Происхождение башкирского рода Акировых в Самарской губернии

5993_html_4d4f976dНаш интерес к происхождению роду Акировых возник в 2008-2009 гг. в ходе популяризации истории заволжских башкир среди участников группы «Потомки самарских башкир» на веб-ресурсе «Одноклассники.ру». С указанного времени были начаты мероприятия по детальному изучению вопроса происхождения башкир Акировых по архивным документам, опубликованным источникам и полевым материалам как собственных, так и других исследователей.

Впервые, о старинном башкирском роде Акировых, получило освещение в очерке исследователя быта уральских казаков И.И. Железнова [Железнов, 1858. С.236]. Дореволюционный историк А.А. Гераклитов в своем исследовании о заселении мордвой территории Заволжья представил факты затруднения такого проникновения в I половине XVII в. в связи с наличием жалованных грамот у башкир Акировых на земельные угодья на луговой стороне р.Волга (Гераклитов, 1923. С.12). Сведения о хорунжие и сотнике Уральского казачьего войска Ахметфазыле Акирове упоминаются в исследованиях историков А.М. Дубовикова (Дубовиков, 2006. С.76), Е.В. Годововой (Годовова, 2011. С.79), Р.Н. Рахимова (Рахимов, 2012. С.44), А.И. Кортунова (Кортунов, 2013. С.129) и др. Более подробный материал об Акировых как о башкирах Самарской губернии освещен в работе исследователей А.З. Асфандиярова и К.М. Асфандияровой, где говорится об их родственных связях с башкирами Табынской волости (Асфандияров, Асфандиярова, 2002. с.37, 69, 82-83).

Так, кто же такие Акировы и откуда они родом? Самое раннее свидетельство о существовании вотчин у Акировых приводятся в исследованиях историков А.А. Гераклитова и Б.А. Азнабаева, в которых представлена запись грамоты от 7 февраля 1645 г. под названием «Грамота на Самару к стольнику и воеводе князю Василию Горчакову по челобитной башкир Енгильдейка тархана да Чермышка Акировых детей с братьею и с племянники не велено мордве и иным каким людям ходить в их вотчину насильством и вотчину их пустошить» (Гераклитов, 1923. С.12; Азнабаев, 2007. С.14).

Согласно архивным материалам, башкиры в 1682 г. владели горной и луговой стороной р.Самары. За право владения данной территорией возник земельный конфликт между тарханом Бокой Черемышевым и башкирами во главе с Юсупом Коскильдиным (Документы и материалы…, 2012. С.429, РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.790. Л.2-11). Челобитные башкира Ногайской дороги Ицких волостей Юсупа Коскильдина за 1685 г. и 1689 г. подробно освещают земельную тяжбу с Ишимбетом Бокиным за право обладание территорией бассейна р.Моча (РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.901, 1036). Также сохранился архивный документ, в котором представлена запись, датированная от 1690 г. В указанном источнике в 1676 г. башкиру Табынской волости, тархану Боке Чермышеву по жалованной грамоте предоставляется право владения вотчиной «на левой стороне Волги реки пониже Самары города в степи к Яику по речке Лопатке по обе стороны да от речки Мочи по Соленое озеро… ему же Боке государева жалованья дана была вотчина же выше речки Сартовки по Караману речки до вершины» (РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.1048. Л.3). Тем самым вотчина тархана Чермышева располагалась и на территории, на которой сегодня компактно проживают башкиры Самарской и Саратовской областей.

Любопытно отметить следующий документ под названием «Список именной Уфимского уезда князьям, тарханам и дуванам при окольничем и воеводе при Петре Дмитриевиче Скуратове нынешняго РПФ (189), т.е. 1681 году», составленный П.Д. Скуратовым, управлявшим Уфимским уездом в 1679-1681 гг. В данном источнике представлены тарханы, проживающие в Курпеч-Табынской волости на р.Ик – Акыров Коскальдей, Коскалдеев Лукьян и Бока Чермышев (Асфандияров, 2006. С.116; Новиков, 1879. С.212).

