Седая древность и вечная молодость народного праздника (история самарских Сабантуев)

Сабантуй на ипподроме. В центре - ведущий Шамиль Багаутдинов.

Сабантуй на ипподроме. В центре — ведущий Шамиль Багаутдинов.

Сабантуй в городе Самаре имеет более чем вековую историю. Известно о проведении его в дореволюционный период, в 1908 и 1914 гг.

В мае 1989 года у рынков, заводских проходных, на остановках транспорта и других многолюдных местах города Куйбышева появились короткие и простенькие афиши «24 июня, ипподром, Сабантуй». Тогда только организаторы будущего праздника – активисты незадолго до этого созданного общества «Туган тел» надеялись и верили, что эти несколько слов станут первыми ласточками большого дела, олицетворяющего национальное возрождение и широкое общественное движение за сохранение татарского языка и культуры. Так оно и случилось – в нынешнем году Сабантуй в Самаре проводится уже в 30 раз и имеет все шансы на дальнейшее развитие и долгую жизнь.

…Сабантуй – самый популярный и самый любимый татарским народом массовый национальный праздник. Когда он родился и вошел в земледельческую культуру татарского народа – точных сведений нет. На этот счет у историков и специалистов-культурологов имеются разные суждения. Самое раннее упоминание о Сабантуе встречается на древней эпитафии (надгробном камне) булгарского периода, датированной ориентировочно 1292 годом. На ней написано (в латинской транскрипции) – Sabantuiкonati, то есть «День Сабантуя». Этому каменному свидетельству возраста Сабантуя, как минимум, 721 год. Но самому празднику, конечно, гораздо больше лет.

О конных скачках, которые составляют, как мы знаем, непременный элемент праздника Сабантуй, писал Махмуд Кашгари в XI веке, а о борьбе на поясах – Юсуф Баласагуни в тот же период. О спортивной борьбе и беге говорит Идегей — главный герой знаменитого, одноименного татарского эпоса золотоордынской эпохи.

«История Казанского царства или Казанский летописец» подробно описывает весенний праздник казанских татар 1505 года. А с конца 1760-х годов, после воцарения на российском престоле Екатерины IIи последующего изменения государственной политики по отношению к мусульманам Российской империи, народные праздники татар получили второе дыхание. Архивные документы и разного рода путевые заметки российских и иностранных ученых много раз сообщают о Сабантуе, как народном празднике, который проводится в магометанских, то есть татарских селениях. Например, в рукописном календаре 1775 года, обнаруженном в селе Митряй Бугульминского уезда тогда Оренбургской, а потом Самарской губернии днем проведения Сабантуя определено 4 апреля.

Глубоко земледельческий характер праздника определили и время его проведения — перед выход крестьян в поле и началом весенне-полевых работ: в апреле или мае, в зависимости от района проживания татар и от погодных условий, позволяющих начать работу в поле. И завершался он коллективным выходом крестьян на пашню для закладки коллективной борозды.

Так что в прежние времена Сабантуй имел значение почина в открытии очередного земледельческого года.

С началом татарского возрождения в конце XIX века и, особенно, в начале XX века Сабантуй превратился в неотъемлемую часть татарской народной культуры со своей определенной системой традиций, которые изменялись и дополнялись в соответствии с новыми веяниями времени и конкретными условиями проведения праздника. С этого времени, когда все больше и больше татар стали жить в городах, он перестал быть чисто деревенским праздником. Среди татар с появлением особого слоя интеллигенции стал расширяться круг людей, умеющих организовать и собрать людей на массовое мероприятие и провести его. Но еще большее значение имело то обстоятельство, что в то время начал быстро укрепляться класс татарской буржуазии, представители которой проявляли готовность и имели возможность оплатить расходы на проведение Сабантуя, а также содержания медресе и мектебов, помочь бедным ученикам и другие, говоря нынешними словами, социально значимые проекты.

Собственно, татарское национальное возрождение дореволюционного периода опиралось на эти три силы: нарождающуюся интеллигенцию, меценатов, а также на прогрессивную часть мусульманского духовенства.

