Едва ли найдётся среди коренных самарцев человек, которому не было бы известно это имя. Анвар Кашафович Бульхин — председатель Совета директоров ЗАО «Самарская кабельная компания», почётный гражданин Самарской области, кандидат технических наук, профессор Самарского государственного политехнического университета, действительный член Международной академии качества телекоммуникаций, имеет 15 научных трудов и изобретений, заслуженный машиностроитель РФ. С 1975 года возглавляет крупнейшее в регионе предприятие, и какое! — в котором сам проработал 57 лет, пройдя путь от мастера до гендиректора. Производственник до мозга костей, человек с государственным мышлением, учёный, общественный деятель. Если начать перечислять его регалии и награды в разных сферах деятельности в разные годы — не хватит статьи. Назовём лишь несколько: награждён орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, орденом Почёта. Неоднократно входил в число 100 лидеров промышленности России, стран СНГ, в сотню лучших менеджеров России, награждён Национальной премией Петра Великого, за персональный вклад в развитие отечественной и мировой электротехники и вклад в международное сотрудничество избран действительным членом Международной академии электротехнических наук. Его детище — предприятие с мировым именем, лидер по производству кабельной продукции не только в России, но и в СНГ, на долю которого — вдуматься в эту цифру! — приходится 60 процентов кабелей связи и автопроводов, выпускаемых в стране. «Самарская кабельная компания» — партнёр известных мировых брендов «Дженерал Моторс» и «Корнинг Инкор-порейтед», обладатель целого ряда престижных наград, среди которых «Золотая звезда ВЮ» за высокие показатели в области качества, «Факел Бирмингема» за успешное экономическое выживание и развитие в условиях рынка, «Эрст-мейкер», «Платиновая звезда ВЮ» и так далее — знающим людям эти названия о многом говорят! Дело, которому посвятил жизнь, Анвар Кашафович знает «от» и «до» и может рассказывать о нём часами. Но сегодняшняя наша беседа — о делах совсем не производственных. О национальных. Вернее — и о производственных, и национальных. Необычно звучит? Пожалуй. Во все времена людей в России ценили не за принадлежность к какой-то национальности или конфессии, а прежде всего — по профессиональным качествам (если это производство), по профессиональным и душевным качествам — в быту. А как обстоят дела сейчас?
Почему этот вопрос задаю именно Бульхину? Потому что помимо прочего он — признанный лидер татарского общественного движения, некоторое время возглавлял областное общество «Туган тел» и как никто другой знает, насколько тонка и деликатна национальная тема, с какой осторожностью и компетентностью нужно принимать какие бы то ни было решения в этой сфере, как важно, высказываясь публично, помнить врачебное «не навреди». Собственно, с этого вопроса и началась наша беседа: проявляются ли как-то межнациональные отношения на производстве?
На производстве нет национальностей
- Абсолютно никак не проявляются. Ни различий, ни разделений работников по национальному признаку нет и не может быть. Да, трудятся рядом люди разных национальностей, но никто не придаёт этому никакого значения, всё идёт от профессионализма, от старания человека, его преданности своей профессии. Да что говорить, моя жизнь на производстве — тому пример. Я более 50 лет на своём заводе, работал и со своими соплеменниками-татарами, и с мордвой, и с чувашами, и, конечно, с русскими. За всю жизнь я ни разу ни на йоту не почувствовал, чтобы на меня кто-то посмотрел как на чужака. Знаете, я простой человек, прошёл путь от рабочего до генерального директора, и этот факт сам за себя говорит — меня никто никогда не притеснял, вероятно, оценивали лишь по моим профессиональным качествам. И таких примеров -людей, которые стали руководителями разных уровней благодаря своему труду, старанию, — очень много.
Если говорить о заводе, конечно, когда люди работают бок о бок долгие годы, они волей-неволей сближаются, становятся не просто сослуживцами, а друзьями, часто дружат семьями. Думаю, ни у кого никогда не вставал вопрос, кто какой национальности. Наоборот, меня, например, разные люди всю жизнь спрашивали: «А какой у вас, у татар, главный праздник? А когда он проходит? А чему посвящен?» И я с удовольствием рассказывал. Помню ещё с детства, как мне было радостно рассказывать про татарские праздники — и самому узнавать о праздниках других народов, от друзей, школьных товарищей. В советское время строго запрещалось проведение конфессиональных праздников. Но люди всё равно их отмечали, хранили традиции. А мы, дети, росли гурьбой, все вместе — бегали во дворе, играли, ходили друг к другу домой… Помню, когда в Пасху нас угощали крашеными яйцами, радости было! Конечно, тогда мы не задумывались о том, что они несут какой-то религиозный смысл. Но радость от праздника, от подарков, которые получали дети, была — и осталась в памяти на всю жизнь…
- Вы родились в Фергане, первое образование получили в Ташкенте. Кто были ваши родители, как они оказались в Узбекистане?
