Рафаэль Хакимов: «Именно татарская деревня, а не город, породила капитализм»

В России жизнь — сплошные праздники.

В России жизнь — сплошные праздники.

Как по количеству праздников можно определить успешность той или иной нации

С января Россия впала в череду праздников, и на носу — еще один. Вице-президент Академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани АН РТ Рафаэль Хакимов в своей статье рассуждает о вреде такого количества праздников, о разнице подхода к труду людей «рисовой культуры» по сравнению с европейцами и россиянами и о том, какое воспитание детей может быть важнее, чем учеба в университетах.

«НАУЧИТЬ ВЫТИРАТЬ НОГИ РАБОЧИХ ЗАВОДА ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ НАУЧИТЬ СТРЕЛЯТЬ ИЗ АВТОМАТА»

Слепой судьбе противореча,
Горит надеждами восток,
И праздник радостного веча,
Великий праздник, недалек.
Он куплен кровью наших братий,
Слезами матерей омыт,
И вопль враждующих проклятий
Его победы не смутит.

Федор Сологуб. Соборный благовест.
28 ноября 1904

Достойно прошел еще один праздник… Когда доблестные защитники Родины воюют за наше благополучие на дальних подступах страны, в Сирии, надо ли стране отдыхать? Экономика пребывает не в лучшем состоянии. Нарастающую мощь вооруженных сил надо поддерживать не только патриотическими лозунгами, но и конкретным трудом. По телевидению мы видим, как с утра до ночи проходят военные учения или реальные боевые действия, но нам совсем не показывают напряженный труд. Скорее наоборот, нам показывают сплошные праздники. Война и праздник — две важные темы СМИ, а в блокбастерах — любовь да убийства. Труд исчез.

Надо ли приучать население с малолетства к многочисленным, можно сказать, перманентным праздникам? Прямо скажем, это не лучший метод воспитания подрастающего поколения. Не успел отгреметь католическо-православный новогодний марафон, как мы попали в объятия мужского праздника, на котором уже настроились на 8 Марта. А там уже рукой подать до майских грандиозных шествий и фейерверков. Май вдвойне радостен, поскольку начинается дачный сезон, а в непростое для страны и народа время надо все сотки засадить на 100%. Как говорится, на «царя-батюшку» надейся, а сам не плошай. После напряженного отдыха в майские праздники можно на работе набраться сил, а там, глядишь, и лето на носу — беззаботный и счастливый отдых на даче или в Крыму.

В России жизнь — сплошные праздники. Не сказать, что в стране накопилось столько богатства, что надо притормозить с экономическим ростом. Страны, где народ состоит из трудоголиков, могли бы себе позволить отдых, но нет же, именно там меньше всего отдыхают. Видимо, для них труд является праздником. Если в России и дальше дела пойдут в том же духе, то ведь и татар отучат работать. Скажут, что вертикаль власти требует весело праздновать святой День защитника Отечества. Надо бы праздновать по всем родам войск, по примеру ВДВ, показывая выучку, а еще добавить праздники всех православных святых, причем подряд, — они помогут вывести страну из экономического застоя.

Почему представители Юго-Восточной Азии показывают удивительную настойчивость в достижении своих целей? Дело в культуре выращивания риса
Почему представители Юго-Восточной Азии показывают удивительную настойчивость в достижении своих целей? Дело в культуре выращивания риса (фото: agrobk.ru)

ВМЕСТО КРОПОТЛИВОГО ТРУДА ИВАНУШКА ВЕРИТ В СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ НА РЫБАЛКЕ — МОЖЕТ, ЩУКА ПОПАДЕТСЯ, ЗНАЮЩАЯ РУССКИЙ ЯЗЫК

Праздность более утомляет, чем труд.

Люк Вовенарг

Тема напряженного труда далеко не праздный вопрос, навеянный бездельем в праздничные дни. В России охотно обсуждают вопрос половой ориентации, но не трудовой. Вопрос воспитания трудоголиков — цивилизационная тема, а это более чем серьезно. Все начинается с детства, причем многое нельзя переложить на государственную систему воспитания и образования. Если человека не научить с детства пользоваться, например, носовым платком, он так и будет сморкаться двумя пальцами, а воспитанные женщины будут использовать подол, как в Средние века. Если ребенка в семье не приучить спускать воду в унитазе, он, даже став профессором, не станет этого делать. Научить вытирать ноги рабочих завода гораздо труднее, чем научить их стрелять из автомата. Цивилизационные навыки прививают с малых лет. Ребенок к еде тянется руками, что естественно, и его надо научить держать ложку и вилку. Также надо приучать к напряженному труду, иначе вырастет бездельником, воспринимающим жизнь как праздник, причем он будет всеми силами отстаивать свое право на безделье. Никакая школа не сможет его переучить.

