Богословская колонка Камиля Самигуллина: является ли ад вечным?

bdb8c68dd37cacbcМуфтий Татарстана открыл на «Реальном времени» новый формат — теологические дискуссии

Председатель Духовного управления мусульман Татарстана Камиль хазрат Самигуллин известен достаточно прогрессивными взглядами среди религиозных деятелей. Он призывает активно использовать все возможности для донесения знаний до верующих. И в этот раз муфтий стал зачинателем нового формата на страницах интернет-газеты «Реальное время» — богословской колонки. В своей первой статье (она состоит из двух частей) он решил дать ответ на такой казалось бы глубоко теологический вопрос, вечен ли ад. Но, как следует из статьи богослова, это ключевой для каждого верующего вопрос, и здесь ни в коем случае нельзя проявлять небрежность. В своей колонке муфтий приводит и интересные наблюдения из истории татарского народа.

В то время, как мы боремся за сохранение пути суннитов (ахли сунны), появились те, кто пытается сбить нас и посеять зерна сомнения: они, надев «белые халаты», возомнили себя «докторами». Превратили ислам в поле, на котором каждый хочет выйти и попинать мячик, начали выносить нелепые богословские заключения (фетвы) и писать дискредитирующие путь суннитской общины (ахли сунны) статьи. Они пытаются отвратить верующих от следования правовым школам (мазхаб), следующим шагом они намереваются подорвать доверие к изречениям Пророка ﷺ (хадис). И так, пока мы совсем не отойдем от религии…

С недавних пор широкую общественность стали тревожить статьи и высказывания о невечности ада. Да, их немного и пишутся они небольшой группой авторов. И эти люди пытаются убедить нас, что придет день, когда ад прекратит свое существование, и все без исключения попадут в рай. То есть злодей и потерпевший, серийный маньяк и его жертва, фараон и его угнетенные — словом, все без разбора попадут, по мнению горе-авторов, в рай. И тогда у многих возник вопрос: а для чего в таком случае нужна религия и почему мы должны остерегаться совершения грехов и зла, если все пути все равно ведут в рай? Каждому здравомыслящему человеку становится ясно, что заявления этих смутьянов — не больше чем ересь и путь к анархии.

Впрочем, я как религиозный деятель убежден, что сила мусульманской общины (уммы) — в единстве и что вносить раздор в ту или иную среду является греховным деянием. Быть сплоченными мусульман призывает и досточтимый Куръан (Коран). Поэтому, разумеется, считаю необходимым внести разъяснения. Для начала в качестве вступления разберем вопрос о том, существуют ли на данный момент ад и рай?

Что есть рай

Итак, рай (джаннат) — это вечная обитель, уготованная в качестве награды для верующих людей, совершавших праведные поступки при жизни. Рай состоит из семи частей, самая прекрасная и возвышенная из которых именуется Фирдаус, и находится она непосредственно под троном (арш) Всевышнего Аллаха (Джаухара ат-Таухид).

Сказал Всемогущий Аллах в досточтимом Куръане:

«А тому, кто боялся предстать перед своим Господом (для отчета и поэтому выполнял все виды поклонения и избегал совершения грехов), уготовано два сада» (сура ар-Рахман, аят 46).

Ад (джаханнам) — это место, где будут прибывать неверующие, а также люди из числа верующих, которые были при жизни грешниками. Ад, состоящий из семи частей, является местом различных мук и наказаний. Неверующие обречены на вечное пребывание в геенне огненной.

Грешники же из числа верующих, получив свое наказание в аду, по милости Всевышнего Аллаха, отправятся в рай и станут его обитателями вместе с остальными верующими навечно.

Вера в рай и ад, а также в их существование сейчас является обязательной для верующего человека, следующего путем сунны посланника Аллаха ﷺ.

Ирония Тукая и диагноз Баруди о Бигиеве

Что же касается вопроса о вечности ада, то этот вопрос был подробно рассмотрен в труде «Знания новых исламских муджтахидов», написанном османским шейхуль-исламом Мустафой Сабри в качестве ответа нашему татарскому богослову Мусе Джарулле Бигиеву. Последний отстаивал точку зрения о том, что ад не вечен. На это его заявление было написано множество опровержений. Даже великий татарский поэт Габдулла Тукай, отмечая безосновательность подобного мнения, с иронией написал:

Зур бәшарәт!
(Рәхмәте илаһия гомуми*)

Бәшарәт сезгә, и әһле Петербург!
Шулай ук сезгә дә, әһле Нью-Йорк!
Бәшарәт сезгә дә, и Берлин әһле!
Шулай ук сезгә шатлык, Лондон әһле!
Бәшарәт сезгә дә, карсак японнар!
Бәшарәт сезгә, чиннар һәм финнәр!
Беләмсез, калмыйсыз сез утта мәңге, –
Алыр сезне йолып Муса әфәнде!

