нашей религии важнейшим принципом является честность как по отношению к человеку и обществу, так и по отношению к своему Господу.

Цель запрета ростовщичества

Несомненно, все повеления и запреты Всевышнего Аллаха, заключают в себе глубочайшую мудрость. Так как Всевышний Аллах — Мудр.

Великий Имам Раббани говорил, что действия Всевышнего Аллаха не лишены мудрости. Каждое Его действие заключает в себе мудрость. Даже если мудрость этого нам неизвестна, мы должны выполнять повеления и избегать запретов, потому что это является приказом Всевышнего Аллаха.

Существует одна вещь, которую очень многие понимают неправильно. На самом деле средством приобретения товара, который мы желаем приобрести, являются не деньги, а другой товар, который отдаем взамен. Деньги же являются всего лишь средством, демонстрирующим наличие у человека имущества. Именно поэтому бумажные деньги и называются банкнотами. Исходя из этого, ростовщичество — это получение имущества, принадлежащего другому человеку, ничего не давая ему при этом взамен. Таким образом, имущество обладает ценностью, поскольку оно обеспечивает продолжение жизни человека, и именно поэтому имущество необходимо оберегать. Истинность этого подтверждается следующим принципом: «Запретность чужого имущества подобна запретности крови человека».

В нашей религии главным фактором производства, является труд человека, поэтому использование капитала как средства наживы без принятия на себя рисков возможных убытков считается запрещенным. Благодаря этому создается препятствие для концентрации капитала в руках определенной части общества и расслаивания общества с точки зрения материального благосостояния.

Повеление выплачивать закят и оказывать помощь нуждающимся, а так же совместное инвестирование труда и капитала в производство, единство прибыли и рисков как раз и служат этой цели. Благодаря этому в обществе существует баланс благ и трудностей.

Всевышний Аллах говорит в Куръане:

«Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счет чужого богатства, не приумножатся у Аллаха. Приумножен для вас будет закят, который вы раздаете, стремясь к лику Аллаха» (ар-Рум 30/39).

В данном аяте проводится сравнение ростовщичества, закята и инфака и говорится о том, что закят и инфак приумножаются и имеют продолжение, а ростовщичество полностью лишено блага и не приумножается. Если мы взглянем на окружающую нас действительность, то увидим, что закят и инфак на самом деле увеличивают в обществе социальную взаимопомощь. Тогда как ростовщическая система, являясь средством накопления капиталов в определенных руках, становится препятствием для социального благополучия. Таким образом, посредством всплесков социального недовольства, закладывается фундамент для распространения хаоса и анархии. Об этом совершенно ясно говорится в следующем хадисе, переданном от Амра ибн Аса (радыяллаху анху): «Общество, в котором распространено ростовщичество, обязательно постигнет голод. А общество, в котором распространено взяточничество, будет обязательно охвачено страхом перед врагом» (Ахмад ибн Ханбаль, аль-Муснад, хадис №: 17822).

Камиль САМИГУЛЛИН.

«Реальное время».

Просмотров: 955

Один комментарий

  1. Главным оправданием ростовщичества всегда является то, что никто ни кто не принуждает брать деньги под проценты, то же самое например с алкоголем, поэтому хотим мы этого или нет, но с этим пока придется жить.