«И на татарском могу математику преподавать, и на английском, и другие языки знаю»

победитель конкурса «Учитель года-2017» Илья Демаков (в центре) и лауреат конкурса Алмаз Хамидуллин (справа) – преподаватель математики казанского лицея-интерната №2.

Лауреат конкурса Алмаз Хамидуллин: «Я согласен с позицией министра образования Ольги Васильевой, которая сказала, что если человек живет в Татарстане, то определенный минимум второго государственного языка надо бы знать».

Казанский учитель, которого поздравил Путин, рассказал, что хотел бы у него спросить и сколько должны получать учителя

Лауреатов конкурса «Учитель года – 2017» поздравил накануне в Кремле Владимир Путин. Преподаватель математики казанского лицея-интерната №2 Алмаз Хамидуллин вошел в пятерку лучших учителей страны. В беседе с «БИЗНЕС Online» обладатель малого «Хрустального пеликана» рассуждал о том, как учителя должны изменить мир, для чего мужчин в школах страны должно быть больше и почему языковой вопрос лишь очередное испытание на прочность для Татарстана.

«ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО — ЭТО НАРОД»

Вчера поздно вечером президент России Владимир Путин, приняв короля Саудовской Аравии Салмана аль Сауда, нашел время и силы встретиться с лауреатами всероссийского конкурса «Учитель года-2017». Был среди них и преподаватель математики лицея-интерната №2 Московского района Казани Алмаз Хамидуллин. Встреча была короткой и лишь предваряла торжественный концерт в Кремле в честь Дня учителя. Лауреаты конкурса ждали президента всего около часа, и, наконец, он показался в дверях в компании министра образования Ольги Васильевой и вице-премьера Ольги Голодец. Троица незамедлительно направилась к лучшим учителям страны.

победитель конкурса «Учитель года-2017» Илья Демаков (в центре) и лауреат конкурса Алмаз Хамидуллин (справа) – преподаватель математики казанского лицея-интерната №2.

Победитель конкурса «Учитель года-2017» Илья Демаков (в центре) и лауреат конкурса Алмаз Хамидуллин (справа) – преподаватель математики казанского лицея-интерната №2.

- С праздником поздравляю! Спасибо, что вошли в когорту лучших учителей года. Уверен, что выбор был непростой, выбор осуществляли специалисты, которым можно доверять. Это значит, он основан на объективных показателях качества вашей работы. Вам всего доброго, — поздравил учителей Путин.

- Если позволите, то один-два вопроса. Они же ждали, — министр образования попыталась задержать президента. А тот, кажется, и не спешил вовсе.

Учитель биологии московской школы №171 Иван Смирнов рассказал Путину, что сейчас выпускники школ, поступая в вузы, могут получить до 10 дополнительных баллов за портфолио достижений.

- Ребята, которые прошли через предпрофессиональную подготовку и этот экзамен, они и мотивированные студенты, и, в будущем, надеюсь, хорошие работники. Может быть, есть возможность увеличить до 25 баллов балл за предпрофессиональную подготовку для тех, кто прошел этот экзамен? – предложил биолог.

- Во‑первых, это сама по себе практика хорошая, такая профессиональная ориентация чем раньше произойдет, тем лучше, — согласился президент. — Поэтому я это всячески поддерживаю, а технически это надо с министерством образования отработать.

- Иван – кандидат наук, биофак МГУ. Хорошее предложение, — отрекомендовала молодого человека Васильева.

- Хорошее предложение, — кивал глава государства.

Следующим задавал вопрос учитель истории из Санкт-Петербурга Илья Демаков.

- Несколько лет назад при аналогичных обстоятельствах мой учитель школьный задавал вам вопрос, кого из деятелей отечественной истории вы назвали бы ключевым. Хотел бы узнать от своего лица и от его, изменилась ли ваша оценка за это время? – деликатно поинтересовался он.

- А что я тогда сказал? – улыбнулся Путин, чем вызвал смех собравшихся. Особенно заливисто хохотала министр образования.