Под Ицкими (Икскими) волостями следует понимать группу башкирских волостей, которые были расположены по обеим рек Ик и ее притокам. Согласно, мнению известного башкирского этнографа Р.Г. Кузеева, долина р.Ик издревле был районом активного этнического взаимодействия башкир с другими народами. В XVII-XIX вв. основными жителями долины р.Ик были племена байляр, буляр, ирэкте и юрми. Источник XVIII в. фиксируют в долине р.Ик волости – Бурзянскую, Кипчакскую, Курпеч-Табынскую, Сынрянскую, Табынскую, Тамьянскую, Тангаурскую и др. Известный башкирский историк А.З. Асфандияров в своих исследованиях поднимал вопрос о существовании административной единицы «Икские волости» наравне с Казанской и Ногайскими дорогами. Время возникновения указанной административной единицы относится к 60-м гг. XVII в., а к концу XVIII в. большинство из указанных волостей не упоминаются, в т.ч. и табынские. Необходимо отметить, что в 80-х гг. XIX в. жители д.Муратшино Николаевского уезда Самарской губернии еще хранили грамоты на владения землей Ицких волостей Ногайской дороги (Кузеев, 2010. С.299; Асфандияров, 2006. С.13-15, Асфандияров, 2009. С.18-19;).

Итак, исходя из всего сказанного можно утверждать, что башкиры являются представителями племени табын, состоящие в Курпеч-Табынской волости. Во-вторых, башкиры Акировы являются тарханами, проживающими в бассейне р.Ик. В-третьих, источник четко представляет информацию о владении указанными башкирами земельной территорией вблизи на горной и луговой стороне бассейна р.Самары. В-четвертых, перечисленные башкиры являются детьми Черемышки Акирова.

Приведем архивные доказательства о праве владении земельной территории предков Акировых в бассейне р.Белой. В челобитной башкира Табынской волости Телевки Дуванова за 1654 г. хорошо освещено о притязаниях на территорию бассейна р.Карламан Лукьянкой Коскильдиным (РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Л.1-3; Д.451. Л.2-3). Следовательно, этот источник освещает один из ранних земельных конфликтов на данной территории. Спустя 30 лет башкир Ногайской дороги Ицких волостей Юсуп Коскильдин начал осуществлять действия по оспариванию своего исключительного права на владение на этот участок по отношению к своему родственнику Ишимбету Бокину (РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.1036. Л.2-2об.).

В оберегательной грамоте, представленная в челобитной (1676 г.) башкир Табынской волости Акчермышки Кайтанова и Тоймаса Исеншугурова на право вотчины на земельную площадь по р.Белой, отмечается, что до основания г.Уфы владельцами данной территорией были башкиры племени табын, затем данная земля перешла в руки солепромышленников (РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.719. Л.1-3; Документы и материалы…, 2012. С.410-411).

Мы считаем, что в данном документе, Акчермышка Кайтанов и есть тот самый тархан, который владел вотчиной вблизи г.Самара. Также он является тем человеком, чьим именем в дальнейшем его потомки стали носителями фамилии Акиров. Следовательно, и происхождение наименование родового подразделения «акир» («аkыр») среди заволжских башкир восходит именно к Акчермышке Кайтанову.

Интересный документ приводит известный историк А.З. Асфандияров, в котором упоминаются жители деревни Бишаул Таймас Исеншугуров и Чермыш Кайтанов «В нынешнем 7189 (1681) году по приговору окольничаго и воеводы П.Д. Скуратова велено им владеть старинною их вотчиною, которая отдана была в 7156 (1648) году, и чтоб великий государь пожаловать им велел против нынешнего приговору… воеводы… на тое их вотчину дал владенную память и в приговоре воеводы … 7156 года генваря в 20 день написано: слушав дела и из указу великого государя и из Соборного Уложения выписано приговорам вотчину, которую преж сего владел башкирец Малай Янбахтин с товарищи орешником и черным и малым лесом и тремя островками владеть против прежняго и ясак платить башкирцам Таймаско… Чермышку с тов. по тем же межам и урочищам как они прежде сего владели» (Асфандияров, 2009. С.177; НА РБ. Ф.И-2. Оп.1.Д.5696. Л.99). Следовательно, с указанной даты Таймас Исеншугуров и Чермыш Кайтанов становятся хозяевами данной территорией. Следует предположить, что башкир Малай Янбахтин возможно является потомком или родственником Телевки Дуванова.

