Марат Лотфуллин: «Фразу «не в ущерб русскому языку» нужно убрать!»

Bez-imeni-5Татарские общественники на тропе войны: они сформулировали требования к Госдуме, Госсовету и Ольге Васильевой, а также готовы писать в ООН

Активная часть татароязычных родителей РТ в минувшую субботу провели конференцию от имени сообщества «Татар ата-аналары», где были сформулированы требования по накаляющемуся «языковому вопросу». Главное — не принимать скандальный законопроект о «добровольности» преподавания родных языков. На конференции побывал и корреспондент «БИЗНЕС Оnlinе», узнав, чего хотят поборники национальной культуры и как выкручивается Павел Шмаков, чтобы сохранить туган тел в «СОлНЦе».

«ДЕТИ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ, СПРАШИВАЮТ: «КАК ТАК, НАША РЕСПУБЛИКА НАЗЫВАЕТСЯ ТАТАРСКОЙ, А ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА НЕТ?»

Внесенная в Госдуму законодательная инициатива о необязательности изучения в школе государственных и родных языков продолжает будить протесты. В частности, в минувшую субботу в актовом зале казанской гостиницы «Олимп» собрались активисты интернет-сообщества «Татар ата-аналары», сформировавшегося осенью прошлого года, когда начались первые прокурорские проверки в школах республики. Сегодня одноименная группа «ВКонтакте» насчитывает около 12 тыс. участников. Цель сообщества — проведение различных конференций, мастер-классов, встреч, объединение татароязычных детей, подготовка кадров для татарских детских садов и школ, открытие национального татарского университета, а также создание фонда и поиск спонсоров для татарских школ. 

Об этом на конференции рассказала бывший преподаватель татарского языка школы Иннополис Ксения Сабирова. Сегодня педагог вынуждена преподавать предмет «русский язык как родной», но проходит переподготовку на преподавателя начальных классов. «К сожалению, статус учителя татарского языка нивелировался. Сейчас вообще нет такого понятия — „учитель татарского языка“, как и самого предмета „татарский язык“, остались понятия „преподаватель родного языка“ и „родной язык“. Многие учителя готовятся уйти из преподавателей татарского языка вынужденно. В данный момент проходят переквалификацию кто на преподавателя начальных классов, кто на учителя географии», — отметила она. «Мои дети-ученики ничего не понимают, подходят и спрашивают: „Как так, наша республика называется татарской, а татарского языка нет“. Многие дети сначала ничего не поняли, сейчас начали осознавать, подходят ко мне и спрашивают: „А почему мы не учим татарский язык?“ Отвечаю: „Вы можете это делать, но для этого надо, чтобы ваши родители написали заявление“», — развела руками общественный деятель и педагог.

Кстати, в данный момент идет поиск названия организации на основе сообщества «Татар ата-аналары» и ее официальная регистрация. Специалист по национальному образованию Марат Лотфуллин тут же предложил использовать ресурсы ассоциации работников татарского национального просвещения и культуры РТ «Магариф», которую он возглавляет, и пока работать под их крылом. По словам экс-заместителя начальника управления образования Казани Лотфуллина,  проблема, создаваемая нынешней ситуацией с родным языком, еще глубже: «Поскольку такого предмета, как „татарский язык“, нет, из бюджета не будут выделяться средства для подготовки таких учителей. В будущем придется получать образование исключительно за свой счет, и через десять лет у нас не будет учителей татарского языка, хотя их готовили даже до войны», — отметил негативную тенденцию он.

 «СОГЛАСНО ЭТОЙ СТРАТЕГИИ, РЕСПУБЛИК КАК БУДТО БЫ НЕТ»

Кроме требований к Госдуме не принимать скандальный законопроект сообщество татароязычных родителей также обратилось и к министерству образования РФ. От него они, в частности, требуют предоставить возможность сдачи ЕГЭ на родных языках народов РФ, учитывать национальные особенности народов при разработке новых ФГОС, создать все условия для возможности получения образования на родных языках, а также вернуть отдел национального образования в состав министерства. Последний пункт появился в резолюции конференции по рекомендации все того же Лотфуллина. «В минобре РФ нет отдела по национальному образованию, а 75 процентов татар живет вне Татарстана, они же безграмотны! Наш народ не умеет писать и читать на татарском языке, максимум понимают. Именно по этой причине, согласно последней переписи населения, число знающих татарский язык уменьшилось на 1 миллион человек, ассимиляция составляет 24 процента», — констатировал он.

