«Это фетва отчаяния!»: почему ДУМ РФ «запретило» мусульманам смешанные браки?

БезымянныйВ Татарстане посыл Равиля Гайнутдина отвергли, призвав сохранять межконфессиональный мир

Совет улемов ДУМ РФ опубликовал богословское заключение, согласно которому мусульманам не следует жениться на представительницах других религий, в том числе вступать в брак «с людьми Писания». Исключения возможны только в «единичных случаях». В ДУМ Татарстана дали понять, что такая трактовка противоречит прямому толкованию аятов Корана. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что желание что-то противопоставить бурной ассимиляции понятно, но все равно победит любовь.

«ЛУЧШЕ РАБЫНЯ, НО ВЕРУЮЩАЯ»

Богословское заключение совета улемов ДУМ РФ, датированное еще 19 ноября прошлого года, было опубликовано на этой неделе на сайте управления, наделав много шума в федеральных СМИ. Согласно документу, мусульманам не следует жениться на представительницах других религий.

«В современном мире, в условиях межнациональных переплетений и ассимиляции у многих возникает вопрос: каковы рамки дозволенности? Какие из смешанных браков разрешены, а какие запрещены? — задаются вопросом авторы заключения и дают разъяснения. — Коранический аят накладывает неоспоримый запрет на замужество или женитьбу с язычниками и всеми теми, кто подпадает под эту категорию: «Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Лучше рабыня, но верующая, чем [свободная] язычница, пусть даже очень привлекательная и вызывающая у вас симпатию. И не выдавайте замуж [мусульманок] за язычников, пока те не уверуют. Лучше [в вопросе замужества] раб, но верующий, чем [свободный] язычник, пусть даже приглянувшийся вам».

При этом по поводу рабынь и рабов дается разъясняющая сноска: «Следует учесть, что эти строки имеют историю более четырнадцати веков, а в некоторых современных цивилизованных странах законное рабство исчезло лишь на протяжении последних двух столетий». 

В ДУМ РФ также подчеркивают, что недопустим брак мусульманки с тем, кто не относит себя к мусульманскому сообществу, вне зависимости от того, каких взглядов и убеждений он придерживается. Немалая часть заключения посвящена браку с представителями людей Писания (последователей иудаизма и христианства). «Одним из нежелательных последствий смешанных браков является и то, что союз мусульман-мужчин с представительницами людей Писания в определенной степени уменьшает шансы мусульманок найти супруга-единоверца, вынуждая их выходить замуж за немусульман, что канонически запрещено» — утверждают в духовном управлении.

Авторы заявления отмечают, что для двух столь близких людей, как муж и жена, для прочности их союза важно наличие общих жизненных ценностей. «Единство, схожесть супругов в вопросах религии и духовности является наиважнейшим условием их совместной счастливой жизни», — подчеркивается в сообщении.

В итоге совет улемов постановил, что межконфессиональные браки, «в частности, с представительницами людей Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая». Но есть и исключение — если девушка «признает существование одного единого бога, принимает Иисуса и Мухаммада как божьих посланников и выражает готовность следовать предписаниям священного корана, то она вправе вступить в брак с мусульманином». Любопытно, что авторы разъяснений преимущественно обращаются к мужчинам, нежели к женщинам. 

После волны публикаций в СМИ с заявлением по поводу фетвы выступил Дамир Мухетдинов, первый зам муфтия Равиля Гайнутдина. Он подчеркнул, что «в светском государстве постановления Совета улемов носят внутриобщинный характер» и «апеллируют исключительно к ответственности человека перед Богом и никак иначе». По его словам, Совет улемов не обязательно выражает позицию ДУМ РФ, так как «является органом самостоятельным и свободно формулирующим позицию входящих в него богословов». Да и среди них нет единства: часть улемов спорное богословское заключение отвергли. Сам Мухетдинов, однако, фетву всецело поддерживает, утверждая, что и у других религий, включая православие, требования к чистоте браков не менее жесткие. 

И в качестве финального аргумента приводится цитата из книги Гайнутдина: «Обряд бракосочетания не может быть совершен между кровными родственниками. Кроме того, нельзя читать никах мусульманке, выходящей замуж за представителя иной религии, т. к. это связано с воспитанием детей и опасениями утраты всеми ими ислама. Что же касается положения, когда мусульманин женится на представительницах другой религии, то здесь также существуют ограничения — например, нельзя жениться на многобожницах или атеистках. А вот создание семьи с христианками или иудейками разрешается. Но при этом родителям жениха следует обращать внимание на религиозные убеждения своего сына, и если он в этом отношении слаб и есть опасность, что он или его дети выйдут из лона ислама, то такой брак допускать нельзя».

«ЭТО ЗАЯВЛЕНИЕ ДУМ РФ ПРОТИВОРЕЧИТ ТОМУ, ЧТО ПРИНЯТО В ИСЛАМЕ»

ДУМ Татарстана, куда «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием, вчера вечером отмежевалось от федеральных коллег. «Совет улемов Духовного управления мусульман Республики Татарстан в ответ на запрос СМИ о богословском заключении ДУМ РФ № 5/19, посвященном межконфессиональным бракам сообщает о своем несогласии с указанным заключением, — говорится в заявлении. — Позиция ДУМ РТ по вопросу заключения межконфессиональных браков основывается на прямом толковании аятов Священного Корана и мазхабических традициях, и была выражена руководством ДУМ РТ ранее.

