Дамир Исхаков: «Татары не обезьяны, спустившиеся с дерева!»

1На съезде татарских краеведов обсуждали «козни» Рафаэля Хакимова, критиковали ТНВ за отсутствие исторических программ и цитировали Сталина

II всероссийский форум татарских краеведов завершился накануне в Казани. Он собрал в столице Татарстана около 400 историков со всей России. О том, быть или не быть журналу «Родная земля», почему на съезде отсутствовал учредитель «Всетатарского общества краеведов» Камиль Аблязов, кто в НКЦ «Казань» вспоминал Ильфака Шигапова и на что надо вытянуть деньги из «жадных татарских бизнесменов», — в репортаже корреспондента «БИЗНЕС Online».

 «НАШИ ПРЕДКИ СТРОИЛИ ЗДЕСЬ ВЕЛИКИЕ ГОСУДАРСТВА»

Дамир Исхаков стал накануне главным возмутителем спокойствия на обещавшем быть не слишком занимательным пленарном заседании II всероссийского форума татарских краеведов. В среду в НКЦ «Казань» не пришли ни председатель нацсовета «Милли шура» Василь Шайхразиев, ни кто-либо другой из первых лиц республики. Не было даже учредителя «Всетатарского общества краеведов», известного саратовского бизнесмена и мецената Камиля Аблязова. Правда, последний, по информации «БИЗНЕС Online», приболел. В итоге командовал парадом как в старые добрые времена председатель исполкома всемирного конгресса татар Ринат Закиров.

В отсутствие президента республики делегатов от его имени поприветствовала зампредседателя Госсовета РТ Римма Ратникова. Она заверила, что Рустам Минниханов поддерживает все начинания краеведов. «Каждое наше сегодняшнее начинание завтра станет историей. История, на мой взгляд, начинается со знания истории своей семьи — родословной, истории родной деревни. За изучение истории родного края берутся учителя, музейные работники, журналисты, непрофессиональные историки. Правительство республики готово поддерживать их труд. В последние годы увидели свет энциклопедии многих районов. Эти труды полезны не только для жителей Татарстана, но и для гостей республики. Однако нужно обратить внимание на достоверность информации, непременно перепроверять ее. Нужно наладить связи с архивами», — обратилась она к председателю госкомитета РТ по архивному делу Ираде Аюповой, сидящей в президиуме. «История татар не ограничивается одним Татарстаном. Тысячи татарских деревень по всей России подтверждают многочисленность и величие нашего народа. Мы здесь не пришлые люди, у нас есть богатая история и глубокие корни. Наши предки строили здесь великие государства, которые оставили глубокий след в мировой истории. В условиях разных идеологий, отношение к нашей истории в разные времена было разным. Мы это понимаем, надеюсь, и наши дети не будут забывать об этом», — процитировала Минниханова вице-спикер Госсовета РТ.  

Что же касается Исхакова, то в этот день от известного историка и заместителя председателя «Всетатарского общества краеведов» досталось всем — и его бывшему шефу по Институту истории им. Марджани Рафаэлю Хакимову (об их конфликте в Татарстане, кажется, знают уже все), и тому же Аблязову, и еще много кому. «За всю свою жизнь в качестве этнолога мне пришлось поработать в 527 татарских деревнях. — начал свою речь Исхаков. —  Поэтому за 15 лет работы в конгрессе (ВКТприм. ред.) я первый обратил внимание на то, что нужно объединять краеведов. Эта инициатива под моим началом осуществилась. Мы собирались. И будем собираться впредь. Объединились. Однако еще рано говорить о том, что этот процесс завершился, — нам предстоит зарегистрировать свою организацию во всероссийском масштабе. Я думаю, это будет не так просто».