- Вы назвали Александра III, — подсказал учитель.

- Ну да, Александр III, — президент задумчиво поднял глаза вверх, силясь отыскать в памяти тот день, когда отвечал на этот же вопрос, и тут же сам с собой согласился, – выдающийся деятель нашей истории, один из строителей нашей истории. У нас много было выдающихся деятелей.

А потом, чуть помедлив, продолжил:

- Знаете, так просто показать пальцем очень сложно. Вообще, самое главное действующее лицо — это народ. Туда нужно углубляться в изучение, прежде всего, морально-этических качеств нашего народа. Там сила вся. Там основа основ.

Стоявшая до сих пор рядом с Путиным Васильева согласно кивала головой так, как обычно учитель приободряет правильно рассуждающего ученика. Но тут внесли бокалы шампанского. «Мне еще надо пойти и поздравить, а то ведь язык будет заплетаться», — пошутил в свойственной ему манере Владимир Владимирович, но послушно обошел полукруг из лучших педагогов, поочередно чокаясь бокалом с каждым. «Всего доброго и успеха всем», — пожелал президент и пригубил бокал.

«ЗАДАЧА ПЕДАГОГА КАК РАЗ НАЙТИ В КАЖДОМ УЧЕНИКЕ ТУ САМУЮ „ИСКОРКУ“»

После фото на память Владимир Путин поспешил в концертный зал, где поздравил не только лауреатов конкурса, но и педагогов всей страны с их профессиональным праздником. Президент говорил о «нелегкой и ответственной миссии» учителя, который «всегда дает гораздо больше, чем заложено в школьной программе». «Он помогает молодому человеку, подростку, ребенку понять себя, раскрыть лучшие человеческие качества, найти в конечном итоге свою дорогу в жизни. Вы вкладываете в учеников, во всяком случае, подавляющее большинство из вас, частичку своей души, стремитесь показать им, как важны порядочность, справедливость, доверие, уважение друг к другу, любовь к родной стране», — обращался президент не только к сидящим в зале, но и к учителям всей страны.

Отметил Путин и то, что каждому «необходимо чувствовать отдачу от своего труда» и то, что его усилия «по достоинству оцениваются и государством, и обществом». Видимо, речь в числе прочего шла и о денежном выражении. Отметим, президент, в отличие от премьер-министра Дмитрия Медведева, не советовал педагогам в погоне за деньгами переквалифицироваться в бизнесменов, а, напротив, обещал и дальше повышать престиж и социальный статус учителя, и, стало быть, и их зарплату. Наверняка большинство уловило именно такой посыл в словах президента: «работа будет продолжена».

Наконец, глава государства еще раз напомнил, что Россия всегда славилась качеством образования и сильными педагогическими традициями. Впрочем, не отрицал он и того, что российское образование «должно соответствовать высоким требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня». 

«Вы как никто другой знаете, что те таланты, которые демонстрируют ваши ученики на олимпиадах, связаны с одной очень простой истиной: каждый ученик талантлив. И если учитель смог довести того или иного своего воспитанника до олимпиады, до победы на олимпиаде, это значит, он нашел в нем эту „искорку“. Задача педагога как раз найти в каждом ученике ту самую „искорку“, которая может сделать его выдающимся человеком», — сказал президент. По-видимому, именно эти дарованные учителями «искорки» привели в этот зал педагогов, которые дошли до финала конкурса.

Абсолютным победителем стал тот самый задавший вопрос Путину про Александра III 30-летний учитель истории и обществознания из гимназии №116 Приморского района Санкт-Петербурга Илья Демаков. В 2009 году он окончил Санкт-Петербургский госуниверситет, а в 2013-м – аспирантуру РАН. Сразу после вуза пришел в 116-ю гимназию, где руководит театральной студией на немецком языке и кружком любителей творчества Р. Дж. Толкиена. А с 2016 года Демаков еще и тренирует российскую команду на Форуме молодежи северных стран.

«РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕРЖИТСЯ НА ХРУПКИХ ЖЕНСКИХ ПЛЕЧАХ»

Впрочем, казанский учитель Алмаз Хамидуллин, пусть и не стал абсолютным победителем конкурса, однако все равно увез в Татарстан «малого хрустального пеликана». Сразу после торжественного концерта корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовала с педагогом о его профессии, мечтах, достойной зарплате и преподавании татарского языка.

- Алмаз, поздравляем вас. Поделитесь впечатлениями, как прошла встреча, пусть и короткая, с президентом.

- Это была короткая встреча, но было видно, что он к образованию очень уважительно относится. Пусть даже ненадолго, но президент пришел и уделил внимание, поздравил нас всех. А услышать поздравления от президента с Днем учителя особенно приятно. Поэтому я очень доволен встречей.

- Вы не успели задать вопрос Владимиру Путину. Но если бы была такая возможность, о чем бы вы его спросили?

- У меня был готов вопрос. Я хотел узнать, каково его мнение о том, что в школах не так много мужчин, как он к этому относится и, возможно, что-то нужно было бы исправить, чтобы изменить ситуацию.

- Насколько знаю, в вашем лицее, где вы преподаете, напротив, мужчин большинство.

- Да, я вижу преимущество в том, когда мужчин больше. Хотел бы, чтобы и в других школах, а не только в нашей мужчины были не только учителями ОБЖ и труда, но и других предметов. Я считаю, что у нас в России есть перегиб в одну сторону – в школах очень много женщин. Можно сказать, что российское образование держится на хрупких женских плечах, а мне хотелось бы, чтобы свои плечи подставили и мужчины.

- А чему мужчины могу научить нынешнее поколение школьников?

-  Ребенок, когда учится в школе, видит образ поведения всех своих учителей. Для мальчиков особенно важно, если они видят спортивных, молодых, эффективных, энергичных учителей-мужчин, которые будут формировать образ главы семейства, лидера, который дети будут вбирать в себя.

- Да, мужчин-учителей мало, поэтому и педагогические вузы, в основном, женские. Как же сделать так, чтобы мужчинам стала интересна профессия учителя?

- По моему мнению, мужчина – глава семьи, который должен достаточно зарабатывать. В принципе, такие условия постепенно становятся все более и более реальными. Теперь уже мужчина, работая в школе, может обеспечить всю свою семью. Также он должен самореализовываться, а в этом помогают в том числе такие конкурсы, как тот, в котором я участвовал. Если будет также карьерный учительский рост, то и это в том числе должно привлекать в профессию мужчин.

- В 1990-е годы бытовало мнение, что в педвузы идут только те, кто больше никуда не поступил. Как думаете, сейчас что-то меняется?

- Я сам вложил [много сил] в то, чтобы этот стереотип разрушить, потому что закончил один из ведущих вузов страны — МГУ, и пошел в школу. Уверен, что ситуация уже меняется. Поэтому я и говорю о достойной оплате труда учителя, чтобы передовые умы приходили в школу.

«Я ЖЕ ПОКАЗЫВАЛ ДЕТЯМ, КАК ОНИ МОГУТ ПРИМЕНИТЬ МАТЕМАТИКУ В ЖИЗНИ»

- Почему вы решили участвовать в конкурсе?

- Мы должны быть примерами для своих детей. Мы говорим им, что они должны учиться, и педагоги, как и любой человек, в течение всей жизни должны также учиться. А конкурс – огромная школа. То количество материалов, знаний и опыта, которые учитель приобретает в этом конкурсе, тяжело где-либо еще получить в таком объеме за такое короткое время. я считаю, что приобрел много полезного и планирую все это применять в своей педагогической деятельности. Например, я еще больше уверился в том, что если человек захочет, то все возможно – можно и до президента дойти, и осуществить все свои мечты. Вера зажигает сердца учителя и, соответственно, учеников. Конечно, это и технологии, которые мы увидели у коллег из разных регионов. К тому же расширилось мое мировоззрение, я увидел коллег из всех 85 регионов, выстроил новые связи, которые в будущем, уверен, будем использовать, чтобы развивать нашу республику и образование в ней.