В 1817 г. в ходе подготовки по выдаче плана на земельную дачу Бишаул-Табынской и Дуван-Табынской волостей Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии были представлены материалы XVII в. о земельном споре между башкирами Телевкой Дувановым и Лукьянкой Коскильдиным за право владение бассейном р.Карламан. Здесь представлены лица, которые выступали в качестве свидетелей и понятых жители близлежащих населенных пунктов. Среди них были и ясачные башкиры д.Бишеуловы (1654 г.) – Кайтан, Чембулат и Чибаш Бикбулатов (НА РБ. Ф.И-2. Оп.1. Д.801. Л.5, 10). Следует отметить, что в 20-е гг. XVII в. башкиры Курпеч-Табынской волости Исеншугур и Чинбулат Бикбулатовы были в центре конфликта, возникшего между башкирами указанной административной единицы по поводу равномерной организации подводной повинности. Башкиры Ишмамет Юмуранов, Токлубай и Ямангул Ишбулатовы в указанный период занимались обеспечением подвод, направляющихся в сторону их населенных пунктов, а Исеншугур и Чинбулат Бикбулатовы оказывали данную повинность по пути из Казани в Уфимский уезд. В связи с этим, Бикбулатовы, предпринимали все меры для скорейшего переселения вышеуказанных башкир на свою территорию (Документы и материалы…, 2012. С.30, 414).

Следовательно, представленные материалы показывают, что Таймас Исеншугуров и Чермыш Кайтанов являются между собой двоюродными родственниками, а также жителями д.Бишаул Табынской волости Уфимского уезда Оренбургской губернии.

Предлагаем вниманию еще один документ, доказывающий родство предков Акировых с башкирами д.Бишаул-Унгарово Кармаскалинского района Республики Башкортостан. Указанный архивный источник (1831 г.) освещает вопросы о перечислении башкир д.Бишунгарово 8 башкирского кантона Уфимского уезда Оренбургской губернии во главе с поверенным Салаучином Зайнибака Алакаевым для поселения в 2 отделение 9 башкирского кантона Вольского уезда Саратовской губернии. В данном прошении, поверенный представил сведения о том, что их родственники (кантонный помощник, чиновник 14 класса Акиров Мухаметгали, юртовой старшина Акиров Мухамет, походный старшина Сирюбай Имашев, зауряд-есаул Муратшин Баттал, а также Ишимбай и Юлдашбай Зиябаковы с детьми) проживают в Саратовской губернии, которые осуществили переселение, согласованное властями, на земли, предоставленные по царской грамоте на имя башкира Бишаул-Курпеч Табынской волости Акчермыши Кайтанова (НА РБ. Ф.И-2. Оп.1. Д.2954. Л.1 об.-2).

Теперь попробуем, следует отметить потомков Исеншугура и Кайтана Бикбулатовых среди жителей д.Бишаул-Унгарово по ревизским материалам. Согласно указанным источникам, в населенном пункте проживали сыновья Кулмурзы Акирова – Канакай (1729-1814) (его дети – Асадулла, Кинзябулат, Ишбулды, Султанмурат) и Махмут, юртовой старшина (1749 г.р.) (его сыновья: Рахматулла (зауряд-есаул), Асметулла, Хабибулла, Калимулла, Фатхулла). В д.Бишаул-Унгарово была также зафиксированы представители с фамилией Бикбулатов – Алтынчура и Кутлучура Бикбулатовы (сыновья Абдуллы Мукминова), Кулгуна Давлетшинович Бикбулатов (сын Кулгуны Давлетова). Житель деревни, он же поверенный башкир для переселения в бассейн р.Большой Иргиз, Салаучин Зайнибак Алакаев представлен как Сулавсин Дзянабеков (Зиабаков, Зайнигана), который является сыном походного старшины Джианбека Алакаева (НА РБ. Ф.И-138. Оп.2.Д.374а. Л.317-324; Д.374. Л.748-771; Д.615. Л.419-448; Д.728. Л.210-247).