Сабантуй в городе Самаре имеет более чем вековую историю. Известно о проведении его в дореволюционный период, в 1908 и 1914 гг.

В советские времена Сабантуй стал приобретать новый оттенок, стал проводиться в форме подведения итогов весенне-полевых работ. Сначала самый популярный татарский праздник был выбран новыми властями как метод изживания «старых религиозных предрассудков» и пропаганды новых социалистических обрядов. В 1926 году, как артподготовка перед решительным наступлением на религию, во многих селах Самарской губернии партийные и советские органы провели Сабантуй.

Однако новая идеология народного праздника нисколько не отпугивала татарское население от древнего обычая, Сабантуй и в этих условиях был и оставался любимым и всегда ожидаемым. Тем более на многих праздниках были введены новые элементы, которые пришлись по душе людям: выступления художественных коллективов, соревнования по футболу, торговля дефицитными товарами и другие.

А в Самаре послереволюционного периода Сабантуй состоялся только один раз — в 1928 году. Он проходил на спортивной площадке на углу улиц Красноармейская и Советская (ныне Куйбышева), наискосок от входа в Струковский сад – через несколько лет на этом месте был построен Дом промышленности.

История помнит разные праздники Сабантуй. В том числе, самый памятный, что должен был состояться в воскресенье, 22 июня 1941 года. Он едва успел начаться, организаторы и участники вышли на игровые площадки и на сцену, как в полдень, в 12 часов через радио вся Советская страна услышала весть о начале Великой Отечественной войны. Многие участники соревнований, молодые люди призывного возраста и отслужившие в армии, прямиком с майдана пошли в райвоенкоматы, чтобы уйти на фронт. Многие батыры предвоенных Сабантуев погибли в боях за Родину.

Все советские годы Сабантуй развивался и наполнялся новым содержанием. Его доброй традицией стало чествование при всем народе людей труда, и не только тружеников полей — хлеборобов и механизаторов, но и животноводов, сельских учителей, врачей, культпросветработников, многодетных матерей, ветеранов войны и труда.

Сабантуй проводился во многих татарских селах нашей области каждый год. В условленный июньский день малая родина собирала на площадке Сабантуя не только жителей того или иного села, но и односельчан, проживающих в различных городах области и далеко за ее пределами, и становилась местом встречи родных и друзей.

Перестройка конца 80-х годов вдохнула в древний татарский праздник Сабантуй новую жизнь. К тому времени десятки тысяч татар проживали в Куйбышеве, Тольятти, Сызрани, Новокуйбышевске и другие городах области. Идея национального возрождения призвала в ряды энтузиастов татарской культуры десятки представителей творческой, технической интеллигенции, военнослужащих, студентов, рабочих. С этого времени земледельческий по совей сути праздник Сабантуй прочно «прописался» в городе.

В начале 1989 года в областном центре образовался татарский культурный центр «Туган тел». А летом того же 1989 года, 24 июня, на куйбышевском ипподроме с большим успехом прошел возрожденный Сабантуй: с татарской национальной борьбой, конными скачками, большой концертной программой и прочими элементами, в присутствии не менее десяти тысяч человек – жителей и гостей города. В его подготовке и проведении приняли участие Рашид Абдуллов, Рафик Абдеев, Асия Ахметова, Наиля Багаутдинова, Шамиль Багаутдинов, Хабиль Бикташев, Шамиль Галимов, Эльсор Кабиров, Иршат Каюмов, Альфия Махмутова, Фархад Махмутов, Азат Надиров, Ахмет Нафигин, Асия Нугманова, Гельсина Нуруллина, Минахмет Сагиров,Марат Сафин, Мазгут Шакмаев, Шаукат Хайбуллов, Равиль Ягудин и Мансур Ямалетдинов.

Сабантуй на ипподроме. В центре - ведущий Шамиль Багаутдинов.

Сабантуй на ипподроме. В центре — ведущий Шамиль Багаутдинов.

Организаторы первых Сабантуев3Первым спонсором наших Сабантуев мы считаем Равиля-ага Ягудина, который приобрел главный (и единственный в то время) приз для победителя по татарской национальной борьбе “керэш”. Вот имя батыра первого самарского Сабантуя 1989 года – Аслям Шакиров из Альметьевска Татарской АССР.