Почему представители Юго-Восточной Азии показывают удивительную настойчивость в достижении своих целей? Китайцы, корейцы, японцы, вьетнамцы упорно учатся и трудятся, показывая незаурядные достижения в той области, за которую берутся. Это касается не только науки и производства, но и искусства. На всех конкурсах скрипачей, пианистов, вокалистов неизменно оказываются представители из Азии, причем самые маленькие уже показывают такое мастерство и технику исполнения, что позавидовал бы сам Моцарт. В чем причина? Дело в культуре выращивания риса.

Рис — основной продукт питания в Юго-Восточной Азии. Технология выращивания риса требует изрядного умения и упорства. В отличие от пшеничных рисовые поля не расчищаются, а «возводятся». Недостаточно выкорчевать деревья и кустарник, убрать камни и вспахать поле. Рисовые поля высекаются на горных склонах или кропотливо сооружаются на болотах и речных равнинах. Рисовое поле требует орошения, поэтому его должны окружать дамбы. Необходимо выкопать каналы, соединяющие поле с ближайшим водным источником, и соорудить в дамбах заслонку с тем, чтобы поддерживать оптимальный для посевов уровень воды.

Само поле должно иметь толстый слой глиняной основы, иначе вода будет сразу уходить в землю. На глину насыпают толстый мягкий слой ила. Глинистый слой должен быть идеально ровным, в противном случае вода будет стекать к одному краю поля, часть посева окажется залитой, а остальное засохнет. Рис требует регулярного внесения удобрений, а это само по себе искусство. Применять удобрение нужно было в правильно выбранное время и с осторожностью: его избыток вреден так же, как и недостаток. Зерна проращивали, а через несколько недель молодые ростки высаживали в землю ровными рядами на расстоянии 15 см друг от друга. Пропалывать ростки надо было вручную, ежедневно и старательно, поскольку другие растения легко могли задушить молодые ростки. Иногда каждый росток по отдельности обрабатывался бамбуковым гребнем — так уничтожались насекомые-вредители. При этом крестьянам приходилось регулярно и многократно проверять уровень воды и следить за тем, чтобы она не сильно нагревалась под летним солнцем. А когда рис вызревал, крестьяне созывали всех друзей и родственников и одной слаженной командой собирали урожай как можно скорее, чтобы успеть высадить вторую партию и получить до наступления зимы еще один урожай.

Рисовая агрокультура требовала мастерства и упорства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что людям, которые выращивали рис, всегда приходилось работать усерднее тех, кто занимался другими видами сельского хозяйства. К тому же такая работа позволяла крестьянам быть независимыми. Европейские крестьяне, как правило, трудились как рабы на полях землевладельцев, в России они были настоящими крепостными, ими можно было торговать. Но в странах с рисовой экономикой деспотические феодальные системы не прижились. Выращивание риса требует слишком много знаний и мастерства, чтобы в стране могла укорениться система, силой принуждающая крестьян каждое утро выходить в поле. Там землевладельцы лишь собирали фиксированную арендную плату с крестьян и оставляли за ними право вести дела на свое усмотрение. Китайская пословица гласит: «Семья человека, который круглый год встает до зари, бедствовать не будет». Типичная русская пословица полагается на авось: «Бог не даст — и земля не родит». Она отражает фатализм и пессимизм, характерные для репрессивной авторитарной системы, при которой крестьяне не верили в эффективность собственного труда. Поэтому в русских сказках Иванушка предпочитает лежать на печи и верить в счастливый случай на рыбалке — может, щука попадется, знающая русский язык, или золотая рыбка.

Стахановское движение хотя и было хорошим пропагандистским ходом, но не могло изменить саму социалистическую систему
Стахановское движение хотя и было хорошим пропагандистским ходом, но не могло изменить саму социалистическую систему (фото: work-way.com)

КТО РАЗВРАТИЛ ВОСТОЧНУЮ ГЕРМАНИЮ, ЧТО ОНА ДО СИХ ПОР НЕ МОЖЕТ РАБОТАТЬ ПО-НЕМЕЦКИ?

