Фарид ШИРИЯЗДАНОВ: «Обидно, что история доисламского периода ныне у нас отвергнута совсем»

img81

О мифах и легендах древних тюрков и их значении в познании истории.

Чем древнее и глубже история народа — тем больше гордости она вызывают в людях. При этом они гордятся своими легендами, сказками и мифами, которые являются источником их культуры и народного творчества. Историю народа, страны обычно используют как мощное средство при воспитании граждан в духе патриотизма.

Это естественно. Но, к сожалению, удручает то, что каждый из них старается  перетянуть одеяло истории на свою сторону. А ложь и домыслы, издревле вкладываемые при описании истории в угоду различных правителей, со временем обретают форму истины.

Надо признать и то, что сама история, как наука, в России возникла лишь в 18-19 веках. А до этого она существовала лишь в виде легенд, мифов, записей придворных летописцев, историков-путешественников и монахов.

Известно, что чем древнее народ, тем древнее его верования и загадочнее  его мифы. Сейчас медленно и робко открывается истина, что тюрки — древнейший народ земли. Вернее, это было известно с незапамятных времён, но глубоко  была запрятана эта истина.

Однако, правда обладает уникальной способностью — умением выбраться из-под земли, из исторических руин, выплывать со дна морей, восстать и возрождаться из пепла.

В мире достаточно доказательств тому, что тюрки — древнейший народ земли с богатой историей. У наших учёных тоже достаточно много информации об этом. Но это настолько сильно отдалено и оторвано от народа.

К сожалению, сейчас многие современные татары не знают достоверную историю своего народа. Более того, не знают даже историю своего села, своей семьи, своего рода и не считают это зазорным.

Обидно, что история доисламского периода, идущая с глубокой древности — ныне у нас отвергнута совсем. Конечно, о мифах древних тюрков, об их значении и применении их в науке — тут и говорить не приходится.

Даже сведения о древнейшем единобожии, как тенгрианство, благодаря  принципам которого ислам был мирно и благосклонно принят булгарами — ныне отвергаются напрочь. А ведь в них кроются секреты, касающиеся вопросов возникновения всего человечества!

Складывается впечатление, что нашему народу уже стало привычно жить с сознанием того, что их предки были дикими племенами, пришедшими сюда с ордами Чингисхана, которые всегда жили кочуя по степям и никогда не имели своей государственности.

Могут ли при этом быть серьёзными разговоры о национальном самосознании, о сохранении культуры народа и его языка?!

Если сказать честно и открыто — то мы совсем не знаем свою историю, потому что она слишком глубоко загнана и подымать её — наверно будет сложнее чем  поднятие целинных земель в былые годы.

Если обратиться к истории тюрков, то видим, что наши предки с древнейших времён создавали первобытные скульптуры, гравюры, высекали  изображения и орнаменты, выцарапывали знаки и символы на рогах, костях животных, на клыках мамонтов.

Эти элементы их искусства были неотделимы от мифических образов и их мировоззрения. Так что, мировоззрение и мышление древних тюрков были полностью основаны на мифы.

Зарождение таких видов творчества, как поэзия, танец, музыка — также имеют непрерывную связь с мифами. К сожалению, у нас долгое время существовало предвзятое отношение к ним. Обсуждать вопросы о происхождении  религии и их связь с древними формами мышления и сознания — было опасно из-за обвинений в невежестве.

А ведь мифология — это память народа. Мифы, пронизанные фантазией — являются своеобразной летописью с древнейших времён.

К сожалению, древнее искусство, мифология и религия, а также их взаимоотношения между собой — ещё до сих пор продолжают оставаться до конца не изученными и загадочными феноменами.

К счастью, сейчас многими признаётся то, что в мифах заложена огромная информация о мироустройстве и что в них содержатся зачатки мышления древних людей о ходе истории (Однако, многие учёные до сих пор упорно отрицают познавательную ценность этих мифов!)

Мифы, соединяясь с практической деятельностью и жизненным опытом древних людей, охватывали все стороны их жизни:

  • творчество,
  • культуру,
  • идеологию
  • и мировоззрение.

Они явились зачатками религии, искусства, науки и послужили почвой для формирования даже древнетюркской поэзии. Они ложились в основу структуры мышления древних людей.

В то же время в мифах концентрируется ценнейшая информация об укладе жизни древних людей, завуалированные в фантастические образы и сюжеты:

  • о добывании огня,
  • о приручении животных,
  • об освоении металлов,
  • о переходе от собирательства и охоты к земледелию
  •  и о столкновении с другими племенами за сохранение своего рода.

Так что мифы, будучи древнейшей формой общественного сознания, явились идейным  фундаментом искусства и поэзии.

Стремление древних людей подражать силам природы, от которых зависело их благополучие, а также их желание копировать эти силы — порождало мифологический тип мышления.

Например, они хотели уподобляться солнцу, взяв друг-друга за руки. Создавали круг -  хоровод и напевали в честь солнца гимны, причитая и притоптывая ногами.

Бытовали и ритуалы, где люди переодеваясь в лето и зиму изображая их поединок. Обращениями к лету, они как бы ускоряли его пришествие, побеждая зиму. Связанные с этими обрядами поэтические тексты, проникали даже в письменную поэзию тюрков.

Более того, умение сочинять песни и стихи, а также музыкальный дар у них считалось благом, сошедшим с божественного неба или даром, достигнутым с помощью сверх естественных сил.

Поэтому древние стремились сочинять музыку и стихи соединяя их с ритмами космоса и природы. Через музыкально-ритмическую гармонию они хотели добиться единения с нею.

