Гузель Уразова: «То, что происходит в школах, даже не знаю… Нас что, хотят уничтожить?»

1509174281_13304Самая популярная пара татарской эстрады начинает 14-й сезон, шьет концертные костюмы в цветах флага РТ и обещает сохранить язык и религию

Творческий и семейный дуэт Гузель Уразовой и Ильдара Хакимова на вершине татарского эстрадного олимпа вот уже несколько лет, на следующий год их ждет юбилейный, 15-й совместный концертный сезон. А пока Уразова и Хакимов рассказали «БИЗНЕС Online» о своей боли по поводу языкового вопроса в республике, об эксклюзиве для зрителей в их «Эксклюзив-программе» и о роли артистов в деле сохранения родной культуры.

«КАК БЫ НИ СЛОЖИЛАСЬ СИТУАЦИЯ СО ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ, МЫ РОДНОЙ ЯЗЫК И СВОЮ РЕЛИГИЮ СОХРАНИМ»

— Гузель, Ильдар, у вас стартовал новый концертный сезон, но, пожалуй, любые приятные разговоры на эту тему затмевает настоящая «языковая проблема» вокруг изучения татарского в школах. Что вы об этом думаете?

Ильдар Хакимов: Нас очень волнуют последние события. На протяжении полутора десятка лет мы через искусство стараемся привить любовь к родному языку. Серьезно над этим работаем, в год даем более 200 концертов, в том числе и за пределами Татарстана. Каждый сезон записываем новые песни, чтобы не наскучить зрителям, дать возможность услышать интересные произведения на родном языке, а это не так просто.

Что касается татарского языка, то эти уроки должны остаться. Если руководствоваться такой логикой, то тогда давайте и физику, и химию исключим из школьной программы, сделаем все предметы добровольными. Наши дети говорят по-татарски, слава Аллаху. Но во многих семьях наблюдается такая тенденция, что ребенок в детском саду, в школе постепенно переходит на русский язык. Кроме того, сильно воздействие телевидения, интернета. Исчезнет наш язык — не станет ни религии, ни искусства… Сегодня по телефону разговаривал с учительницей по этому поводу. Я спросил у старшей дочери, хочет ли она изучать татарский язык. Дочь ответила, что ей очень нравятся уроки и она хочет продолжить обучение. Мы единодушно решили, что татарский язык будем учить, и не факультативно, а как положено.

Гузель Уразова: Мы ездим с гастролями по всей России, нас ждут, с каждым годом зрителей становится все больше и больше, география расширяется. Я считаю, что в деле сохранения родного языка артисты играют главную роль. Очень часто за пределами Татарстана людям просто негде услышать родную речь. Во многих регионах нет возможности смотреть телепередачи на татарском языке, слушать радио. И там соотечественники очень радуются, когда к ним приезжают артисты. Я думаю, что мы и дальше будем стараться как можно больше общаться с людьми на татарском языке. Как бы ни сложилась ситуация со школьным образованием, мы родной язык и свою религию сохраним.

— А нынешняя молодежь сможет это сделать, а именно — сохранить татарский язык?

Гузель Уразова: В молодежной среде очень сильно ощущается тенденция отхода от родного языка. Но если и мы не будем петь, то новые поколения вообще русифицируются, язык может исчезнуть из обихода.  Я очень радуюсь, когда на наши концерты приходят дети. Приятно, когда они говорят: «Гузель апа, исәнмесез, ничек хәлләрегез?» Это очень радует, поэтому на выступлениях малышам уделяю особое внимание. В нашем репертуаре очень много детских песен, я сама написала несколько произведений. Это стало уже традицией, и если я со сцены не буду петь для ребятишек, мне этого не простят. 

— Как думаете, чем все-таки закончится эпопея с преподаванием татарского в школах республики?

Гузель Уразова: То, что сейчас происходит в школах, я даже не знаю, как назвать…. Нас что, хотят уничтожить? Чтобы остановить все это, нужно объединиться всем, начиная с чиновников разных уровней, заканчивая простыми людьми. Мы, артисты, являемся связующим звеном между ними, но от нас ведь не все зависит. Я с детьми всегда разговариваю по-татарски, так как нас самих этому научили родители. Но отправляем их в школу, а оттуда они приходят русскоговорящими. Это не только наша проблема, а всех татар, проживающих в России.

— Положение в Татарстане непростое, но в других регионах оно еще плачевнее…

Гузель Уразова: Да, это так. Я сама радуюсь тому, что закончила в селе Барда Пермского края татарскую гимназию №1. И сейчас она является одной из 300 школ, где обучение проходит на татарском языке. И я горжусь, что мою гимназию смогли сохранить, и даже за пределами Татарстана мы изучаем родную речь. Как говорили по-татарски, так и будем разговаривать…

«КОСТЮМЫ НАМ ШЬЮТ ИЗ КОЖИ В ЦВЕТАХ ТАТАРСТАНСКОГО ФЛАГА»

1509174281_13304— На следующей неделе у вас серия концертов в Казани под названием «Эксклюзив-программа», в чем ее эксклюзивность для публики?