Наш полевой этнографический материал 2013 г. показывает, что жители д.Бишаул-Унгарово Кармаскалинского района РБ до сих пор хранят память о существовании родовых подразделений в населенном пункте. Согласно информации старожилов, в деревне раньше существовали родовые подразделения «арыҡбай», «аҡыр», «ҡалмаҡ», «бетәй». В настоящее время месторасположение рода «акыр» относится к улице Озерной, в былые времена указанное место имело второе наименование «Иҫке Бишул» (ПМА, 2013). Обратимся к полевому дневнику известного этнографа Н.В. Бикбулатова, который посетил населенный пункт в 1970 г. Здесь представлена информация о существовании в населенном пункте в дореволюционное время неких 4-х десяток (НА УНЦ РАН. Ф.3. Оп.2а. Д.13. Л.2 об.). В 1988 г. языковед У.Ф. Надергулов перечисляет следующие родовые подразделения д.Бишаул-Унгарово – «илембәт», «сүлмәк», «бетәй», «арыҡбай», «акыр» (НА УНЦ РАН. Ф.3. Оп.ДМН. Д.216. Л.2).

Согласно, мнению историка А.З. Асфандиярова, позднее наименование населенного пункта связано с именем одного из вотчинников волости или жителей данной деревни (Асфандияров, 2009. С.177). По мнению профессора Ф.Г. Хисамитдиновой указанное название связано с антропонимом (Хисамитдинова, 2005. С.226), а исследователь З.Г. Аминев считает его топонимом, значение которого следует искать в истории башкирского края (Аминев, 2008. С.61). К сожалению, в ходе изучения архивных и опубликованных документов, нами не обнаружен человек с таким именем. В архивных источниках в XVIIXIX вв. имя Унгар очень часто встречается среди представителей башкирских племен табын, бурзян, кипчак. Вероятно, всего, что данное имя является коротким названием более длинного имени человека.

Например, среди жителей д.Кинзягулово Николаевского уезда Самарской губернии были носители фамилии Аллаунгаров. Возможно, что имя Унгар является следствием искажения в имени жителя д.Бишаул при переписке чиновников. Так, например в XVII в. в ходе земельного спора между башкирами Телевкой Дувановым и Лукьянкой Коскильдиным в качестве свидетелей выступал житель д.Бишеуловы Курпеч-Табынской волости ясачный башкир Енгурча Денгилеин, имя которого вероятнее всего могли сильно исказить писари тех лет (НА РБ.Ф.И-2. Оп.1. Д.801. Л.10).

