Гениальный труд Ибн Сины «Канон врачебной науки» — свод медицинских знаний, представляет собой ценнейший памятник человеческого ума, вошедший в сокровищницу мировой науки и культуры.
Через 150 лет его «Канон» был переведен на латинский язык Герардом Кремонским (1114—1187), который в течение шести веков служил источником медицинских знаний во всех странах Европы. За это время неоднократно издавался его латинский перевод.
В обращении Всемирного Совета Мира ко всем народам в 1951 г. по случаю тысячелетия со дня рождения Ибн Сины, отмечено:
«Вся его деятельность была основана на требованиях истины и разума. Это культурное наследие является для человечества неиссякаемым источником знаний. Оно открывает перед нами перспективы всеобщего согласия и понимания. Благодаря значению его трудов, Ибн Сина принадлежит всему человечеству».
Полный текст «Канона» в пяти книгах (шести томах) был опубликован на узбекском и русском языках. Почетные титулы, присвоенные ему, сопровождали имя Ибн Сину на протяжении многих столетий:
– на Востоке его звали — «Шейх ар-раис» («Глава ученых»),
– на Западе — «Князь философов» и «Князь врачей».
Это — дань глубокого уважения, признания заслуг и огромной роли Ибн Сины в науке и в мировой культуре. Ни по объему разноплановых знаний, ни по талантливости и великим открытиям — никого в средневековой Европе невозможно поставить рядом с ним.
В астрономии и физике, химии и зоологии, геологии и географии, а кроме того в поэзии и музыке — в какую бы не касался область знаний, Ибн Сина всюду оставил значимый след.
В философии и медицине значение Ибн Сины особенно велико. Им созданы две энциклопедии:
– «Канон врачебной науки» – прославленный труд, который формировал мышление многих поколений врачей,
– и философская энциклопедия «Книга исцеления» – охватывающая все естественные знания того времени,
Ибн Сина поражает не только разносторонностью знаний и творческой активностью. Он всегда был ученым — борцом с невежеством.
Его полное имя — Аль-Хусейн Ибн Абдаллах Ибн аль-Хасан Ибн Али Ибн Сина. Коротко его называли Али Ибн Сина.
Родился он в 980 г. около Бухары, в небольшом селении Афшана, ныне Бухарской области Республики Узбекистан. По последней части его имени — Ибн Сину в Европе искаженно называли «Авицена».
Отец Ибн Сины — Абдаллах ибн Хасан был человеком культурным и состоятельным. В Бухаре он служил сборщиком податей.
Когда маленькому Хусейну исполнилось пять лет, их семья переехала в Бухару, где его отдали в начальную мусульманскую школу. К десяти годам он изучил Коран и литературу. Все поражались его успехам.
Дальнейшее образование Хусейн получал дома, занимаясь с приходящими на дом учителями. Он усиленно изучал математику, физику, законоведение, логику, астрономию, философию, географию и многое другое.
Свою молодость Ибн Сина провел в Бухаре — крупнейшем культурном центре Востока, которая конкурировала со столицей халифата — Багдадом.
Со временем Бухара стала столицей государства Саманидов и на стыке X—XI веков была одним из богатейших феодальных городов Востока.
Государство Саманидов в период своего расцвета включало Мавераннахр,
Хорасан, Северный и Восточный Иран. В вассальной зависимости от него были Хорезм, Систан, Горган (Джурджан), Решт, Газни, Тасаристан.
Караванная торговля связывала Бухару со многими странами. Знаменитая «Шелковая дорога» шла через Бухару — от Багдада до Пекина. По ней из Бухары и Хорезма вывозились хлопчатобумажные ткани, шелка, ковры, шерсть, луки, лодки, шорные изделия.
Разносторонние связи со многими странами—с Ираном, Ираком, Сирией, Индией, Китаем, Византией, Киевской Русью доставляли массу разнообразных сведений, создавая благоприятные условия и для обмена духовными ценностями.
Буржуазные историки, высоко оценивавшие заслуги Ибн Сины, называли его труды вершиной философии и медицины Востока. Но, к сожалению,эти историки умалчивали о другой вершине — о высоте культуры народов Востока.
