«Выступление Путина в Йошкар-Оле вскрыло нарыв наших проблем»

1505976140_DSC_0011На круглом столе «БИЗНЕС Online» обсудили реальное состояние двуязычия и результаты языковой политики в Татарстане

«Татарский язык и национальное образование в Татарстане: генезис, вызовы и перспективы» — так называлась встреча на животрепещущую тему в редакции «БИЗНЕС Online» с участием известных ученых, педагогов и общественных деятелей. Почему ученики татарских школ Казани, выйдя на улицу, испытывают когнитивный диссонанс? Где наш «татарский «Фейсбук»? И как связаны вопросы развития национального языка с большой политикой? Об этом — в репортаже с круглого стола.

«ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В КАЗАНИ ТОЧНО НЕ ПЕРВЫЙ И ДАЖЕ НЕ ВТОРОЙ, А ТРЕТИЙ — ПОСЛЕ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО»

Заявление Владимира Путина о том, что нельзя заставлять человека учить язык, который для него не является родным, а также последовавшее за этим поручение главы государства генпрокуратуре РФ разобраться с обеспечением принципа добровольности в национальных республиках в срок до 30 ноября вызвали серьезный резонанс в РТ, вызвав широкую общественную дискуссию. В частности, противники изучения татарского языка в школах апеллируют к тому, что даже в Татарстане татарский язык никому не нужен и здесь отсутствует сфера его применения. 

На круглом столе в редакции «БИЗНЕС Online» под названием «Татарский язык и национальное образование в Татарстане: генезис, вызовы и перспективы» собрались известные ученые, общественные деятели, педагоги, бизнесмены: Дамир Исхаков, Марат Ибляминов, Марат ЛотфуллинВахит Имамов, Табрис Яруллин, Рустем Бахтиев, Руслан Айсин. Они, в частности, попытались оценить языковую политику, проводимую все последние годы в Татарстане, состояние двуязычия в республике, а также ответить на вопрос о том, добились ли мы реального равноправия двух государственных языков республики за прошедшие 25 лет.

По словам председателя всемирного форума татарской молодежи Яруллина, двуязычие в республике есть, а вот равноправия языков — нет. «Для нас была бы идеальной европейская модель двуязычия», — уверен он. «Сфера применения татарского языка сильно заужена. У детей, которые учатся в татарских школах, при выходе на улицу возникает когнитивный диссонанс. Они видят, что на улицах Казани нигде нет татарского языка — только мелким шрифтом, курсивом написаны названия улиц, и все. Вывески, обслуживание — все на русском языке», — говорит выпускник татарской гимназии Яруллин. По мнению одного из лидеров татарской молодежи, татарский язык в Казани точно не первый и даже не второй, а третий — после русского и английского. «Даже на таких больших мероприятиях, как Универсиада, нам приходилось требовать, чтобы татарский язык присутствовал. Это абсурдная ситуация», — разводит руками глава ВФТМ.

При этом старший научный сотрудник Института истории АН РТ, экс-заместитель начальника управления образования Казани Лотфуллин уверен, что нормативная база для двуязычия в республике существует, но есть проблемы с реализацией. «Это связано с федеральной политикой, — говорит он, — поскольку делопроизводство должно вестись на русском языке, все мероприятия, в том числе общественные, и даже в татарских школах на 50 процентов должны вестись на русском языке. Такие ограничения, естественно, наложили свой отпечаток».

«У нас нет высшего образования на татарском языке. Национальный университет так и не появился, несмотря на то, что решение было принято. Через 15 лет не станет татарских школ, потому что прекратилась подготовка кадров — педагогов для национальных школ», — дает неутешительный прогноз ученый. При этом Лотфуллин подчеркивает, что двуязычие — это не только преподавание татарского языка и образование.

«ТАТАРЫ ДУШАТ САМИ СЕБЯ»

Однако с такой точкой зрения в корне не согласен медиаменеджер, создатель популярной татароязычной радиостанции «Тәртип» Ибляминов. По его мнению, татары сами виноваты в собственном бездействии. «Татарам никогда ни один народ не мешал. Татары душат себя сами. Татары не создали языковую среду. Нам ее никто создавать не запрещал. Виновато собственное бездействие», — убежден он. При этом Ибляминов констатирует, что громкое по своей значимости выступление Путина в Йошкар-Оле стало отрезвляющим громом для всех татар. «Оно показало нам и вскрыло нарыв наших проблем: несовершенство обучающей системы, перекос национальной политики. При советской власти было гораздо больше татарского языка и было лучше, нежели сейчас. Чем больше у нас суверенитета и больше шумихи, тем менее качественными становятся программы», — считает основатель «Тәртип».

