«Посмотрите на русских женщин – за кого бы они ни вышли замуж, их дети вырастают русскими»

БезымянныйЦифра дня: 57% татарок выходят замуж за представителей других народов

В пятницу в КЦ «Чулпан» прошло пленарное заседание VI всемирного форума татарских женщин, который собрал около 300 представительниц прекрасного пола из российских регионов и зарубежных стран. О том, какие наставления давали женщинам накануне переписи населения, почему семью, член которой расстрелял учеников 175-й гимназии, нельзя назвать татарской и за какую «красную черту» мы перешли, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

«У молодежи интерес не затухает, просто они привыкли к другому формату»

Пленарное заседание VI всемирного форума татарских женщин в этом году состоялось в новом месте — культурном центре «Чулпан», что расположен на проспекте Победы. Кто-то из делегатов пошутил, что в 2021-м мероприятие прошло «на выселках» (в прошлые годы пленарные заседания форума проводили в здании Тинчуринского театра). Факт проведения форума в КЦ «Чулпан» говорит, видимо, о все еще сильных лоббистских возможностях экс-председателя ВКТ Рината Закирова. Ведь открытый после реконструкции в прошлом году культурный центр возглавляет его дочь, еще одна успешная женщина, с целью объединения которых и собирается этот форум, — Чулпан Закирова.

По традиции мероприятий, проводимых всемирным конгрессом татар, в фойе центра организовали выставку-ярмарку производителей продукции и товаров народных промыслов. Естественно, прибывшим из многих уголков земли почти 300 делегатам было интересно увидеть и даже приобрести товары с национальной символикой. Было и много одежды, причем были представлены не только традиционные платья или ичиги, но и их модифицированные варианты. Не сказать что все расхватывали как горячие пирожки, но спрос имелся. По крайней мере, так говорит создательница собственного бренда Альмира Бурханова: ее жилеты, как правило, раскупают именно на таких мероприятиях.

«Это современная интерпретация национального костюма, хотя татары не носили приталенные жилеты, но в наше время девушки любят более приталенные вещи. Не скажу что прямо разбирают, это же эксклюзив и недешево — более 5 тысяч рублей, но все равно берут», — сказала она корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Каждое представленное на выставке изделие очень внимательно рассмотрел председатель нацсовета «Милли шура», вице-премьер РТ Василь Шайхразиев, которого сопровождали руководитель республиканской общественной организации татарских женщин «Ак калфак» Кадрия Идрисова и председатель исполкома конгресса татар Челябинской области Лена Колесникова. Последняя — частый гость подобных форумов, у нее есть свое видение порядка их проведения. Татарская активистка считает, что сейчас нужно искать новые формы привлечения молодежи, для которой татарскость не пустой звук.

«У молодежи интерес не затухает, просто они привыкли к другому формату и иной подаче, конечно же, с молодежью нужно разговаривать на их языке, на более понятном для них. Они такие же патриоты, любят все татарское, но они видят это немного в другом ракурсе, — считает представительница Челябинской области. —Такая форма форума также имеет место быть, но для старшего поколения. Мы даже здесь видим — 80 процентов женщин старшего поколения. Но, чтобы это жило и дальше развивалось, надо форум делать привлекательным и для молодежи». Член нацсовета «Милли шура» уверена, что в ходе обсуждений они найдут ту форму, которая заинтересует молодежь.

Вызвать интерес у молодежи к изучению родной культуры, языка и традиций — весьма нелегкое дело за пределами Татарстана, например во Владимирской области. Приехавшая оттуда активистка местного отделения «Ак калфак» Индира Янбекова сокрушается — сохранить татарскость ой как нелегко: «У нас мало татар, среди них еще меньше семей, где говорят на татарском. Может быть такое, что и мама, и папа — татары, а с детьми разговаривают на русском. Мы стараемся по воскресеньям в нашей мечети обучать детей родной речи, приглашаем туда и родителей. Очень трудно организовать их на совместные мероприятия, мы приглашаем семьи, однако молодежь не особо стремится прийти: они все занятые, но ничего, справляемся».

