В списке Госкомитета РТ по архивному делу «Руководители Республики Татарстан, 1920-2020», обнародованном в Интернете, указан и уроженец Куйбышевской области Галиахметов А.Н., личность которого достаточно известна в республике и, особенно, в Нижнекамске. Ведь он возводил этот город, отлаживал в нем пассажирские перевозки в качестве руководителя автопредприятия, был первым в истории города (и района) Главой администрации, а также председателем объединенного Совета народных депутатов от названных территорий. Все свои высокие награды (ордена «Знак Почета» и «За заслуги перед Республикой Татарстан», медали, звания заслуженного работника транспорта РФ и РТ, почетного автотранспортника России, почетного работника транспорта Российской Федерации и почетного гражданина г. Нижнекамска) Агтас Нургатиевич заработал неустанным и эффективным трудом в этом важнейшем центре нефтехимической промышленности России.
В город дошкольного возраста на Нижней Каме герой нашей статьи приехал полвека назад, имея за плечами 26 лет жизни и недавно полученные диплом о высшем образовании Куйбышевского сельскохозяйственного института и свидетельство о браке с односельчанкой. Да, он родился в селе Камышла Куйбышевской области в начале предпоследнего года Великой Отечественной войны. Появление Агтаса на свет пришлось на рабоче-праздничный день 23 февраля, который назывался тогда «Днем Красной Армии», Можно сказать, что на роду мальчику было написано вырасти защитником Отечества. И он им стал, причем не только защитником, а и продвигателем одного из регионов к новым рубежам.
Но это все произошло позднее, а пока юный камышлинец рос в многодетной семье колхозников, глава которой Нургата Галиахметович, непризванный на фронт из-за производственной травмы (потеря руки), ударно работал в тылу – был многие годы передовым бригадиром, потом заместителем председателя коллективного хозяйства. Его знали как добродушного, но сдержанного человека, привыкшего любые дела доводить до конца и проявлявшего при этом высокую требовательность к себе и окружающим. Крепкий хозяйственник и умелый организатор, знакомый с тонкостями сельскохозяйственного производства, он знал цену знаниям и мечтал дать своим детям высшее образование.
А мама Хуршида Абдулловна трудилась на полях колхоза, на зернотоке, занимаясь также домашним хозяйством и воспитанием своих пятерых детей. Причем, в ход шли не нравоучения, а личный пример – дружелюбия и общительности, старательности и готовности протянуть руку помощи,
То есть Агтас, как и его три брата с сестрой, не просто рос, а мог воспринимать здравые подходы своих родителей к жизни, людям и работе. Двор Галиахметовых был полон домашнего скота, на приусадебном участке в 17 соток выращивались овощи, а в полевых условиях – картофель, на 25 сотках.
Когда старшие братья (комбайнер Ахтям и водитель Ильяс) повзрослели и покинули родительский дом, многие хозяйственные дела легли на плечи нашего героя, поскольку сестра Кадрия и брат Атлас были еще маленькими. А после шестого класса Агтас начал трудиться на колхозном поле: сначала помогая перевозить зерно на зерноток, потом собирая солому и со временем добравшись до исполнения функций помощника комбайнера. В старших классах он обучался профессии маляра-штукатура, что позволяло подрабатывать в родном селе и соседних населенных пунктах. Первую зарплату паренек получил как отделочник, выполнив вместе со сверстниками ремонтные работы в своей школе. Директор учебного заведения вручил им тогда по сто рублей каждому.
У нынешней молодежи эта сумма вызовет скептическую улыбку, но тогда достойной зарплатой считалась сумма в 65 рублей в месяц, и до нее не дотягивала большая часть населения. За сто рублей можно было слетать на южные курорты страны, отдохнуть там пару-тройку недель и вернуться с сувенирами. Агтас же решил проблему денег просто – отдал их маме.
Немало было у школьника и разных общественных дел. В классе он отвечал за спортивно-массовую работу и проводил различные состязания в масштабах школы. Вместе с тем выступал за нее в районных и областных соревнованиях по лыжным гонкам, баскетболу, легкой атлетике и другим видам. А еще Агтас был организатором школьных концертных программ.
И к главному своему делу – учебе – он относился с полной серьезностью и до нынешних дней вспоминает своих учителей, умеючи расширявших и углублявших круг знаний своих подопечных. Классной руководительницей была Зиряк Хамзиевна Копылова (Долотказина), которая обожала свой предмет и на уроках словесности показывала богатство и красоту русского языка, используя свою начитанность. Позже она стала орденоносцем, обладателем звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», завучем и директором камышлинской средней школы.
