Бесконечность половины стакана

G9Ah1W-wyiIПривычно (по работе) листая с утра в Интернете новостную ленту, столкнулся с двумя заголовками, отразившими, на мой взгляд, два глобальных подхода к тому, как люди смотрят на мир. Речь идет о довольно будничной новости — всем самарцам хорошо знакомый монумент на проспекте Ленина, представляющий собой поставленную вертикально ракету-носитель «Союз», обследовали на предмет того, не развалится ли она в ближайшее время, и не упадет ли — рядом затеяли строительство планетария, и надо бы узнать всё это поточнее…

Итак, первый заголовок на сайте одного очень «федерально уважаемого» СМИ гласил: «В Самаре в 2021 году нашли дефекты на ракете-носителе „Союз“». И у вас тоже пробежался холодок по телу? Стоит посреди города эдакая «байда» металлическая, и каждый невольно думает — вот шороху-то будет, ежели оно надвернется… И тут бац — да оно всё с дефектами! И читатель лихорадочно кликает на заголовок, чтобы почитать, успеет ли спастись от неминуемого падения этой «самарско-пизанской башни», и сколько вообще тем, кто там рядом обитает, жить осталось. И что он читает? «На монументе заметно множество мелких дефектов, например, потеки ржавчины, отслоение лака и краски,  загрязнения. Но серьезных проблем, таких как трещины, разрывы и повреждения несущих конструкций, обнаружено не было». И у вас тоже во рту остался этот отчетливый привкус — бессовестного надувательства?

После такого «валидольного чтения новостей» очень рекомендую тут же перенестись на сайт другого СМИ, на сей раз «губернски уважаемого». Тут совершенно другой заголовок: «В Самаре озвучили результаты оценки состояния макета ракеты „Союз“». Интерес к тому, чего же они там озвучили, присутствует, и интересующийся «развитием темы» тоже кликнет. Но нет тревоги и «пожара» — всё окей, «работают специалисты», выдали экспертное мнение, «ща со всем разберемся». Что же пишут внутри? «Состояние макета ракеты признали удовлетворительным. При этом сотрудники „Прогресса“ выявили несколько мелких недочетов: потеки ржавчины, грязь, отслоение краски. Никаких серьезных дефектов (к примеру, повреждений и трещин) они не обнаружили».

Вот так вот — при чтении заголовков любой здравомыслящий человек поймет, что перед нами «два мира — два Шапиро», но внутри этих «упаковок» содержится «похожая до степени идентичности» информация. Классический анекдот про пессимиста и оптимиста — для одного стакан наполовину пуст, а для другого наполовину полон. Просто одно СМИ «заманивает читателя» истеричными ужасами и агрессивной тревогой (кто-то выпил половину стакана! скандал, сенсация, расследование!), а другое утешает «положительными новостями», внушая чувство безопасности, уюта и предсказуемости (в стакане еще много чего осталось — пейте, всем хватит!). Две старые как мир маркетинговые стратегии — продавать людям их собственный страх, или их же собственную безопасность. Одни пугают, другие убаюкивают.

Тут бы, конечно, порассуждать о «продажности СМИ», «власти чистогана», «потере моральных ориентиров» и «безудержной погоне за популярностью», но увольте — я в журналистике с 1998 года (ага, некоторые столько не живут), и уж поверьте на слово, практически всё тут «внутри» совсем не так устроено, как кажется со стороны. Как по мне, это даже не «философский вопрос», а констатация очевидной банальности — одни люди любят, когда их пугают и «выводят из зоны комфорта», другие это ненавидят и предпочитают жить в своем уютном коконе, радостно рассматривая «светлые дали» из окошка. А СМИ, как и любой другой бизнес, просто предлагают людям то, чего они хотят. Не больше, и не меньше.

Я даже более скажу — так и должно быть в нормальном обществе. Потому что гораздо хуже, когда СМИ никакого выбора не дают — вот наша точка зрения и вот «неправильная», на которую кто встал, тот враг трудового народа и бесполезный паразит на теле трудящегося класса… Уж поверьте (дубль-два), я и такое успел повидать, и обратно туда как-то не тянет, извините. Пусть стоят на столе самые разные стаканы — и наполовину полные, и наполовину пустые.

Дмитрий КОПАЛИАНИ, политический и экономический обозреватель сайта.

Просмотров: 529

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>