Илдар Тренгулов: «Не изменив себя, ты никогда не изменишь мир!»

1-DSC_0627Напоминаем, 22 ноября 2014 года в Соборной мечети г.Самара состоялся Форум мусульманской молодежи «Ислам, успех и ты», организованный Региональным Духовным управлением мусульман Самарской области при поддержке Администрации Губернатора региона. Весьма интересным оказался доклад члена Совета Татарской национально-культурной автономии г.Самара, консультанта управления по взаимодействию с муниципальными образованиями Администрации Губернатора Самарской области Илдара Сирачевича Тренгулова. Приводим его выступление полностью: 

Бисмилляхиррахманиррахим.

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

Здравствуйте уважаемый муфтий!

Здравствуйте уважаемые гости форума!

В первую очередь хотелось бы выразить слова благодарности организаторам за возможность выступить и высказать свою точку зрения.

Прошу Всевышнего оградить меня от пустословия, хвастовства и тщеславия. Говорить правду и только искренне.

Мы живем в очень интересное и непредсказуемое время, которое накладывает серьезный отпечаток на все стороны нашей жизни. Человечество шагает семимильными шагами по пути всеобщей либерализации всех сторон жизни общества и отдельно взятого человека. Добившись для себя значительных преференций в виде почти безграничной свободы слова и действий, оно начинает привыкать жить по принципу «я поступаю так, как благо рассудится, никто меня не в праве осуждать, это моё личное дело, оно никого не должно касаться, я никому ничего не обязан». Совершенно естественно, что современный глобализированный мир делает ставу на формирование общества потребления, в котором культивируется идеал (идол!) обогащения. Общество потребления – это, прежде всего, общество дефицита. Постоянно потреблять может только тот человек, который испытывает постоянный дефицит, нехватку. Поэтому ощущение нехватки, постоянной гонки за идеалом и совершенством эксплуатируется самыми разными способами. Реклама – «будь собой», «будущее зависит от тебя», «управляй мечтой». Эксплуатация желания всемогущества, отрицания принципа реальности. Зачастую самоуважение поддерживается за счет приобретения материальных ценностей. «Когда у меня будет самая дорогая в городе машина, вертолет, коттедж, то я стану абсолютно самодостаточным и независимым человеком». Однако, понятно, что это скорее «самонедостаточный человек».

Сейчас мы даже сами не очень заметили, как само понятие чести исчезло из обихода и языка. «Честное пионерское или честное комсомольское» — говорили наши родители, а сейчас нет аналога. Может быть, «честное капиталистическое»? Исчезновение понятия чести и честности закономерно, поскольку в обществе потребления это – просто непозволительно, т.к. делает человека свободным от эксплуатации его желаний и потребностей. Такие люди не выгодны в обществе потребления, они лишние. Простой пример: каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда нам пытались «впарить» какой-нибудь некачественный или дорогой ненужный товар. Этот продавец, возможно, и обладает понятиями чести и достоинства, а также испытывает при этом внутренний дискомфорт (угрызение совести), перечисляя только преимущества товара и умалчивая при этом о его недостатках, однако реальное осознание того, что «не продашь-не получишь премию», и соответственно, не обеспечишь на должном уровне свою семью, толкают его на подобный поступок. И это становится действием по необходимости: «так устроена система, все так живут и все так работают». Замкнутый порочный круг.

Поэтому, живя в современном обществе, мы испытываем постоянное мощное давление на нашу психику и систему ценностей. Разумеется, если нам родители прививали понятия чести, достоинства, справедливости, добродетели, отзывчивости, ведь в настоящее время некоторые родители, искренне желая своим чадам добра, учат их выживать в современных условиях любыми средствами, дабы они стали конкурентоспособными, при этом игнорируя подчас общечеловеческие ценности. Такая вот борьба за выживание.

В этой связи, вопрос, как быть в этой ситуации, как приспособиться к современным реалиям, как ответить на эти вызовы времени, являются, на мой взгляд, краеугольными. Эти вопросы задает себе каждый человек, независимо от религиозной, национальной, социальной, страновой или иной принадлежности. И от их решения в полном смысле этого слова зависит будущее человечества.

Каким же образом мы можем защитить себя от использования? Вариантов много, но не все они равнозначно эффективны.

