«Самые лучшие из людей — это самые полезные для людей»: Ильдар Хасаншин в поисках смысла жизни

хасаншин-211Путь к счастью наш герой начинал с занятий бизнесом, со стремления к благополучию для себя и близких. Но очень скоро понял, что ему интереснее учить, делиться знаниями, помогать, поддерживать и «поднимать на крыло» других. Поэтому уже 17 лет он занимается преподавательской деятельностью, которая стала делом его жизни. И постепенно к нему пришло понимание того, что, как сказал Пророк в вынесенной в заголовок фразе из хадиса, смысл праведной и правильной жизни — быть полезным другим.

Дорога к самому себе

Все корни семейного древа Ильдара Анваровича Хасаншина — в самарской земле. Родня его матери — из села Старое Ермаково. Отец родился в узбекском городе Маргелане, а потом его семья перебралась в Бугуруслан, который ведь тоже входил в Самарскую губернию, существовавшую до 1928 года. А потом, когда началось строительство КамАЗа, молодые инженер и медсестра встретились и создали собственную семью — их сын Ильдар появился на свет в Набережных Челнах в 1978 году.

Среднюю школу им. Калинина, лучшую в Бугуруслане, на родине отца, он закончил в 1995 году с серебряной медалью. И сразу вернулся на родину матери, в Самарскую область — поступил в Самарскую государственную экономическую академию (ныне университет). Обучаясь на престижную и модную в те времена профессию коммерсанта, Ильдар не ограничивался только учебой — еще на старших курсах совмещал ее с практической работой, став менеджером по маркетингу в ТК «Московский».

В начале 2000-х он много работал «в поле». Самарский жиркомбинат посылал его в многочисленные командировки в Барнаул, Томск, Кемерово, где Ильдар Хасаншин, помимо расширения «личной географии», познакомился с особенностями быта и мышления сибиряков (называющих, например, центральную Россию за Уралом «материком»). В «Новом Эдеме» от простого менеджера по сбыту дослужился до и.о. начальника отдела сбыта. Было что вспомнить, было чем гордится.

Но не отпускало Ильдара Хасаншина странное желание поделиться накопленными знаниями, и теоретическими, и практическими, помочь тем, кто только начинает свою карьеру, не наделать «детских ошибок», выбрать правильную стратегию и получить необходимый интеллектуальный багаж для путешествия в «большую жизнь». И потому его собственная карьера в 2004 году сделала на первый взгляд странный, а для него самого — вполне логичный и понятный поворот, когда он принял предложение перейти на научно-преподавательскую работу в Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ).

Да и дело обещало быть очень интересным — именно в 2004 году в университете связи была организована первая в России кафедра электронной коммерции. Поэтому учебный курс приходилось разрабатывать собственными силами практически с нуля. И Ильдар Анварович именно в преподавании и науке почувствовал себя в своей стихии — 16 лет отработал в ПГУТИ, став из младшего научного сотрудника заведующим кафедрой электронной коммерции в 2015 году.

Первые в России

Вообще, многое из того, чем занимались на кафедре электронной коммерции в ПГУТИ с 2004 года, делалось впервые в России. Например, в 2017 году она стала кафедрой цифровой экономики — первой среди четырех отраслевых вузов. На обсуждении в ученом совете университета некоторые «ученые мужи» выступили резко против — что это за название такое, какая такая «цифровая экономика», нет «такого зверя в природе»… А буквально через несколько дней президент России Владимир Путин выступил с очередным посланием Федеральному Собранию РФ, в котором, в числе прочего, заявил, что надо начинать строить в стране цифровую экономику — чтобы не отстать от всего остального мира. Так что «фейковое название» прижилось и со временем перестало вызывать удивление и негативные эмоции — вряд ли теперь кто-то будет спорить о том, что в России есть цифровая экономика. И кстати — кафедру дважды признавали лучшей в ПГУТИ.

В 2006 году Ильдар Хасаншин защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Посвящено исследование было одной интересной, а главное, конкретной проблеме, с которой сталкиваются менеджеры больших торговых сетей — так называемой «ассортиментной ловушке». При продажах различных товаров одной линейки (например, молочные продукты, мясные, кондитерские изделия и т. п.) довольно часто один из них остается убыточным, и возиться с ним невыгодно. Возникает соблазн именно этот «неликвид» вообще не продавать. И… продажи всего ассортимента линейки падают. Потому что многие люди, оказывается, ходят в конкретную торговую сеть за конкретным, обычно редким, товаром — а остальные они «и возле дома купят». Когда же товар исчезает — пропадает и потребность посещать супермаркет. Получается, что часто отдельный нерентабельный товар всё-таки выгоднее оставлять в  продаже, чтобы не «ронять» весь ассортимент.