А директором учебного заведения при школьнике Галиахметове являлся Абдулла Закирович Акчурин, который преподавал историю. Не одно поколение школьников называло его одним из любимых учителей. Затем отличник народного просвещения СССР и РСФСР возглавил открытую в Камышле вспомогательную школу-интернат, и уже десять лет она носит его имя. Так вот Агтасу настолько нравились уроки истории в исполнении Абдуллы эфенди, что он решил тоже стать историком. Поэтому летом 1962 года он поехал в Куйбышев и подал документы на истфак пединститута.
Но отец усомнился в правильности такого решения и предложил подумать о профессии инженера-механика, с которой нигде не пропадешь. Парень подумал и забрал документы из приемной комиссии КГПИ. Осенью он начал учебу на инженерно-механическом факультете Куйбышевского сельскохозяйственного института (КСХИ). А в начале второго курса вся его группа получила повестки из военкомата о призыве в ряды Советской Армии.
Служить Агтас отправился в Польшу, в танковую часть Северной группы войск (СГВ). В учебке из него подготовили механика советского тяжелого танка ИС-2, созданного в 1943-м и остававшегося на вооружении Советской Армии до 60-х годов. Половину срока службы наш герой был механиком «Иосифа Сталина», а потом ефрейтора забрали в штаб полка, где он приобрел навыки работы с документами в секретной части. Кроме того, отучившись на офицерских курсах, получил звание младшего лейтенанта запаса.
Через три года вся группа Агтаса вновь собралась в стенах института, чтобы продолжить учебу. Руководство факультета хотело рассредоточить демобилизованных воинов по разным группам, наверное, видя в них потенциальных старост и вожаков новых микроколлективов, но бывшие армейцы направили делегацию (с Галиахметовым в ее составе) к ректору и отстояли свое «братство».

Родители Галиахметова А.Н.

В период армейской службы, 1964 год
Итак, началась вторая серия студенческой жизни со всеми ее прелестями и трудностями. Вскоре «братство» вступило в полосу свадеб, и на всех из них тамадой был Агтас. Сам же он не спешил с таким шагом, хотя избранница определилась сразу после возвращения из армии – односельчанка Роза, успевшая окончить школу пока герой нашей статьи служил в СГВ.
2-го июля 1970 года в КСХИ состоялся выпускной вечер, а на следующий день – свадьба Агтаса и Розы. После этого молодоженам предстояло собрать весь свой скарб, умещавшийся в двух чемоданах, и отправиться к месту работы мужа. Но где это место? Галиахметова распределили в НИИ сельского хозяйства Юго-Востока, расположенный в Саратове. Предусмотрительный выпускник съездил заранее туда, повстречался с директором института и выяснил, что его место уже занято. Став после этого обладателем «свободного» красного диплома, он сам занялся поиском места приложения знаний и сил.
Выбор молодого специалиста пал на Нижнекамск – юный, бурно росший город, строительство промышленного комплекса в котором Постановлением ЦК ВЛКСМ было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Поэтому в августе 1970 года чета Галиахметовых со Средней Волги направилась на Нижнюю Каму.
Здесь Агтас устроился механиком автотранспортного цеха производственного объединения «Камэнергостройпром», Но уже через полтора месяца молодого специалиста сделали начальником отдела эксплуатации. «Я был немного растерян таким поворотом событий, – пишет он в недавно вышедшей своей книге «Трудом и сердцем…». – А с другой стороны, подумал, почему бы не попробовать!». И попробовал, и не подвел тех, кто обратил внимание на камышлинца.
Следующим местом его трудовой деятельности в течение 12 лет были подразделения треста «Строймеханизация» мощного строительного объединения «Татэнергострой». Начал Галиахметов с должности начальника участка, потом возглавил ремонтно-механические мастерские, затем был назначен главным инженером СУМР-2 (специализированного управления механизированных работ), а вскоре – и его руководителем.
Именно это управление обеспечивало «нулевой цикл» при возведении городского жилья и зданий соцкультбыта, объектов «Нижнекамскнефтехима», «Нижнекамскшины», «Техуглерода», ТЭЦ-2, а также сельскохозяйственных сооружений по всей республике. 70-е годы отложились в истории Нижнекамска как время больших строек, к которым герой нашей статьи имел прямое отношение. Немногим дано такое – ходя ныне по симпатичному городу, трижды признававшемуся в своей категории самым благоустроенным в России, и глядя на его здания, вспоминать, как здесь в прошлом веке корчевался лес и рылся котлован.
Уместно вспомнить, что темпы строительства и энтузиазм созидания этого города были на такой высоте, что вдохновили композитора А,Пахмутову и поэтов Н.Добронравова, С.Гребенникова на создание песни «Смелость города берет», которую они написали после посещения Нижнекамска в 1968 году. А руководитель СУМР-2 делал позднее все, чтобы поддержать такие темпы. Его коллектив неоднократно занимал первые места в трудовом соперничестве среди подразделений УМС (управление механизации строительства).
