Фарид Шириязданов: Каждый житель Улуса Джучи был обречён уметь читать и писать

Dh2y0APW0AAX2s2Принятие ислама открыло широкую дорогу для развития просвещения в булгарском обществе. Умение читать-писать, получать различные знания и распространение художественной литературы напрямую зависело от того, насколько там  ислам глубоко проникал  в сознание людей.

Персидский путешественник Ибн Русте ещё в 9 веке писал: «Большинство булгар исповедают ислам, и у них имеются начальные школы. В них детей обучают имамы и муэдзины».

Таким образом, просвещение у булгар изначально было в руках религиозных деятелей.  Чем глубже и шире оно проникало в народные массы, тем шире распространялись грамотность и освоение наук.

Например, даже в обереги, которые носили в эпоху язычества, булгары начали писать изречения из Корана.  В медресе, кроме обучения религиозных деятелей, давали основы знаний по математике, астрономии, медицине, географии и истории. Это было необходимо для дальнейшего обучения гос. служащих, лекарей и других специалистов.

Для дальнейшего получения знаний они ездили в страны Востока: Бухару, Самарканд, Газни, Нишапур, Балх, Багдад и Мерв, где размещались центры науки, религии и культуры. Получение знаний в этих местах  означало высшую ступень в просветительской системе булгар.

Особое внимание уделялось изучению классических восточных языков. Булгарские учёные и богословы свои произведения писали на арабском, то есть на книжном языке того времени. А с 11 века персидский язык превращается в язык поэзии. Знание русского и восточных языков было необходимо для ведения торговых дел и политических отношений.

Стремление булгар знать языки проявляется и в фольклоре. Например, об этом чётко говорит поговорка: «Җиде йортның телен бел, җиде төрле белем бел” (Знай язык семи дворов и познай семь различных наук). Лучшим показателем качества образованности героя поэмы “Кыйссаи Юсуф” — было знание 72 языков.

Существовала тогда и своего рода письменность ремесленников. В предметах и товарах, изготовленных ими, они писали свои пожелания их будущим обладателям  в виде  крылатых выражений. Арабская графика булгарам служила неким мостом, проводником в освоении достижений мировой культуры.

 То, что Волжскую Булгарию в разных странах называли «Светочем Востока», «Царством разума» и «Золотым троном Востока» — это не вымышленные выражения.

В 1080 году в Буляре был открыт первый булгарский университет «Мухаммад Бакирия», ректором которого был Якуб ибн Нугман, потомок Ахмеда ибн Фадлана. А в городе Улуг Булгар действовала единственная в мире «Школа принцев», учреждённая хакан-беком Талибом. В ней учились будущие правители и вельможи большинства стран мира.

Это были польские, немецкие, венгерские, испанские, марокканские, тунисские маньчжурские, египетские, русские, армянские, азербайджанские, бургундские, грузинские, уйгурские, сельджукские и другие принцы.

Высокородные учащиеся объединялись в группы- десятки.

Вот одна из десяток «Школы принцев» в 1165 году:

  1. Польский принц Лачын (Лешко).
  2. Грузинский бек Бурджан (будущий Шота Руставели).
  3. Меркитский принц Тохта.
  4. Черниговский принц Булюмар (Владимир Святославович — будущий автор «Слова о полку Игореве).
  5. Ромейский бек Жан (Иоан) Туки.
  6. Армянский бек Багрэм.
  7. Азербайджанский принц Сабир Ильдегиз.
  8. Дунайско-Булгарский принц Калай-Джан.
  9. Египетский бек Асад Булгари.
  10.  Сельджукский бек Булгардус.

 Почти все они, получив блестящее, всестороннее образование, стали поэтами, учёными и выдающимися полководцами и правителями. Практику по курсу «Тактика полевого боя» они проходили на полях сражений.