Финансовую помощь первому Сабантую благодаря усилиям членов оргкомитета оказали также “Завод имени Масленникова”, на котором работал Р. Ф. Абдуллов, Куйбышевский авиационный завод (А. К. Надиров) и некоторые другие. Но основную часть расходов организаторы взяли на себя — путем продажи входных билетов на ипподром. Такой метод зарабатывания средств был тогда основным и практически единственным для общественной организации и давал возможность центру “Туган тел” продолжить свою деятельность.

Зрители актвино участвовали в таких играх, как лазание на столб, поднятие гири, бег с ведрами, наполенными водой и так далее. Был большой концерт ансамблей “Ялкынлы яшьлек”, “Дуслык” из города Новокуйбышевска и самодеятельных артистов из сел. На нескольких площадках были организованы пляски под гармонь. Везде царила всеобщая атмосфера народного праздника.

Условия ипподрома позволили организовать увлекательное состязание – конные скачки. Для этого рукводители колхозов “Мир” (Камышла), “Марс” (Денискино), имени Вахитова (Мочалеевка), совхоза “Черновский” и других хозяйств специально привезли в Куйбышев лошадей. Высокое мастерство наездников показали камышлинские ребята Равиль Багаутдинов, Айрат Махмутов и другие. Но победителем соревнований стал более опытный спортсмен — Николай Сатвалдыев на жеребце Акробат из куйбышевского ипподрома.

Вот краткая летопись первых Самарских Сабантуев начала 90-х годов.

1990 год, 16 июня, ипподром.

В число организаторов влилась большая группа молодежи – Назыф Ибрагимов, Фания Махмутова, Наиль Халиуллин, Лилия Абдрафикова, Марат Ахтямов, Вилия Хайбуллина, Нил Шамаков и другие. Примерно в это же время (и немного позже) в национальное движение пришли люди более старшего возраста – Ильгиз Колючев, к тому времени широко известный руководитель не менее известного ансамбля «Ялкынлы яшьлек», а также Идеал Галяутдинов, Амина Шамсутдинова, Райса Гибадуллина, Аклима Кантемирова, Марат Гибадуллин, Фаима Рязапова, Хайдар Гареев, Джаудат Бурханов, Салих Валиахметов, Рафик Шафигуллин и другие.

На Сабантуе 1990 года выступил имам куйбышевской мечети Вагиз-хазрат Яруллин. Концертную программу представили ансамбли «Ялкынлы яшьлек, тольяттинский «Гельшан» (художественный руководитель Яхья Мажитов), гармонист Наиль Сафин из Камышлы, студент военно-медицинского факультета Куйбышевского мединститута Гали Хасянов (башкирский курай). Публике больше всего выступление 6-летней Ляйсан Сафиной, которая устроила мини-концерт, исполнив татарские, мордовские, чувашские и русские песни.

Судьями на борцовском ковре были заслуженный мастер спорта СССР Хабиль Бикташев, мастера спорта Иршат Каюмов и Расих Гарифуллин. Баран уже двукратному батыру Сабантуя Асляму Шакирову снова подарил Равиль Ягудин. В поднятии гирей победили Рустам Фахуртдинов и Ильдар Мингазов, в соревнованиях по лазанию на столб – Эдуард Бурханов (получивший в награду радиоприемник «Свирель») и Разгат Галимов, доставший для себя приз – ботинки, по армрестлингу – М. Садриев и Р. Летфутдинов. Семичасовая программа завершилась конными скачками.

1991 год, 16 июня.

Ведущие, как и на первых двух праздниках, Наиля, Шамиль Багаутдиновы, а также Ульфат Кыямов.

Впервые поздравить самарских татар пришел представитель властей Самары – депутат городского совета, председатель комиссии по национальной политике Ю. Ф. Шишелов. С этого года начали баранов предоставлять колхозы, первым это сделал колхоз «Теплый Стан» (председатель Рифкат Харисов). Материальную помощь оказали также Самарское авиационное производственное объединение (стараниями работницы профкома Гельшат Шакирзяновой), семья Ягудиных. В первый раз самарская татарская общественность определила «Человека года». Им стал художественный руководитель ансамбля «Ялкынлы яшьлек» Ильгиз Колючев.