В СУМР-2 широко использовались комплексные бригады механизаторов, автотранспортников, которые первыми приходили на объекты и сдавали генподрядным трестам под строительство огромные площади с котлованами для цехов, домов с вертикальной планировкой. Это значительно ускоряло возведение и сдачу объектов. Отдавая работе всю душу, А.Галиахметов нередко брал на себя ответственность и на общественных началах приступал к действиям на новых социально значимых объектах, еще не включенных в финансирование. Имеются в виду стадион и здания для детского творчества, автовокзал и Дом техники детская спортшкола №1 и многое другое. А при реорганизации управления он качественно и быстро построил собственную производственную базу, причем сделано это было параллельно с основной деятельностью подразделения. В 1981 году Агтас эфенди был награжден орденом «Знак Почета».
Одним словом, становится понятным, почему бывший начальник УМС управления строительства «Татэнергостроя» В.П. Кассони делясь своими воспоминаниями о годах работы на нижнекамской стройке в 60-70-е годы, прислал из Ростова-на-Дону такую фразу о нашем герое: «Агтас Нургатиевич проявил себя вдумчивым и ответственным организатором, технически грамотным специалистом, разбирающимся в экономике и кадровой политике, имеющим чувство ответственности за порученное дело. У меня сохранились о нем самые теплые воспоминания не только как о руководителе, но и как о человеке справедливом, честном и отзывчивом». Как сугубо деловой человек, Валентин Павлович высказывался без красивостей, четко определяя при этом суть своих подчиненных.
Но не только он обратил внимание на привлекательные качества молодого руководителя СУМР-2. В июле 1982 года Галиахметова пригласили на заседание бюро горкома КПСС и утвердили его назначение директором Нижнекамского пассажирского автотранспортного предприятия (ПАТП). Установку ему при этом первый секретарь горкома И.Х. Садыков дал такую: «Надо наладить работу пассажирского транспорта!». Дело в том, что деятельность этого предприятия вызывала массу нареканий у населения. Когда новый директор, посмотрев документы по финансовой и экономической отчетности ПАТП, проанализировал указанные в них числа, то у него мелькнула мысль: «Куда я попал?!».
Однако знакомиться с новым местом работы он начал не с этого, а с осмотра всей территории предприятия в сопровождении своих замов и руководителей подразделений, а также разговоров с разными тружениками: водителями и бригадирами, мастерами и ремонтниками, начальниками автоколонн и пр. Картина вырисовалась непривлекательная: бесхозяйственность, равнодушие, беспорядок, запах спиртного от одного из собеседников.
Поэтому Агтас эфенди начал свои действия с наведения порядка на рабочих местах и укрепления дисциплины в коллективе. Для этого пришлось применять жесткие меры и в первые месяцы подписать несколько десятков приказов об увольнении сотрудников за дисциплинарные проступки. Причем ветер перемен «сдул» не только нерадивых шоферов и рабочих, но и некоторых представителей руководящего звена. Наряду с такой политикой новый директор решительно взялся и за решение производственных вопросов. Его неслучайно со временем назовут реформатором городского пассажирского транспорта, сумевшим вывести предприятие на новый уровень.
Так, к 1986 году парк автобусов ПАТП составил 742 единицы, а численность персонала – 1952 человека (тремя годами ранее эти показатели выражались следующими числами: 560 и 1650. Появились комфортабельные автобусы междугородного класса «Икарус», что позволило основательно увеличить количество маршрутов. Их стало более пяти десятков: 28 пригородных – от Нижнекамска до всех центральных усадеб колхозов и совхозов района – и 24 междугородных. Наряду с этим предприятие доставляло работников в промышленную часть города, осуществляло вахтовые и заказные перевозки, а в летний период подвозило горожан на дачно-огородные участки.
Первой в республике команда Галиахметова внедрила на городских маршрутах передовую по тем временам систему индуктивной связи автобусов с диспетчерской под названием «Дистон-УМ». В результате интервал движения автобусов в городе по отдельным маршрутам сократился до трех минут и был обеспечен полный контроль графика их передвижения по Нижнекамску. На ПАТП одними из первых в ТАССР запустили и линию электроподогрева автобусов – для облегчения труда водителей в зимнее время и более эффективного использования транспорта. При поддержке нефтехимиков коллектив автопредприятия ввел в эксплуатацию городской «долгострой» – гаражный комплекс на 200 автобусов, включающий в себя и 4-этажный административно-бытовой корпус. В 1986 году началась эксплуатация механизированной мойки автобусов, а спустя некоторое время – и собственной автозаправочной станции, рассчитанной на одну тысячу заправок в сутки.
Предприятие стало набирать авторитет. Уже по итогам 1983 года ему было присвоено звание «Пассажирское автотранспортное предприятие образцового обслуживания населения» среди предприятий министерства автомобильного транспорта РСФСР. Звание это Нижнекамское ПАТП неоднократно подтверждало и в дальнейшем. А в 1985 году оно заняло второе место в соревновании предприятий указанного министерства.