Нельзя обойти стороной и карту Ногайской дороги Уфимской провинции XVIII в., датированная 1736 г. На указанной картографическом материале на месте современного расположения д.Бишаул-Унгарово представлена название «Максютово», а название сельского поселения «Унгар» размещено вблизи горы Курмантау (НА УНЦ РАН.Ф.81. Оп.1. Д.1). Согласно, справочнику по истории башкирских населенных пунктов в Самарской и Саратовской областей деревня Максютово является родиной Акировых (Асфандияров, Асфандиярова, 2002. С.83). Однако, историк А.З.Асфандияров не обнаружил сведения о Максюте и его потомках. Возможно, основателями д.Максютово Пугачевского района Саратовской области были родом из одноименного населенного пункта, которая возможно и представлена на карте Ногайской дороги Уфимской провинции. Наши предположение основывается на том факте, что в 1817 г. в ходе подготовки по выдаче плана на земельную дачу Бишаул-Табынской и Дуван-Табынской волостей Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии поверенным был указной мулла д.Утеевой (Утеймуллино) Алибай Максютов (НА РБ. Ф.И-2. Оп.1. Д.801. Л.1). Указанный населенный пункт был основан башкирами племени бишул. О принадлежности к указанному племени свидетельствуют два сохранившиеся неофициальные названия деревни – «Иске бишул» и «Утәкәй-бишул» (Камалов, Камалова, 2001. С.121). К сожалению, мы не имели возможности работать с информаторами. Согласно архивным документам, а именно материалам ревизий, в д.Бишаул-Унгарово проживали Ишбулды Таймасов, сын Таймаса Утекеева Бикбулатова (НА РБ. Ф.И-138. Оп.2. Д.374а.Л.317-324; Д.374. Л.748-771; Д.615. Л.419-448; Д.728. Л.210-247). Следовательно, основатели д.Максютово Пугачевского района Саратовской области возможно являются представителями племени бишул, и вероятно всего потомки первопоселенца вернулись обратно на современную территорию Кармаскалинского и Аургазинского районов РБ.

В ходе изучения было зафиксировано различное понимание происхождение термина «бишул». Например, башкиры Самарской, Саратовской и Оренбургской областей происхождение данного названия считают результатом брачного союза мужчины-человека и девушки-шурале. Согласно информаторам д.Среднеильясово Токского сельсовета Красногвардейского района Оренбургской области в населенном пункте до сих пор продолжают проживать потомки родового подразделения «шурале». Возможно, происхождение указанного наименования напрямую связано с башкирами племени бишул, так как в XIX в. с д.Ильясово произошло переселение башкир в состав Башкирского отделения Уральского казачьего войска (ПМА, 2014; Камалов, Камалова, 2001. С.350; НА РБ. Ф.И-2. Оп.1. Д.3648. Л.5-6).

А жители д.Бишаул-Унгарово больше знакомы с легендой о пяти сыновьях старика Унгара. При уточнении имен его сыновей и какие населенные пункты были ими основаны, появляются различные расхождения. К тому же о версии про шурале жители Кармаскалинского района РБ не имеют понятия. В данной статье этот вопрос не рассматривается, так как для этого необходимо провести новое исследование с привлечением новых архивных документов.

Возникновение башкирских табынских населенных пунктов в Самарской и Саратовской областях относится к концу XVIII в. – начало XIX в. Это населенные пункты Акирово, Ишимбаево (Юлдашбаево), Кинзягулово (Бишул), Максютово (Бишул) и Муратшино. Представители башкир племени табын были зафиксированы также в деревнях Габдуллино, Имилеево, Кочкиновка, Кучембетово и Утекаево. Здесь компактно были расселены башкиры представители нескольких родов.

Деревня Имилеево основана в конце 80-х гг. XVIII в. представителями башкирского племени бишул во главе с Имилеем Акировым. В 1799 г. в д.Имилеево была построена соборная мечеть, которая в
1850 г. стала пятивременной и подчинялась к мусульманскому приходу д.Муратшино (построена в 1846-1847 гг.), с 1874 г. вновь становится самостоятельным богослужебным зданием. Жители д.Кинзягулово, состоявшие на учете у духовенства д.Имилеево, с 1885 г. начали проводить молебни в собственном населенном пункте при самостоятельным мусульманском приходе. С 1866 г. д.Имилеево стал одноименным волостным центром в Николаевском уезде Самарской губернии (сегодня расположена в Большечерниговском районе Самарской области). Согласно, исследованиям историка А.З. Асфандиярова этнический состав жителей происходил из башкир племени кипчак.

Изучение метрических книг показало, что действительно в середине XIX в. потомки Имилея Акирова зафиксированы были уже среди жителей д.Максютово Кузябаевской волости Николаевского уезда Самарской губернии (Асфандияров, Асфандиярова, 2002. С.37; НА РБ.Ф.И-295. Оп.9. Д.633).