«Я ЖЕ НЕ МОГУ ВАМ СОЗДАТЬ НОВЫХ КРАЕВЕДОВ»

Далее в центре внимания оказался журнал «Туган җир» («Родная земля»), издание которого было анонсировано на учредительном съезде краеведов в прошлом году. «Необходимо объединить татарских баев, создав попечительский фонд. Татарские бизнесмены очень жадные, из них трудно вытянуть деньги. Но в складчину, возможно, будет легче. Для выпуска одного журнала необходимо 250 тысяч рублей, если он будет ежеквартальным, то это 1 миллион в год», — говорил тогда Исхаков. Раскрутить «татарских баев», видимо, не удалось — деньги выделил президент Татарстана. Но успел выйти только один номер, после чего по просьбе аппарата президента РТ рецензию на журнал дал… Институт истории им. Марджани, возглавляемый Хакимовым, оппонентом Исхакова. Вряд ли отрицательное заключение главному журналу краеведов могло кого-то удивить. После этого «Туган җир» оказался под угрозой закрытия, едва появившись. Эта интрига и стала центральной темой, обсуждаемой на вчерашнем форуме.

Председатель исполкома ВКТ Закиров сказал следующее: «Про журнал прозвучали разные мнения. Кому-то не нравится, но с первого дня он и не может стать таким, чтобы нравиться всем. То, каким журнал будет в будущем, полностью зависит от вас, от ваших статей. Мы создали его финансовую платформу, президент Татарстана свое слово сказал, он сказал, что журнал должен существовать. За этот журнал ответственен Дамир Исхаков — его главный редактор, заместитель Аблязова». 

Сам главред «Родной земли» начал издалека, раскритиковав учредителя «Всетатарского общества краеведов»: «К сожалению, назначенного по моей инициативе председателя Камиля Аблязова сегодня среди нас нет, и связь с нами он не поддерживает. Когда его выбирали, Фаузия Байрамова высказалась против и оказалась права, я начинаю с ней соглашаться. И с финансовой точки зрения помощи от него не было ни копейки. Хотя надежда была». Оратор явно намекал на издание все того же журнала. «Хорошо еще, что у нас есть уважаемый президент [Минниханов], которому мы очень благодарны, он нашел деньги на наш журнал. Я передаю вам его слова: „Журнал будет выходить!“ Понятно, что еще немного денег все-таки нужно. Римма Атласовна, если еще 1,5 миллиона добавят, было бы хорошо», — обратился Исхаков под легкий смех зала к сидящей в президиуме Ратниковой. «Здесь и Данил Мустафин сидит, и он замолвит за нас словечко», — указал известный историк на сидящего в первом ряду начальника управления по реализации национальной политики аппарата президента РТ.

«Я же не могу вам создать новых краеведов. Какие есть, так и пишут. Однажды Сталину пожаловались, что писатели плохие. Он ответил, мол, у него других нет! Поэтому качество журнала мы постараемся поднять в будущем. Качество — это важно, — эмоционально говорил Исхаков. — Но вы должны понять одно, вот я хочу отдельно обратиться к сидящим тут государственным деятелям: это очень тяжелая проблема. Сейчас национально-культурную сферу из школ выдавили, а вы все понимаете, с каждым разом, как будет уходить национальная составляющая, будет набирать силы салафизм. Салафизм — это религия без национальности. Наши „неразумные хазары“, которые сидят в Москве, этого не понимают: с одной стороны выдавливают, а о том, что будет с другой стороны, не думают. Поэтому у Татарстана должна быть своя голова на плечах. Мы должны поддерживать регионы. Национальное чувство оттуда и возникает. Журнал для этого нужен! Мы должны писать о местной истории — о национальных традициях этих мест, об историях мечетей, о том, как наши деды и прадеды жили, вплоть до местных святых. Из этого и складывается „татарский ислам“, татарский образ жизни», — горячился историк.

«ДОЛЖНА БЫТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ТАТАРСКИХ ДЕРЕВЕНЬ!»