- Я из крестьянской среды, можно сказать, сын крестьянского татарского народа. Мои корни в селе Новый Мостяк Старо-Кулаткинского района Симбирской губернии. Недавно мне подарили книгу об этом селе — перечитываю её с большим удовольствием. Там жили мои предки. А сам я родился уже в Средней Азии в 1936 году. Родители переехали туда в период раскулачивания, думаю, у них просто другого выхода не было: у них было три лошади, две коровы. Но при этом в доме деда жили фактически три семьи — сыновья были женатые, у каждого семья, но это во внимание не взяли. Перед угрозой выселения в Сибирь, а может быть, даже репрессий, отец собрал семью и увёз её в Фергану, от беды подальше. Работал землекопом на Турксибе — Туркестано-Сибирской железной дороге, её в годы первой пятилетки построили, соединив Среднюю Азию с Сибирью. Мама сидела с детьми — семья у нас была большая. После работала в системе потребкооперации. Она, кстати сказать, была хорошо образованной по тем временам: с отличием закончила, ещё в Мостяке, татарскую школу — писала арабской вязью, после закончила четыре класса русской школы. Тогда это было редкостью, поэтому когда она приехала в Среднюю Азию, её боготворили: по-русски умела читать! По-русски писала — пусть коряво, но тем не менее… Мама родила восемь детей, в живых нас осталось только трое, другие дети умерли в раннем возрасте от болезней. Трудная жизнь была у мамы. Но она для меня всегда была эталоном, примером доброты, нравственности. Удивительная женщина. Всё раннее детство я провёл с ней, отец воевал, ушёл на фронт — мне пять лет было, а вернулся с войны поздно — мне уже 12. Так что большую часть времени был с матерью — от неё впитал всё хорошее. Благодаря ей я с детства видел и знал, что такое дружба народов, причём не на словах, а наделе.
Во время войны в Среднюю Азию были эвакуированы тысячи, десятки тысяч людей. Многие приезжали ни с чем — немец наступал, люди уезжали буквально из-под бомб. С оккупированных территорий к нам ехали все -русские, белорусы, евреи, эстонцы…К нам в дом поселили евреев из Белоруссии. Мама очень тепло их встретила, заботилась о них, соседей просила (работала в домовом комитете), чтобы их не притесняли. Она была исключительной души человек, любила людей, была всем опорой и защитницей. У меня до сих пор в памяти её слова — она рано уходит на работу, нас маленьких оставляет с женщиной-еврейкой и наказывает ей: «Сара, подои корову, накорми детей, а останется молоко — Анвар знает, что с ним делать». Я действительно умел делать простоквашу, из сливок взбивать масло. А ведь совсем маленький был… Маму звали Асьма Идрисовна, но чаще называли по-русски — Настя. Она никогда не делила детей на своих и эвакуированных, тем более не делила по национальностям — всех жалела. А нам внушала: война — для всех горе, но этим людям, которые к нам приехали, труднее, потому что мы живём дома, а они лишились крыши над головой, нельзя этих людей обделять ничем. Это я усвоил с раннего детства.
А в юности — на Северном флоте служил, в радиотехническом отряде. Там такой интернационал и такая дружба была — бог ты мой! Мы до сих пор, кто жив, встречаемся, перезваниваемся, в День ВМФ друг друга поздравляем. А вы говорите — различие национальностей…
- Анвар Кашафович, в советские годы что-то делалось специально, чтобы сблизить людей разных национальностей? Или не нужно было ничего делать, потому как дружба народов у нас была, как говорится, в крови?
- Национальная политика, безусловно, существовала. Например, изучение языков. Было как? В Узбекистане живёшь — учи узбекский язык! И не абы как, а хорошенько: в школьном аттестате был этот предмет, наравне со всеми остальными. И в этом был смысл: раз уж ты живёшь в союзной республике, будь добр знать язык, на котором говорят её жители. Или, к примеру, объявляют в Москве или в каком-то другом городе месяц, допустим, азербайджанской культуры. И всюду проходят выставки азербайджанских художников, в кинотеатрах показывают фильмы про Азербайджан, фильмы производства Азербайджана. И самое главное — людям это было интересно! Все с удовольствием шли на эти выставки, на эти фильмы.