Тот год памятен еще некоторыми событиями. Например, водители ПАТП на 30 автобусах обслуживали в Москве участников и гостей XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. А признанный работниками предприятия Галиахметов стал первым в городе директором, которого избрал трудовой коллектив.
Чем же он так расположил к себе транспортников? Ну, во-первых, перечисленными выше новациями и делами. А, во-вторых, своими человеческими качествами и отношением к работе. Об этом искренне высказался водитель Р.В. Ганиев, который наблюдал Агтаса Нургатиевича на протяжении всего периода директорства: «В его характере не было желания кому-то преднамеренно причинить вред или использовать ситуацию в личных интересах… Руководитель, в первую очередь, должен быть человечным. Таким он и был. Утром, приходя на работу, первым делом осматривал цеха, беседовал с рабочими. Если бы он поступал иначе, уходил в свой кабинет и садился в кресло руководителя, то такого авторитета и уважения в коллективе, может, и не заслужил бы». В качестве дополнения приведем слова другого водителя – А.И. Коленченко: «Агтас Нургатиевич был и остается отзывчивым, понимающим и добродушным человеком. Он готов выслушать всех и каждого, с ним легко работать. В душе он – новатор, поэтому любое предложение внимательно им изучается».
А еще надо добавить его стремление улучшать условия труда в ПАТП. Впервые посещающих предприятие руководителей города приятно удивляла ухоженная территория и прекрасный медпункт, уютная столовая и благоустроенные цеха, а также знание директором многих своих подопечных по имени-отчеству.
В конце 1986 года на базе Нижнекамского ПАТП было образовано Нижнекамское производственное объединение пассажирского автотранспорта (ПОПАТ), директором которого стал наш герой. Трудился он в прежнем режиме, и через три года был награжден почетной грамотой Татарского обкома КПСС и Совета Министров ТАССР за плодотворную работу и активное участие в общественной жизни. На старте 90-х в состав ПОПАТ входили девять автомобильных колонн, две ремонтные базы и автовокзал с двумя автостанциями. Парк подвижного состава насчитывал 761 единицу, а количество работников превысило две тысячи человек, 1200 из которых трудились водителями. А 1-го февраля 1991 года объединение было реорганизовано в два самостоятельных предприятия, и одно из них (ПАТП-1) принял под свое начало директор А.Галиахметов.
Не изменяя своей привычке добротно трудиться, дружить с новациями и слышать людей, он и с ново-старым коллективом нацелился на штурм лидерских позиций в отрасли. Но кардинальные перемены в стране сделали явью еще один крутой поворот в его судьбе. Президент Татарстана М.Ш. Шаймиев пригласил руководителя ПАТП-1 на беседу и предложил возглавить администрацию Нижнекамска и прилегающего к городу Нижнекамского района. Ни в каких планах и мечтах наш герой не видел себя во властных структурах, и поэтому он наотрез отказался, мотивируя это полным отсутствием соответствующего опыта. Но в ходе затянувшегося общения Минтимир Шаймиев сумел его уговорить на такой вариант: Агтас Нургатиевич сформирует исполнительную и законодательную власть, а через год вернется на прежнее место.
17 января 1992 года президент РТ назначил Галиахметова главой нижнекамской городской и районной администраций с согласия депутатского корпуса города и района. Прошло только три недели, как перестал существовать Советский Союз, и наш хозяйственник не просто попал в незнакомую ему сферу власти, а еще и в условиях новой для всех политической ситуации с чувствительными социально-экономическими осложнениями. В связи с этим многие шаги градоначальнику пришлось делать в пионерском режиме, когда нет возможности узнать у предшественников – а как быть в той или иной ситуации. Ну, с кем, например, посоветуешься по поводу прекращения забастовок учителей, строителей, шинников, которые не заставили себя долго ждать.
Спасали качества, воспринятые нашим героем от родителей: добросовестность и честность, умение доводить начатое до конца и общаться с людьми, требовательность и тяга к новизне. Эти его качества выше уже отмечались как постоянно проявляемые, но именно в период работы Агтаса эфенди главой администраций они были задействованы по максимуму. Не будем при этом забывать и наработанные в Нижнекамске деловые связи и производственный опыт.
Интересно в этом плане обращение главы города и района к работникам народного образования, бастовавшим на тот момент уже в течение двух недель. В нем нет ни заискивания, ни зубодробительной критики, ни сверхобещаний. Галиахметов честен во всех абзацах, в которых он перечисляет удовлетворенные требования стачкома, информирует о работе с республиканскими органами по снятию других претензий, конкретно указывает на нереальные требования, обозначает обеспокоенность горожан остановкой учебного процесса в преддверии экзаменов и обещает приложить все усилия, чтобы жизнь учителя была достойной его призвания.
