Фарид ШИРИЯЗДАНОВ: Барсилы — одни из предводителей среди других булгарских племён

БарсОбраз волка в мифологии тюркских народов является тотемным, то есть их покровителем.  Но, в сложении этноса булгар, имеются свои, отличительные особенности. Например, наряду с волком, тотемным животным у них является и образ барса.

Чтобы понять и представить сущность этого тотема, нужно знать образ мышления людей того времени и сущность их мировоззрения. Древние булгары своим замкам придавали форму барса. При этом они считали, что сохранность вещи, дома, двора, народа и страны может обеспечивать только образ тотема. Возникает вопрос, но почему барс, ведь он не обитает в Поволжье и в других близлежащих территориях?!

Ещё во времена существования союза гуннских племён, в предгорьях Кавказа жили племена барсил. Они были наиболее сильными среди других булгарских племён. Их государство, расположенное в Прикаспийской зоне, на территории нынешней Республики Дагестан, называли «Барсилией» (Учёные предполагают, что и  Хазарский каганат именно оттуда берёт своё начало).

Барсилы вместе с другими булгарскими племенами, обитавшими на Приазовье, Придонье и Прикавказских землях, пришли на Волгу, Каму и сформировали там новое государство.

Изначально они устраиваются в междуречье рек Малый Черемшан и Актай-Бездна. Их тогда назыают «нукратскими булгарами» или «серебряными барсилами». Здесь они строят столицу страны — Биляр-Булгар.

В русских летописях его называют «Великим городом серебряных булгар». Барсилы были предводителями среди других булгарских племён. Цари тоже избирались именно из их среды.

Примечательно то, что племена и народы в древности назывались сообразно их тотему. Например, баранжиры назывались согласно тотему от слова «баран». Аскелы — «аскы ил» (низовая страна) и другие.

У булгар было принято называть новорожденных детей тоже тотемными именами. Например, Барс бек, Ирбис (снежный барс), Ирбис Дулу хан, Ирбис Ышбара (могучий  барс), Бахадур Ирбис, Ирбис Шегуй хан.

Тотемным именем обычно было принято называть представителей правящих родов. Например, Царь Болгарии Борис до принятия христианства тоже назывался Барсом.

Эта традиция продолжается и далее. Например, в эпоху мамлюков (кипчаков)  султан Египта Бейбарс, в Казанском ханстве — марийский князь Акпарс.

В 12 веке образ барса стал символом государства. Он изображается в печатях, пломбах, гирях.

Принятие символом современного Татарстана образа барса основано на исторические факты. Например, в денежных знаках, найденных на его территории, изображены образы этого тотемного животного. Они были изготовлены в домонгольскую эпоху в Волжской Булгарии, а также в Булгарском улусе Золотой Орды.

Что примечательно, в них образ барса изображён рогатым и движущимся на крепких, сильных ногах по часовой стрелке. Это символизирует движение солнца, то есть вечное движение.

То, что одна передняя нога приподнята, хвост заброшен на спину, высоко поднятая голова и грозно открытый рот — показывает самоуверенность, величавость, горделивость и уверенность в завтрашнем дне.

На теле барса запечатлен загадочный круг, напоминающий солнце. Здесь просматривается и некая космогоничность этой тугры (знака). Будто бы это — космическая сущность, властитель Вселенной, и, что его движение объединяет пространство и время.

Булгарский геральдический знак впоследствии использовали и в Московском государстве. Например, в печатях царей — Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича и Ивана Грозного. Этим они старались придавать ещё большую значимость своей правящей сущности.

Например, царь Иван III после завоевания Казани в 1487 году к своему титулу прибавил ещё «… царь Булгарский», хотя в это время страна Булгария уже давно не существовала.

Образ барса всегда с благоговением хранился в памяти татарского народа. Он и сейчас символизирует силу, богатство, степенность и благородство. О нём упоминается и в народных поговорках и сказаниях. Например: «Барс елында бар да үсә”, “Барс елында байлык килә”, “Барс елында барын чәч, һич булмаса – тары чәч”.

Образ барса, как символ суверенитета Татарстана, принят в 1992 году. Этот геральдический образ как будто намеревается вести народ к лучшей жизни, хочет придать ему уверенность в сохранении своей свободы и суверенитета, повышении благосостояния,  и придать бодрость духа на пути преодоления трудностей.

Мифы пронизывали всю жизнь наших предков. Они помогали познавать мир и окружающую действительность через их фантазии и мечты. Мифы влияли на всё и проявлялись во всём. Они легли в основу прикладного и устного народного творчества, литературы и поэзии, а также различных наук, как история, география и других.

Аристотель про мифы сказал: «Это домыслы, ведущие к пониманию правды».

А Габдулла Тукай назвал их «поэтическими выдумками».

Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.

Г.Самара.

Просмотров: 1059

Комментирование запрещено