В книге «Нариман тарихы» были названы имена и произведения 250 особо знаменитых волжско-булгарских деятелей — поэтов, писателей и учёных. Вот некоторые из них:

  1. Абдаллах ибн Башту: «Кисекбаш китабы», «История Хазарии».
  2. Ходжа Ахмед аль-Булгари (11 век): «Булгар тарихы».
  3. Тахир аль Булгари — булгарский врач 11-12 век: «Исцеление души и тела». Он лечил Юрия Булгарука (Долгорукого), Владимира Маномаха, царя Анбала.
  4. Ходжа аль Булгари (12 век): «Бөек Булгар тарихы», «Омовение душ и умов».
  5. Мохамедгали ибн Мирходжа аль Булгари (Кул Гали): «Кыйсса-и Юсуф».
  6. Бурханетлин ибн Юнус аль Булгари: «Методы ан-Насафи в научной диалектике».
  7. Шейх Максуд аль Булгари, астроном, родился 1199 году: «Дороги звёзд».
  8. Шейх Ходжа аль Булгари (1253 год), крупнейший юрист, ректор основанного им медресе «Аль Булгария»: «Познание законов.(Эта книга была учебником по правоведению до 1740 года).
  9. Шейх Ходжа Нугман аль Булгари — друг и наставник хана Узбека: «Возвышенное сострадание». (Эта книга была учебником по предмету «Нравственность» до 18 века).
  10.  Мухамедьяр Буюрган (1502-1552): «Казан тарихы», «Тухваи Мардан», «Норы Судур» (Сияние сердец).
  11.  Иман Бахши: «Джахфар тарихы». «Ике баш дастаны» (Сказание о двух головах).
  12. Максуд аль Булгари — предок видных политиков и публицистов Хади и Садри Максудовых): «Дафтар- и Чингиз Наме».

 Письменность в Улусе Джучи (Золотой Орде)

Объединившись под крылом огромной империи, многие государства с богатыми культурными традициями, взаимо обогащая друг друга,  достигли небывалых уровней развития. Именно они и определяли степень развития культуры Улуса Джучи

Улус Джучи, который объединял огромные территории  Дешт-Кипчака, Сибири, Среднего и Нижнего Поволжья, включая и центры исламской городской культуры, как Хорезм, Крым, Северный Кавказ и Волжскую Булгарию.

 Объединившись, именно они и определяли степень развития культуры и просвещения Улуса Джучи.

Здесь встретились культуры арабов, персов, китайцев, тюрков и народов европейских стран. Среди них особенно сильное влияние оказали культуры народов Средней Азии и Кавказа.

Но, к сожалению, эти культуры не смогли объединиться и создать единую структуру этого государства — Улуса Джучи. Поэтому они рассматриваются как механическое объединение различных культур.

В Улусе Джучи мирно уживались две разные культуры — городская и кочевая. Но ключевую роль играла городская культура, которая особенно сильное развитие получила  при Мухамед Узбек хане (1312-1342).

Историк 14 века Ибн Арабшах пишет: «Столица Улуса Джучи Сарай превратился в центр наук и воплощение благодати. За короткое время тут собралось много учёных, прославленных людей и мастеров слова. В центрах цивилизаций, даже в Египте подобное не наблюдалось».

В самом начале в Улусе Джучи деловые переписки велись при помощи уйгурского письма. Потом долгое время они параллельно шли с арабским алфавитом.

Когда ко власти пришли мамлюки, то есть тюрки, выходцы из Поволжья (1250-1517), Египет превратился в центр тюркской культуры и тюркский язык превратился в государственный. В Золотой Орде все переписки и делопроизводство уже велись на основе арабской графики.

 Между Нилом и Волгой, Улусом Джучи и Египтом тогда установились крепкие торгово-экономические, научные, культурные, религиозные и политические связи.

Таким образом, Улус Джучи полностью превращается в империю тюркских народов. Тюркский язык стал языком международного общения. В мамлюкском Египте также в широком применении были тюркский язык, грамматика и тюркско-арабские словари.