Согласно положениям ханафитской правовой школы, являющейся самой распространенной на территории Российской Федерации, мусульманину дозволено вступать в брак с представительницами людей Писания, к которым относятся христиане и иудеи. Это правило действовало до появления мазхабов, на заре эры Ислама и сохраняет свою силу до настоящего времени. Кроме того, считаем, что в вопросах издания богословских заключений крайне важно стараться сохранять межконфессиональный мир и согласие в Российской Федерации».

По словам известного публициста, бывшего заместителя председателя ДУМ РТ Рустама Батрова, в ДУМ РФ ничего нового с точки зрения исламского богословия не сказали, но сам факт появления такого богословского заключения не случаен.

«Это — фетва отчаяния. Ассимиляционные процессы идут семимильными шагами, — говорит наш собеседник. — И, как часто говорил на уроках Рамиль хазрат Гайнутдин, „жена всегда побеждает“. Потому что дети всегда с нею. И действительно, по опыту, по практике, по крайней мере, для Центральной России, смешанные браки приводят и к этнической ассимиляции, и к утрате религиозной идентичности. И если где-то в глухом горном ауле, русская девушка, выйдя замуж, как правило, подстраиваться под окружающую культурную среду, то в мегаполисах все как раз наоборот. И эта фетва совета муфтиев ДУМ РФ — это крик отчаяния, это призыв к тому, чтобы мусульмане сохраняли свою нацию, сохраняли свою религию».

Батров уверен, что победит любовь. «Межконфессиональный брак — это символ торжества любви, это признак того, что любовь не знает никаких границ — ни национальных, ни религиозных. Если люди построили отношения, то вряд ли они будут менять свои решения. Но те, кто на пути в своем жизненном выборе, они к этому заключению еще могут прислушаться», — заключил он.

«Очень много смешанных браков у мусульман, до 40% доходит, мусульмане теряют свою национальную и конфессиональную идентичность, — сетует ректор РИУ Рафик Мухамметшин. — Озабоченность ДУМ РФ понятна, она лежит в основе фетвы — даже в условиях религиозного возрождения количество смешанных браков в городах не так уж и уменьшилось. Но что касается традиций нашего ханафитского масхаба, в Татарстане, в Центральной России, то ханафитский масхаб допускает возможности проведения никахов с „людьми Писания“. С этой точки зрения это заявление ДУМ РФ немножко противоречит тому, что принято в исламе в целом, и в нашем ханафитском масхабе».

Заявление может сыграть опредленную роль, полагает Мухаметшин. «Те, кто относят себя к мусульманам, могут обратиться в мечеть и спросить там: могу ли я взять в жены немусульманку? А им там ответят, что есть такая фетва, и этого делать нельзя. И вот от этого какие-то последствия, возможно, будут. Но насколько они будут широкораспространенными в выполнении, это трудно сказать» — заметил он.

«Данная фетва Совета улемов ДУМ РФ правильно толкует запрет брака для мусульманки в отношении иноверцев, но допускает отступление от традиции в плане запрета мусульманину жениться на представительницах людей Писания, то есть христианках и иудейках», — трактует заключение исламовед, востоковед, ведущий научный сотрудник ИЯЛИ им. Н.Ибрагимова АН РТ Азат Ахунов. Собеседник издания также напомнил, что в Российской Федерации мусульмане в подавляющем большинстве следуют ханафитской школе. В отличие от распространённого на Кавказе шафиитского мазхаба, где ставится ряд условий, практически невыполнимых в современных условиях. «То есть де факто это запрет на подобные браки, — говорит он. — Совет улемов, да и любой муфтий могут выносить самостоятельные решения, согласно своей компетенции. В этом отношении, решение ДУМ РФ является вполне законным, но лишь для входящих в его состав мусульманских религиозных организаций. Но любой мусульманин-ханафит, может принимать или не принимать это решение на свое усмотрение, поскольку в исламе нет системы административного подчинения. Мусульманин сам отвечает за все свои поступки перед Аллахом. Другое дело, что он обязан соблюдать светские законы того государства, гражданином которого он является».

«Семьям, которые живут по законам религиозным, почти нереально воспитать детей в соответствии с религиозными традициями, если мама и папа относятся к разным религиям, потому что ни одна, ни другая религия не будут в таком доме изучаться полноценно, — полагает главный раввин Казани и РТ Ицхак Горелик. — Могу понять этот закон так: когда человек соблюдает какие-то правила, легче и правильнее будет выбирать партнера той религии, в которой он живет. Это не новая вещь, у евреев тоже самое, есть такой закон. Отмечу, что тут речь идет не о национальностях, а об образе жизни: что мы кушаем, что не кушаем, когда у нас святые дни, что и как мы носим. Я не знаю точно, что там за закон, но если в целом, я считаю, что к такому закону нужно относиться с пониманием. Семья это не просто жить с кем-то, это воспитывать другое поколение. Мы отличаемся друг от друга, нам и так непросто „держать“ семью. Чем больше вещей будут объединять нас, тем крепче будет семья». 

business-gazeta.ru

 

Просмотров: 869

Комментирование запрещено