Ильяс Шакуров: «Знание родного языка обогащает мышление»

img_6207Россия — многонациональное федеративное государство, сложившееся на протяжении многих веков. Для сохранения целостности и успешного его развития необходимым условием является мирное сосуществование народов, проживающих на этой территории. Национальной политике, которая является одним из государствообразующих принципов, всегда уделяется неослабное внимание. На базе Дома дружбы народов активно работают национально-культурные общества различных народов, проживающих на территории Самарской области.

В конце декабря там состоялась конференция на тему: «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

На конференции с докладом выступил член Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, доктор политических наук Владимир Зорин.

В своей речи он говорил об исключительной важности сохранения стабильности в межнациональных и межконфессиональных отношениях среди многонационального населения Самарской области.

«В связи с тем, что наша страна граничит с 18 странами, и против неё направлены всевозможные санкции, она испытывает сильный напор со стороны стран Запада.

Она расположена на огромной территории, охватывающей две цивилизации — Европу и Азию. Поэтому её народы просто обречены жить вместе.

При этом успешное развитие страны, в первую очередь, зависит от мирного сосуществования народов, проживающих на её территории.

Национальная политика государства у нас закреплена законом. Созданы федеральные агентства и органы, которые занимаются национальной политикой.

Большая ответственность в вопросах регулирования межнациональных отношений ложится на органы местного самоуправления. В каждом из них необходимо закреплять лиц, ответственных за работу с общественными национальными и религиозными организациями.

Эта крайне тонкая, деликатная работа, где нужно искать новые подходы, новые коррективы.

О том, что этим вопросом надо заниматься всегда, каждый день, постоянно говорится на Совете безопасности, большое внимание уделяется на уровне губернатора и президента страны.

В отношении изучения национальных языков встречаются различные суждения. Например, многие родители против того, чтобы их дети изучали родной язык. Поэтому нельзя применять меры принуждения в этом вопросе.

Тут нужно действовать путём повышения национальной культуры. Например, когда выступили «Бурановские бабушки», о них узнал весь мир. Это способствовало резкому росту заинтересованности по изучению удмуртского языка.

Мы — единый народ, составляющий российскую нацию. Понятие нации определил ещё Сталин. Это — политическая общность людей. Других понятий нет и быть не может», — сказал Владимир Зорин.

Но как же можно понять такую трактовку, когда в Конституции Российской Федерации чётко написано, что население России — это многонациональный народ, объединённый общностью территории.

И по определению учёных-этнографов, нация — это общность людей, объединённых на основе языка, традиций и культуры.

Не зная родного языка, невозможно душой приобщиться ни к национальной культуре, ни к традициям предков. Как же при этом можно говорить, что изучать родной язык не обязательно и его должны изучать только по желанию?!

Педагогика не может базироваться только на демократические принципы. Она не может обойтись без применения методов принуждения и морально-нравственного воздействия.

Например, один хочет изучать тот предмет, а второй — другой. А третий вообще не хочет учиться.

По сути, человека, который не знает родного языка, нельзя считать образованным. У него отсутствует чувство притяжения к культуре своего народа, уважение к традициям предков, на которых воспитываются чувство патриотизма и любовь к родине.

Без научно-обоснованной программы и целенаправленной системы нельзя обучаться языку. Сейчас повсюду трактуется о том, что обучение родному языку должно вестись на добровольной основе или факультативной форме. Такая постановка вопроса означает то, что это занятие необязательное и лишнее, мешающее учебному процессу в целом.

Сейчас много говорится о толерантности, о взаимоуважении, о межнациональном и межконфессиональном согласии. Но как же тогда понимать выступления отдельных товарищей. Например, представитель русского национального общества говорил: «После распада СССР было предоставлено много свобод национальным республикам. В итоге, в результате возникшего сепаратизма на национальной почве во многих из них произошли войны, конфликты и кровопролития.

Надо прекратить разговоры о национальных языках. Во многих странах вообще запрещаются разговоры в общественных местах на иных языках, кроме как общепринятом, государственном. Например, в Турции, Грузии, Франции и других.

Во всех национальных республиках большинство населения — русские. Поэтому так называемые национальные республики — это понятие относительное, условное.

Слово «нация» надо понимать как общегражданское, общеполитическое объединение людей. А изучение родного языка — это сугубо личное дело каждого. Факультативы, различные клубы — пожалуйста, никто не запрещает. У нас государственный язык один, вокруг которого мы должны объединяться».

Представитель чувашской общественной организации: «Я в своё время обучался в Казанском госуниверситете. Тогда меня удручало то, что многие мои соплеменники, даже обучаясь в университете, не могли толком объясняться на русском языке. Поэтому я считаю, что изучение родного языка должно быть только на факультативной основе».

Выслушивая подобные мнения, высказывания, у меня невольно возник вопрос: так как же будет выполняться стратегия государства о межнациональном согласии, взаимоуважении и сохранении наций и их языков?!

На самом деле, чем больше языков знает человек, тем обширнее его мышление и кругозор. Какого только прославленного в мировом масштабе человека не возьми, они знают множество языков.

Удручало и то, что при этом представителей других национальных общественных организаций совершенно не волновала судьба языка их народа. Зато выступления представителей татарских общественных организаций вызвали их недовольство.

Азат Камилович Надиров: «Сейчас для реального исчезновения национальных языков создано много предпосылок. Например, излишняя демократизация процесса обучения. Единый государственный экзамен, создающий много проблем и волнений, тоже отводит внимание от этой проблемы.

Грубое, нетактичное вмешательство в систему просвещения Татарстана вызвало всеобщую волну возмущений. Ведь Татарстан для нас, татар, живущих вне его пределов, был некой опорой, базой на пути сохранения родного языка.

Сейчас приходится слышать разговоры о том, что многообразие различных наций угрожает целостности страны. Но ведь родной язык, родное село, родина, родня — понятия однокоренные, из которых произрастает чувство патриотизма.

Хорошо знать свой родной язык и любить его — это значит, что ты имеешь в душе чувство родства и неразрывной связи со своим селом, страной, родными и близкими.

Шакуров Ильяс Гумерович: «По национальности я — татарин, по вероисповеданию — мусульманин, по гражданской принадлежности — россиянин. И я горжусь этим.

Учился я и воспитывался в советское время в национальной школе, где получил прекрасные знания. Образование того времени было одним из лучших в мире.

Сейчас много разговоров ведутся насчёт единого государственного экзамена. По сути, эта программа была разработана в США для недоразвитых детей. Сейчас ради него у нас многие родители выступают против обучения своих детей родному языку, считая, что это обременяет учебный процесс.

Я — доктор экономических наук. Стать им мне не помешало то, что я обучался на родном языке. Наоборот, знание родного языка расширяет сознание и обогащает мышление».

Поставленный на конференции вопрос о межнациональном согласии, взаимоуважении предполагает уважение языка, веры, культуры и традиций своих сограждан — представителей других наций и их конфессиональной принадлежности.

img_6188img_6207 img_6318img_6325Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.

Газета «Салям».


КОНТЕКСТ:

Вопросы национальной политики обсудили в Самаре / Владимир Зорин: «Самарская область – мини-модель России»

Просмотров: 603

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>