Для нас, здесь собравшихся, ответ очевиден. Это следование Корану и Сунне Пророка (с.а.с.), с одной стороны. А с другой, у каждого их нас есть модель жизни наших родителей, дедушек и бабушек.

Безусловно, являясь мусульманами, мы должны стремиться к выполнению всех предписаний нашей религии. И я бы назвал это нашим ответом на вызовы нашего времени! Однако тут есть несколько моментов, на которых мне хотелось бы остановиться подробнее.

Используя различные принципы, можно провести совершенно разную классификацию людей относительно религиозного вопроса и их отношения к жизни.

Для целей настоящего выступления я выделил мотивационный признак и признак религиозной самоидентификации, условно разбив их только на две группы, чтобы отчетливей показать контраст. Данная модель, прежде всего, предполагает свое применение в рамках рассмотрения мировоззренческих взглядов современной молодежи.

  1. Мотивационный признак достижения целей.
    1. 1.1. Это те молодые люди, которые прекрасно понимают свои цели и задачи, а также знают, как добиться их реализации, уверенно шагают на встречу к своей мечте. В этом абсолютно нет ничего порицаемого, наоборот, такие люди становятся генераторами идей, креативно мыслящим классом, локомотивами развития и прогресса! Однако же, если эти цели являются сугубо материальными или карьерными, и их достижение становится единственным смыслом всей жизни человека, то не исключено возникновение дисгармонии во внутреннем мире этой личности. Допустим даже, что он был прекрасным семьянином, дал своим детям прекрасное образование и путевку в жизнь. То есть в настоящий момент он испытывает удовлетворение от процесса собственного роста: личностного и профессионального. Однако, достигнув намеченных целей и понимая, что жизнь пройдена, а дальше уже стремиться некуда, да и невозможно в силу ряда объективных причин, человек испытывает чувство опустошения и осознания того, что гнался за теми вещами и идеалами, которые сейчас для него не имеют никакой ценности.
    2. 1.2. Вторая категория лиц по данному классификационному признаку представляет из себя людей, которые также понимают, что современный мир дает им безграничные возможности для реализации своих способностей и талантов, и что при огромном желании, упорстве и стремлении можно достичь любых высот. Однако, понимая это и мысленно представляя себе весь процесс движения к цели, он как бы заранее воспроизводит его в своей голове и испытывает ощущение этой победы, осознание ее достижимости. В этот момент и происходит самое интересное: человек перестает считать для себя необходимым посвящать свою жизнь достижению этих целей, поскольку и для него, и для окружающих, по его мнению, совершенно ясно, что он способен на это (вне зависимости от того, какого рода эта цель: материальная или, допустим, из области научных открытий). Таким образом, происходит своеобразная демотивация личности. В дни таких раздумий в укреплении правильности своих мыслей ему на «помощь» своевременно могут прийти различные «праведники» и «знатоки жизни», исповедующие принцип абсолютной бренности и ничтожности этого мира, и ратующие за посвящение себя исключительно богослужению и исполнению религиозных обрядов. Куда приводит такой путь, объяснять, думаю, не стоит.

2. Второй признак классификации – это самоидентификация человека с точки зрения его собственных взглядов на необходимость исполнения предписаний своей религии.

2.1.Молодой человек в своем стремлении строго-настрого соблюсти все и вся из религиозных предписаний в итоге неизбежно становится заложником одних лишь только ограничений и запретов. В итоге в его сознании формируется условно назовем «два понятийных лагеря»: только хорошее и только плохое. Все, что не соответствует его представлениям о хорошем, автоматически относится к категории плохих. Все явления и процессы, происходящие вокруг него или действия других людей в отношении него рассматривается только через эту призму. Например, не произносится азан во всеуслышание на улицу-это плохо. Проведение Сабантуя−это плохо. Организация праздничных мероприятий в Булгарах-это плохо. Посещение театра и концертов-это плохо. На работе не дают читать намаз — это плохо. Закрывают двери мечети во время совершения гает-намаза – это плохо. Пошел соблюдающий мусульманин на свадьбу, на которой предполагается быть спиртному, это однозначно только плохо. Полагаю, что нет необходимости раскрывать ошибочность такого однобокого взгляда на вышеперечисленные обстоятельства.