- В чем уникальность вашей методики, раз вы стали лауреатом всероссийского конкурса?

- Уникальности нет. Каждый учитель применяет эти технологии, просто он накладывает свой характер, свою манеру речи. Я же показывал детям, как они могут применить математику в жизни, то есть давал не просто теорию, а показывал роль математики и в физике, и в астрономии, и даже в медицине. Увидев эту связь, у учеников появляется мотивация заниматься математикой. Наверное, я отличился именно этим.

«ОПЛАТА УЧИТЕЛЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ — В 2-4 РАЗА БОЛЬШЕ, ЧЕМ СЕЙЧАС»

- Об оплате труда педагогов много говорят. Как вы помните, Дмитрий Медведев говорил, что учитель – это призвание, а за деньгами надо идти в бизнес. Что вы об этом думаете? Сколько учитель должен зарабатывать?

- По моему мнению, учитель – это призвание, он идет в школу не за деньгами. нужно любить детей, иметь реальное желание что-то им дать. Если учитель идет в школу из-за денег, то это не есть хорошо. С другой стороны, оплата учителя должна быть очень большой — в 2-4 раза больше, чем сейчас. Но не для того, чтобы учителя шли в школу из-за денег, а просто это настолько сложная и благородная профессия, поэтому она должна соответствующе оплачиваться.

- В среднем, сколько должен зарабатывать учитель?

- По России, думаю, от 100 тысяч рублей.

- Как вы думаете, должен ли учитель только лишь оказывать образовательные услуги, или воспитание тоже входит в его функции?

- В законе «Об образовании», где говорится про услугу, имеется в виду, на мой взгляд, не то, что обычно под услугой понимают люди. Образование – это не есть услуга. Родители не должны перекладывать всю ответственность на педагога, говоря: «Мы платим налоги, вот вам ребенок, учите». Это неправильный подход. У нас получится гармоничная личность только тогда, когда и учитель, и родители, и ученик будут вместе образовывать треугольник, в котором все стороны будут заинтересованными. Конечно, с таким отношением к учителю как к предоставителю услуги, я думаю, мало что хорошего получится.

- В чем вы видите основной смысл своей педагогической деятельности?

- Есть такая фраза, что обновление мира происходит в школе. Поэтому, наверное, главной миссией любого учителя должно быть именно это. Мы пришли в школу, чтобы воспитать новое поколение, чтобы дать им все те ценности, которые должны дать, и таким образом обновить мир.

- Алмаз, о чем вы мечтаете?

- Я говорил о миссии обновить мир, наверное, это и есть мечта, как бы это пафосно ни звучало. У многих учителей должно быть такое желание, чтобы школа была чем-то высоким. Только тогда, как мне кажется, мы сможем что-то дать детям, изменить их.

- Я не могу не спросить о языковой ситуации в Татарстане, хотя вы учитель математики. Как бы вы решили вопрос с преподаванием татарского языка? 

- Я согласен с позицией министра образования Ольги Васильевой, которая сказала, что если человек живет в Татарстане, то определенный минимум второго государственного языка надо бы знать. Но я понимаю, что вопрос этот непростой. Я уже предвижу, какие комментарии могут идти с двух сторон, поэтому хочу уточнить. Люди должны понимать, что мы столько живем вместе, столько вопросов решали, и этот вопрос не должен делить национальности по разные стороны. Это лишь очередное испытание на прочность для нашей республики, которое нам надо решить. Мы должны понимать, что как бы вопрос ни решился, дружба народов стоит превыше всего. Именно этому мы учим в школах, мы создаем новое толерантное общество. 

- Смогли бы вы преподавать на татарском языке математику?