В конце концов, забастовка закончилась объединением усилий власти и учителей, отметивших при подведении итогов полное понимание главой их проблем. Никого из организаторов забастовки не наказали, зато разработали критерии по оценке вклада директоров и учителей в укрепление материально-технической базы школ и развитие учащихся.
Так, традицией стало проведение конкурса на лучшую подготовку школы к новому учебному году, за победу в котором заведение награждалось автомобилем ВАЗ-2107. Когда нижнекамский бэби-бум из детских садов и квартир переместился в школы, вынужденные порой набирать по 15 первых классов, Агтас эфенди сумел договориться с руководителями некоторых предприятий об открытии на безе детсадов начальных школ. Наряду с этим были введены в эксплуатацию две новые школы на 2300 мест. Под его личным патронатом построили и в 1992 году открыли татарскую гимназию №2, оборудование и мебель для которой привезли из Армении и Владивостока, поскольку республиканские склады были пусты. По всем критериям эта гимназия не имела себе равных в Татарстане. Решил глава и вопрос питания школьников города, создав группу, которая занялась этим делом и облегчила участь руководства учебных заведений.
Был он и среди тех, кто взялся за возрождение в Нижнекамске детского турнира «Золотая шайба». Как оказалось, самое трудное время для Клуба «Золотая шайба» наступило в стране тоже в 90-е годы. В 2000-х началось активное возрождение турнира юных хоккеистов, которое поддержали многие российские корпорации. Но еще в 1996-ом бороться за победу в город на нижней Каме приехали 16 команд со всей страны. Тогда же в г. Освега (штат Нью-Йорк) прошел детский хоккейный турнир с участием команд США, Канады и России, в котором юные нефтекамцы из спортклуба «Нефтехимик» заняли третье место.
А продолжая разговор о развитии Галиахметовым образовательной сферы, упомянем создание настоящей школы со своим директором в детской больнице, проведение первой городской елки главы администрации, организацию выставки рисунков юных нижнекамцев в посольстве Египта в Москве, бесплатное выделение автобусов школам при проведении ими своих мероприятий (в «транспортный» период деятельности нашего героя)… Да все и не перечислить, но уже не удивляет факт присвоения Агтасу Нургатиевичу звания «Отличник народного просвещения России» в 1995 году.
Для устранения бед крупнейших производственников города из-за нехватки средств на своевременную закупку сырья (а отсюда в итоге и волнения в трудовых коллективах) Галиахметов избрал другую тактику. Он начал в постоянном режиме вместе с директорами «Нижнекамскнефтехима» (НКНХ) Г.З. Сахаповым и «Нижнекамскшины» (НКШ) Н.А. Зеленовым выезжать на встречи с руководством «Татнефти» и там обговаривать количество поставляемой на НКНХ нефти и схему взаимного расчета. Это позволяло нефтехимикам четко поставлять каучук на НКШ, и порочный круг пробуксовок разрывался.
В условиях реагирования на забастовки и акции протеста горожан глава создавал исполнительную и законодательную власть. Приглашал в свою команду разных людей, с которыми ранее пересекался и успел в какой-то мере познать, порой изумляя тех своим предложением. Не все сразу соглашались, но Агтас эфенди умел уговаривать не хуже Шаймиева. Гражданами, ставшими через местные выборы городскими и районными депутатами, был сформирован Нижнекаиский объединенный Совет народных депутатов, председателем которого избрали районного депутата А.Н. Галиахметова.
То есть в его руках сосредоточилась исполнительная и законодательная власть города-района, что выглядело не очень демократично, но зато избавило от пустых словопрений и «боданий» двух ветвей власти, а с учетом упомянутых выше качеств главы-председателя сработало очень даже эффективно. Подтверждение тому – результаты деятельности нашего героя, который к тому же стал депутатом Госсовета Республики Татарстан и членом его Президиума.
Даже в такое трудное время ему удавалось «продвигать» регион к лучшей жизни и создавать что-то новое. Так, в городе успешно шло жилищное строительство. Если в 1994 году в эксплуатацию ввели 87,1 тыс. кв. метров жилья, то через год – почти в полтора раза больше. В строй действующих вступили стоматологическая поликлиника на 600 посещений и «молочная кухня», автозаправка для больничных автомобилей и Дом врача, дома работников образования и УВД. Для обеспечения населения Нижнекамска экологически чистой водой началось строительство нового водозабора, а в микрорайонах бурились артезианские скважины (1995 год – 21 скважина, 1996-й – 28).
Не были забыты малоимущие слои населения, пенсионеры и ветераны. Начал работать специализированный магазин «Ветеран», участники войны и инвалиды получали промышленные и продовольственные товары по сниженным ценам. Распахнул двери Дом ветеранов. Глава находил возможности для снижения тарифов (до 50%) на пассажирские перевозки и бесплатного проезда пенсионеров и других категорий льготников по дачным маршрутам.