- По-моему, не только в дни культуры какого-то народа, но и в обычные дни в кинотеатрах перед тем, как демонстрировать фильм, показывали короткий тележурнал или документальный фильм, и часто темами были рассказы о союзных республиках, о народах, населяющих СССР…
- Совершенно верно. Это говорит о чём? О том, что дружба народов не навязывалась, а воспитывалась. И люди жили дружно. Я бы даже сказал — народы жили дружно. Даже при том, что в национальной политике были перегибы, какие-то народы пережили депортацию, тем не менее на бытовом уровне мы жили дружно, чувствовали себя единой общностью — советским народом.
- Пятнадцать республик — пятнадцать сестёр?
- Именно так, и эта фраза ни у кого не вызывала сомнений. Люди тянулись к культуре вообще и к народной культуре в частности. Те же фильмы, выставки смотрели с интересом — это не вызывало отторжения, наоборот. Думаю, это был важный элемент национальной политики.
- Моя мама часто вспоминает, как после войны с ними, детьми, в школах, в клубе разучивали танцы разных народов, и они с энтузиазмом их исполняли: белорусскую бульбу, грузинскую лезгинку, молдаванскую молдовеняску и так далее. Это была художественная самодеятельность. А ведь были (и остаются по сей день) ещё и профессиональные коллективы — тот же ансамбль танца Игоря Моисеева. Это же кладезь народной культуры!
- Я бы добавил — и кладезь дружбы народов. Возможно, не все помнят, но в советские годы, какой бы концерт ни проходил, никогда не звучали и не исполнялись песни, танцы лишь какого-то одного народа. Может быть, за очень редким исключением. Всегда было так: звучат песни на национальном языке или исполняются танцы народов СССР и следом обязательно — русские народные, «Калинка-малинка», «Барыня». Человек приходил в концертный зал и впитывал в себя культуру своей большой многонациональной страны. Это было само собой разумеющееся, нам даже в голову не приходило, что должно быть как-то иначе! Этого сейчас нам не хватает. Не хватает того единения, которое было тогда. Никто не изолировался, не обособлялся — и это было замечательно. Поэтому мы сейчас и жалеем, что потеряли Советский Союз — ту огромную многонациональную страну, в которой было много не только плохого, но и хорошего. Безусловно, после распада СССР союзные республики, став самостоятельными, что-то и приобрели. Но если говорить именно об отношениях между людьми, о духовной общности разных народов, тут мы все, конечно, потеряли.
Нам кажется, дружба народов вечна, но это не так
- Скажите, Анвар Кашафович, вам как татарину, как общественному деятелю когда-нибудь приходилось примирять каких-то людей, «поссорившихся» на национальной или конфессиональной почве?
- К счастью, нет. Вообще межнациональные конфликты на бытовой почве, по-моему, сильно преувеличены. Во всяком случае, у нас в области эта проблема не стоит остро. Но это не значит, что она не может появиться в любую минуту. Враг не дремлет — это не просто слова с плаката далёких времён. Это реальность наших дней. Нашим недругам не нужна сильная процветающая Россия. Но мы об этом не задумываемся. Нам кажется, дружба народов вечна, но на самом деле её легко разрушить — даже легче, чем мы себе представляем. Неприязнь к каким-то национальностям иногда закладывается даже неумышленно, неосознанно. Обратите внимание, что пишут СМИ на национальную тематику (и не только «жёлтая» пресса, но и умеренные во взглядах газеты, сайты). Некоторые используют национальный фактор как какую-то экзотику, часто публикуют заметки, не разобравшись в фактах, быстрей-быстрей, лишь бы первыми новость сообщить. Причём называют национальность человека, когда она не при чём: есть правонарушение, преступление — нужно осуждать поступок человека, а не принадлежность к национальности! Поэтому когда я узнал, что в Самарской области будет выходить журнал под названием «Все мы -Россия!», у меня, скажу откровенно, возрадовалось сердце. Я считаю, это прекрасная идея — напомнить людям, что мы живём в единой стране, что мы россияне, что нет «хороших» и «плохих» национальностей — всё зависит от человеческих качеств каждого из нас. Но главное — что мы, представители разных народов, не должны обособляться, мы должны быть вместе.