- Конечно, мог бы. Я и на английском могу преподавал математику, и другие языки знаю. Но для этого все-таки нужна подготовка. В математике есть определенная терминология, которую надо знать на татарском языке. Но и это тоже реально. Если когда-то встанет вопрос о том, чтобы преподавать на татарском языке, для меня это не составит труда.

НА СВОИХ УРОКАХ ОН ПОКАЗЫВАЕТ СВЯЗЬ МАТЕМАТИКИ С РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ

Алмаз Хамидуллин перед тем, как войти в пятерку лучших, стал абсолютным победителем конкурса «Учитель года Казани — 2017» и победителем «Учителя года Республики Татарстан — 2017». Ему 30 лет, родился он в Нижнекамске, окончил там лицей-интернат №24 (был создан в 1993 году как татарско-турецкий лицей им. Габдуллы Тукая), а в 2010 году завершил обучение на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ.

«С точки зрения педагогики, это большой плюс, потому что фундаментальные знания всегда нужны, всегда пользуются высоким уважением и востребованы, — рассказал в беседе с „БИЗНЕС Online„ начальник управления образования Казани Ильсур Хадиуллин. – Окончание факультета вычислительной математики и кибернетики говорит о том, что с логикой у Алмаза Хамидуллина все в порядке. Но помимо этого, у него есть знания и опыт работы в школе, знание психологии детей“.

Сам учитель признался нашему изданию, что вовсе и не думал, что пойдет по педагогической стезе, когда в МГУ учился на программиста. «Но во время учебы поступил на дополнительный факультет педагогического образования, — вспоминает Хамидуллин. — Мне понравилось работать с детьми, тем более поступило предложение из моей школы из Нижнекамска, где я учился в свое время. Обстоятельства так сложились, что я поехал работать учителем математики в родной Нижнекамск. Мне понравилось и до сих пор мне это нравится. Я вижу в этом большой смысл, поэтому продолжаю работать».

Молодой преподаватель женат, вместе с женой воспитывает двухмесячную дочку Нурию, увлекается триатлоном и неоднократно пробегал полумарафон. В семье Хамидуллина уже есть преподаватели – его мама тоже учитель математики. Сейчас его место работы — лицей-интернат №2 для одаренных детей  с круглосуточным пребыванием воспитанников, находится он в Московском районе Казани. Учебное заведение учредили в 1992 году по итогам соглашений между РТ и Турцией в сфере образования.

«Конечно, для школы это престиж и гордость, что в ней преподает победитель конкурса „Учитель года“, — говорит директор лицея-интерната № 2 Ирек Ризванов, находившийся в эти дни вместе с Хамидуллиным в Москве. – Они уже все пять человек победители, поскольку все получат „малых пеликанов“ — символ конкурса „Учитель года“, хотя этот статус не даст никакого дополнительного финансирования для школы. Алмаз Хамидуллин действительно обладает педагогическим мастерством, у него очень глубокие знания своего предмета, он выпускник МГУ и хорошо разбирается в математике еще со школьной скамьи. В 11 классе защитил проект на международной олимпиаде на золото, показав связь между алгеброй и геометрией, и примерно то же он использовал на нынешнем всероссийском конкурсе. Одна из фишек на его уроках — он показывает связь математики с реальной жизнью. И конкурсный урок так же был посвящен этому. Он показывал, каким образом та же парабола применяется в жизни, для чего принес в класс спутниковую тарелку. И так на его уроках постоянно. Он демонстрирует, как то или иное неравенство применяется в жизни и детям становится интересно».

На сегодняшний день в лицее обучается 261 учащийся из разных районов города Казани (70%), Татарстана (25%) и соседних с республикой регионов России (5%). Принимают для обучения только мальчиков, окончивших шестой класс. В лицее работают 32 учителя. Среди педагогов 23 мужчины (70%) и 9 женщин (30%). Средний возраст преподавателей 36 лет.

По словам Ризванова, заполучить Хамидуллина в штат было непросто. Ушло несколько лет на то, чтобы убедить его переехать из родного Нижнекамска. «Он увидел, что условия в действительности созданы, что может заниматься творческой деятельностью, что рядом с ним работает такой же сильный коллектив, такие же молодые ребята, как и он», — рассказал директор лицея.