Ильдар Хакимов: Да, после тура по Сибири мы планируем концерты в Казани. Это будет эксклюзивная, особенная программа. У нас вообще один сезон всегда отличается от другого. Костюмы, песни, ведение — все будет новое, не похожее на предыдущие выступления. Костюмы нам шьют из кожи в цветах татарстанского флага: мы гордимся своей республикой и хотим это подчеркнуть сценическими образами. И даже сейчас, когда мы находимся в трех тысячах километрах от Казани, в Сибири, стараемся показать живущим здесь татарам, что нужно любить Татарстан, родной язык, религию, обычаи.

Гузель Уразова: Действительно у нас каждая программа особенная. Мы уже 15 лет даем концерты и всегда стараемся предлагать зрителям что-то эксклюзивное. В этом году с режиссерами, стилистами пришли к единому мнению: концерты будут без ведущих. Почему? В предыдущих программах у нас было по два, по три конферансье. Но зрители всегда говорили нам, что хотят личного разговора. Так что в этом году мы будем сами общаться с залом.

— Кто она, ваша публика?

Ильдар Хакимов: У некоторых артистов аудитория от 30–40 лет, у кого-то в основном в зале сидит молодежь. К нам же традиционно ходят все, семьями — начиная от маленьких детей и заканчивая пожилыми аксакалами. Эта тенденция сохраняется много лет. Тот шестилетний ребенок, который пришел на концерт с родителями 15 лет назад, сейчас уже наш взрослый зритель.

— Насколько долго длится ваш гастрольный сезон?

Гузель Уразова: Начинается в сентябре, заканчивается в апреле-мае, потом наступает пора сабантуев. 

«В ЭТОМ ГОДУ НАШ 14-Й СОВМЕСТНЫЙ СЕЗОН. С ПЕРВЫХ ДНЕЙ ВМЕСТЕ»

— Вы все время вместе?

Гузель Уразова: Да, в этом году наш 14-й совместный сезон. С первых дней вместе. Сейчас на сцене много творческих дуэтов, мы же идем своим путем, ни с кем не соревнуемся, не завидуем, никого не копируем. Есть свой путь, свое видение творчества. А когда пример берут с нас, то мы этому только радуемся. Хочется, чтобы артисты имели собственное мнение, а не занимались плагиатом, ведь успех и будущее будет только у тех, кто имеет свой путь.

— Кстати, говорят, что Минтимер Шаймиев в свое время предсказал вам блестящее будущее и даже якобы как-то сказал, что, возможно, именно Гузель Уразова придет на смену Зайнап Фархетдиновой. Так ли это? К тому же Зайнап апа недавно отметила юбилей, можно сказать, перешла в лигу мэтров татарской эстрады.

Гузель Уразова: Нет, этого я не слышала. Возможно, Минтимер Шарипович, с которым нам приходилось много общаться, говорил это шутя. Зайнап апа на своем месте, многих научила петь, она наш мэтр, и я ее очень уважаю. Вместе с Зуфаром абый они давали грандиозные концерты, когда мы еще были маленькими. Мечтаю, чтобы молодые артисты когда-нибудь с таким же почтением относились к нам.

— Ваш друг Элвин Грей, с которым вы также выступаете дуэтом, собирает огромные залы. Нет ли у вас желания дать «Эксклюзив-программу» на сцене Дворца спорта или в «Татнефть Арене»?

Гузель Уразова: Такие планы есть. Следующий год будет для нас юбилейным. И хотя даты для нас не так важны, но все же 15 лет на сцене! Поэтому посмотрим, подумаем. Но не из желания соревноваться с кем-то. Мы в УНИКСе даем концерты три-шесть дней подряд. Наверное, по количеству зрителей это не меньше стадиона. Но все-таки для нас главное — не количество, а та любовь, которую нам дарят наши зрители… 

«Я НЕ ТОЛЬКО ПИШУ ПЕСНИ, НО И ИЗДАЮ КНИГИ»

— Гузель, когда в 2015 году вы давали большое интервью «БИЗНЕС Online», были в статусе одной из самых модных и популярных татарских певиц. Но за прошедшее время, кажется, вы стали просто  номером один, во всяком случае, среди своего поколения артистов точно. Поделитесь своим секретом успеха.

Гузель Уразова: Не хочу хвастаться, но, самое главное, я дарю людям песни, идущие от сердца. На сцене я хочу быть для зрителя не просто артисткой, а близким человеком. Для этого я не только пишу песни, но и издаю книги. За три года вышло четыре издания, и весь тираж моментально расходился, особенно за пределами Татарстана. Первая книга называлась «Без икәү» («Мы вдвоем»), там рассказывается о нашей жизни, гастролях. Последняя книга — «Ничек җырчы булырга» («Как стать певцом»). В отличие от предыдущих, она написана на двух языках, потому что те же дети, приходящие на концерт, не все понимают. И я практически не знаю других артистов, которые издают книги…

— Не только книги. Вы ведь еще активный блогер, хорошо работаете в социальных сетях…

Гузель Уразова: Да, на самом динамично развивающемся YouTube-канале татарских артистов выкладываем самое интересное. Каждую неделю выходят новые ролики, в том числи и о гастрольной жизни. С нами, с артистами, все там правда, нет никаких придуманных вещей.


«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1220

Комментирование запрещено