В концертной программе участвовали коллективы «Ялкынлы яшьлек», «Навруз» их Тольятти, а также артисты художественной самодеятельности из Теплого Стана тогда еще Кошкинского района. Специальные призы получили Рамис Загретдинов и Ульфат Киямов – за то, что никого не стесняясь, свободно и спокойно гуляют по улицам своего города в тюбетейках.

В соревнованиях по татарской борьбе «керэш» на этот раз участвовали только самарские представители. Абсолютным чемпионом Сабантуя 1991 года стал Альфик Халиуллин.

В конных скачках участвовало пять лошадей – победил Р. Губайдуллин на жеребце Набат.

1992 год, 14 июня.

На борцовскую площадку вышло больше всего самарских батыров: Жагфар Рахматуллин, Радик Исхаков, Рамиль Исхаков. Победителем стал Р. Исхаков, получивший главный приз – барана от колхоза имени Вахитова (председатель Хасян Шабаев). Судил соревнования чемпион мира по классической борьбе, заслуженный тренер РСФСР Наиль Гареев, ему помогали Рафик Шафигуллин, Шаукат Хайбуллов и судья-комментатор Идеал Галяутдинов.

Среди всех игр особый интерес вызвал бой на бревнах, в армрестлинг – Ринат Шарифуллин, вскоре ставший активистом общества «Туган тел». С концертной сцены зрителей развлекали ансамбль «Корнай» (художественный ркводитель Эдуард Сафин), гармонистка из Ульяновской области Нажия Сафина. Запомнились также баиты (религиозные песни), которые исполнил житель города Новокуйбышевск, ветеран Великой Отечественной войны Летферахман Мениров.

Почетного звания «Человек года» в 1992–м был удостоен Равиль Ягудин.

1993 год, 20 июня.

Две недели до назначенного дня Сабантуя в нашем крае беспрестанно лил дождь, праздник до последнего момента был под угрозой срыва. И только под утро 20-ого числа облака стали рассеиваться и выглянуло солнце, к 11 часам народ начал заполнять трибуны ипподрома и всю прилегающую территорию.

Сабантуй 93-его года отмечен ростом числа спонсоров. Ими стали Вазых Мухамеметшин, Сания Каюмова, Анвар Бульхин, Наджип Сайфутдинов, Равиль и Наиль Ягудины. Победителем по борьбе стал гость из Татарстана Камиль Шайхуллин, победивший в решающей схватке Гамиля Галлямова из Денискино Шенталинского района.

В первый раз в месте с бараном (от тружеников села Ново-Урайкино – Кызылсу Красноярского района) батыру был вручен дополнительный приз – магнитофон (от Вазыха Мухаметшина). Он же стал «Человеком года».

Расходы на проведение праздника составили 2 миллиона (в ценах того времени), они сложились из пожертвований спонсоров, помощи властей Самары и области и доходов от реализации билетов.

В первый раз на Сабантуй глава администрации Самарской области К. А.Титов. Выступая со сцены, он сообщил о решении областной администрации принять активное участие в строительстве Самарской Соборной мечети и внес личные пять тысяч рублей в фонд строительства.

Исключительно большой получилась концертная программа: кроме традиционного участника Сабантуя «Ялкынлы яшьлек», зрителей порадовали своим искусством детский коллектив «Сабый» (руководитель Румия Валькаева), ансамбль «Ялкын» из Тольятти (художественный руководитель Наиля Аблатипова), фольклорный коллектив «Ак каен» из Старого Ермаково Камышлинского района и многочисленные солисты.

После 1993 года самарский Сабантуй с ипподрома на два года “переехал” на стадион “Металлург”.

1994 год, 18 июня.

От имени руководства региона гостей и участников Сабантуя приветствовал председатель правительства Самарской области Ю. М. Логойдо, Вместе с ним на празднике заместители руководителя региона А. П. Жабин, Г. Р. Хасаев и другие. В начале праздничной программы выступил имам-мухтасиб Самарской области Вагиз-хазрат Яруллин.