Большая радость!
(Всеохватывающее божественное милосердие*)

Радость вам, о жители Петербурга!
Так же и вам, о жители Нью-Йорка!
И вам радость, о жители Берлина!
Так же вам радость, жители Лондона!
Радость и вам, низкорослые японцы!
Радость вам, китайцы и финны!
Без вашего ведома, не останетесь вы навечно в огне,
— возьмет и спасет вас господин Муса!

А вот доказательства того, что великий богослов, первый всенародно избранный муфтий, шейх Галимжан Баруди считал Мусу Бигиева неверующим. В рукописи известного просветителя Габдуллы Бубый под названием «Бубый мәдрәсәсенең кыскача тарихы» («Краткая история медресе Бубый»), которая сегодня хранится в Научной библиотеке КФУ, автор упоминает встречу с Галимджаном хазратом*. Муфтий как бы между слов так и выразился о Мусе Бигиеве — «динсез», что означает неверующий, безбожный, атеист. Мы не беремся комментировать слова шейха Галимжана Баруди, лишь приводим факты, которые в свою очередь указывают на то, что его идея, в частности о бренности ада, не была поддержана богословами и стала причиной подобных слов о нем.

В рамках этого вопроса также стоит отметить труд «аль-И’тибар би бакаиль-джаннати ван-нар» Тикыюддина ‘Али бин ‘Абдиль-Кяфи ас-Субки и произведение «Раф’уль — астар ли ибтали адиллятиль — каилина би фанаин-нар» Мухаммада бин Исма’иля ас-Санати, больше известное как «аль-Амир», которые служат ярким примером опровержения ошибочных убеждений Ибн Таймии и Ибн Кайима, о невечности адских мучений и являются неопровержимым доказательством того, что ад вечен.

И если взгляды Ибн Кайима нашли отражение в его труде, то не стоит забывать, что в ответ на эти убеждения исламскими учеными были написаны основательные опровержения. Поэтому было бы куда лучше, если бы люди, которые могут позволить себе усомниться относительно вечности ада и при этом не считают это предосудительным, могли уделить свое время на изучение трудов этих ученых, проявляя такое же старание, как и к трудам Ибн Кайима и Мусы Бигиева по этому вопросу.

*Марданов Р., Миннулин Р., Рахимов С. Бертуган Бубыйлар һәм Иж-Бубый мәдрәсәсе: тарихи-документаль җыентык. — Казань: Рухият., 1999. — 240 с.

Доказательства из Куръана и хадисов

Для лучшего восприятия темы и определения истины мы рассмотрим основные аспекты заблуждений Ибн Кайима и поясним позицию взглядов, принятых считать правильными.

Никто из богословов не поддержал мнения, высказанного основателем секты джахмия, аль-Джахм бин Сафваном, который считал, что рай и ад когда-нибудь исчезнут. Но все исламские ученые-богословы, включая даже Ибнуль-Кайима и самого аль-Джахм бин Сафвана, сошлись во мнении, что неверующие будут пребывать в аду пока он существует.

Теперь же остановимся на основных спорных моментах касательно нашего вопроса, которые разделились следующим образом.

  • а) по мнению представителей общины ахли-сунны и большинства мусульман прочих мазхабов (правовых школ), рай и ад являются вечной обителью так же, как их обитатели. Имеющий даже маленькую частицу веры человек, угодивший за свои проступки в ад, очистившись от них, будет перемещен из геенны огненной в рай. Неверующие же навсегда останутся в аду.
  • б) по мнению Ибн Кайима по мере существования ада неверующие будут прибывать в нем. Однако в один день ад прекратит свое существование, и все населявшие его неверные отправятся в рай. Причем, по его мнению, только ад перестанет существовать, а рай будет вечен.

А теперь рассмотрим доводы каждой из сторон, подкрепленные аятами и хадисами Посланника Аллаха ﷺ.