Эта культура была богатой и самобытной ещё задолго до того, как эти народы подпали под иго арабов. Например, в раскопках в Хорезме обнаружили следы высоко развитой культуры, существовавшей там еще до нашей эры, созданной народами Средней Азии — бактрийцами, хорезмийцами, согдийцами, саками и другими народами
Бухара тогда была крупным культурным центром. В ней жило много образованных людей — законоведов, ученых, философов, архитекторов, врачей.
Особого расцвета культурная жизнь в Бухаре достигла в X—XI вв. Здесь жили поэты и ученые, имена которых еще при их жизни были известны далеко за пределами их родины — Фараби, Рудаки, Дакики и создатель «Шах-наме» — Фирдоуси.
Расцвету культуры способствовало и появление в этот период еще одной звезды первой величины — Абу Али ибн Сины. Одним из крупных учёных, который оказал сильное влияние на мировоззрение Ибн Сины был Абу Наср Мухаммад Фараби (873—950) — выдающийся среднеазиатский философ, ученый-энциклопедист.
Все учёные Востока называли его вторым учителем, после Аристотеля.
Родился он на берегу Сырдарьи в селении Фараб. Фараби оставил много сочинений по философии, математике, физике. В труде «Классификация наук» он дал общий обзор по всем областям знаний. Им написан трактат «Об органах человеческого тела», где чётко определены задачи медицины.
Фараби ознакомил даже ученых Европы с учением Аристотеля. Он подготовил основу для появления одной из крупнейших фигур во всей средневековой культуре — Ибн Сины.
В художественной книге «Авицена» от имени Ибн Сины пишется:
» …Затем я пристрастился к науке врачевания. А медицинская наука для меня была не из трудных наук и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее время. Так что даже известнейшие врачи того времени стали приходить ко мне за советом.
Посещал я и больных. В результате передо мной открылись огромные врата возможностей и опыта исцеления. А было мне в это время всего шестнадцать лет».
Натолкнул Ибн Сину на изучение медицины врач христианин Абу Сахл Масихи, автор труда «Сто книг по искусству медицины», который был несторианином.
В эпоху Сасанидов несторианцы основали медицинскую школу, своего рода академию по образцу Александрийской, сыгравшую большую роль в развитии медицины на Востоке. Школа эта была тесно связана с Индией и Китаем.
Однажды заболел правитель Бухары. Но врачи не могли определить его болезни. Тогда Ибн Сину тоже пригласили участвовать в лечении правителя, и он вылечил его.
В награду Ибн Сина получил разрешение пользоваться обширной библиотекой эмира. Различные книги, которые он там читал, никто ранее даже и названия их не слышали. Прочитав эти книги, он достиг высокой степени почёта среди знатоков науки.
Когда исполнилось ему восемнадцать лет, он закончил изучение всех наук, и после этого ничто новое ему уже не открывалось. К двадцати годам молодой Ибн Сина уже обладал широким кругом знаний и знал все, чем владела наука того времени.
А государство Саманидов между тем было завоевано Махмудом Газневи, который востребовал к себе на службу учёных со всех завоёванных территорий.
Но Ибн Сина отказался ехать к нему. Затем, преследуемый султаном Махмудом, Ибн Сина вынужден был покинуть Бухару и, переезжая из города в город, направился в Гурганд — столицу Хорезма
До самой смерти Ибн Сина не смог вернуться на родину. Скитаясь на чужбине, он испытывал лишения, становясь то визирем, то пребывая в тюрьме. Но, несмотря на это, он ни на один день не прекращал свою творческую деятельность на пути научных изысканий.
Прибыв в Хорезм около 1000 года, он нашел людей, близких ему по духу. В итоге там были созданы ценнейшие образцы материальной и духовной культуры.
При дворе Мамуна II, правителя Хорезма собирались выдающиеся ученые и философы. В их числе были:
- гениальный ученый-энциклопедист Абу Райхан Беруни, сочинения которого посвящены проблемам астрономии, математики, физики, географии, фармакогнозии, истории, этнографии, филологии;
- астроном, медик Абу Сахл Иса ибн Иахйа ал-Масихи, который был учителем Беруни, также учителем и другом Ибн Сины;
- медик Абу-л-Хайр ибн ал-Хаммар, Абу Наср — племянник хорезмшаха, учитель Беруни и другие.