Он также призвал родителей обратить внимание на стратегию национальной политики РФ, которую разрабатывает в данный момент ФАДН. «До внесения изменений в стратегии было положение о многонациональности, о государственных языках. В новом варианте этого нет — в новой стратегии национальные республики вообще никак не фигурируют. Нужно бороться за то, чтобы остался прежний вариант», — призвал Лотфуллин

Напомним, «БИЗНЕС Online» уже писал, что депутат Госсовета РТ Ирек Шарипов посетил круглый стол комитета по делам национальностей Госдумы РФ, где обсуждали изменения в стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года. «Крайне важный документ для национальных республик и всех этносов, проживающих в России», — заметил Шарипов. По его словам, сейчас этот документ редактируется, и есть моменты, которые явно обеспокоили татарстанских депутатов. Так, например, из второй статьи о сохранении, поддержке и развитии национальных культур тихой сапой убрали слово «развитие». «Объяснили это так: мол, развитие многообразия противоположно укреплению единства и целостности России, поэтому слово должно быть исключено», — пояснил позицию редакторов стратегии Шарипов. Сам текст проекта стратегии, впрочем, пока не опубликован, поэтому судить о нем можно только со слов татарстанских депутатов, которые тоже почему-то отказываются предоставить его СМИ.

Обратил внимание Лотфуллин и на законопроект о добровольном изучении государственных и родных языков. «Конституцией России гарантировано каждому право обучаться на родном языке. Формулировка „родные языки должны преподаваться не в ущерб русскому языку“ является дискриминационной, она унижает нерусские народы. Фразу „не в ущерб“ тоже нужно убрать», — считает Лотфуллин. «Почему математика или физика преподается не в ущерб русскому языку? С какой стати только родной язык несет ущерб русскому?» — сокрушался он по поводу бестактности думских формулировок.

Правда, далее Лотфуллин обрадовал собравшихся, что, по его мнению, скорее всего, этот закон не примут. Правда, основания для такой уверенности шаткие: против уже высказались спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин и председатель комитета по делам национальностей Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов, при этом «ни один из них не делает каких-либо заявлений без согласования». «Но мы не должны довольствоваться только этим, у нас должна быть гарантия», — добавил при этом он и предложил внести в резолюцию пункт, согласно которому родители против принятия данного законопроекта, а родные и государственные языки должны войти в образовательную программу. Напомним, официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова также заявила ранее, что данный законопроект «носит потенциально конфликтогенный характер».

«ФГОС — ЭТО НЕ ЗАКОННЫЙ АКТ, ЭТО ПООЩРЕНИЕ ЗА ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ЗА ПЛОХОЕ»

«Пока все, что вы делаете, напоминает муху, бьющуюся о стекло. Таким образом, окно разбить невозможно, ищите форточку! Где она, вы все прекрасно знаете», — рекомендовал перевести резолюцию на английский язык и отправить ее в ООН Лотфуллин.

При этом экс-депутат Госдумы РФ Фандас Сафиуллин с горечью отметил, что в сложившейся ситуации Татарстан отчасти виноват и сам: «За 18 лет суверенитета мы не воспользовались им в полной мере. В 1990-х годах возможности были, мы ими не воспользовались — в 18 районных центрах так и не появились татарские школы. После того как объявили о суверенитете, руководство нашей республики заявило, что у суверенитета не должно быть национального окраса. Вот мы сейчас пожинаем плоды этого. Мы три дня спорили о том, необходим ли нам татарский национальный университет. Всего в три голоса мы победили после того, как я привел слова Гитлера, который говорил, что нужно лишить народы права на получение образования на родном языке. И русская интеллигенция, ученые поддержали эту идею. Еле-еле открыли татарский гуманитарный институт. В день празднования 1000-летия Казани его тихонечко слили с педагогическим институтом. Сейчас и его нет», — провел небольшой исторический экскурс он.