У меня есть книга «Этносы Самарского края», я её время от времени беру в руки — и каждый раз поражаюсь тому факту, что у нас в области живут 150 с лишним национальностей. Это просто удивительно! Наш регион архимногонациональный. И самое ценное то, что всё поволжское население — русские, татары, чуваши, мордва, марийцы, удмурты и так далее — это те, кто веками здесь проживал. Мы все переплелись друг с другом, переплелись культуры, смешались семьи — как и повсюду в России…
- Абсолютно с вами согласна. Я училась в Ленинградском университете в середине 80-х, на заре перестройки. У нас на курсе были студенты разных национальностей — из союзных, из автономных республик — так называемые «целевики» — ребята, учиться которых посылала республика, потом они возвращались домой и работали журналистами в республиканских СМИ. Мы чувствовали себя единой семьёй в буквальном смысле слова — жили в одном общежитии, ездили вместе на «картошку», вместе готовились к экзаменам. Когда к кому-то приезжали родители — гостинцы доставались всем. Именно в те годы я, к примеру, первый раз попробовала хурму. Но, общаясь друг с другом, мы говорили не только о праздниках, но и о проблемах. Моя подруга-грузинка однажды сказала о Вахтанге Кикабидзе, которого мы все боготворили ещё со времён «Мимино», что в Грузии его любят далеко не все. Потому что поёт по-русски и его любят в России. Как и Нани Брегвадзе. У вас, Анвар Кашафович, никогда не возникали в жизни ситуации, когда вас недолюбливали именно из-за того, что вы татарин, а занимаете позиции интернациональные, ратуете за межнациональное сотрудничество. Образно говоря, «поёте по-русски»?
- Нет, никогда такого не было. Даже намёка! Да и как это вообще можно — ревновать, что ратую за дружбу и сотрудничество, что говорю по-русски… Думаю, и Вахтанга Кикабидзе если и «ревновали» к России, то единицы, это скорее исключение, чем правило. Если же говорить о моих соплеменниках-татарах, о моих связях с «Туган тел»… Все, кто составляет костяк этой организации, — это люди, которые при всей огромной любви к татарскому народу, татарской культуре по своей внутренней сути — интернационалисты. К примеру, Ильгиз Колючев — личность исключительных нравственных и профессиональных качеств. Много лет проработал на заводе «Прогресс», кандидат технических наук, умнейший человек. Таких производственников, как он, на руках надо носить! И при этом он основал и сорок с лишним лет возглавляет татарский ансамбль «Ялкынлы Яшьлек». В одном человеке соединяется и интернациональное, и национальное. Татарам он несёт родную культуру, всем остальным — тоже несёт эту культуру, ведь на концерты ансамбля ходят не только татары, его творчество интересно всем. Я считаю, это вклад и в русскую, в российскую культуру тоже. Конечно, горжусь им. И таких людей в татарском сообществе много и в образовании, и в бизнесе. И гордятся ими не только татары — все, кто с ними рядом работает, кто знает им цену как профессионалам. И то же самое, думаю, можно смело сказать про людей других национальностей.
А то, что я интернационалист, это вы верно подметили. Для меня нет человека «не нашей национальности», «иноверца». Все национальности мне близки, ко всем я уважительно отношусь — люди это видят, поэтому мне доверяют. Это, опять же, из детства, из тех лет, когда я жил, рос в многонациональном Узбекистане. Я говорю по-татарски, по-узбекски, как видите, по-русски немного говорю (смеётся). У меня хорошие отношения с владыкой Сергием — митрополитом Самарским и Сызранским. Конечно, знаком с Талипом-хазратом Яруллиным, руководителем духовного управления мусульман Самарской области, хорошо знаю его отца, не так давно был у него на 80-летнем юбилее. По жизни я — так уж вышло — помогаю представителям всех конфессий. У меня много друзей-евреев, мы долгие годы работали вместе на нашем заводе — и никогда не ощущали различий между нами. Так что когда слышу, что будто бы есть какое-то «противостояние» — понимаю, что это неправда. Между простыми людьми разных вер, разных национальностей нет никакой вражды. Никакой.
Кстати сказать, у меня жена русская. И у нас в семье повелось: на православные праздники внуки приходят к нам — поздравляют бабушку, на мусульманские праздники — поздравляют дедушку. Мы с женой когда-то это воспитали в своих детях, дочери и сыне, а они передали своим детям. К сожалению, мои внуки не говорят по-татарски, но традиции народа они знают и чтут, ко всем праздникам относятся с уважением, с пониманием — и мне это очень приятно.