«Человеком года» стал руководитель сызранского общества «Туган тел» Галиулла Габдрашитов. Лучшим среди борцов Рим Синякаев из Альметьевска, который в награду получил барана (подарок предпринимателя Юсуфа Мингачева) и цветной телевизор. На беговой дорожке стадиона была устроена концертная сцена, на которой кроме ансамблей Ялкынлы яшьлек», «Ак каен», выступили, детские коллективы Самары – «Тан йолдызлары» (руководитель Халида Валеева), «Сабый» и самодеятельные артисты из села Денискино.

В программу был включен новый элемент — торжественное вручение аттестатов об окончании 11 класса выпускникам татарского отделения школы рабочей молодежи № 15 Советского района.

Организовать и провести первый Сабантуй на стадионе «Металлург» помогли Сания Каюмова, Акционерное общество «Самеко» (генеральный директор М. Оводенко, главный бухгалтер М. Узбеков), предприятия «Таксоремсервис» (генеральный директор Н. Феткуллов) «Агроавтотранс» (Н. Тахаутдинов), «Сезон» (Равиль Ягудин), фирмы «Глобус» (Усман Амиров и Ринат Ягудин), «Динамо-Лада» (Мухаммед Нуретдинов и Рамазан Галялетдинов) и другие. Основную часть расходов покрыла помощь администрации Самарской области.

1995 год, 24 июня. Второй и последний Сабантуй на стадионе «Металлург» открыл муфтий Самарской области Аухад Мингачев. С поздравлениями от руководства области выступил первый заместитель главы администрации, председатель Попечительского совета по строительству Самарской Соборной мечети Г. Р. Хасаев.

С большой концертной программой выступил ансамбль «Ялкын» из Тольятти. Почетного звания «Человек года» удостоился генеральный директор Самарской кабельной компании А. К. Бульхин

Соревнования по борьбе показательным выступлением открыли ветераны Вагиз Кадыров и Мингата Саяхов. Для спортсменов было приготовлено множество призов, приобретенных на средства предпринимателя Рашата Мухтасаров. Поэтому и среди мальчишек и взрослых было много желающих помериться силами на ковре. С самого начала оргкомитет решил, что главные призы будут вручены только для «своим», поэтому борьба проходила по особым правилам, разделившим участников на две категории – самарских и гостей.

Батыром «Сабантуя-94» стал Альфик Халиуллин, получивший в награду барана (подарок мулловского колхоза «Знамя Ленина», председатель Рафаэль Салюков)

Телевизор (от генерального директора предприятия «Агроавто» Наиля Тахаутдинова). Специальный приз – «За чистое ведение боя» в размере 1 миллиона рублей от директора автохозяйства областного управления здравоохранения, председателя совета директоров «Медбанка» Джамиля Валиуллина был вручен Ахату Мингазову, который представлял село Старое Ермаково. В приобретении подарков и призов оргкомитету Сабантуя помогли также Сания Каюмова, Акционерное общество «Самеко», компания «Руно» (Равиль Ягудин), АО «Таксоремсервис» (Нагим Феткуллов).

….С 1996 года местом его постоянного проведения стал парк имени Гагарина. “Переезд” стал итогом многолетней дискуссии среди членов общества “Туган тел” и других представителей татарской общественности о возможности продажи билетов на такой народный праздник, других вопросах, связанных с проведением Сабантуя. Дискуссия привела даже к смене на несколько месяцев руководства татарской организации и ведущих главного нашего праздника.

1996 год, 16 июня, парк имени Гагарина. Он был проведен под руководством нового председателя общества «Туган тел» Асфандияра Валитова – с это времени вход на Сабантуй стал свободным. Материальную основу Сабантуя 1996 года составили средства, заработанные в прошлые годы за счет продажи входных билетов, и на этот раз организаторы обошлись практически без спонсоров. Активное участие в подготовке и проведении принял союз татаро-башкирской молодежи «Азатлык».

