Как татары русскому царю на флоте служили

3c116787cbef1a90ef8ffa7e4317e903С тех пор, как русская армия начала комплектоваться рекрутскими наборами, татары попали в число тех, кто подлежал призыву в армию и на флот. С 1718 года бывших служилых татар приписали к Казанскому адмиралтейству и использовали на заготовках леса для строительства кораблей. Кроме этого их продолжали призывать на военную и морскую службу.

В 1737 году вышел именной императорский указ о комплектовании флота наполовину иноверцами, а наполовину русскими – уроженцами Архангелогородской губернии. В соответствии с ним только в 1738 году из Казанской, Симбирской, Астраханской, Сибирской губерний и Уфимской провинции для комплектования флотских экипажей был направлен 2761 рекрут. «Генеральное учреждение о сборе в государстве рекрут…», принятое в 1766 году окончательно утвердило этот способ комплектования флота.

Инородцами в значительной степени комплектовались и пехотные полки, несшие службу в Остзейском крае (современная Прибалтика).

Служба на флоте в то время была, пожалуй, самой тяжелой. Все работы по постановке парусов проводились вручную. К этому следует прибавить скученность людей из-за относительно малых размеров кораблей того времени. Питание также оставляло желать лучшего, и из-за его плохого качества среди матросов была распространена цинга и другие болезни. Как говорят моряки: «Раньше корабли были деревянными, а люди железными…». Смерть, даже в мирное время была естественным спутником моряков в те времена: в ходе дальних морских походов российские экипажи теряли до 10% умершими от болезней.

Татары-моряки к тому же долгое время были лишены в том числе и возможности отправлять свои религиозные обряды. Лишь в 1845 году по указу императора Николая I в военно-морских портах были учреждены должности имамов, получавших жалование из казны.

В среде российского офицерства отношение к военнослужащим-мусульманам также было неоднозначным. Некоторые офицеры выступали против того, чтобы предоставлять им «особые льготы» для отправления религиозных обязанностей.

Ограничения касались и возможности мусульманам получить военно-морское образование и стать офицером флота. В отличие от армейских учебных заведений поступление в Морской корпус было возможно только для лиц христианского вероисповедания. Поэтому во времена царизма на флоте не было адмиралов-мусульман.

Хотя одному татарину-мусульманину удалось дослужиться до сравнительно высокого звания капитана I ранга. Его звали Исхак Ислямов. Он окончил не престижный Морской корпус, а Николаевское морское военное инженерное училище, готовившее технических специалистов флота, в основном из представителей низших сословий.

Проявив выдающиеся способности и героизм в русско-японской войне, занимаясь полярными исследованиями и гидрографическими работами, Исхак Ислямов смог сделать неплохую карьеру. Он остался единственным за всю историю царского флота офицером-мусульманином.

Простые матросы-мусульмане также отличались мужеством и героизмом, сражаясь «за царя и Отечество». Так, в списках Гвардейского флотского экипажа – привилегированной и прославленной части царских ВМФ – среди 91 Георгиевского кавалера за период войн с Наполеоном числится и татарин Муртаза Мурдалеев, который получил свою награду за участие в битве при Кульме.

Гвардейский экипаж, насчитывавший 518 человек, в 1812-1814 годах сражался на суше как элитное подразделение. Матросы-татары отличились и во время Крымской войны при защите города Петропавловск-Камчатский. Сегодня мало кто знает об этой странице «Восточной войны», но англо-французская эскадра атаковала этот город, намереваясь уничтожить русские крейсера, угрожавшие их тихоокеанской торговле.

Малочисленный русский гарнизон, в составе которого были моряки с фрегата «Аврора» и транспортного судна «Двина» и ополченцы из числа местных жителей, оказали захватчикам ожесточенное сопротивление, отбили атаку десанта и, обстреляв вражескую эскадру, заставили ее убраться из российских территориальных вод. В этом бою отличились матросы Бикней Диндубаев, Халит Саитов и унтер-офицер Абубакиров. Их имена были упомянуты в рапорте руководителя обороны Петропавловска адмирала Завойко.

Стоит отметить и тот факт, что на крейсере “Варяг”, ставшим символом доблести русского императорского флота также служил татарин-мусульманин Хузят-Ислам Саит-Галин, удостоенный как и все члены экипажа крейсера Георгиевского креста за массовый героизм, проявленный в легендарном бою у порта Чемульпо.

Старые архивы хранят имена многих мусульман – матросов и солдат, честно служивших «царю и Отечеству». Достаточно отметить тот факт, что в роте Дворцовых гренадер, являвшейся личной охраной российских императоров (что-то вроде современной службы охраны президента), куда отбирали лучших служак из гвардейских полков Русской императорской армии, постоянно служили один-два татарина.

Таким образом, можно смело сказать, что татары были не только «государствостроительным» народом России, но и «государствозащищающим». Они служили России и топором лесоруба,и штыком солдата.

islamnews.ru

Просмотров: 655

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>