Все проблемы начались в 2007 году, когда из закона об образовании убрали региональный компонент, подчеркнул Сафиуллин. «В рамках данного компонента мы изучали историю Татарстана, культуру. И сейчас могли бы продолжать, никакие ФГОСы были бы не нужны. ФГОС — это не законный акт, это поощрение за хорошее поведение или наказание за плохое. В рамках регионального компонента мы могли бы все это преподавать и сохранить татарские школы. Но Татарстан тогда единодушно проголосовал за принятие этого закона», — отметил экс-депутат и философски добавил, что если дети не говорят на родном языке, то язык автоматически на грани исчезновения.

При этом директор школы «СОлНЦЕ» для одаренных детей Павел Шмаков, который традиционно пришел на конференцию в татарской тюбетейке и со значком с изображением татарстанского герба на лацкане пиджака, рассказал о своем опыте сохранения преподавания татарского языка. «Я считаю, что любое дело можно делать по-разному, можно делать это жестко и оскорбительно, а можно последовательно. Мне чрезвычайно важно воспитывать людей добрыми, любящими и уважающими друг друга. Мы все знаем, как межнациональные конфликты быстро разгораются. Для меня важны прежде всего дети — какими они растут. Важнее, чем математика или физика. Для нас важнее всего мир в школе; важнее всего — чтобы дети любили друг друга. И мы начали сопротивляться агрессии прокуратуры», — рассказал он.

Шмакову пока удалось сохранить в своей школе столько же часов татарского в неделю, сколько было во всех школах Татарстана до прокурорской проверки. «Мы договорились с родителями, что некоторое количество татарского языка будет преподаваться в обязательном порядке, а некоторые мы назовем кружками, но поставим татарский язык в середину учебного дня: формально дети могут на него не пойти, но, вообще, это будет не очень удобно. И самое главное, что мы это делали очень медленно и спокойно, договариваясь с родителями и детьми. Мы отменили домашнее задание по татарскому языку, мы начали еще больше ходить в татарские музеи и приглашать в школу выдающихся татар. На детей, которые не ходили на эти уроки, нажима никакого не было — просто они сами поняли бессмысленность сидения в коридоре и начали посещать занятия, поскольку им это интересно», — отметил Шмаков . Он также привел пример Финляндии, где вроде бы опираясь на принцип выбора, по окончании школы дети в любом случае выучивают шведский язык, который является в Финляндии государственным.

Помимо требований к Госдуме и министерству образования РФ, татароязычные родители выдвинули требования и местным парламентариям. Так, они просят Госсовет РТ и министерство образвования республики отозвать знаменитое постановление Госсовета РТ от 29 ноября 2017 года по языковому вопросу, в каждом районе Татарстана открыть современные татарские школы и детские сады с высоким уровнем преподавания, создать все условия организации образовательного процесса на татарском языке в уже существующих татарских детских садах и школах, открыть национальный татарский университет, а также вести переговоры с федеральным центром по возможности сдачи ЕГЭ на татарском языке. Выдвигая все эти требования, активисты отмечают, что в Российской Федерации издревле проживало много народов, у каждого из них есть присущая только им культура, язык, религия, национальные традиции и историческая территория проживания — все это является неприкасаемыми ценностями, в связи с чем языковой вопрос всегда будет стоять в России на повестке дня. Но межнациональная политика должна строиться исключительно на принципах равенства, которые и нарушаются в последнее время.

 «БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1123

2 комментариев

  1. Я думаю, власти Татарстана в качестве компромисса предложат вариант, существующий в Канаде: если в классе имеется 7 (и более) учащихся определенной национальности, то соответствующий язык и культура в данном классе преподается в обязательном порядке для всех. Возражающие могут перейти в другой класс. Это позволит сохранить ставки для учителей языка, и сохранить качество преподавания на должном уровне (если язык будет преподаваться факультативно, а не на основной ставке, то качество упадет очень сильно).

    • Салим, компромиссов и решений множество, но я сомневаюсь, что татар послушают… Так жестко и принудительно осадили их язык не для того, чтобы потом компромиссы искать.