Хорезмийская наука задолго до того времени уже занимала выдающее место в науке Востока. Общение с знаменитыми учеными и философами, врачами благотворно влияло на находившегося там Ибн Сину.
Основы двух энциклопедий, огромных трудов, составивших славу Ибн Сины, «Канона врачебной науки» и «Книги исцеления» («Китаб аш-шифа») – закладывались именно в столице Хорезма — в Гургандже.
С Беруни, который был несколько старше Ибн Сины, его связывали разносторонние научные интересы. В известной мере эти два выдающихся человека дополняли друг друга. Их одинаково интересовали такие науки, как астрономия, физика, геология и математика. Но Ибн Сина пошёл дальше в изучении медицин, психологии, философии.
Связан был Ибн Сина и с философом-мистиком Абу Саидом Мейхени (968—1049)24, главой суфийской школы — шейхом, который пользовался огромной популярностью в мусульманском мире. Хотя и были людьми противоположных взглядов на мир, они находили общие точки прикосновения. Ведь один из них основывался на опыте, наблюдениях, дедукции, а другой — на мистическом проникновении в тайны бытия.
Прежде всего на формирование ученого серьёзное влияние оказала высокая культура народов Востока, выдвинувшая к тому времени такого гиганта мысли, как Фараби.
В Бухаре и Гургандже были богатые книгохранилища, в которых имелись труды ученых Греции и Рима, начиная от Гераклита и кончая Аристотелем, Гиппократом и Галеном. Европа в это время еще не знала об их произведениях и познакомилась с ними намного позже, посредством арабских переводов.
Столкновение двух культур на Востоке с особой резкостью проявились, когда Ибн Сина вышел на общественную арену. С одной стороны — мусульманское богословие, приобретающее все более радикальный характер, а с другой стороны — мышление передовых философов-ученых, складывавшееся на основе научных знаний.
Последние 13 лет жизни Ибн Сина провел в Исфахане в условиях, позволивших ему целиком отдаться творческой работе. Особенно много сделал он в этот спокойный промежуток жизни, окруженный заботой и почетом.
Насчитывается около 300 трудов Ибн Сины этой поры, которые поражают многообразием интересов их автора.
Ибн Сина умер 18 июня 1037 года, в возрасте 58 лет и погребён он в Хамадане. Все, что было у него, Ибн Сина роздал бедным и, умирая, в полном сознании, он продекламировал свои стихи:
«… Мы умираем и с собою уносим лишь одно:
Сознание того, что мы ничего не узнали …».
Могила его — мавзолей в Хамадане до сих пор служит местом особого почитания.
Необычайная личность Ибн Сины оставила глубокий след в памяти народов. Они вплели в его биографию много легенд о его проницательности, о способности исцелять болезни, чуть ли не воскрешать мертвых.
Только за последние 30 лет XV в. «Канон» выдержал 16 изданий на латинском и одно на еврейском языках. А всего он издавался около 40 раз полностью и бесчисленное множество раз — в выдержках.
Во всех университетах Европы до конца XVII века «Канон» был основным руководством, по которому велось обучение по медицине.
Сотни лет врачи всех стран по нему учились понимать, что такое болезни, искусство распознания, лечения и предупреждения болезней и особый подход к больному человеку.
Ибн Сина придавал большое значение типу телосложения —конституции. Он подчеркивал, что каждый человек имеет присущее только ему натуру, телосложение и устройство организма. Поэтому он требовал особого, индивидуального подхода к каждому больному.
Это принципиальное требование в системе взглядов Ибн Сины и сейчас, пройдя через много веков, сохраняет свою актуальность в медицине. Его утверждение о том, что одно и то же лекарство по-разному может воздействовать на разных больных носит не случайный характер.
Как истинный ученый Ибн Сина строил свои выводы, исходя из трудов предшественников, используя их опыт. Однако, даже поправляя Гиппократа и Галена, споря со многими их взглядами, Ибн Сина с уважением и доброжелательством отзывался о своих предшественниках и учителях. Хотя, в подходе к изучению человеческого тела, между Ибн Синой и Галеном существует принципиальная разница.
Именно философская точка зрения, желание увидеть корни болезни по иному, позволяли Ибн Сине найти новые точки зрения и превзойти современников в понимании человеческого организма.
Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.
Г.Самара.
Просмотров: 854
Нинди телдэ икэн?