- Помните, как говорил Расул Гамзатов? «В Дагестане я аварец, в Москве — дагестанец, а за пределами страны — русский». Кем Вы сами в большей степени себя ощущаете — представителем татарского народа или, «за пределами страны», русским? Или, может быть, одно не противоречит другому, все мы — частицы одной большой России?
- Слова Расула Гамзатова абсолютно правильные. Так оно и есть. Это трудно понять, трудно сформулировать, кто я? Среди татар я татарин. Среди русских — русский. И в этом нет ничего удивительного, мы все давно переплелись, наши культуры перемешались. Я и мои друзья чувствуем такое единение, такое душевное родство, что о национальностях забываешь. Звоню товарищу, он русский, в шутку спрашиваю: «Ты меня уважаешь?» «Конечно!» — смеётся. Говорю, мечеть строим в Камышле, надо б сброситься. «Без проблем, помогу». Вот что такое дружба. А как это назвать — «дружба народов»? Или дружба двух людей, давних товарищей, которые вместе много прошли, пуд соли съели? Для меня этот человек — верный друг, а о его национальности я меньше всего думаю. И таких людей в моём окружении много. Да что «много»? Такие -все. Когда мы едем на охоту — мы все одинаковые.
- Мы с вами незаметно подошли к главному и «вечному» российскому вопросу. В последнее время много говорят о формировании единой гражданской идентичности, укреплении духовной общности россиян. Вы прожили большую жизнь, у вас огромный профессиональный и человеческий опыт. На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы люди почувствовали себя частью своей великой Родины, чтобы искоренить конфликты на межнациональной, межконфессиональной почве? Или это в принципе невозможно — так же, как невозможно победить социальное неравенство людей, и нужно, опираясь на закон, лишь следить за ситуацией в поле межнациональных отношений и пресекать попытки экстремистов, радикалов дестабилизировать нашу жизнь?
- Всё то, о чём вы сказали, бесспорно, нужно делать. Вот я на днях читаю в газете «Коммерсантъ»: «Межнациональные отношения ставят на учёт». Статья о том, что в регионах России развернут систему мониторинга межнациональных отношений — будут выявлять территории, опасные с точки зрения возникновения межэтнической напряжённости. Я согласен, мониторинг — это важно. Знать, где что происходит, без сомнения, нужно. А что дальше? Ведь только лишь знать — мало. Нужны действия по изменению ситуации. И в первую очередь — нужно изменение в умах людей. А это работа не одного дня и даже не одного года. Нужно говорить людям о том, что такое дружба народов, показывать исторические корни этого процесса. Снова вернусь к Узбекистану, где прошло моё детство. Мы должны быть благодарны этой республике и всей Средней Азии за то, что во время войны она приняла всех, всем дала кров, что благодаря в том числе и ей мы все вместе выиграли ту страшную войну. Народы Средней Азии всегда были нам братьями. А что же сейчас? А сейчас, чуть что, мы называем их обидным «гастарбай-теры». Само-то слово, наверное, нейтральное. Но смысл, который в него вкладывают в современной России, совсем не нейтральный, с оттенком пренебрежения. А что же тут такого пренебрежительного? Они такие же люди, как и мы. Мало того, они приезжают к нам не бездельничать — работать! Ты не хочешь быть дворником, а он — хочет. И пусть на здоровье работает, ему только спасибо за это надо сказать. А у нас сегодня исконно наши чувства в загоне — чувство сострадания к человеку, понимание проблем этих людей.
Думаю, громадную роль в этом деле играют средства массовой информации. Вот вы вспомнили ансамбль Игоря Моисеева — но ведь и сегодня он существует, как и ансамбль «Берёзка», и другие высокопрофессиональные коллективы. И они выступают не только за пределами России. Проблема в другом — СМИ крайне мало их концерты транслирует, мало о них рассказывает — разве что телеканал «Культура», который есть не во всех регионах. Редкие каналы поднимают вопросы культуры, редко кто обсуждает-доброжелательно, спокойно — вопросы национальной политики. Между тем, я в этом убеждён, главная проблема нашей страны в том, что в последние десятилетия допущен серьёзнейший пробел в воспитании подрастающего поколения. Серьёзнейший. Шутка ли! — часть молодёжи на полном серьёзе считает, что в России должны жить только русские. Это что — незнание истории? Или что-то ещё?