Другое дело — соседний Башкортостан, там, как утверждает активистка Танзиля Галимова, особых проблем нет, татарская молодежь активно участвует в общественной жизни: «И по переписи проводим работу, по другим вопросам, особых проблем нет. Мы братские республики, какие могут быть проблемы?» — сказала «БИЗНЕС Online» Галимова.

Вот и в Омской области молодые люди не чужды родной культуре, по крайней мере, в селах сибирских татар язык стараются сохранять. «Есть те, кто по-русски разговаривает, кто-то кто по-татарски только понимает, большинство же по-татарски говорят, но на нашем сибирском диалекте», — констатирует Фанура Мухаммадиева. В ее родном селе Уленкуль Большереченского района Омской области это является обыденностью, которая никого не удивляет. «У нас работа организована, приходят женщины, стараемся татарскую национальную одежду изучать, историю, обучать детей татарскому языку. Во время пандемии мы ездили в пансионат, развозили продукты. Молодежь интересуется нашей культурой, у нас только одна пожилая женщина, остальные все среднего возраста», — говорит она.

Руководитель же исполкома всемирного конгресса татар Данис Шакиров считает главной задачей татарских женщин продолжение традиций образования. Не секрет, что до революции получившие хорошее образование в Европе татарки занимались просвещением нации. Такие личности есть и среди современниц.

«Я бы отметил Камарию Хамидуллину как человека, внесшего большой вклад в национальное образование. Она открыла татарский детский сад „Балакай“, возглавляла татарскую гимназию №2 имени Шигабутдина Марджани, которая является образцовой в системе образования, — сказал в беседе с нашим корреспондентом Шакиров. — Сейчас есть продолжатели ее дела, много активной молодежи. Они принимают участие и в нашей выставке, например Альбина Фазлыева — невестка главного казыя Татарстана Джалиля хазрата Фазлыева. Она и блогер, и пропагандирует национальную одежду. Такие, как она, очень продвигают татарскость в интернете. У нас есть различные проекты, такие как конкурс „Татар кызы“».

«Без развития национального образования проблему сохранения татарского языка не решить»

К слову, выступление Хамидуллиной было одним из ярких на пленарном заседании. Она, в частности, отметила, что Татарстан — это единственное место на всем земном шаре, где есть условия для защиты и сохранения татарского языка.

Экс-директор единственной казанской школы, где весь образовательный процесс ведется на татарском языке, процитировала воспоминания известного аварского поэта Расула Гамзатова, который в своих воспоминаниях рассказал о женщине, которая носила траур по своему живому сыну, забывшему родной язык. «Он уже не принадлежит мне», — объяснила она свой поступок.

Хамидуллина согласилась с тем, что в деле сохранения родного языка большую роль играет семья, однако, по словам педагога, сегодняшние родители и сами не знают язык на должном уровне, поэтому усилий одной только семьи в этом процессе недостаточно. «Без развития национального образования проблему сохранения татарского языка не решить. Только при наличии образования народ живет и сохраняется язык. Школа и азбука на родном языке — основной показатель жизнеспособности нации», — отметила она.

Педагог напомнила, что к 1990-м в Казани не осталось ни одной татарской школы. Но усилиями общественности к 1995 году открылось уже 40 татарских школ. По ее словам, это был период расцвета национального образования. Однако точку в этом процессе поставил ЕГЭ, введенный в 2008-м. Татарские школы постепенно начали переходить на русский язык по причине того, что якобы, дети, обучающиеся на татарском языке, не смогут сдать ЕГЭ на русском. Но, по ее словам, последующие годы показали обратное — ни один выпускник татарской школы не остался без аттестата, тот, кто должен был получить медаль, получил ее, кто хотел поступить в вуз — поступил. Одним из ярких примеров она назвала выпускника татарской гимназии Рамиля Багавиева, который в 2019 году получил максимальный балл по ЕГЭ.

Хамидуллина посетовала на то, что татарские школы в своем образовательном процессе стали делать упор на фольклор. «Это было ошибкой, которая еще больше оттолкнула родителей от татарских школ. Мы забыли об основном концептуальном принципе национального образования, согласно которому обучение должно вестись на родном языке. А ведь российские законы не запрещали этого. Фольклор не может быть основным принципом национального образования. Национальная школа должна быть современной, где-то даже опережать время, являться конкурентоспособной. Кадры для образования такого процесса у нас есть», — уверена она. По ее словам, рано или поздно мы придем к пониманию того, что необходима неразрывная связь всего образовательного процесса на родном языке, начиная с детского сада и заканчивая высшим учебным заведением.

