Как татарам сохранить национальную идентичность

6774f06a2e59c1f3d148fd1443e3c40b[1]Для начала стоит обозначить саму проблему. Еще 100 лет назад татары в основном проживали компактно в своих деревнях и практически не смешивались с представителями других этносов. Социальные процессы, запущенные в 30-ые годы прошлого века: урбанизация в интересах быстрой индустриализации страны, усилия по созданию новой исторической общности – «советского народа» с постепенным стиранием национальных различий, борьба с религией как с «опиумом для народа», препятствующим формированию нового человека, объективно вели к ассимиляции и утери национальной самобытности.

Большие нации имели больше возможностей для самосохранения, но исключительно на тех территориях, которые им были отведены по итогам национально-территориального размежевания в рамках СССР. Нации поменьше, вроде тех же татар, также имели свою территорию, но с гораздо меньшими правами на национальную самобытность, которая к тому же постоянно отодвигалась на задний план.

Тот, кто хотел сделать карьеру в СССР должен был поменьше вспоминать про свою национальность, а тем более не должен был делать на ней акцент. В том же Татарстане среднее образование на татарском языке практически прекратилось к концу 80-х годов, а культура, как завещал товарищ Сталин, «народная по форме и социалистическая по содержанию» была по сути «новоделом», имевшим мало общего с истинно народным творчеством.

Смена политической парадигмы придала животворящий импульс национальному возрождению и укреплению самосознания. Стало понятно, что страну населяют не просто «советские интернационалисты», но представители разных этносов, у каждого из которых есть присущее им в разной степени чувство национального достоинства. Начались процессы по реализации прав на национальную самобытность, которые во времена СССР существовали зачастую в виде деклараций.

В то же время защитники интересов тех или иных национальностей столкнулись с отсутствием четкого механизма реализации этих прав. При этом политика «приведения к общему знаменателю» никуда не делась, и это было видно в образовательной сфере: получение образования было напрямую связано со степенью владения русским языком. И если руководство Татарстана продекларировало желание выстроить систему образования на национальном языке, то учитывая характер дисперсного расселения татар, за пределами республики это оказалось невозможным.

Сегодня татары продолжают оставаться вторым по численности народом в России. Сохранению их национальной идентичности способствует коллективная память о принадлежности к единому этносу, наличие родного языка, обычаев и религиозная принадлежность. Эти четыре составляющие и являются, как это сейчас модно говорить, духовными скрепами татарской нации.

Главной из них является ислам, который не только служит в качестве опознавательной системы «свое-чужое», но и несет в себе универсальный моральный поведенческий код, позволяющий человеку сохранять нравственные ориентиры в нашем постмодернистском мире, где нет признанных авторитетов и у каждого своя правда, но истина отсутствует как универсальное понятие. Недаром общине финских татар, которая вот уже более ста лет обитает на своей новой родине, удается сохранять себя, ставя во главу угла изучение исламской религии и родного языка, чему постоянно уделяется большое внимание.

Стоит отметить, что в последнее время по национальной идентичности татар пытаются нанести удары с целью ее ослабления. Тут и навязываемая дискуссия о ненужности изучения татарского языка, который якобы не несет в себе никакой пользы, и культурные диверсии в виде многочисленных фильмов. Порой возникает вопрос, зачем снимается столько картин, где татар представляют в негативном свете? Из этой же серии явление, получившее название «этнопрозелитизм», когда татар из разных регионов призывают записываться не татарами, а в соответствии с названиями территорий, на которых они проживают.

К этому же можно отнести поднимаемую с настойчивостью, достойной лучшего применения, тему о ликвидации национальных республик в составе РФ. Удивительно, но никто даже не удосужился отметить, что подобная постановка вопроса – нарушение Конституции, где закреплен принцип национально-территориального устройства страны.

В общем и целом приходится констатировать, что сохранение национальной идентичности – задача, требующая значительных усилий. Если татары не хотят остаться в прошлом, необходимо предпринимать усилия для сохранения своего языка, традиций и религии, как на уровне этноса, так и каждой отдельной взятой семьи. В противном случае они неминуемо сойдут с исторической сцены, подобно другим народам, которых постигла эта участь.

islamnews.ru

Просмотров: 1037

Один комментарий

  1. Принцип :Раделяй и властвуй,именно в этой ситуации хорошо сработает. Татары всей России, как единый народ _это мощная сила. Разделив по территориальных принадлежности татар. Ослабляют дух татарского народа. Тем более СМИ и интернет пространство работает для этого. Мы люди уже со сложившийся идеологией и то подвергается сомнению. А что говорить про молодёжь? И ещё людей морально неусточивых?
    В Самаре ив регионе вы основной оплот по сохранению ислама нашей религии,поэтому надо вести разьяснительную работу не только среди татар, но и среди всех других народов и на государственном уровне. Чаще всего пишут статьи люди некомпитентные в этих вопросах. Выдают за действительность. Это моё личное мнение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>