На мой взгляд, нужно обратить внимание на два фактора. Во-первых, на воспитание детей. С самого раннего возраста, когда закладываются основы нравственности, родители должны говорить о дружбе, взаимопомощи, читать с детьми хорошие сказки, смотреть умные мультфильмы и так далее. Папа и мама — это те, кто для ребёнка имеет самый большой авторитет, никакой воспитатель, никакой учитель не сравнится с родителями. Второе — это влияние государства. Посмотрите, что происходит в СМИ, что печатают газеты, что показывает наше телевидение — в самое лучшее время, в «прайм-тайм». Боевики, мелодрамы, причём все однообразные, словно по шаблону сделанные: начинаешь смотреть — уже ясно, чем закончится. Фильмов, которые побуждали бы задуматься о жизни, трогали душу — почти нет. Возможно, я ошибаюсь, они и есть — но ведь их не показывают! Или показывают в такое время, когда люди, кому утром на работу, уже спят. Повторю ещё раз: роль СМИ, кинематографа в формировании мировоззрения — колоссальна.
- Трудно с вами не согласиться, Анвар Кашафович. Как подтверждение ваших слов: в Самаре уже несколько лет по осени проходит всероссийский фестиваль документального кино «Соль земли» — на него приходят сотни фильмов молодых кинематографистов из России и стран СНГ, жюри отбирает лучшие и представляет на суд публики. Фильмы изумительные — я, когда впервые попала на этот фестиваль, испытала настоящий катарсис. Армен Медведев, кинокритик, один из инициаторов фестиваля, говорит: каждая лента — это шедевр, золотой фонд документального кино, достойна показа на большом экране. Но…их негде показывать, кинотеатры крутят американские боевики! И сами эти фильмы созданы не «благодаря», а «вопреки»: не по приказу сверху, а по велению души, вопреки тому, что умы молодых развращаются бездуховным телевидением, вопреки тому, что медленно, но верно урезаются квоты на финансирование кино…
- Я о том и говорю! Все эти вопросы — стратегические. Они должны быть под контролем государства. Мало того - государство должно быть заказчиком этих фильмов. Когда мы потеряли кино? Когда кинематограф ушёл на коммерческую основу. Когда потеряли телевидение? Когда оно коммерциализировалось. Но не всё меряется деньгами — пока это не поймём, ничего не изменится. Такую архиважную сферу, как идеология, нельзя пускать на самотёк.
«Маргиналы», «скинхеды» — таких и слов-то люди раньше не слышали! Экстремистские группировки, которые несут идеи национальной, религиозной нетерпимости — это, я считаю, беда России. И она пришла к нам извне. Отчего это происходит? Где, на каком этапе мы упустили этих молодых людей — они ведь не взялись ниоткуда, это же наши дети! В семье, как говорится, не без урода. Легче всего посеять вражду, если оскорбить национальные чувства человека. А у нас в стране полно течений — экстремистских или близких к ним, где национальный вопрос — козырная карта. Причём это есть среди разных национальностей — и русских, и среднеазиатских, и кавказских. Вот за этим надо следить. Я уверен, эти течения возникают не оттого, что какой-то национальности некомфортно живётся в России, нет! Всё это создаётся искусственно. Это то, о чём мы говорили в начале беседы — кому-то очень нужно, чтобы Россия расшаталась изнутри. Вопрос больной и очень тонкий, подходить к нему нужно умело. Кто-то скажет: «Это недемократично!» Но разглагольствовать и ничего не делать для укрепления единства своей страны, я считаю, преступно. Уверяю вас, ни один нормальный человек, нормальный гражданин никогда не скажет, что обеспечивать безопасность страны — это недемократично. Потому что во всём нужно руководствоваться здравым смыслом и опираться на закон - другого пути нет.
Сегодня самое главное — воспрепятствовать проникновению в Россию иностранной идеологической «тли». Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы искусственно не разжигалась национальная рознь. Пресекать любые попытки расшатать ситуацию. У России сейчас трудный период, я иногда думаю про нашего Президента и мысленно говорю: терпения ему. Какая ноша на его плечах — уму не постижимо. Но я думаю, всё у нас будет нормально, Россия не позволит разрушить себя изнутри. Всё больше людей начинают понимать, что наша сила — в единстве. А залог этого единства — дружба народов, которая действительно у каждого из нас в крови. Это то, что в нашей многонациональной стране всегда было, есть и будет. Я в этом уверен.
Беседовала Светлана ИШИНА.
Самарский журнал о дружбе народов «Все мы — Россия» №1-2/2014.
КОНТЕКСТ:
История Самарской кабельной компании и судьба Анвара Кашафовича Бульхина
Просмотров: 3061