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

А. К. Толстой. 1854

На Руси дело обстояло проще, чем в Юго-Восточной Азии. Подсечное земледелие способствовало упорному труду в короткое время. Сжег лес, получил не только поле, но и удобрение, спокойно собирай урожай в следующие несколько лет. По-татарски такое место называли «Көек» (видимо, отсюда получили название деревни Куюки, Көекбаш и др.). Технология земледелия способствовала формированию русского характера, о котором Василий Ключевский пишет следующее: «В одном уверен великоросс — что надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья». Праздники заполняли вынужденное безделье и компенсировали деспотизм власти.

Европейцев нельзя назвать ленивыми, но к порядку их приучило не земледелие, а капитализм, заставлявший предпринимателей работать не покладая рук и не разгибая спины. Рабочие не были заинтересованы в интенсификации труда, но различные материальные стимулы подталкивали их к порядку, рационализации и напряжению сил, к тому же на Западе появилась значительная прослойка среднего класса. Малый бизнес работал на свою семью и всей семьей, приучая даже детей зарабатывать деньги.

Россию капитализм задел только слегка, притом очень узкую прослойку, основное население жило на селе, где крестьяне были закрепощены. Крепостному незачем горбатиться на помещика. Монархический абсолютизм по определению отучает от интенсивного труда. Сталинский абсолютизм крестьян снова закрепостил, а те, кто уехал в город поднимать индустрию, не были заинтересованы в интенсивном труде (исключая период войны). В послевоенное время действовал не материальный интерес, а нормы выработки, что искусственно ставило предел интенсификации труда. Стахановское движение хотя и было хорошим пропагандистским ходом, но не могло изменить саму социалистическую систему. В отсутствие личного интереса и конкуренции трудовые навыки были далеко не образцовыми. Советские люди не уставали повторять: «Работа не волк — в лес не убежит!» Насколько это развращает общество, показывает пример Восточной Германии, которую до сих пор не могут научить работать по-немецки.

Адмиралтейская слобода
Адмиралтейская слобода (фото: tatcenter.ru)

«АДМИРАЛТЕЙСКАЯ СЛОБОДА СТАЛА ДЛЯ ТАТАР ТРАМПЛИНОМ ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»

Что же касается татар, то их привязанность к земле и желание трудиться во времена Российской империи определялись отсутствием крепостничества, они работали в более свободном режиме, чем русские. Малоземелье приводило к распространению отходничества и торговли, что опять-таки приучало работать на себя и со старанием, как-никак там прослеживалась прямая связь между вложенными усилиями и результатами труда. Даже такой «рабский» труд, как у лашманов, позволял найти лазейки для предпринимательства — брали подряд на вывоз леса и так зарабатывали на строительстве российского флота. Можно сказать, Адмиралтейская слобода стала для татар трамплином для перехода на капиталистические отношения. Дальше больше, как это ни покажется странным нашим экономистам, но именно татарская деревня, а не город, породила капитализм, она же приучила дорожить временем и упорно трудиться.

Советские колхозы хотя и истребили так называемых кулаков, изрядно испортили людей, но не сумели до конца вытравить трудолюбие татар. Здесь сказались формы воспитания в семье и татарской школе, всегда отличавшейся от советской системы в лучшую сторону. Если сегодня не сохранить татарских традиций и татарской школы, то и трудолюбие будет вытравлено, ведь в Россию настоящий капитализм так и не вернулся. Нынешняя экономика настолько закрепощена законами и коррупцией, что в людях исчезает предпринимательский дух. Вместо этого торжествуют воровство и криминал, который почему-то называют бизнесом. Наука тем более никому не нужна. Молодежь стремится попасть на госслужбу, которая не отличается интенсивностью труда, там главное — научиться ставить очень важную резолюцию «Принято к сведению!».

У России столько ресурсов, что их безграничность развращает. Зачем думать над новыми технологиями, когда земли столько, что учесть не могут, газа и нефти немерено, полезных ископаемых — вся таблица Менделеева. Объем леса, воды, климатического разнообразия не сосчитать. Когда одного бушмена спросили, почему его племя не занимается сельским хозяйством, тот удивленно ответил: «А зачем нам что-то выращивать, когда в мире полным-полно орехов монгонго?» У России кругом много «орехов», можно сказать, она и есть страна под названием «Монгонго», зачем в этих условиях напрягаться?! Россия в ближайшие годы не станет по-настоящему богатой.

