Профессия лётчика требует смелости, отвагу и решительности

Фаретдинов0001Село Старое Ермаково по праву может гордиться своими уроженцами, которые прославили его в различных областях науки, искусства, культуры и производства. Но особой гордостью сельчан являются лётчики, чья профессия связана с исключительным риском и требует смелости и отвагу. Среди них есть и те, которые сражались в боях за свободу родины в Великой Отечественной Войне и служили в горячих точках, где ведутся боевые действия.

Лётчик – профессия особого рода. Тут нужны не только знания и бесстрашие, но и умение принимать единственно верное решение в экстремальной ситуации и всегда быть физически здоровым. При подборе лётчиков проводится очень серьёзный отбор. То, что и среди уроженцев села Старое Ермаково есть представители этой отважной профессии, делает нам особую честь. Один из них Рафкат Гарифович Фаретдинов.

- Расскажите, что нужно для того, чтобы быть лётчиком и как Вы им стали?

- Прежде всего, нужно быть физически здоровым. Лётчик испытывает огромные физические нагрузки, особенно при взлёте и посадке.

Приходится так же испытывать стресс в сложных ситуациях, неожиданно появившихся в воздухе. При этом нужны крепкие нервы, хладнокровие, умение быстро и чётко ориентироваться в создавшейся ситуации.

Для того, чтобы стать лётчиком, надо готовить себя смолоду. Развиваться физически и закаливать свой организм. Когда мы росли, патриотическому и физическому воспитанию молодёжи уделялось особое внимание.

Люди нашего поколения, наши сверстники тогда вырастали физически крепкими и здоровыми. Мы росли закаливаясь в труде. Читая книги и просматривая фильмы, многие мальчики мечтали о подвигах и хотели стать лётчиками. Я тоже стремился овладеть этой профессией и всячески готовил себя этому.

- Расскажите, как готовят лётчиков. Каким должен быть лётчик, командир корабля?

- Поговорка: “Трудно в учении, легко в бою!”  точно подходит при подготовке лётчиков. Во время обучения в лётном училище особое внимание уделялось физическому развитию курсантов. Всевозможные ситуации, которые могут случиться во время полётов, и как вести себя при этом — тщательно отрабатываются на земле, на учебных тренажёрах учебных тренировок.

Но всё, что может происходить на небе, нельзя предусмотреть и предугодать. Поэтому, применительно каждого конкретного случая, каждой создавшейся ситуации, командиру воздушного судна приходится принимать волевое решение, так как во время полёта он несёт полную ответственность за судьбу экипажа, пассажиров и перевозимого груза.

Фаретдинов0001Фаретдинов0002 Фаретдинов0003 (1) Фаретдинов0003

- Вы работали в горячих точках, где происходят бесконечные войны. Например в Африканских странах. Как всё там происходило?

- Как говорится: “На войне – как на войне!”. Там кровь, смерть и постоянный риск, которые всегда сопровождают тебя. Повидали всякое. В районы боевых действий мы доставляли продукты и медикаменты. К счастью, тогда ещё не было летального оружия типа “стингеров”.

Всячески уклоняясь от снарядов, направленных на нас, во время полётов мы проделывали волнообразные траектории.

Полёты в условиях пустыни имеют свои сложности. Например, даже при ясной погоде на уровне земли могут разыграться песчаные бури. Тогда даже с самого близкого расстояния ничего невозможно увидеть. Тут выручают интуиция, опыт и сноровка.

- Случались ли особые моменты, когда шли на осознанный риск?

- Бывало и такое. Например, при подходе на посадку не выпускалось одно колесо. Тут осознанно приходилось садиться на открытый грунт и на одно колесо. Таким образом, при тряске вынужденно выпустилось нераскрытое колесо.

Еще один случай. При наборе высоты приборы показывали быстрое снижение уровня масла. В окно было видно, как тянется текущая масляная лента. Пришлось сделать экстренную посадку недалеко от хранилища списанных самолётов. Оказалось, что лопнул шланг, подающий масло. Там мы нашли подходящий шланг и, заменив его, продолжили полёт.

- А были ли случаи, когда сбивали ваши самолёты?

- Да, были. Однажды экипаж сбитого самолёта подбирался к аэродрому через минные поля. Сопровождающий негр подорвался на подпрыгивающей мине и осколком задело командира экипажа. Он тоже умер, так как не было подходящих условий для операции и его спасения.

- Вы летали на самолётах различных марок, вплоть до самых сложных. Как происходил процесс освоения новой техники?

- Я освоил 8 типов самолётов. Безусловно, для этого нужны опыт, профессиональные навыки, желание и способность осваивать новую технику. Осваивая более сложные самолёты, всегда приходилось переучиваться. При этом ещё постоянно проходили курсы повышения квалификации.

Свою трудовую деятельность я начал вторым пилотом на самолётах класса ВС АН-2 и дослужился до командира воздушного судна АН-12. Освоил и летал на самолётах класса ВС ЯК-18, АН-2, ИЛ-14, АН-24, АН-26, АН-74, АН-12.

С 1981 года работал на различных лётно-командных должностях. Летал за границей на самолётах АН-26, АН-12. Имею 40 благодарностей от командования Коми УГА. Отличник ВГРФ, ветеран труда. Стаж работы в ГА — 35 лет.

- Вы были командиром эскадрильи. Как происходило продвижение по службе и что при этом учитывалось?

- Это решалось на уровне вышестоящих организаций. Тут решение принималось специальной комиссией.

Разгат Гарифович Фаретдинов, несмотря на свой солидный возраст, по прежнему крепок, бодр и подтянут. Он живёт в родном селе Старое Ермаково и является активным прихожанином сельской мечети. Человек он исключительно честный, скромный, порядочный и относится к разряду тех, кто является истинным мусульманином.

В нём гармонично сочетаются такие качества, как смелость, мужество, и, в тоже время, добросердечность, благожелательность и открытость.

Он истинный патриот своей малой родины. Мы, уроженцы села Старое Ермаково, по праву гордимся им, как и многими прославленными жителями села.

Беседу вёл Фарид ШИРИЯЗДАНОВ, уроженец села Старое Ермаково.

Просмотров: 1155

Один комментарий

  1. Поправочка. Разгат Гарифович Фаретдинов.