В качестве доказательства вечного существования ада представители ахли-сунны приводят свои доводы.

Согласно точке зрения Ибн Кайима, в один момент ад перестанет существовать, а это значит, что муки неверующих людей, которые они получили по заслугам, прекратятся. Однако это противоречит аятам досточтимого Куръана, где Всемогущий Создатель ясно указал, что неверующие пребудут в аду вечно.

«Воистину, грешники (совершившие самый большой грех, которым является ширк) вечно будут мучиться в аду. Им не будет дано передышки (в наказании), и они пребудут там в отчаянии (потеряв надежду на какую-либо милость)» (сура аз-Зухруф, аяты 74, 75).

«Воистину, Аллах проклял неверующих (отдалив их от своей милости в мирской жизни и в вечной жизни, и от Рая) и уготовил для них пламя, в котором они пребудут вечно. Они не найдут ни друга (который бы спас их), ни помощника» (сура аль-Ахзаб, аяты 64, 65).

«Кто же (не приняв того, к чему я призываю) ослушается Аллаха и Его посланника ﷺ, тому уготован огонь Геенны, в котором они пребудут вечно» (сура аль-Джинн, аят 23).

«Они захотят выйти из огня (ада), но не смогут выйти оттуда. Им уготованы вечные мучения» (сура аль-Маида, аят 37).

«А тем, которые не уверовали, уготован огонь ада. О них не будет вынесено решение, чтобы они могли умереть (второй смертью, и полностью избавиться от мучений в аду), и их наказание не облегчится (чтобы они могли освежиться)» (сура Фатыр, аят 36).

«А пристанищем нечестивцев (и неверующих, вышедших из повиновения Аллаху) будет огонь. Всякий раз, когда они захотят выйти оттуда, их вернут туда и им будет сказано: «Вкусите мучения в огне (ада), которые вы считали ложью (в мирской жизни)!»(сура ас-Сажда, аят 20).

Как видим из строк приведенных выше аятов, Всевышний Аллах указывает нам на то, что адские муки, уготованные для неверующих, будут вечны.

Приведем еще несколько примеров.

«О нет! (Огонь непременно опалит вас и не ограничится только вами). Тот, кто приобрел зло (такое как ширк) и оказался окруженным своими грехами (предстал перед Аллахом как мушрик), они окажутся обитателями огня (ада). Они пребудут там вечно (не имея возможности выйти)» (сура аль-Бакара, аят 81).

«Воистину, тех, которые не уверовали и поступали несправедливо (по отношению к Мухаммаду ﷺ отвергнув его пророчество, и ко всем людям, мешая им уверовать в него), Аллах не простит их (пока они упорствуют в своем неверии) и не поведет никаким путем (ведущим к спасению), кроме пути в Геенну, в которой они пребудут вечно. Это для Аллаха легко (наказать неверующих вечным пребыванием в аду)» (сура ан-Ниса, аяты 168, 169).

«(О, Мекканские мушрики!) Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для геенны, в которую вы войдете. Если бы они (на самом деле) были богами, то не вошли бы туда. Но все они (и те, кому поклонялись и те, кто им поклонялся) останутся там навечно» (сура аль-Анбия, аяты 98, 99).

Когда не станет смерти

Также об этом неоднократно говорится и в хадисах Посланника Аллаха ﷺ, подтверждая верность убеждения о вечности ада.

По преданию от Абу Хурайры (радыяллаху ‘анху) Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее:

«Тот, кто покончит с собой, скинувшись с горы, тот будет навечно скинут в огонь ада. Тот, кто убьет себя, испив яд, тот навечно пребудет в огне ада, испивая в нем. Тот, кто убьет себя куском железа, тот пребудет в вечном адском огне, с железом в руке, вонзившимся ему в живот» (Бухари, Тыбб: 55, 5442, 5/2179; Муслим, Иман: 47, №109, 1/103-104).

По преданию от Абу Саида аль-Худри (радыяллаху ‘анху) Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее:

«В Судный день (когда все обитатели рая и ада отправятся по своим обителям) будет приведена смерть в виде пестрого барана. Глашатай спросит:

— О, обитатели рая, знаете ли вы кто это?

И тогда обитатели рая, подняв голову, увидят барана, затем ответят:

— Да, знаем, это смерть.