Она отметила, что организовать образовательный процесс на родном языке можно и в других регионах России. Для этого нужна только сильная воля и желание, а также помощь спонсоров. Хамидуллина призвала участниц форума усилить работу в этом направлении. Выступление заслуженного педагога вызвало самый большой отклик у зала — ее провожали продолжительными аплодисментами.

К слову, прошедшая в четверг в рамках форума дискуссионная площадка, посвященная воспитанию современной личности в условиях национального образования, у многих оставила чувство разочарования. «Мы ждали, что нам разъяснят, как организовать процесс выбора родного татарского языка в школах за пределами Татарстана, куда обращаться, если будут отказывать, как отстаивать свои права. До сих пор не все знают, что и за пределами республики можно изучать татарский язык в школах. Здесь же матери собрались, те, кто решает, в какой школе будут учиться их дети и что они станут изучать», — поделилась своими впечатлениями одна из участниц форума.

То, что невозможно возложить ответственность за сохранение татарского языка только на семью, подтвердил накануне и Шайхразиев, проведя небольшой интерактивный опрос прямо в зале. Он попросил поднять руки тех, кто разговаривает на татарском языке со своими мужьями. Подняли руки чуть более половины зала. В ответ на вопрос о том, кто разговаривает на татарском со своими детьми, поднялись руки уже меньшей половины зала. Доля тех, кто разговаривает на татарском языке со своими внуками, оказалась на уровне примерно 10% участниц форума.

«А ведь вы актив! А что говорить об остальных?» — задал риторический вопрос председатель «Милли шура». «Никто, кроме нас самих, не сохранит татарский народ», — обратился он к залу.

«А ведь женщина — это мать нации!»

Организатор форума — руководитель общественной организации татарских женщин «Ак калфак» — Идрисова в своем выступлении остановилась на предстоящей переписи населения. Она перечислила регионы компактного проживания татар — Башкортостан, Оренбург, Челябинск, Екатеринбург, Астрахань, Тюмень, Пермь и т. д. «Вся надежда на вас, — обратилась она к женщинам. — Нужно быть бдительными».

Оратор уверена, что надо стоять на страже национальных семей. «Только национальная семья сможет сохранить нацию. Кем записать ребенка при переписи, определяют родители, и никто не может вмешиваться в этот процесс. Мы должны приложить все усилия для того, чтобы увеличить численность нашего народа», — обратилась она к участницам форума. В своем выступлении она также привела данные, согласно которым, 57% татарских женщин и девушек выходят замуж за представителей других народов. По ее словам, сюда входят не только русские, но и граждане других стран. «Почти все женщины, уезжающие жить за рубеж, выходят замуж за представителей других народов. А ведь женщина — это мать нации!» — подчеркнула она.

«57 процентов татарок выходят замуж за представителей других народов… Это означает, что мы перешагнули за красную черту, — удивился этой цифре депутат Госсовета РТ, председатель союза писателей Татарстана Ркаил Зайдулла. — Я понимаю, любовь. Но, если мы хотим сохранить свою культуру, нужно обратить на это пристальное внимание. Общение с представителями других народов было всегда, этого никто не запретит, но посмотрите на русских женщин — за кого бы они ни вышли замуж, их дети всегда вырастают русскими».

Литератор отметил, что воспитание детей в духе национальных традиций лежит на плечах матери — национальный дух должен впитываться с материнским молоком. Если человеку с детства прививаются правильные нормы морали, любовь к своему народу и национальным традициям, то он пронесет эти духовные истины через всю свою жизнь, подчеркнул депутат.

«К сожалению, система национального образования понесла серьезный урон в последние годы. А в некоторых регионах она и вовсе была уничтожена. Поэтому задача сохранения татарского языка ложится на плечи родителей. Однако ребенок рано или поздно идет в детский сад и школу и попадает в иноязычную среду с чужими традициями. Поэтому нам нужно развивать национальное образование начиная с детского сада. Мы об этом много говорим и можем продолжать, однако оттого, что бесконечно повторяем: „Халва-халва“, — слаще во рту не становится», — посетовал глава союза писателей РТ.