Время работы в ПГУТИ Ильдар Хасаншин вспоминает с любовью — и коллектив был хорошим, и занимались интересным делом. Например, в 2019 году создали первый (снова!) в России вузовский учебник «Цифровая экономика».  Ильдар Хасаншин, помимо написания части материала, взял на себя самое сложное — руководство изданием. Контролировал сдачу материалов и редактуру, контактировал с издательством, а главное — добивался включения книги в перечень рекомендованной для преподавания студентам учебной литературы.

Кстати, резонанс после выхода учебника был снова не только в ПГУТИ и в Самаре, но и в столице нашей славной родины Москве. Совсем недавно Ильдар Хасаншин, представляя уже СГЭУ, разрабатывал совместно с Государственным институтом управления (Москва) обучающую онлайн-программу по IT-предпринимательству. И при личной встрече кто-то из московских коллег воскликнул: «Я вас знаю — вы учебник написали!» Оказалось, что по учебнику «Цифровая экономика» обучаются студенты ГУУ. Да не просто учатся, а не устают благодарить его авторов — если раньше при разговорах на научных тусовках об этом предмете в голове у них часто «звенела китайская грамота», то теперь они с удивлением и удовлетворением замечают, что понимают, о чем речь, и могут следить за ходом разговора. Итого, учебник «ушел в народ» и нашел своего читателя.

Однако же предела совершенству нет, а уникальные специалисты пользуются повышенным спросом — в июле 2020 года Ильдара Хасаншина уговорили перейти на работу в Самарский государственный экономический университет и возглавить только что созданную кафедру цифровой экономики. Прощаться с ПГУТИ было непросто, но очень уж хотелось вернуться в альма-матер — работать в вузе, который закончил студентом, очень почётно.

 «Электроник» и «Электроник 2.0»

Однако душа человеческая (если мы, конечно, говорим о настоящем человеке, который хочет не просто «жизнь прожить», а «оставить след») рано или поздно начинает просить не только работы, но и какого-то большого дела, которое бы дало ощущение небесполезности существования. Для Ильдара Хасаншина таким делом стала работа в НКО «Инновационный центр Цифрономика», резиденте технопарка «Жигулевская долина» (учредителем которого он стал).

В 2020 году эта организация подала заявку на конкурс Фонда президентских грантов и выиграла его с проектом «Электроник». Суть того, что предлагает «Цифрономика»: использовать то, что еще с советских времен в школах остались кружки робототехники. Десятки лет назад школьники собирали радиоприемники, сейчас они создают роботов и механизмы с искусственным интеллектом, полезные цифровые программы и мобильные приложения. Но увы — в отличие от советского прошлого, сегодня почти все эти кружки работают на платной основе. И потому недоступны для многих ребят из многодетных и малообеспеченных семей.

Поэтому «Цифрономика» при поддержке Фонда президентских грантов подготовила программу бесплатных занятий в подобных кружках. Планировалось ее в качестве эксперимента внедрить для ребят сразу из трех самарских школ, но пандемия коронавируса внесла коррективы — запрещено собирать вместе детей из разных учебных заведений. Поэтому программа заработала только в одной школе — №3 (имени героя Советского Союза М.И. Фадеева). И заработала так успешно, что к ней уже в интерактивной модели присоединилась еще одна самарская школа, №36.

Успех проекта «Электроник» вдохновил некоммерческую организацию на новое начинание — «Электроник 2.0». Его цель — расширение аудитории занимающихся ребят за счет тех, кто болен детским церебральным параличом, или имеет другие ограничения здоровья. Ведь будучи ограничены физически, интеллектуально такие дети одарены не хуже (а иногда и лучше) обычных, и если найти применение их творческому потенциалу — сколько российских Илонов Масков и Стивов Джобсов можно найти, вырастить и дать старт их свершениям на общее благо? Вовлечение их в полезную созидательную деятельность — прекрасное начинание со всех сторон. Это и социализация детей с ОВЗ, обучение их современным цифровым технологиям, развитие научного и кадрового потенциала нашего региона.

Ведь в одной только Самарской области — 120 000 инвалидов, из них 6000 колясочников, 2000 из которых живут в Самаре. Также к этому проекту потенциально можно подключить предпенсионеров и пенсионеров, которые всю жизнь занимались интеллектуальным трудом — если здоровье их уже не всегда безупречно, то креативные способности часто зашкаливают… Огромный человеческий потенциал, способный эффективно работать на благо всей Самарской области. И это не благотворительность — это инвестиции в наше с вами будущее. «Очень рад, что к этому причастен, и прошу Всевышнего, чтобы он мне в этой работе помог», — говорит Ильдар Анварович.

Что ж, глядя на то, что делает доцент Хасаншин, можно только повторить: самые лучшие из людей — это самые полезные для людей. Он нашел свой жизненный путь и полон уверенности и сил не сворачивать с него — пройти до конца, помогая другим и оставляя добрую память.

Хасаншин-111хасаншин-211 хасаншин-311 хасаншин-411

Дмитрий ГРЕКОВ

Г.Самара.

Просмотров: 1398

Комментирование запрещено