Татарстан ограничен в своих ресурсах, включая нефтяные запасы. Это наше спасение. До того как мы научимся думать головой и эффективно управлять, запасы нефти будут поддерживать ведущие отрасли нефтепереработки и химии. А там, глядишь, новые технологии позволят Татарстану стать интеллектуальной республикой. Если, конечно, система образования окажется на уровне…

У фермера нет заморочек городского жителя

«НАСТОЯЩИЙ ФЕРМЕР ПРИВЫК ЗАРАБАТЫВАТЬ ПРОСТЫМ ТРУДОМ, БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОРКЕСТРА»

После хлеба самое важное для народа — школа.

Дантон

В Татарстане все споры о состоянии образования идут вокруг ЕГЭ, национального компонента, загруженности учебными часами, необходимости учить тот или иной предмет. Подсчитываются килобиты информации, которыми надо накачать ребенка. А ведь для успешного развития важна не сама информация, а готовность познавать мир, постоянно учиться и трудиться. Успешные люди трудятся не покладая рук, все выдающиеся люди — это упорные трудоголики, будто выращенные на рисовых полях.

Сталелитейная компания Nucor является одним из ведущих предприятий отрасли. Вместо того чтобы строить заводы в городах, которые традиционно были центрами сталелитейной промышленности, типа Питтсбурга, она построила свои комбинаты в таких местах, которые мы назвали бы сельскими: Индиана, Небраска, Плимут, Юта. Вся философия Nucor строилась на том, что можно научить фермера лить сталь, но нельзя привить фермерскую рабочую этику человеку, для которого она не явля­ется приоритетной. Настоящий фермер привык рано ложиться, рано вставать и зарабатывать себе на хлеб простым трудом без сопро­вождения оркестра. У него нет заморочек городского жителя. Он готов доить коров рано утром и точно так же может прокатать не­сколько тонн стальных листов. Для успешного предприятия важны не столько конкретные знания, сколько основные принципы жизни, которые трудно усвоить в университете, они даются воспитанием, образом жизни, передачей навыков в семье. Профессию несложно приобрести и даже поменять. Я сам из радиофизика переквалифицировался в философа, затем в политика и, наконец, в историка. Меня с детства приучили не бояться перемен, не чураться черной работы и тянуться к знаниям. «Кулацкая» закалка бабушки и матери до такой степени приучила работать и работать, что даже сегодня праздники воспринимаются как угроза жизни. Разрешен только Сабантуй после посевной.

Люди, воспитанные «рисовой культурой», имеют преимущество не только благодаря трудолюбию, но также способности достигать цели, не отступая перед трудной проблемой. Лабораторные исследования показали, что европейцы готовы бросить попытку справиться с трудной задачкой примерно через 9,5 минут, в то время как для решения многих задач требуется около 22 минут. Для представителей «рисовой культуры» это легко, они не бросают дело на полпути. Если в подрастающем поколении воспитать с детства настойчивость в решении проблем, то они смогут быть не просто успешными, многие из них станут выдающимися гражданами. Не надо быть суетливым, ведь суета от шайтана, так сказано в Коране. Притормози и немного подумай о будущем страны…

Не существует каких-то генетических предрасположенностей у того или другого народа к труду или безделью. Все дело в цивилизации, прививающей необходимые навыки с детства. Если японцы, китайцы, корейцы отличаются трудолюбием и упорством, то это плоды воспитания в детстве, передачи навыков от поколения к поколению.

Так чему мы учим детей в Татарстане? Набираться информации в школе, а затем праздновать? Видимо, так. А ведь любой ребенок даже со средними способностями при грамотно организованной подготовке может стать выдающимся в своей сфере. Этот рецепт вовсе не сложен, это не отмычка, а всего лишь систематически организованный труд. Гениями не рождаются, гениями становятся. Об этом в следующей статье.

Повсюду снег и снег — над полем, над рекой,
Снег радостен для тех, в чьем сердце есть покой.
О боже, предо мной все замело дороги.
На путь добра меня направь своей рукой!

Бабур. 1519 г.

Просмотров: 1163

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>