Деревня Кинзягулово известна с 70-х гг. XVIII в. и первоначально относилась к территории Хвалынского уезда Саратовской губернии, в последствии оказалась в подчинении Николаевского уезда Самарской губернии (ныне Большечерниговский район Самарской области).

Первопоселенцем населенного пункта был Кинзягул Акиров. По полевым материалам башкирских исследователей, д.Кинзягулово подразделялась на верхнюю и нижнюю части. Первая в народе именовалась как «киньягол», в котором проживали представители родового подразделения «ишей» племени бурзян (появились в населенном пункте после 1865 г.), а другая – «бишул», где представлены башкиры племени бишул. Согласно народной памяти, у Кинзягула Акирова были два брата Суяргул и Суюндук, один из которых был неженатым парнем и осуществил поимку девушки-шурале, на которую впоследствии он женился. Результатом данного союза появилась легенда о рождении пяти братьев, от которых и произошло наименование родового подразделения «шурале», а территория их проживания в населенном пункте получило название «бишул». Внук Кинзягула Акирова – Хуснутдин Давлетбаевич Акиров, будучи отставным офицером, получил земельный надел и основал хутор Акирово в Имилеевской волости Николаевского уезда Самарской губернии (Асфандияров, Асфандиярова, 2002. С.40; НА УНЦ РАН. Ф.3. Оп.2. Д.532. Л.293; информатор Акиров М.Г.).

Основателями деревня Ишимбаево были башкиры из Бишеул-Табынской волости Уфимского уезда Оренбургской губернии во главе с Ишимбаем Ябаковым (Абаковым). Населенный пункт основан в 1808 г., но перепись 1816 г. по каким то причинам его не зафиксировал. В деревне были представлены родовые подразделения «альбай», «ишимбай», «юлдашбай». Неофициальное название деревни Бишул, что говорит о принадлежности жителей к племени бишул. Здесь в 30-х гг. ХХ в. саратовские исследователи записали легенду о происхождении названия бишул, согласно которой, от человека по имени Кузгун-Улу-Кулдукку и девушки-шурале, пошел род «бишул» (Асфандияров, Асфандиярова, 2002. С.69; НА УНЦ РАН. Ф.3. Оп.2. Д.532. С.292; НА СОМК. Ф.13. Оп.1. Д.165. Л.80). Указанный населенный пункт существовал на территории Перелюбского района Саратовской области.

Название деревни Максютово связано с антропонимом. По полевым материалам саратовского исследователя П.Д. Степанова известно, что жители прибыли со стороны бассейна р.Демы, с одноименного населенного пункта. С момента основания д.Максютово относилась к Курпес-Табынской волости Вольского уезда Саратовской губернии. До 1865 г. единственными жителями населенного пункта были представители племени бишул, которых называли также потомками шурале. Все они были носителями фамилии Акиров. Согласно, справочнику по истории башкирских деревень Саратовской и Самарской областей Российской Федерации, в 1834 г. в указанном населенном пункте проживали Ахмет, Ишмухамет, Кутлумухамет и Мухаметгали Акировы, которые являлись сыновьями Сафаргалея Акирова. В 1808 г. юртовой старшина Сафаргали Акиров занимался распределением земель в заволжской степи жителям Вольского уезда (башкирам) для сенокоса, звериных и рыбных ловель. Его сын Мухаметгали Акиров являлся помощником начальника 9-го башкирского кантона, в 1821 г. получил чин чиновника 14-го класса, предоставивший ему право на потомственное дворянство. В 40-х гг. XIX в. Ахмет Сафаргалеевич Акиров основал хутор Акирово, который перерос в деревню, а в 30-х гг. ХХ в. населенный пункт исчез, так как его жители переселились в соседние сельские поселения Байгундино и Ишимбаево Перелюбского района Саратовской области (Асфандияров, Асфандиярова, 2002. С.82-83; НА РБ. Ф.И-2. Оп.1. Д.825. Л.2; НА СОМК. Ф.11. Оп.1. Д.147. Л.56).