Большое внимание Агтас эфенди уделял и развитию сельского хозяйства, умело координируя помощь селу городских промпредприятий, контролируя ход посевных и уборочных кампаний, строительства дорог и газификации сел. Благодаря его поездкам в Оренбуржье начались круглогодичные поставки зернофуража в хозяйства Нижнекамского района, боровшиеся с засухой. А нехватку хлеба преодолели закупкой 18 минипекарен, переданных в центральные усадьбы хозяйств, и с помощью поставок оренбургской муки. Первыми в Татарстане представители нижнекамской власти начали проводить сходы в сельских поселениях, на которых отчитывались перед жителями о своей работе.
По-прежнему близки были главе и проблемы транспортников. С помощью президента РТ и при поддержке руководства НКНХ удалось закупить 100 чешских автобусов «Karosa», половина которых досталась ПАТП-1 и ПАТП-2.
90-е годы стали периодом активного появления в городе и районе национально-культурных центров. Это нельзя отнести к заслугам Галиахметова, поскольку на волне демократических преобразований такие общественные организации стали явью по всей России. Но далеко не во всех регионах страны этим центрам предоставили помещения в школах и освободили от арендной платы за пользование муниципальной собственностью. А в Нижнекамске сделали именно так.
Сам же Агтас Нургатиевич к числу главных достижений на посту главы относит появление культурно-спортивного комплекса (КСК) «Ильинка» (где сейчас проводятся масштабные праздники: Сабантуй, День города и др.), крупнейшей в Закамье Соборной мечети Нижнекамска, создание вещевого рынка для продажи товаров предпринимателей, который придал организованность и удобство системе торговли в городе, и присвоение международного статуса аэропорту «Бегишево». Скажем несколько слов о строительстве (и модернизации) этих объектов.
Место для возведения КСК выбиралось долго, и лишь после отклонения, как минимум, трех вариантов остановились на карьере невдалеке от деревни Ильинка. Глава регулярно посещал стройку и проводил планерки с элементами «воспитательной» работы. Часто случались задержки с подвозом бетона, иногда поставщики откровенно саботировали. Поэтому приходилось порой заворачивать на стройку грузовики с бетоном с помощью постов ГАИ. Объект общей площадью 28 га был весьма сложный – с амфитеатром и трибунами, стадионом и ипподромом, судейской вышкой и площадками для торговли.
Ныне очевидцы той эпопеи говорят, что построить такой огромный КСК при отсутствии финансирования и материалов – это большой подвиг. Зато «Ильинка» получилась на славу, и она не имеет аналогов ни в РТ, ни в РФ. Дававший здесь концерт Ф.Киркоров под впечатлением от аккуратной вписанности масштабного комплекса в красоты природы назвал увиденное «маленькой Швейцарией».
В том же 1996 году было завершено возведение крупнейшей в Закамье Соборной мечети, длившееся семь лет. Она представляет собой комплекс, в который входят центр культуры и истории, библиотека, гостиница и другие службы. Даже после сооружения мечетей в Махачкале, Уфе, Казани и Грозном нижнекамский «дом Аппаха» остается одним из самых крупных в стране.
А на открытие в 1993 году благоустроенного вещевого рынка с административно-бытовым корпусом, торговыми рядами для предпринимателей, туалетами прибыла внушительная делегация во главе с президентом республики. В ее составе были главы администраций Казани, Набережных Челнов, Альметьевска, а также главы районов столицы РТ и другие персоны. Шаймиев тогда выразил восхищение инициативой нижнекамцев по развитию городской торговли. В дальнейшем рынок неоднократно признавался лучшим в Татарстане и получал призы на всероссийских конкурсах в различных номинациях.
Что касается аэропорта «Бегишево», то он был построен еще в 1970 году и более четверти века выполнял только внутренние рейсы. Но выросший за это время на юго-востоке республики крупный промышленный регион наладил обширные деловые связи с заграницей, поддержка и развитие которых требовали наличия в регионе воздушной гавани международного класса. Поэтому с 1995 года усилиями руководства аэропорта, главы Нижнекамска А.Галиахметова и премьер-министра Татарстана Ф.Мухаметшина началась реализация проекта «Техническое перевооружение аэропорта для приема и выпуска воздушных судов, выполняющих международные полеты».
К концу следующего года благодаря «Татэнергострою» и инвестициям крупных предприятий Закамья завершились строительно-монтажные работы в сооруженном международном секторе и таможенном складе. Полностью были реконструированы и заново технически оснащены сектор аэровокзала по обслуживанию пассажиров внутренних линий, таможенный терминал и другие объекты. 16 декабря Межведомственная комиссия по госприемке признала высокое качество работ и поручила директору ГУП «Нижнекамское авиапредприятие» совместно с Федеральной авиационной службой России подготовить проект распоряжения Правительства РФ об открытии аэропорта для международных полетов и согласовать его в федеральных органах.