Остановлюсь только на двух последних, чтобы пролить свет на эти, казалось бы, спорные утверждения. Прихожанам, посещающим мечеть в праздники Рамазан и Курбан, известно, что ближе к началу совершения коллективного праздничного намаза двери мечети, как правило, закрываются. Это вызывает бурное негодование у некоторой части молодежи, пытающейся проникнуть в мечеть и совершить там праздничное богослужение. Они объясняют свое недовольство тем, что двери мечети согласно законам Шариата не должны никогда закрываться и уж тем более в праздничные дни. В такие моменты вызывает удивление упорное нежелание таких лиц понять совершенно логичные и объективные причины, по которым администрация мечети вынуждена закрывать двери: недопущение давки и травматизма людей. Хочешь молиться внутри здания в праздничный день-вставай пораньше!

Относительно посещения свадеб или иных праздничных мероприятий, где может быть спиртное. Да, бесспорно, нельзя назвать такие мероприятия допустимыми с точки зрения Ислама. Однако, если мусульманин все-таки получил приглашение от родственников и принял решение участвовать, то, на мой взгляд, нельзя огульно обвинять человека в несоблюдении норм шариата. Наоборот! Здесь следует принять во внимание такой факт: гости праздника, не являясь соблюдающими мусульманами, вероятно, очень редко бывают в мечети или не бывают вовсе. Ну так, где же и от кого же они тогда услышат призыв к лучшему? Когда они смогут увидеть реально соблюдающего мусульманина, поговорить с ним и узнать о его жизненном пути? Сказанное вовсе не означает, что это должно становиться какой-то нормой. На мой взгляд, это допустимо в отношении близких родственников. Если же дело касается корпоративных вечеринок и развлечений, то в этом случае, естественно, лучше воздержаться от участия, поскольку призывать к добру, здоровому образу жизни и совершенству там просто некого.

Если же говорить о хороших поступках и действия с точки зрения такого молодого человека, то они, например, следующие: 1.Женился на строго соблюдающей мусульманке – это хорошо и достаточно (но не учитывая других факторов, таких как социальное положение, национальность, общность интересов и т.п., можно ли гарантировать прочность такого брака?). 2.Человек весь свой день посвящает только богослужению-это хорошо (но кто будет в этом случае его кормить?). 3.Человеку 30 лет и до сих пору учится, не работая и сидя на шее родителей.4.Отказ от общения и обеспечения родителей, которые далеки от Ислама. 5.Запрет жене пускать домой родственников, даже отца.6.Осуждение людей и мечетей, получающих милостыню от лиц и организаций, зарабатывающих, по его мнению, нехаляльным способом. Естественно, вышеперечисленное не для всех покажется убедительным и правильным, однако я не претендую на роль алима в этом вопросе, я искренне выражаю свою точку зрения, исходя из собственного опыта, знаний и общения с людьми.

  1. Вторая часть молодежи, которую принято называть «этническими мусульманами»: то есть они являются таковыми по рождению, но не соблюдают предписаний своей «родной» религии, у которых «вера в душе». Или же делают это по необходимости, когда «сердце требует» и «душа просит». Естественно, мы не вправе никого осуждать. Это скорее вопрос зрелости каждого человека.

И с первыми, и со вторыми можно и нужно работать. Самое главное не перегибать палку, соблюдать умеренность. Важно в этом плане дать молодому человеку правильную установку на выработку у него стремления одинаково вести земную жизнь и подготовку к будущему.

Совершенно очевидно, что при исполнении своих религиозных обязанностей нельзя ни для кого создавать каких-то трудностей, а более того — ущемлять чьи-то права. Исполнение намаза на работе не должно рассматриваться самим человеком как повод уйти от работы: «моя религия обязывает», «моя религия самая правильная», «ваша работа подождет», «те, кто мне запрещает выполнять намаз, будут прокляты». Такой подход контрпродуктивен! Нужно уметь договариваться, не конфликтовать. Если тебе на работе тяжело дается исполнение религиозных обязанностей, то не лучше ли задуматься о смене работы? Об открытии своего бизнеса? Тогда ты будешь независимым и сможешь полностью посвятить себя тому, что тебе нравится. Надо всегда помнить: все, что Всевышний делает, то делает к лучшему, с пользой для самого человека! Поэтому, это шаг к реализации твоих возможностей. Нужно понимать, что деятельность всех коммерческих организаций подчинена законам экономики, рынка, государства. Их цель-это получение прибыли, а для этого нужно максимально эффективно использовать все ресурсы, трудовые в том числе. Мы ведь понимаем, что от обязанности платить налоги в бюджет их не никто не освободит. Поэтому зная свои права, то есть 28-ю статью Конституции РФ, гарантирующую свободу совести и вероисповедания, мы при этом также не должны забывать и про ее 14-ю статью, определяющую Российскую Федерацию как светское государство. Безусловно, в большинстве случаев нежелание руководства идти навстречу соблюдающему мусульманину, вызвано отнюдь не религиозной ксенофобией! Такое же отношение было бы и к христианам, и к буддистам и представителям других религий, если бы они подолгу совершали свои религиозные обряды. Поэтому, как было уже сказано выше, нужно стремиться к диалогу, обсуждать различные варианты и достигать взаимопонимания. Для действительно ценного и незаменимого сотрудника всегда пойдут навстречу и не будут создавать искусственных препятствий, за такого сотрудника кампания будет держаться. Таким образом, появится дополнительный стимул быть лучшим в своей сфере! Тем самым ты не только создаешь благоприятные условия для своего гармоничного роста и развития−профессионального, и духовного, но и показываешь отличный пример остальным.