Деревня Муратшино основана в 1797 г. башкирами Бишеул-Табынской волости Уфимского уезда Оренбургской губернии и названа в честь Муратши Акирова. В населенном пункте проживали представители родовых подразделений «муратша» и «сирбай». Согласно полевым материалам башкирских исследователей, Муратша является сыном Суяргула, который в свою очередь является братом Суюндука и Кинзягула Акировых. С 1834 по 1846 гг. житель д.Муратшино зауряд-есаул Саитбаттал Муратшинович Акиров предоставлял в аренду земельные территории для крестьян волости Бузулукского и Николаевского уездов в районе Каралыкского умета, левого берега р.Красного Яра, по р.Каралык и р.Моча (Маса). Сирбай Имашев, бывший житель Бишаул-Табынской волости Уфимского уезда Оренбургской губернии, первоначально проживал в д.Максютово, был в числе жителей д.Аминево, в 1834 г. проживал в д.Ишимбаево, после переселения в д.Мурташино, он стал считаться зачинателем родового подразделения «сирбай». Согласно, информаторам он был пасынком Муратши Акирова (Асфандияров, Асфандиярова, 2002. С.47-48, 70; НА УНЦ РАН. Ф.116. Оп.1. Д.68. Л.11, 17; ГАОО. Ф.6. Оп.15. Д.775. Л. 9 об.-11, НА СОМК. Ф.13. Оп.1. Д.165. Л.96; НА РБ. Ф.И-2. Оп.1. Д.1626. Л.1).

Таким образом, приходим к следующим выводам:
1. Архивные документы хорошо показывают о наличии вотчинных земель у башкир племени бишул в заволжских степях в XVII в., которые были предоставлены по жалованной грамоте от царя Ивана
Грозного.
2. Факт существования башкирских вотчин на территории Заволжья затрудняло свободное заселение мордвой на луговой стороне р.Волга в I половине XVII в.
3. Башкиры племени бишул являясь тарханами, владели земельной территорией в бассейне рек Белая, Ик, Карламан, Самара, Моча, Большой Иргиз и Камелик и проводили активную деятельность по сохранению земель, при этом вступая в конфликт с другими группами башкир.
4. Возникновение постоянных башкирских табынских поселений в заволжских степях в Самарской и Саратовской областях относится к концу XVIII в. – начало XIX в., когда башкирам племени бишул было разрешено заселиться в заволжских степях, на основании решения Оренбургской палаты гражданского суда, которая потвердила подлинность жалованной грамоты царя Ивана Васильевича на право владения указанной земельной территории, представленная на имя Акчермыша Кайтанова.
5. Проживающие ныне Акировы, в Самарской и Саратовской областях, в Республике Башкортостан являются потомками Акчермыша Кайтанова.
6. Потомки Исеншугура и Кайтана Бикбулатова являясь представителями племени бишул имеют прямое отношение к возникновению д.Бишаул-Унгарово Кармаскалинского района РБ.
7. Полевые этнографические исследования показали различное понимание со стороны представителей племени бишул, как в Самарской и Саратовской областях, так и в Республике Башкортостан, по поводу происхождения названия этнонима.