Затем от Исхакова досталось руководителям академических институтов республики. «Я люблю критиковать», — честно признался историк. «Здесь есть представители институтов Академии наук. Искандер Гилязов — директор Института энциклопедии тут, а из Института истории здесь никого нет. Дирекция Института истории запретила своим сотрудникам участвовать в форуме. Мы и без них сможем прожить, но что, этот институт подчиняется Великобритании?! — намекнул он на презентацию в Оксфорде книги „Золотая Орда в мировой истории“ Института истории им. Марджани, которая состоялась, к слову сказать, ровно год назад. — Это же татарстанский институт! Я бы не поднимал этот вопрос, но перед нами стоит важная задача — мы должны написать историю татарских деревень. Эта работа и сейчас ведется, но институт истории ее ведет отдельно, институт энциклопедии — отдельно, никакой координации нет. Институт археологии и вовсе отстранился от этой работы — он раскапывает великие памятники, а археология татарских деревень вообще никак не изучена». Когда мы начнем писать историю татарских деревень, кто будет курировать эту работу? Этим вопросом задался Исхаков и сам на него ответил: «Должна быть государственная программа по истории татарских деревень!»

«Еще одна проблема — очень нужен ежегодный конкурс для краеведов, — под громкие аплодисменты зала продолжил Исхаков. — Я бы попросил у представителей власти, которые здесь, о том, что грант должен быть не менее 5 миллионов рублей. Грант должен быть хорошим, нужно разговаривать конкретно. Но здесь есть и другие стороны. Все работы, которые придут на конкурс, будут храниться у нас, войдут в информационные системы, а ведь многие работы по краеведению лежат в виде рукописей, не изданные. Авторы многих из них — пожилые люди. Вместе с ними уходят и рукописи. Отправляя их на конкурс, мы будем их собирать и сохранять, формировать свою базу». «Правильно!» — то и дело доносилось из зала.

О необходимости финансирования деятельности краеведов говорили и другие делегаты форума. Так, историк и археолог Альберт Бурханов отметил, что краеведы издают книги на собственные деньги, и привел пример того, как один краевед издал шесть книг на свою пенсию. «Нам нужен фонд, который распределялся бы на конкурсной основе», — отметил он. «Здесь сидят супер-патриоты, которые издают книги на свои деньги, нужна государственная поддержка! Поэтому, Римма Атласовна, надо в Таткнигоиздате строчку заиметь по краеведению. Таткнигоиздат краеведение не издает!» — не выдержав, выкрикнул один делегат из зала. 

Поделился своим опытом написания книги об истории родного села и краевед из Башкортостана Фанир Галимов. «После того как я познакомился с результатами переписи 2002 года, в результате которой 30 процентов жителей нашего села оказались башкирами, у меня возникло желание написать книгу об истории своей родной деревни. Как это так, разговаривая на татарском языке, мы вдруг стали башкирами? Естественно, один я с такой задачей не справился, в этом мне помогли близкие друзья, в том числе покойный Ильфак Шигапов», — отметил он. 

А вот заместитель председателя всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов в беседе с «БИЗНЕС Online» отметил: «К сожалению, у нас все краеведение сводится к изучению деревень. А ведь история татар — это не только село, но и города. Но, возможно, это следующий этап». К слову, днем ранее ВФТМ своими силами провел «Фабрику мыслей» («Акыл фабрикасы»), посвященную теме татарских слобод российских городов. 

«ВСЕХ ИНТЕРЕСУЕТ: КАК МОЖНО ПОПАСТЬ НА ТВ?»

Досталось во время форума и главному татарскому телеканалу — «ТНВ». Правда гендиректор Ильшат Аминов отправил на пленарное заседание своего заместителя Данила Гиниятова. «Всех интересует: как можно попасть на TV? Расскажите о своих возможностях?» — обратился к нему Закиров на пленарном заседании.