Тогда глашатай спросит, обращаясь тем, кто в аду:

— О, обитатели ада, знаете ли вы кто это?

Обитатели ада, подняв голову, увидят барана и скажут:

— Да, знаем, это смерть.

После чего этот баран будет зарезан между раем и адом, а глашатай скажет (обращаясь к обитателям рая):

— О, обитатели рая, теперь вы пребудете здесь вечно, ибо смерти больше нет.

Затем (обращаясь к обитателям ада) скажет:

— О, обитатели ада, теперь вы пребудете здесь вечно, ибо смерти больше нет» (Муслим, Китаб аль-джанна: 13, №2849, 4/2188; Бухари, Тафсир: 221, №4453, 4/1760; Тирмизи, Китаб ат-тафсир аль-Куръан, Хадис, № 3156).

Поведал Му’аз бин Джабаль следующее: «Посланник Аллаха ﷺ отправил меня в Йемен. И когда я прибыл туда, сказал народу:

— О, люди! Бесспорно то, что я был послан к вам Посланником Аллаха ﷺ. Несомненно, мы все будем возвращены к Аллаху, и это возвращение — возвращение либо в рай, либо в ад. Вернувшись, мы останемся там навсегда и будем жить вечно.» (Суюты, аль-Джам’ ас-Сагир, № 852).

И еще существует большое количество известных хадисов (изречений Пророка), по которым следует, что имеющие хотя бы ничтожно маленькую долю веры в сердце выйдут из ада, а неверующие останутся в нем навсегда. Помимо этого, также немало хадисов, повествующих нам о том, что грешные верующие, по проявлению к ним заступничества (шафа’ата), буду выведены из ада и поселены Всевышним в рай. Причем, с оговоркой на то, что это касается грешных мусульман.

Допустим, что неверующие тоже будут выведены из ада когда-нибудь подобно грешным мусульманам. Но в таком случае, хадисы о проявлении заступничества (шафа’ат) Посланником Аллаха ﷺ к грешным мусульманам потеряют свой всяческий смысл. То есть неверующие будут уподоблены грешным верующим, и заступничество Пророка ﷺ, которое свойственно только относительно грешных мусульман, потеряет свое всяческое значение. А это уже противоречит истине.

Как мы знаем, и сподвижник Пророка ﷺ (сахабы), и последователи сподвижников (таби’ины) были едины во мнении, в вопросе относительно вечности ада. Ибн Хазм, в своем труде «Маратибуль-иджма’», подчеркивая это сказал следующее: «Они были едины во мнении о том, что ад существует и является местом мучений для тех, кто это заслужил. А его обитатели, ровно также как и сам ад, будут вечно находиться там» (Ибн Хазм, Маратибуль-иджма’, стр. 268). Но даже в написанном Ибн Таймией с целью критики ответном сочинении под названием «Накдуль Маратибуль-иджма’» нет по этому поводу каких-либо возражений.

Слова же Мухаммада Захид аль-Каусари, сказанные об отношении Ибн Хазма к вопросам иджма’ (единое мнение), — лишнее доказательство истинности данного убеждения: «Не любая иджма’ принималась такими, как Ибн Хазм, которые были очень щепетильны в этом вопросе, но принятые иджма’ были самыми наилучшими» (Мухаммад Захид аль-Каусари, Макалят; «Масалятяль-хулуд» 328).

По убеждению представителей ахли-сунны, и ад, и рай, так же как и его обитатели вечны, и для обреченных остаться навсегда в геенне огненной не будет облегчения в муках. При этом среди ученых-богословов ахли-сунны никогда не возникло разногласий в данном вопросе.

Продолжение следует.

Камиль хазрат САМИГУЛЛИН.
Справка

Камиль Искандерович Самигуллин (тат. Камил Искандар улы Самигуллин; род. 22 марта 1985, пос. Красногорский Звениговского района Марийской АССР) — мусульманский религиозный деятель, муфтий, председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан, ученый ханафитского мазхаба, матуридит.

Член международный мусульманской организации Всемирный совет мусульманских ученых. Единственный российский муфтий, который является Коранхафизом и имеет цепочку знаний (сильсилю) через имама Абу Ханифу и аш-Шафии до самого пророка Мухаммада. Самый молодой муфтий в истории Татарстана.


«Реальное время».

Просмотров: 875

Комментирование запрещено