Литература и источники:
1. Азнабаев Б.А. Материалы фонда Печатного приказа об управлении Уфимским уездом в первой половине XVII в. // Архивы Башкортостана. 2007. №1. С.14.
2. Аминев З.Г. О некоторых, так называемых венгерских топонимах
в башкирских землях // Ядкяр. 2008. №1. С.61-67.
3. Асфандияров А.З. Аулы мензелинских башкир. Уфа, 2009. С.18-19.
4. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006. С.116;
5. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа, 2009. С.177.
6. Асфандияров А.З., Асфандиярова К.М. История башкирских деревень Саратовской и Самарской областей Российской Федерации. Уфа, 2002. Кн. 10. С.37, 40, 47-48, 69, 70, 82-83.
7. ГАОО (Государственный архив Оренбургской области). Ф.6. Оп.15. Д.775. Л. 9 об.-11. 39
8. Гераклитов А.А. Роль Саратова и Самары XVII в. в жизни мордвы // Известия Нижне-Волжского института краеведения им. М.Горького. 1929. Т.3. С.12.
9. Годовова Е.В. Мусульмане в составе казачьих войск Оренбургского края // Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развития: Материалы международной научно-богословской конференции, посвященной 120-летию медресе «Хусаиния» и 20-летию деятельности современного Духовного мусульманского образовательного учреждения «Хусаиния». Оренбург, 2011. С.79.
10. Документы и материалы по истории башкирского народа (1574-1798). Уфа, 2012. С.30, 429, 410-411, 414.
11. Дубовиков А.М. Многонациональный состав Уральского казачьего войска в XVIII-XIX вв. // Военная летопись Отечества. 2006. №3. С.2.
12. Железнов И.И. Уральцы. Очерки быта уральских казаков. – СПб.,
1888. Ч.1. С.236.
13. Информатор Акиров Марат Галеевич, 1958 г.р., г.Самара.
14. Камалов А.А., Камалова Ф.У. Атайсал. Уфа, 2001. С.121, 350.
15. Кортунов А.И. Особенности зачисления башкир в состав Яицкого (Уральского) и Оренбургского казачьих войск (XVIII-XIX вв.) // Вестник Пермского университета. 2013. Вып.1. С.129.
16. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: Этнический состав, история расселения. Уфа, 2010. С.235, 299.
17. Маннапов М.М. Башкиры Степного Заволжья (история расселения, родоплеменная структура, хозяйство). Автореф. дис. …канд. ист. наук. Уфа, 2009. С.14.
18. Маннапов М.М. Переселение башкир Самарской губернии на юго-восток Башкортостана в первой половине ХХ в. Уфа, 2008. С.19-20.
19. НА РБ (Национальный архив Республики Башкортостан). Ф.И2. Оп.1. Д.801. Л.1, 5, 10; Д.825. Л.2; Д.1626. Л.1; Д.2954. Л.1 об.-2; Д.3648. Л.5-6; Д.5696. Л.99; Ф.И-138. Оп.2. Д.374. Л.748-771; Д.374а. Л.317-324; Д.615. Л.419-448; Д.728. Л.210-247; Ф.И-295. Оп.9. Д.633.
20. НА СОМК (Научный архив Саратовского областного музея краеведения). Ф.11. Оп.1. Д.147. Л.56; Ф.13. Оп.1. Д.165. Л.80, 96.
21. НА УНЦ РАН (Научный архив Уфимского научного центра Российской академии наук). Ф.3. Оп.2. Д.532. Л.293; Ф.3. Оп.2а. Д.13. 40
Л.2 об.; Ф.3. Оп.ДМН. Д.216. Л.2; Ф.81. Оп.1. Д.1; Ф.116. Оп.1. Д.68. Л.11, 17.
22. Новиков А.В. Сборник материалов для истории уфимского дворянства. Уфа, 1879. С.212.
23. ПМА (Полевые материалы автора). 2013, 2014.
24. Рахимов Р.Н. Башкиры в Уральском казачьем войске // История башкирского народа: в 7 т. Т.IV. СПб, 2011. С.44.
25. РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Ф.1173. Оп.1. Д.719. Л.1-3; Д.451. Л.2-3; Д.790. Л.2-11; Д.901. Л.2-3; Д.1036. Л.2-2 об.; Д.1048. Л.3.
26. Самарские губернские ведомости, 1889. №4. С.4.
27. Хисамитдинова Ф.Г. Названия башкирских населенных пунктов XVI-XIX веков. Уфа, 2005. С.226.

М.М.МАННАПОВ, к.и.н.
(Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН).

Сборник «Национально-духовное возрождение мусульманских народов
конца XIX в. и конца XX в.: перекличка эпох. К 125-летию Самарской
Исторической мечети»: материалы научной конференции.

Просмотров: 1277

Комментирование запрещено