В Улусе Джучи при хане существовала канцелярия (кәнсә), где писцы (хаттатлар) осуществляли деловые переписки. При этом были строгие правила (протокол) письма, которые требовали высокой образованности.

Официальные письма и ханские указы, ярлыки представляли собой предмет искусства того времени, для которых существовали специальные сборники, где были написаны чёткие правила.

Например, кому и как, в каком размере, каким пером и какими чернилами писать, какой почерк применить, какие абзацы и междустрочные интервалы, к кому как обращаться, какие для этого применять эпитеты. Каким образом должно начинаться письмо, дальнейшее его строение, после чего какое слово должно последовать и так далее.

 Элементарное невыполнение чего-то из этих правил  считалось неуважением адресата и могло повлечь за собой серьёзные последствия. При чтении таких писем каждое из них вызывало восторг. По сравнению с нынешним, искусством письма наших предков нельзя не восхищаться. В свои чернила они добавляли бронзовые, даже золотые песчинки, которые, кстати, сохранились и до нынешних дней.

Насчёт важности письма тогда говорили: «Каләм очыннан алтын да тамар, каләм  очыннан дөнья да янар» (С конца пера может капать и золото, с конца пера может вспыхнуть и мировой пожар). Уже в эпоху Золотой Орды начинают появляться и железные перья.

Порядок применения печатей тоже имели свои значения и правила. Например, были квадратные печати, затем к ним прибавились и личные печати в виде перстней. В них изображалось имя хана и его отца. Вписывали религиозные формулы, Например, что Аллах един и Мухаммад — его пророк.

А затем то, что власть хану передаётся от имени Аллаха, и что перечить ему — это великий грех. А далее — слова восхваления хана и добрые ему пожелания. После — его титул и название титула его отца.

У булгар в применении были перстни и запястные кольца. Булгары считали, что буквы, слова нанесённые в них имеют магическую силу и охраняют от джиннов и других злых сил. Что пожелания, написанные на них, могут реализоваться в жизни.

В Улусе Джучи была своеобразная культура изготовления облицованных глазурью тарелок, блюдец и другой посуды. На них наносились разнообразные формы живописи, украшенные различными изречениями, выдержками из стихов, коранических сказаний. Такая расписная посуда считалась лучшим подарком даже на самом высоком уровне.

Более того, их применяли во время официальных и религиозных церемоний, при приёме послов, церемониях освобождения от грехов. При клятвах они превращались в незаменимые атрибуты.

У булгар особо загадочными предметами считались зеркала. На них писали различные пожелания и хвалебные слова. Кроме предметов быта различные росписи делали не только у себя во дворе, но и на стенах общественных зданий, на их колоннах и куполах, минаретах, наверху ворот и дверей.

Везде наносились умные выражения знаменитостей и пророков, имеющие глубокий смысл. А также украшались изречениями из Корана, выдержками из стихов и произведений восточных классиков.

У древних тюрок фанатическая их преданность  своему обществу, искреннее обожествление государственности и своих правителей  было самым загадочным явлением в мировой истории.

Например, в одной тарелке, изготовленной в форме медальона, в центре был красивый орнамент из цветов, а по кругу написаны слова: «Жизнь неразрывно связана с судьбой. Но правитель — воплощение святости и великих надежд. Он — мощь государства и источник счастья!»

Каждый житель Улуса Джучи везде и всюду неизбежно сталкивался с письменным искусством. Он просто был обречён уметь читать и писать. На каждой вещичке он постоянно сталкивался с добрыми пожеланиями на будущее, повсюду его встречали умные изречения и священные наставления.

Более того, всё это сопровождало человека не только при жизни, они провожали его в последний путь и вечно хранили память о нём. За добрые дела, сотворённые им при жизни, воспевали славу и об этом писали на надмогильных сооружениях.

Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.

Г. Самара.

 

.

Просмотров: 935

Комментирование запрещено