«Что касается ТНВ, даже если у нас и нет отдельной передачи, посвященной истории татар, есть рубрики, освещающие эту тему, в рамках различных программ — „Татарлар“, „Новости“, „Туган җир“, в утренней передаче „Манзара“ и „Халкым минем“. Что касается отдельной передачи, то после схода предпринимателей татарских сел президент Татарстана поручил разработать концепцию по отдельной передаче, освещающей жизнь татарских деревень. На сегодняшний день проект концепции готов, — заверил Гиниятов. — Может быть, эта передача будет называться „История моей деревни“, может, как-то по-другому, суть не столь важна. Главное — содержание передачи». В этом году эта специальная программа выйдет в эфир», — подчеркнул Гиниятов и призвал краеведов принимать активное участие в формировании данной программы. С данным тезисом не согласился Закиров: «Как говорят русские, как корабль назовешь, так он и поплывет. Хотелось бы, чтобы далеко от „истории деревни“ все же не уходили, потому что большинство из тех, кто сидит в зале, занимается изучением именно истории деревень», — обратился к заместителю директора ТНВ председатель ВКТ.

«У Альберта Шакирова есть очень хорошая передача („Без тарихта эзлебез“прим. ред.), — обратился к Гиниятову Бурханов. — Он очень хорошо начал, но все ходит вокруг Казани, ни на запад не едет, ни на восток, ни в Черемшанский район. Первые передачи были очень хорошими». «Что касается передачи „Без тарихта эзлебез“ („Мы оставили след в истории“), то это был цикл передач, подготовленный на республиканский грант в рамках программы по поддержке госязыков. К сожалению, этот грант был рассчитан только на два года, в грантовую программу этого года эта передача не вошла», — развел руками представитель ТНВ. «Вот у нас здесь сидит Разиль Исмагилович Валеев, председатель комитета Госсовета. Разиль Исмагилович, мы этот вопрос совместно должны решить. На самом деле передач, посвященных истории, на канале ТНВ и так очень мало, поэтому мы обязаны сохранить эту передачу», — сказал Закиров. 

«ДЕТИ ЖЕ НЕ РОЖДАЮТСЯ! ДЕТЕЙ НЕТ! В ЭТОЙ ОТРАСЛИ САМАЯ НИЗКАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ»

Еще одна проблема, на которую обратил внимание Исхаков во время форума, это отсутствие фундаментальных знаний по древней истории татар. «Иногда они [краеведы] не могут доказать то, что татары являются коренными жителями на той или иной территории. Это нужно нам для того, чтобы доказать, что татары не обезьяны, спустившиеся с дерева!» — остановился он на необходимости организации в Казани семинаров по общей истории татар.

Внимание от внутренних распрей между краеведами отвел представитель Балтасинского района Татарстана Гарифжан Мухамметшин, остановившись на более глобальных проблемах. «Перед нашей страной сегодня стоит стратегическая задача — сохранение имеющихся и восстановление исчезнувших сел. Потому что село на сегодняшний день стоит на страже нравственных ценностей. Вспомните события в Кемерове. Сегодня всевозможные службы ищут ответ на один единственный вопрос: кто виноват и в чем причина? Причина в безнравственности. Сегодня король — это деньги! Деньги завоевали наши души. Не честь и достоинство, а деньги. Когда-то в России любой разговор начинался со слов „честь имею“», — ответил он на свой вопрос. «А сейчас — „деньги имею“», — послышалось в унисон из зала.

«А сегодня „честь“, „совесть“, „нравственность“ превратились в слова, которые унижают людей. Недавно только прочитал в одной газете, большими буквами написали: „Ах, ты честный? Наверное, у тебя нет денег!“ Меня очень впечатлил заголовок из одной газеты, который гласил, что сегодня вся Россия — это „Зимняя вишня“. Деревня — это фундамент нравственности, — продолжил свой тезис краевед. — Деревня — центр сохранения генофонда народа. Какая отрасль России сегодня работает хуже всего? Демография. Дети же не рождаются! Детей нет! В этой отрасли самая низкая производительность. Для этого ни инновации не нужны, ни нанотехнологии. А в деревнях, по сравнению с городом, детей рождается больше», — под общие одобрительные аплодисменты и смех зала, среди которых, к слову, около четырех сотен участников из 35 регионов России, резюмировал Мухамметшин.


«БИЗНЕС Online».


КОНТЕКСТ:

Татарские краеведы: работают без господдержки, развивают агротуризм, ведут бои за историю с властями

Просмотров: 1039

Комментирование запрещено