Тем не менее сам педагог утверждает, что в Казань переехал, когда его семья захотела «попробовать что-то новое». «А Казань нас давно привлекала своей развитостью. Я люблю, конечно, оба города. В Казани я живу полтора года, мне здесь комфортно, мне здесь нравится даже больше, чем в Москве, несмотря на то, что я жил в столице шесть лет. Меня больше тянет в Казань», — рассказал Хамидуллин.

Директор лицея утверждает, что учитель ответственно подошел к конкурсу, хотя приходилось испытывать и физические нагрузки, и стресс, и, наконец, попросту недосыпать. «Именно волевые качества, воспитанные в спорте, помогли Хамидуллину победить», — считает Ризванов.

Но побеждает на конкурсах не только сам учитель, но и его ученики. Хамидуллин похвастался, что из 23 учеников 8 «б», классным руководителем которого он является, в прошлом году шестеро стали призерами республиканской олимпиады по математике. «Я и сам стараюсь быть для учеников примером», — добавил педагог.

По словам директора лицея, в дальнейшем победитель конкурса собирается продолжить развитие математического образования в Татарстане. «Во многом из-за этого он и вернулся из Москвы», — объясняет Ризванов.

ХАМИДУЛЛИН НА КРУГЛОМ СТОЛЕ С МИНИСТРОМ: «ЗАРПЛАТА ДОЛЖНА БЫТЬ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ»

В финал всероссийского конкурса, помимо Хамидуллина и уже упомянутых москвича Ивана Смирнова и питерца Ильи Демакова, вошли учитель математики из Самарской области Владимир Пономаренко и учитель русского языка и литературы из Ульяновской области Анастасия Мингачева. Чуть раньше, 4 октября, в министерстве образования и науки РФ с участием финалистов прошел круглый стол под названием «Единое образовательное пространство и как его сохранить?». Это стало завершающим испытанием конкурса. В ходе обсуждения Хамидуллин назвал главной целью единого образовательного пространства подготовку будущего поколения. «В рамках того, что мы живем в многонациональной стране, нужно это учитывать. Нам важно передать ценности для того, чтобы наши будущие поколения, опираясь на эти ценности, смогли выстроить гармоничные отношения», — сказал учитель, добавив, что этому важно уделить внимание в рамках единого образовательного пространства.

Другие претенденты говорили о равных стартовых возможностях, которые должны быть в образовательном пространстве, едином культурном коде, более-менее общем наборе фактов, терминов. «Считаете ли вы, что в рамках единого пространства должна быть единая зарплата учителей по всей стране?» — спросил модератор. Тут зал (а в нем в качестве жюри находились учителя и родители) сначала зашумел, а затем зааплодировал, одобряя вопрос. «Мы идем в учителя не за зарплатой, естественно, но мне кажется, что зарплата должна быть гораздо больше», — сказал Хамидуллин. Министр образования РФ в этот момент хитро улыбнулась и сделала какие-то пометки на бумаге.

«Система образования — это одна из тех социальных площадок, что помогает развивать и сохранять национальные особенности, язык и культуру всех народов, населяющих нашу великую страну. Но не заключается в этом, на ваш взгляд, и вызов единому образовательному пространству?» — задал вопрос модератор, на который несколько финалистов отвечать не стали вообще. «Я работаю в Татарстане и уже вижу, что мы обладаем огромным опытом учета этих особенностей и думаю, что в вопросе единого образовательного пространства мы сможем это преодолеть», — сказал преподаватель из Казани.

Напомним, победитель прошлогоднего конкурса «Учитель года Казани» Иван Филатов стал одним из 15 лауреатов всероссийского этапа конкурса и тоже встретился с  Путиным, который разговоре об изучении латыни вспомнил латинское выражение: «Славься, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя», а также продекламировал стихотворение Михаила Лермонтова.


«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1155

Комментирование запрещено