Подытоживая вышеобозначенное, можно сделать очевидный вывод, что истина посередине. В построении своей жизни, помня о предопределении судьбы, все-таки мы не должны забывать о том, что нам дан разум и дана воля. Если ты пошел и бросился под поезд-это уже не судьба. Это твой личный выбор. Умеющий определять границы предопределения и воли, безусловно, является обладателем сильного, непоколебимого внутреннего стержня.

Итак, как мы можем противостоять идеалам общества потребления, построить гармоничную и счастливую жизнь в этих условиях?

Возможны несколько путей:

  1. Наиболее примитивный способ-это «спрятать голову в песок»: полностью игнорировать различные новшества и отказаться от стремления жить в ногу со временем, пользоваться только тем, что доступно сейчас, не пытаясь что-либо изменить в лучшую сторону.
  2. Самоизоляция: уехать на постоянное место проживания в сельскую местность, заняться натуральным хозяйством, отказавшись от благ цивилизации.
  3. Даже без глубоких исследований можно заметить, что человеку в нынешний век потребления становится скучно от неуемной и нескончаемой гонки за ложными ценностями. Навязанные идеалы материального превосходства давят на внутренний мир человека до такой степени, что он уже начинает осознавать отсутствие конечной точки такого «соревнования». В такой системе координат он выступает только в роли послушного потребителя, которого используют, и в котором не видят личности как такового, а видят лишь средство для достижения своих целей. Такое общество ничего, кроме безделушек, не может дать человеку, не удовлетворяет его основных жизненных потребностей в любви, понимании, принятии. Кризис общества потребления очевиден, поскольку понятно, что кроме айфонов и айпадов нам нужно что-то еще, чтобы сохранить в себе человеческое, живое.
  4. С точки зрения механизмов функционирования, общество потребления близко к авторитарному обществу. В обоих видах общества людьми управляют с помощью страха. Если в авторитарном обществе это страх совершения насилия над личностью, то в обществе потребления — это страх оказаться в последних рядах общества и быть подвергнутым социальному стыду. Современное общество с презрением относится к тоталитаризму с его мощным инструментом манипулирования людьми посредством построения системы взаимного недоверия людей друг к другу и угрозы совершения насилия над ними, поэтому нынешнее поколение не приемлет и не допустит ни при каких условиях повторения этих ошибок прошлого. А все потому, что людям понятны механизмы управления в таком обществе. Принимая во внимание приведенные аналогии, можно утверждать, что ключ к разгадке найден и остается только правильно им воспользоваться.
  5. На протяжении всего двадцатого века (а теперь и двадцать первого), человечество «не ждало милостей от природы и брало их», да так, что перешагнуло через все возможные логические рамки, прежде всего нравственные. Не задумываясь о будущих поколениях, оно потребляло гораздо больше, чем того требовалось, нарушая баланс в экосистеме. Казалось бы, это не имеет прямого отношения к предмету нашей дискуссии. Однако, это совершенно не так, поскольку данная проблема находится в духовной и нравственной плоскости (ответственность человека перед будущими поколениями). На смену обществу потребления неизбежно придет общество сбережения. Будущее человечества−за экономикой экологии, где центральное место будет занимать борьба за здоровье и чистоту во всем (в широком понимании этого слова). Этому будет посвящена вся логика деятельности общества, чтоб сохранить себя как человеческий род. Естественно, для этого нужна переоценка сегодняшних ценностей, и роль религии как социального института в этом вопросе трудно переоценить. Бережливое поведение должно стать нормой. Важно этому приучать с детства. Основной упор в такой работе должен быть сделан на изменение сознания общества, чтоб бережливость воспринималась как качество действительно прогрессивно мыслящего и ответственного индивидуума.