«Что делать?» — задался вопросом Зайдулла. «Несмотря на то что нас не признают государствообразующим народом, мы-то знаем, сколько крови пролили наши деды за это государство. Мы знаем, что большинство дворян, приложивших усилие для создания Российского государства, — это татарские мурзы. В конце концов, мы являемся налогоплательщиками! Неужели мы должны за свои собственные деньги отказываться от корней и превращаться в представителей другого народа? Мы не должны ждать у моря погоды, нужно открывать частные татарские школы, объединяться вокруг мечетей, которые должны стать бастионом сохранения татарского языка», — продолжил он свой яркий спич.

«Называть Галявиева татарином или мусульманином — само по себе грех»

Напомнил Зайдулла и о трагедии, произошедшей 11 мая в казанской гимназии. По его словам, корни этой беды также исходят из семьи. «Много было вопросов о причинах трагедии. А ведь они на поверхности. В современной татарской семье, а семью Галявиевых назвать татарской не поворачивается язык, исчезли традиции доверительного отношения друг к другу, традиционные методы воспитания и человечность, которые формировались веками. Некоторые попытались списать эту трагедию на исламский радикализм. Нет! Если бы этот выродок хоть чуть-чуть впитал в себя исламские ценности, то он не называл бы себя „богом“. В исламе приравнивать себя к Всевышнему считается самым страшным грехом, — отметил Зайдулла. — Случайно так совпало или закономерное несчастье, но он расстрелял учеников именно татарского класса (в этот момент в классе шел урок татарского языка — прим. ред.). Все погибшие дети — татары. А у убийцы нет ни национальности, ни религии. Называть его татарином или мусульманином — само по себе грех».

Зайдулла отметил, что его дочь тоже училась в этой школе. «Поставив школу на охрану, проблему не решить. Причины нужно искать в голове и сердце. Счастлив человек или нет, все идет из семьи», — резюмировал он.

Завершил работу форума председатель «Милли шура» Шайхразиев. Еще в начале пленарного заседания он сообщил, что скажет свое слово не в начале форума, как это бывает обычно, а в конце — после того, как выслушает все выступления участников форума. Подведет, так сказать, итог.

«57 процентов — страшная цифра! Но этот процесс остановить невозможно. Мы должны обернуть его в свою пользу. Не зря же говорят, что муж — голова, а женщина — шея: куда она повернет, туда и голова посмотрит. Если женщина будет воспитывать детей в татарском духе, даст им татарские имена, научит татарскому языку, численность нашего народа не уменьшится. Ваша задача — передать наш язык и традиции из поколения в поколение», — напутствовал он участниц форума.

business-gazeta.ru

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Просмотров: 1594

3 комментариев

  1. Урыс белән гаилә корган кеше урыслыкка чума ник? — өйдә русча телгә күчә, телев.русча, эштә русча сөйләшелә, детский сад,мәктәп, урам, аның ягынан дуслар туганнар руслар.Каршы берни әйтә алмыйсың ,тик ил юлы тәртибедә руслар яклы. — шул системага каршы баралырмын дигән кеше надан!
    Рус белән гаилә корган кеше чугындым, или чугынганнар юлыныннан киттем дигән сүз.
    Ул кешедә; иман дин, туганлык, татар тәртибе юк дигәнне аңлата, или аларны кырып себерергә әзерлекне күрсәтә. Андый кешеләр эгоистлар, алар ата-баба каршын үтәмиләр, туган каршына үзгә милләт кешесен кертеп аларның тормыш нигезен үзгәртүгә юл куялар.- и барысыда нинди хак өчен? -Практический җивотный инстинктны остен кую! и татарлыкта наданлык күрсәткече, артык бер нәрсә беләндә яклап булмый

  2. У татар есть очень плохая привычка верить всем кто красиво говорит а если этот красиво говорящий уже сидит во власти пиши всё пропало эти наивные татары всё отдаёт даже душу не говоря уже о языка.Эта колониальная система окончательно разрушила нацию татар . Меня всё ещё удивляет такой сильный преданность своему языку и традициям кавказского народа . Есть взять пример у кого.

  3. Плохо это для нации.