Казалось бы, победа близка, но федеральные органы не желали согласовывать проект такого распоряжения, основываясь на близости «Бегишево» (по авиационным меркам) к международному аэропорту «Казань». Весь 1997 год прошел в интенсивной переписке татарстанцев с «федералами», однако последние умело отбивались от посланий из Казани и Нефтекамска. Вопрос сдвинулся с мертвой точки только после обращения к президенту России и его поручения В.Черномырдину. Председатель Правительства РФ в марте 1998 года подписал распоряжение «Об открытии аэропорта «Нижнекамск (Бегишево)».
Понимая важность правильных и оперативных действий на старте модернизированного предприятия, М.Шаймиев в июне направил нашего героя в «Бегишево» в качестве генерального директора, дав ему четкую установку: «Оформишь международный статус аэропорта, и потом отпущу тебя в родное автопредприятие». Дело в том, что по личной просьбе Галиахметов в марте оставил пост главы города и намеревался вернуться на ПАТП-1. С очередным поручением президента РТ Агтас эфенди справился, а разрезать ленточку на торжественной церемонии открытия объекта приехал сам Черномырдин.
Покомандовав аэропортом в течение 14 месяцев и отрегулировав все нужные процессы, Агтас Нургатиевич стал на следующие два года председателем совета директоров ОАО «ПАТП-1». А руководил предприятием с 1997 года его старший сын Азат, который до этого в течение двух лет трудился здесь главным инженером. В 2001 году он перешел на работу в Казань на должность замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ, и автопредприятие снова возглавил герой сей статьи.
Ситуация на рынке перевозок к этому времени кардинально изменилась. Испытанные годами транспортные компании разваливались одна за другой под натиском серых перевозчиков, постоянного роста цен на энергоносители и из-за ослабшей господдержки, которая перестала компенсировать расходы по тарифам, установленным ниже себестоимости перевозок.
Короче, Галиахметов снова попал в ситуацию под названием «И вновь продолжается бой!». Ключевое слово здесь – «снова», ибо опытный боец опять вступил в состязание с внешними обстоятельствами за место своего ПАТП-1 под солнцем. Чтобы компенсировать названные выше, а также другие расходы, предприятие стало активно заниматься неосновной деятельностью: организовало платную стоянку, автомойку, услуги по ремонту автотранспорта и техническому обслуживанию населения, сдало в аренду свободные площади. Был включен режим жесткой экономии энергоресурсов, в соответствии с которым 50 автобусов перевели на газомоторное топливо, ввели в эксплуатацию свою газовую модульную котельную и водонапорную башню с артезианской скважиной. В компании изыскивались возможности для стабильного выплачивания зарплаты, пополнения автопарка и сохранения количества маршрутов,
Уже в 2003 году ОАО «Нижнекамское ПАТП-1» признали лучшим предприятием автомобильного транспорта в республике, а его руководитель в 2001 и 2004 годах становился победителем и лауреатом городских конкурсов «Человек – золотое сердце» в номинации «Добрые дела». По итогам 2005-го он был номинантом Республиканского общественного конкурса «Руководитель года». А по данным социологических опросов, 96% населения города и района были довольны деятельностью ОАО «ПАТП-1».
Несмотря на это Агтас Нургатиевич выступил инициатором обращения транспортников к руководству РТ. В письме, подписанном директорами транспортных предприятий Нижнекамска, Альметьевска и Набережных Челнов, говорилось о серьезных проблемах, которые накопились в отрасли.
Высокая репутация ПАТП-1 позволила его работникам участвовать в транспортном обслуживании таких мероприятий регионального, российского и международного уровня как чемпионат мира по хоккею с мячом (2005), 1000-летие Казани (2005), совещание Европейского банка реконструкции и развития (2007), спортивный форум «Россия – спортивная держава» (2009) и XXVII Всемирная летняя Универсиада (2013).
В 2014 году наш герой уступил должность генерального директора своему младшему сыну Марату, начавшему карьеру на этом предприятии в 2001 году и поработавшему начальником авторемонтных мастерских, затем главным инженером, а последние 10 лет – первым заместителем генерального директора. А Агтас Нургатиевич опять возглавил совет директоров ПАТП-1.
Ведомое дуэтом Галиахметовых АО «Нижнекамское ПАТП-1» считается одним из передовых автопредприятий как республиканского, так и всероссийского уровня. Оно активно занимается обновлением автобусного парка, модернизацией и укреплением сервисной базы, компьютеризацией технологических процессов и расширением сферы оказываемых услуг. Продолжается и практика обслуживания крупнейших мировых мероприятий, проходящих в Казани.