Сегодня мы задумываемся и говорим об этом – значит, нам пришло осознание сути проблемы, а главное мы уже не позволяем нарушать наши границы, мы уже сопротивляемся использованию, и знаем пути выхода из этой модели общества.

Хотелось бы тезисно перечислить конкретные предложения, способные помочь каждому молодому человеку жить в гармонии с собой и внешним миром, а также суметь выработать в себе иммунитет от ложных идеалов потребительского поведения.

  1. Опора на семейные ценности. Многодетные семьи как гарантия здоровой психики детей. Серьезная подготовка к становлению отцом и матерью. Мононациональная семья-основа гармоничного развития ребенка.
  2. Отказ от вредных привычек. Упор на здоровый образ жизни, его пропаганда среди друзей.
  3. Изучение своей истории, культуры, литературы. Чтение религиозных и национальных журналов и сайтов.
  4. Общественная нагрузка. Реализация своего творческого потенциала. Участие в организации форумов, кружков. Раскрытие своих талантов.
  5. Участие в волонтерском и экологическом движении.
  6. Во всем показывать личный пример. Слова не должны расходиться с делами.
  7. Не выпячивать свою религиозную идентичность. Дела должны говорить за человека.
  8. Формирование круга единомышленников. Постоянное поддержание контактов. Самоидентификация: должно быть комфортно в этой среде.
  9. Организация спортивных игр и состязаний.
  10. Участие в кружках по интересам на родном языке.
  11. Развитие молодежной татарской журналистики: нужно пробовать свои силы во всем, научиться грамотно и лаконично излагать собственные мысли.
  12. Необходимо чувствовать себя частью великой страны. Ощущать свою сопричастность к ее судьбе.
  13. Стремление к высшим идеалам. Деньги-это всего лишь средство, а не цель. Личностный рост каждого человека. Стремление к изучению иностранных языков.
  14. Развитие школы лидерства. Развитие ораторских способностей.
  15. Создание любительских видеоматериалов о жизни своей семьи, о своей родословной.
  16. Участие в различных общественных проектах (испытывая общественную нагрузку, человек, в первую очередь, расширяет свой кругозор, учится строить отношения в коллективе, заводит новые знакомства, имеет возможность путешествовать).
  17. Избегание харамных мест и общения с теми, кто может соблазнить на плохой путь. Нет идеальных людей, но нужно стремиться к идеалам Ислама. Вместе с тем следует предостерегаться от идеализации какого-либо конкретного человека.
  18. Нельзя человеку ставить в укор, что «раньше он был таким же», а сейчас смеет учить других. Важно помнить, что никто не застрахован от совершения ошибок. Силен не тот, кто идет, не падая, а тот, кто упав, сумел найти в себе силы подняться и продолжить свой путь вперед.
  19. Поддержание связей с представителями всех национальностей и религий. Истинно верующий человек независимо от своей религии не может быть враждебным по отношению к представителю другой религии или национальности. Человек, не уважающий чужую культуру, не в состоянии уважать и любить свою собственную.
  20. Разумное использование своего времени, постоянное самообучение. Отказ от игр в интернете и мыльных сериалов.
  21. Ставить завышенные, но реальные цели для достижения. Неудачи не должны стать поводом для расстройства, поскольку только проблемы показывают, чего мы стоим на самом деле.
  22. В конце каждой недели обязательный анализ: что я сделал за неделю? Чего достиг? Насколько ближе я стал к своей мечте?

В этой связи необходимо подчеркнуть, что вне зависимости от своего материального достатка и социального положения, каждый человек испытывает потребность в признании своих достижений и заслуг. Общественная оценка твоих успехов, твоей работы на благо своего народа и родной страны-это лучшее, что можно пожелать человеку, поскольку чувство своей востребованности является мощным источником мотивации и личностного роста. Ценность своей востребованности в полной мере ощущается ближе к старости. Если в молодости удалось реализовать себя на общественном поприще, завести круг единомышленников и последователей, то в старости это будет приносить свои прекрасные плоды, одиночество минует тебя непременно. А разве не это главная проблема представителей старшего поколения?