Поэтому в древности разговорная речь и поэзия тюрков были особенно близки между собой!

Итальянский учёный Вико считал: «Каждая древняя метафора по происхождению является «маленьким мифом». Каждое слово — есть миф. Наши языки сотканы с древнего мифического языка».

Обряды и мифы древних состояли из ритуалов, направленных на обеспечение благополучия рода и общины. Они были связаны с культом размножения и плодородия.

Как современные люди, наши древние предки не занимались варварским истреблением природы. Они не создавали экологические кризисы и катастрофы. Напротив, они старались найти с природой общий язык и из неё  брали только самое необходимое, в умеренном объёме.

При этом, они заботились о дальнейшем пополнении и восстановлении использованных ими природных ресурсов.

Их верования становились причиной возникновения различных обрядов. 

Опираясь на мифологические верования они исполняли обряды размножения и плодородия. Например, древние гунны проводили обряды моления и жертвоприношения небу и различным духам с просьбами обеспечения им роста приплода скота и общего благополучия.

Греческий историк Феофилакт Симокатта писал: «Тюрки больше всего чтят огонь, небо, воду и поют гимн земле».

Когда мировоззрение человека было основано на мифологию — петь гимны сверхъестественным силам было характерно всем древним народам, живущим на земле.

Восхваления высшим силам у тюрок назывался «алкыш». У татар-булгар был свой тип алкыша — «келәү”, то есть «просьба-моление» или «просьба-заклинание».

При этом люди молили сакральные силы благословить их род, народ, даровать долгую жизнь, милость, а также здоровья себе и своему скоту.

Все праздники тюрков тоже имели обрядовую форму и они основывались на мифы.

Например праздник, посвященный сбору урожая, назывался «сомбеля», корни которой восходят к культуре древних шумер, то есть к 4-3 векам до н.э. На их языке «шумбул» («шуббул») — означал «колос».

К татарам Волго-Камья он пришёл от шумер-аккадцев и праздновался по зодиакальному календарю до того, как Пётр 1 ввёл юлианский календарь. Восьмой месяц этого календаря, построенного по очерёдности созвездий, назывался «Сөмбелә”.

Этот праздник отмечался в пору равноденствия (21 — 23 сентября) и по  календарю являлся противоположной парой праздника Навруз. Отмечался он в период весеннего равноденствия.

К сожалению, сейчас многие жизнеутверждающие праздники, основанные на древнее мировоззрение тюрков и неразрывно связанные с природными явлениями — утеряны навсегда.

Вот главные праздники булгар-тенгрианцев:

  • Нардуган (рождение солнца) — 21 декабря-1 января.
  • Бырак бәйрәме — конец января.
  • Науруз, Каргатуй — 21 марта.
  • Сабантуй — конец мая.
  • Боз эретү бәйрәме – ледоход, конец апреля.
  • Шиллык бәйрәме (праздник борозды) – начало сева.
  • Праздник цветов – середина мая.
  • Чишмә бабай көне – 20 мая.
  • Таргиз көне – день булгарской государственности – 22 июня.
  • Шахри-Булгар җыены (главный праздник булгар) – 23-25 июня.
  • Субаш (Йөзү көне) – 24 июня.
  • Елан көне – 28 июня (Образ змеи у тюрков — воплощение мудрости)
  • Праздник ягод – 7 июля.
  • Яңгыр боткасы – около 25 июля.
  • Кызлар эчкене – 27 июля.
  • Баллы Бозат көне -27 августа.
  • Казан (Уңыш) бәйрәме – 10 сентября.
  • Көзге кызлар эчкене – около 21 сентября.
  • Кыргар (Полевой огонь) — 10 октября.
  • Шуран (Поминование предков) – 21 ноября.
  • Каз өмәсе –  26 ноября.
  • Праздник Умай бичи – 29 ноября.

Булгары сочинили древнейшие песни и изобрели первый музыкальный инструмент – тамыр. Вначале песни и стихи сочинялись для молитв Тангре и обращений к алыпам. Затем “тамыр” превратился  “дынгыр” и “домбра”, а ещё позднее – в “кубыз”. “От этого происходит слово “кобзарь».

В каждом из этих праздников кроются  секреты древнейшей истории тюрков-булгар.

Как видим, все праздники наших предков насыщены жизнью, благодарностью к природе. Они красочны, содержательны и глубокомысленны. Древние тюрки были истинными детьми природы и жили в гармонии с ней. Таковы и традиции нашего народа, его культура.

Сказки, мифы, легенды, песни и сказания народа имеют огромную силу воздействия на умы и сердца людей. Они призывают к добру, воспитывают нетерпимость ко лжи, предательству, трусости и другим человеческим порокам. При этом они являются источниками информации, имеющие огромную историческую ценность

Тогда, когда глубоко осознаёшь всё это, становится обидно, что изучению истории античности а также древнегреческих и древнеримских мифов — придаётся огромное значение во всём мире и исторические памятники тех времён являются достоянием мировой цивилизации.

Но в трудах древних учёных описывается, что история тюрков намного глубже и древнее. Правда многие из их трудов уничтожены. А те, что сохранились — ждут своего часа изучения и обнародования, так как они написаны в старом стиле арабской графики.

Сейчас историческая наука во всём мире имеет европоцентристскую направленность. А тюркская история на века была в загоне, так как кроме Турции все  страны с тюркским населением были в зависимости, влоть до развала СССР.

Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.

Город Самара.

 

Просмотров: 1023

Один комментарий

  1. Где можно посмотреть сказки и мифы до исламского периода жизни татар. В советское время была книга татарских сказок с дэвами, прекрасными принцессами, падишахами и батырами.