Это АО первым среди пассажирских автопредприятий было награждено дипломом лауреата конкурса «Лучшие товары Республики Татарстан» в номинации «Услуги», а затем стало обладателем диплома конкурса «100 лучших товаров России». В его портфолио есть дипломы лауреата национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая колесница», «Лучшее предприятие Российского автотранспортного союза», «За вклад в развитие и улучшение благосостояния России», «Добросовестный перевозчик пассажиров». Упомянем еще диплом национального реестра «Ведущие организации транспорта России». Что касается полученных грамот и благодарственных писем, то перечислить их нереально.
А список личных наград нашего героя еще более впечатляющ: ордена, медали, знаки, почетные звания, и всего их более 30. Главное же богатство Агтаса абый – это крепкая семья: супруга, с которой муж отметил «золотую» свадьбу летом минувшего года, два сына и пять внуков.Роза Ахтямовна тоже была связана с нижнекамской промышленностью. Начинала электрослесарем на одном из заводов НКНХ, а после окончания вуза в Казани трудилась инженером в Нижнекамском монтажном управлении. «Я всегда восхищался ее старательностью и выдержкой, гордился ею», – говорит Агтас абый.
А их дети гордятся обоими родителями и благодарны им за ненавязчивые уроки жизни, теплоходные поездки в детстве и достойные семейные будни. Азату, отработавшему 10 лет замминистра, потом девять лет – заместителем генерального директора АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов», а в январе 2020 года назначенному начальником хозяйственного управления Кабмина РТ, запомнились слова отца о том, что нужно уметь делать все, в том числе и самую грязную работу, и ценить всех, кто рядом. А Марат, ставший в 2017 году третьим в семье заслуженным работником транспорта Республики Татарстан, на примере папы понял, что жить и работать надо с чистой душой и «не отрываться» от земли. Согласитесь, уважаемый читатель, выводы-установки, взятые сыновьями в жизнь, просты, но далеко не всем в обществе они служат маяком. У Галиахметовых – служат.
Это относится и к брату с сестрой Агтаса абый, тоже ставшим татарстанцами. Кадрия ханум была бухгалтером, а сейчас она на пенсии и проживает в Нижнекамске. А Атлас Нургатаевич (свой вариант отчества) работал на руководящих должностях в двух совхозах, потом – председателем колхоза и после этого 22 года возглавлял Управление сельского хозяйства и продовольствия в Заинском муниципальном районе. В начале 2019 года его – почетного гражданина этого района, почетного работника агропромышленного комплекса России и заслуженного работника сельского хозяйства РТ – проводили на заслуженный отдых.
Давно уже Агтас Нургатиевич перевыполнил известный минимум мужчины – построить дом, посадить дерево, вырастить сына. У увлеченного садовода есть и другое хобби – охота. Часто его можно встретить в школах, куда почетного гражданина Нижнекамска приглашают для встреч с учениками. Не забывает он и малую родину, приезжая в Камышлу пообщаться с родственниками и знакомыми, а также оказывая помощь мечети. Когда весной 2019 года в Интернете появилось сообщение о вручении А.Н. Галиахметову ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан», «всемирная паутина» откликнулась на это массой добрых слов и пожеланий в его адрес. Вот только парочка из них: «Человек-легенда, полвека отдавший нашему городу!», «Побольше бы таких неравнодушных, преданных своему делу людей!!!»,
В упомянутой выше песне А.Пахмутовой есть такие строчки; «Человек оставляет людям/ Песни, книги и города». А ведь они про Агтаса эфенди! Он строил юный город, и современный облик столицы нефтехимии Татарстана – это заслуга и нашего героя. Он возвел «Ильинку», где ежегодно поют песни. Он в конце 2020 года издал свою упомянутую выше книгу о прожитом и пережитом.
Знающие ее автора люди подчеркивают, что он обладает каким-то несгибаемым моральным стержнем, не допускающим периодов застоя в жизни. Стало быть, найдутся Агтасом абый новые точки роста, которые он возжелает превратить в круги новшеств. Что это будет, в какой сфере и в каком масштабе – мы не знаем. Возможно, наш герой решит чем-то порадовать Нижнекамск, готовящийся к своему 55-летию. Или родной Камышлинский район, 30-летие воссоздания которого отмечается в том же 2021 году. Но в любом случае – очередных успехов Агтасу Нургатиевичу!

Административное здание ПАТП-1

Во время посещения ПАТП-1 заместителем министра транспорта России Москвичевым Е.C., 2009 год

Обложка книги Галиахметова А.Н.

При открытии Сабантуя-95 в Нижнекамске

При вручении президентом РТ Шаймиевым М.Ш. знака «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации», 1997 год

При вручении президентом РТ Миннихановым Р.Н. ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан», 2019 год

С сыном Азатом, 2009 год

Чествование первого директора НАТП Хузина З.Х., 2008 год
Рашид ШАКИРОВ.
Журнал «Самарские татары», № 1(30), 2021 года.
Просмотров: 1296