Ведущими стали Идеал Галяутдинов, Раушания Ситдыкова и Рафкат Фаретдинов. Зрителей и участников, кроме привычных почетных гостей, приветствовали глава администрации Камышлинского района Сазит Галимуллин, депутат Самарской Губернской Думы Владимир Гром. Звания «Человек года» были удостоены ветеран народного образования, участник Великой Отечественной войны Абдулла Насыров из села Теплый Стан и директор автохозяйства областного управления здравоохранения, заместитель председателя Попечительского совета по строительству Соборной мечети Джамиль Валиуллин. В первый раз лауреаты получили специально изготовленные дипломы с текстом такого содержания: «За труд, пример и старание во благо татарского народа, укрепление многонациональной семьи народов Самарской области и Российской Федерации».

Концертную программу составили номера в исполнении ансамблей «Ялкынлы яшьлек», «Ак каен», большая группа молодых артистов из Республики Татарстан во главе с композитором Гансом Сафиуллиным. Батыром Сабантуя-96 стал Альфик Халиуллин (главный, символический приз — баран от предпринимателя Асхата Аглиуллина).

* * *

С тех пор, с 1996 года Самарский Сабантуй прочно «обосновался» в парке имени Гагарина – по всей видимости, окончательно, думается, всерьез и, надеемся, надолго. Главным его организатором многие годы являлось общество “Туган тел” (его возглавляли Р. Ф. Абдуллов, А. К. Надиров, В. Г. Мухаметшин, Ш. С. Багаутдинов, А. К. Бульхин, Ф. Б. Канюкаев, И. И. Колючев, сейчас президентом является И. Г. Шакуров). Потом в проведение главного мероприятия татарской национально-культурной жизни города и области стали подключаться новые общественные организации – городская татарская национально-культурная автономия (Р. Т. Хузин), областная ТНКА (М. М. Халиуллов), творческая общественная организация “Дуслык” (президент Ф. Б Канюкаев).

С годами сформировался круг татарских бизнесменов, которые не только успешно ведут свой бизнес, но и активно помогают делу национального и духовного возрождения татарского народа. Поэтому сгодами неуклонно росло значение подарков, которые вручаются на праздниках Сабантуй батыру, борцам, победителям и участникам соревнований, артистам и другим участникам. Этот круг широкий: в разные годы провести Сабантуй в Самаре помогали Д. Валиуллин, Ш. Хисамутдинов, М. Халиуллов, И. Шакуров, Ф. Канюкаев, А. Горланов, У. Амиров, В. Сайфутдинов, А. Бульхин, Н. Вахитов, Р. Давлетшин, Х. Бикташев, Х. Юзеев, Х. Иксанов, И. Шамсутдинов, Д. Шарапов, Г. Батршин, У. Илингин, В. Мухаметшин, В. Фатыхов, Г. Шайхутдинов, Й. Мингачев, И. Давлетшин, С. Каюмова, И. Бикташев, Р. Ягудин, Т. Аюпов, Х. Гиниятуллин, Н. Рахматуллин, Р. Ягудин, Р. Аюпова, Х. Аюпов, М. Мухаметшин, Т. Хузин, А. Сулейманов. Н. Сайфутдинов, Р. Салахов, С. Краснова-Игенбетова, М. Хасянов, Р. Абдуллов, Д. Вагапова, М. Гарифуллин, Р. Хузин, А. Мухаметгалеев, Д. Гайсин, Я. Насыров, М. Бирюков, Г. Каюмов, С. Хайруллин, Х. Шарипов, Д. Сулейманов, И. Латыпов, Р. Гильманов, Р. Шамионов, Р. Абдрахманов, М. Харисов, Х. Каюмов. Р. Сулейманов, Г. Замалетдинов, С. Шакуров, А. Абдразаков, Р. Зилялетдинов, Р. Кадямов, Р. Хакимов, М. Бикташев, Ш. Закиров, Р. Абдрашитов, Н. Ибятуллин, Н. Федоров и другие. Поэтому уже многие годы победителям, призерам и участникам соревнований Самарского Сабантуя вручаются ценные подарки, вплоть до автомобилей. Несколько раз батыр, победивший в соревнованиях по татарской национальной борьбе “керэш”, выигрывал квартиру.

