В Казани простились с человеком, который первым зачитал Декларацию о суверенитете Татарстана
С какой бы трибуны он ни выступал, везде отстаивал интересы народов республики, татарского мира, родного языка. Пришедшие на гражданскую панихиду и погребальную молитву джаназа-намаз в старейшую мечеть Казани Аль-Марджани именно так отзывались об известном деятеле национального движения, депутате Госдумы РФ III созыва и народном избраннике республиканского парламента, экс-председателе ВТОЦ Фандасе Сафиуллине. Проститься с ним пришла солидная делегация Госсовета РТ во главе с председателем Фаридом Мухаметшиным, представители творческой интеллигенции и общественных организаций. «БИЗНЕС Online» тоже побывал на траурном мероприятии.
«Он был единственным из депутатов российского парламента, кто отстаивал в Москве право татар на латиницу»
Одним из первых примерно за час до панихиды пришел в мечеть Аль-Марджани проститься с Фандасом Сафиуллиным его близкий друг, народный поэт Татарстана Разиль Валеев. Как он сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», они на протяжении 30 лет почти каждый день созванивались, а раз в неделю обязательно встречались друг с другом. Последнее общение вживую состоялось 24 сентября на заседании «Милләт җыены», уже тогда состояние Фандаса-абыя было неважным, но все-таки после пленарки он остался, чтобы поговорить. Сложилось ощущение, что он прощался, говорит Валеев.
«Я спросил его о планах на будущее, на что получил ответ: „Разиль, мне уже 85 лет исполнилось, ну какие планы… Я уже все запланированное сделал, прожил жизнь. Сейчас я о себе не думаю, а переживаю за судьбу нации, родного языка, татарской школы, вот меня что тревожит. Я уйду, а нация останется, что с ней станет, сменят ли нас молодые?“ — вспоминает народный поэт. — Он переживал за судьбу народа. Каждое его выступление, будь то в республиканском парламенте или Госдуме, на митингах, в печати, было на эту тему. Проделанное им огромно, но, к сожалению, мы его не до конца оценили при жизни».
Сафиуллин прожил очень яркую жизнь. Карьеру в Советской армии он завершил в 1988 году, уйдя в отставку в звании полковника. В 1990-м его избирают народным депутатом Верховного Совета ТАССР. В парламенте Фандас-абый с головой погрузился в отстаивание интересов родной республики.
Его имя будет вписано в историю РТ как человека, который 30 августа 1990-го с трибуны Верховного Совета зачитал Декларацию о государственном суверенитете Татарстана. В 1999 году Сафиуллин на короткое время становится председателем всетатарского общественного центра.
«Он недолго был председателем ВТОЦ, так как в том же году Фандаса-абыя избирают депутатом Госдумы. Он был единственным из депутатов нижней палаты российского парламента, избранных тогда от Татарстана, кто отстаивал в Москве право татар на латиницу. В течение четырех лет он боролся за интересы республики. Правда, безрезультатно. Ну и понятно: один в поле не воин», — говорит действующий председатель ВТОЦ Фарит Закиев.
«Сегодня у нас День поминовения защитников Казани 1552 года, по современному летоисчислению он приходится на 12 октября»
Продюсер Рифат Фаттахов вспоминает Сафиуллина как завсегдатая всех татарских концертов, в том числе и Вагаповского фестиваля: «Он больше всех ценил наших корифеев Рашита Вагапова, Ильгама Шакирова и Хайдара Бигичева, выбор именно этих исполнителей говорит о музыкальном вкусе Фандаса-абыя».
Несмотря на солидный возраст, Фандас-абый всегда был легок на подъем, причем ходил не только на концерты, но и на все татарские мероприятия, рассказал руководитель исполкома всемирного конгресса татар Данис Шакиров: «Мы все время были с ним на связи, по первому звонку он приходил к нам, давал свои мудрые советы, а выступая с любой трибуны, всегда отстаивал интересы татарского мира. У него была такая черта — он всегда умел слушать людей, никого не ругал. Я считаю его своеобразным символом».