«Языком начинают пользоваться тогда, когда он интересен и у него есть зона применения. Давайте вспомним, какой медийный проект на татарском языке был создан за последние 10 лет? Где наш „татарский „Фейсбук“, который был профинансирован? (татарская социальная сеть „Татар иле“прим. ред.)», — задается вопросом медиаменеджер.

По словам писателя, главного редактора газеты «Мәдәни җомга» Имамова, ответственность за отсутствие татарской языковой среды в республике лежит и на республиканской власти. «Почему Рустам Минниханов каждую субботу требует от глав данных – сколько молока надоили, сколько урожая собрали и тому подобное, но никто никогда не спрашивает, почему в 14 районных центрах нет татарских школ?» — сокрушается Имамов, обвиняя в бездействии местных руководителей. «Нужно менять отношение власти к татарскому языку. Если в рамках госпрограммы на развитие всех языков в республике выделяется в среднем по 166 миллионов рублей в год, то зарплата только одного футболиста в год обходится республике в 300 миллионов рублей», — недоумевает лауреат госпремии им. Тукая.

При этом доктор исторических наук, член исполкома ВКТ Исхаков уверен, что эти вопросы можно обсуждать только в контексте политического устройства российского общества. «Если в России не будет демократии, а ее долго может не быть, то татары со своим языком будут идти на дно. Может быть, Россия когда-нибудь проснется, тогда есть шансы», — уверен он. Что касается языковой среды в Татарстане, то ученый считает, что за последние десятилетия в этой области особого сдвига не было. «Но нам удалось воспитать одно поколение, которое сформировало иное отношение к татарскому языку, к татарской культуре. Это результат очень больших усилий общественных сил. Если бы не было этого общественного переворота, мы были бы в худшем положении, нежели сейчас. По крайней мере, еще одно поколение есть — оно не очень многочисленное, не все находятся на уровне Табриса [Яруллина]. Это все наши общие усилия, это результат общественной подвижности», — констатирует Исхаков.

Но в целом сказать, что мы преуспели в этом вопросе, нельзя, считает известный историк: «Мы находимся примерно там же, с чего начинали. В начале 1990-х мы почти достигли того, что было в 1920-х. Сейчас нас расшивают обратно. Если так пойдет и дальше, то произойдет сегрегация по национальному признаку, а татарский язык будет загнан в подполье».

«ГОРБАЧЕВ РАЗРЕШИЛ — НАЧАЛИСЬ ПОДВИЖКИ. СЕЙЧАС ЗАПРЕТИЛИ — НАЧАЛИСЬ ПОДВИЖКИ»

В том, что вопрос национальных языков в России сугубо политизирован, уверен и один из модераторов круглого стола, политолог Айсин. «В России абсолютно все — политика. В России по-другому никак», — уверен он. При этом Айсин напомнил слова великого татарского просветителя Гаяза Исхаки, который в свое время говорил, что первый путь к свободе — это национальное образование. «Язык — это не вопрос коммуникации, язык — это вопрос образа мысли», — добавил Айсин. При этом политолог согласен с высказыванием Ибляминова о том, что выступление Путина в Йошкар-Оле «стало отрезвляющим громом для всех татар». «Горбачев разрешил — начались подвижки. Сейчас запретили — начались подвижки», — метафорично заметил модератор встречи.

Нотку оптимизма в языковой вопрос добавил один из авторов учебника «Сәлам!», заместитель директора по учебной части полилингвальной гимназии №180 Бахтиев. По его словам, несмотря на брожение в социальных сетях после поручения Путина, массовых заявлений родителей об отказе от татарского языка в школе пока нет. «В республике очень маленький процент людей, которые не хотят изучать татарский язык. Дети с удовольствием его изучают, особенно в детском саду и начальной школе. Там никаких проблем нет», — добавил он. При этом Бахтиев согласен с Яруллиным, который говорил о том, что у детей, изучающих татарский, при выходе на улицу возникает когнитивный диссонанс. «Проблемы с изучением татарского языка начинаются в средней школе, потому что дети начинают понимать, что нет сферы применения татарского языка. У них возникает вопрос: зачем?» — констатирует педагог.

Полную стенограмму круглого стола редакции «БИЗНЕС Online» читайте в ближайшее время в нашей газете.


 «БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1067

Комментирование запрещено