После 2009 года, с образованием ТНКА Самарской области, Сабантуй приобрел еще более яркий, насыщенный облик. Кроме этого, областная автономия взяла на себя ответственность за различные направления работы по национально-духовному возрождению татарского населения Самарской области и за короткий срок записала в свой актив множество мероприятий по развитию детского спорта, благотворительной помощи ветеранам и многие другие.

Сабантуй в парке имени Гагарина считается самарским, областным, но фактически он давно стал межрегиональным – по своему значению, звучанию и представительству участников, гостей и зрителей. Каждый год по направлению руководства Татарстана к нам приезжает большая делегация одного из районов республики: со своей национальной кухней, палатками по продаже сувениров, творческими коллективами, памятными призами. Самарские татары благодарны руководителям Республики Татарстан (М.Ш.Шаймиеву и Р.Н.Миниханову) за постоянное внимание и чуткое отношение к себе.

2010 год.

2010 год.

…В этом году самарский Сабантуй проводится в 30 раз. Праздник прочно вошел в жизнь самарских татар и стал важнейшим элементом культурной жизни нашего многонационального города. За эти годы через сцены, борцовские и игровые площадки самарского Сабантуя прошли сотни артистов, борцов, спортсменов других видов и просто желающих помериться своим художественным мастерстовм и физической силой. А сам он Сабантуй стал местом доброго общения, встречи друзей и родных, символом единения татарского народа, его стремления сохранить родной язык и национально-духовные традиции, а также укрепления добрососедских отношений с другими народами Самарского края и всей нашей многонациональной Родины.

Шамиль ГАЛИМОВ.

(При подготовке использованы материалы газет “Бердэмлек” и “Азан, различных архивов, фотографии Аняса Мингалеева).


КОНТЕКСТ:

«Подъем настроения — огромный» или Сабантуй 1914 года

 

Просмотров: 2433

Один комментарий

  1. Спасибо Шамилю Галимову за интереснейший и насыщенный информацией и фото материал!
    Однако, есть небольшие замечание по тексту.

    Представляется крайне неудачным выражение «Примерно в это же время ((1990г.)) (и немного позже) в национальное движение пришли люди более старшего возраста – Ильгиз Колючев, к тому времени широко известный руководитель не менее известного ансамбля «Ялкынлы яшьлек»…».
    Ильгиз абы — Великий татарин и не только Самарской области — «пришел в национальное движение» задолго-задолго до 1990 года… По-моему, Ильгиз абы в нем — национальном движении — с рождения и никогда из него не выходил.
    По поводу баранов — на призы батырам — победителям в нашей национальной борьбе кэрэш.
    Как я помню, первого барана на так называемый «Зимний сабантуй» 1988г. нам, Оргкомитету «Туган Тель», подарил Магомет Хасанович Албаков — замечательный ингуш — директор «татарского кафе «Комета» — около клуба глухонемых «Аврора» на ул. Мориса Тореза, где мы кстати впервые проводили вечер-викторину по истории татарского народа.
    Магомет Хасанович Албаков принимал, наряду с другими самыми уважаемыми людьми, самое активное участие в работе попечительского совета по строительству Соборной мечети г. Самары и оказал серьезную помощь в ее строительстве.
    Магомет Хасанович Албаков неоднократно помогал Союзу булгарской (татаро-башкирской) молодежи г. Самары «Азатлык» в проведении различных мероприятий для татар-ветеранов, в частности,»Ауз-ачу» после окончания поста — уразы.
    Чаще мы, конечно, проводили «Ауз-ачу» для татар-ветеранов и просто вечера-встречи для татар в Доме молодежи и кафе на ул. Победы, 90, у Халиль-эфенде.
    Второго барана в качестве приза для батыра — победителя в борьбе кэрэш — на Сабантуй 1990 года нам подарили руководители колхоза из села Мулловка.
    Я это помню в частности потому, что этих баранов привозили «подержать до Сабантуя» в дом моих родителей на Измайловском переулке (мы держали дома коз, поэтому хлев и пища для баранов имелись) и я их лично принимал.
    Шамиль Ахмер Абульнагим Улы