Даже его прощание именно 12 октября имеет символический смысл, считает председатель союза писателей Татарстана Ркаил Зайдулла: «Завтра будет День поминовения защитников Казани 1552 года, по современному летоисчислению он приходится на 12 октября. То, что он свой смертью собрал всех нас накануне Хәтер көне, весьма символично. Он был одним из авторов Декларации о суверенитете, Конституции Татарстана. И я верю, что найдутся те, кто поднимет выпавшее из его рук знамя».
Еще одно совпадение — 11 октября объявлен в Татарстане днем траура по погибшим в авиакатастрофе в Мензелинске парашютистам. Их также помянули сегодня. Перед гражданской панихидой, в 12 часов, в мечети был совершен полуденный намаз, в котором участвовало высшее руководство ДУМ РТ в лице главного казыя (шариатского судьи) Джалиля Фазлыева, заместителей муфтия Равиля Зуферова и Рафика Мухаметшина. Молитву за упокой 16 человек совершили мухтасиб Зеленодольского района Габдельхамит Зиннатуллин и имам Аль-Марджани Мансур Джалялетдин.
Ко времени окончания полуденного намаза площадь перед мечетью заполнилась народом. Проститься с Фандасом Шакировичем пришли депутаты Госсовета РТ — председатель Фарид Мухаметшин, председатель комиссии по сохранению и развитию татарского языка Марат Ахметов, а также представители общественных организаций, творческой интеллигенции.
«Он не ушел от нас, а остается с нами. Сколько будет жить татарская нация, столько и он будет жить»
Гражданскую панихиду вел Зайдулла, первым давший слово председателю Госсовета Татарстана Мухаметшину. Начав свое выступление по-татарски, спикер республиканского парламента рассказал о жизненном пути покойного. Далее он перешел на русский язык, чем вызвал недовольство ряда гостей церемонии. Две дамы, стоявшие возле корреспондента «БИЗНЕС Online», громко сказали, мол, здесь нужно выступать только на татарском. Мухаметшин их услышал, тут же вновь перейдя на татарский: «Могу и по-татарски сказать, я только по-чувашски не умею. Фандас Сафиуллин привил нам любовь к татарскому языку, родной речи. Он твердо и умело отстаивал интересы своего народа и республики, глубоко аргументируя свои доводы. Во время встреч в Москве в годы его депутатства в Госдуме я не раз просил его выступить на волнующие нас темы, и он каждый раз основательно доводил нашу позицию до федерального парламента. Он умел говорить, разъяснять, его слушали и понимали».
Валеев в своем выступлении повторил слова покойного драматурга, депутата Туфана Миннуллина, который говорил, что у татар Фандас-абый был «единственным профессиональным политиком» в широком смысле этого слова. Ровесник покойного академик Индус Тагиров считает, что дело Сафиуллина будет жить вечно: «Он не ушел от нас, а остается с нами. Сколько будет жить татарская нация, столько и он будет жить, а татарская нация вечная, и она никогда не исчезнет».
Кстати, единственным человеком, который выступил на панихиде полностью на русском языке, был сын покойного Рустем Сафиуллин. Он выразил благодарность организаторам похорон своего отца, говорил о войне в глобальном масштабе, о том, что человечество хотят уничтожить с помощью ковида (мать Рустема Разина Сафиуллина сейчас находится в больнице именно с таким диагнозом), об ущемлении свободы слова в стране, равнодушии власти к чаяниям людей и т. д. Подчеркнул, что такое выступление «будет списано потом на мое эмоциональное состояние». Сафиуллин-младший сказал, что во многом именно благодаря его отцу ТАССР стала называться Республикой Татарстан, у которой есть Госсовет, Конституция, президент.
О том, что Республика Татарстан будет вечно и «мы защитим название ее руководителя — президент», сказал председатель ВТОЦ Закиев.
После гражданской панихиды Джалялетдин прочитал проповедь о бренности мира, рассказал о своей работе с покойным в 90-е годы прошлого века, как Фандас-абый помогал создавать татарстанский муфтият. Погребальную молитву джаназа-намаз совершил главный казый Татарстана Фазлыев. Похороны прошли в новом погребальном комплексе «Курган», такова была последняя воля покойного.
Просмотров: 857
Шулай була курсен иде