Любая большая дорога начинается с первого шага. Так давайте же, не откладывая на завтра, вместе сделаем этот шаг. Нам всем кажется, что от нас ничего не зависит, всё за нас решили. Часто можно слышать: «Ну что мы можем сделать? Мы моллюски и от наших действий этот алчный и жестокий мир не станет лучше. У нас нет для этого больших ресурсов, нет источников материальных. За теми, кто стоит за обществом потребления-огромные ресурсы и влияние». Мы с вами здесь собрались 200 с лишним человек. Действительно, в масштабах страны — это мало, в масштабах планеты-это мизер. Но это всего лишь иллюзия. По всей России тысячи мечетей, церквей и других общественных организаций, в которых так же, как и мы сейчас, собираются неравнодушные люди и обсуждают подобные вопросы. Значит нас много, хоть мы все разные, но мы едины в стремлении сделать мир лучше, безопасней, справедливей и честней. Главное − начать борьбу внутри себя. Не изменив себя, ты никогда не изменишь мир!

Илдар ТРЕНГУЛОВ.

«Сәлам».

Просмотров: 3199

8 комментариев

  1. К тому что моя вера у меня в душе, а никак не на людях, не в бороде, не намазе! И я сам выбираю как мне верить в Аллаха!

    • Ренат, просто жалко тебя ты просто не понимаешь сам о чем говориш
      اعوذ بالله من الشيطان الرجيم. Аузу биЛляхи мина шайтани раджим

    • Нет, просто Ренат «Этнический мусульманин», и своими словами он показал на сколько сильно прав автор текста))) спасибо тебе Ренат за наглядный пример)))

  2. Всё правильно! Увы,большинство из нашей уммы в настоящий момент,просто этнические мусульмане. Особенно убивает полумесяц на шее.

  3. Доклад расплывчатый, прочитал два раза и основную суть практически не проследил. Одни противоречия. Можно сказать из крайности в крайность. И в итоге видимо назван перечень мечт и стремлений самого автора.

    • Мне наоборот понравился доклад. В стиле Рустама хазрата Батрова. Я люблю читать прогрессивные мнения.

  4. В Самаре нужны курсы татарских танцев. Для всех возрастов. И еще. Мусульманским видом спорта должно стать АЙКИДО. Это использование агрессии, силы и ярости противника против него. Это соответствует духу ислама. Не надо изобретать колесо. Чем больше агрессии, силы и ярости в нападающем, тем больший урон ОН СЕБЕ причинит.

  5. доклад очень конкретный . призывый . все втроде бы правильный . .но ?каша говорит об коране и сунне . в тожэ время пьянки свадьбы не отрицает . .как понять ?тоесть то что коране запрет аль хамру харам . он открыто . противоречит .то есть то что запрешено кораном он ставит в кавычки .если уж трактует ислам . то будь добр то что там написано . не отрицай . .да культуру язык традицыии . воспитани детей . правильно и очень кстати . АЛЛАХ СОЗДАЛ НАС РАЗНЫМИ НАРОДАМИ . И КТО ЧТО ВИБИРАЕТ И КАК ВОСПИТЫВАЕТЬСЯ . И КАКИЕ КОРНИ . ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА . .САБАНТУЙ . И МНОГО ПРАЗДНИКОВ . ГДЕ МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ БЕЗ ПЬЯНКИ . ДА МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ТОЖЭ РАЗДЕЛИЛОС ПО ПОНЯТИЯМ . .ПРОТИВОРЕЧИЕ СТАВИТЬ НЕ НАДО . НАУЙТИ ОТ ТОГО ЧТО ВРЕДИТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РАЗОМУ . И ОБШЕСТВУ ЕСЛИ УЖ ПОКАЗАТЬ НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ . СВАДЬБЫ НАДО ДЕЛАТЬ БЕЗ СПИРТНОГО . ЕСТЬ ТАЛАНЛИВЫЕ . ВЕДУШИЕ ГДЕ СКУЧНО НИКОМУ НЕ БУДЕТ . НАОБОРОТ ИХ НАДО ИЗ ЭТОГО БОЛОТА ВЫТАСКИВАТЬ А НЕ САМИМ ТОМУТЬ В ЭТОЙ БОЛОТЕ !!!. .