Прародина башкир — не в современном Башкортостане

EHTkVcq8wwOX3hAIgZKB-1060x600-watermarkИсторик Анвар Аксанов доказывает, что истоки рождения этноса башкир стоит искать на севере, в современном Пермском крае. 

Старший научный сотрудник Института истории имени Марджани Анвар Аксанов занимается исследованием истории Казанского ханства. Однако разгоревшаяся дискуссия между татарскими и башкирскими экспертами накануне Всероссийской переписи сподвигла его обратить внимание на историю Башкирского улуса, который был в составе средневекового государства Казанского ханства.

Суть претензий башкирских историков заключается в том, что они считают Бугульминско-Белебеевскую возвышенность, бассейн реки Ик и земли современного Башкортостана территорией, где издревле жил башкирский этнос. Однако анализ источников периода Казанского ханства, проведённый Анваром Аксановым, доказывает, что истинная прародина башкирского этноса — далеко на севере, это территория Пермского Приуралья.

- Анвар, расскажи о себе? Откуда ты и как пришёл к тому, что изучаешь теперь историю профессионально?

- Я родился в Лесосибирске Красноярского края. До 16 лет жил там. Моя предки туда попали ещё при Столыпине, когда было столыпинское переселение в Сибирь. Мои прадеды получили в Сибири землю в нынешнем Пировском районе. Тогда это была Енисейская губерния.  И с 1910 года там начали проживать. В общем, мои деды родились в Сибири.

А родом они, насколько точно знаю по материнской линии, из Мамадышского района, из деревни Таканыш.  

По отцовской линии территория происхождения — это горная сторона Татарстан, то есть Кайбицкий, Апастовский районы. Но по этой линии мой дед родился в Томске. Деталей мне пока не удалось выяснить. Я изучаю вопрос своего происхождения. Так или иначе, мои прадеды, мои корни — в Татарстане.

- Как ты решил переехать в Казань? Что тебя привело в нашу столицу?

- На Енисей мои предки быстро переехали. А вот обратно мы медленно возвращались. Сначала мы переехали в Тюменскую область. Я тогда был ещё школьником, 10-11 класс. Потом уже поступил в Тюменский университет, на исторический факультет. И там по окончании аспирантуры написал диссертацию, посвящённую истории Казанского ханства.

- Зачем тебе Казанское ханство в Тюмени? Почему ты проявил такой интерес?

- Дело в том, что мой бабай, мой дед, в моём интересе сыграл ключевую роль, с детства привив любовь к истории. Он часто мне рассказывал о Казанском ханстве. Он даже писал стихи на татарском и русском языках о Казанском ханстве, об Иване III, Иване IV. И то, что он рассказывал мне, не сходилось с тем, что нам преподавали в школе. И меня всегда волновал вопрос, где же правда, где же истина? 

- Что это за моменты преподавания истории такие в школе, с которыми ты был не согласен?

- Самый главный момент, с которым я не был согласен, из-за которого, кстати, мой научный руководитель в Тюменском вузе, а он этнически русский, Сергей Станиславович Пашин, решил мне дать тему по истории Казанского ханства, и я за тему охотно взялся — было такое представление, что якобы Казанское ханство Русское государство было вынуждено завоевать, так как Русское государство постоянно тревожили и терзали казанские ханы. Этот тезис проник в историографию и доминировал вплоть до 90-ых годов. В 90-ых годах что-то начали противопоставлять этому тезису, но серьёзных работ не было.  

В общем, я этой проблеме Казанского ханства посвятил все курсовые работы, дипломную работу, и диссертацию, и монографию.

- Получается, отсюда и интерес к Башкирскому улусу в Казанском ханстве?

- Казанское ханство в Средние века, выражаясь современным языком, являлось многонациональным государством, полиэтническим. Там, конечно, были и башкиры. В Казанском ханстве был и Башкирский улус. Вот меня и заинтересовал, где же находился этот Башкирский улус в Казанском ханстве?

Я прихожу к выводу, что у нас очень много общего с башкирами. И в плане этногенеза в том числе. Например, я недавно на канале «Яндекс.Дзен» Института Марджани опубликовал статью об иштяках. Они жили в северной части Приуралья, в Пермском Приуралье. А потом этот народ растворился. Часть иштяков стала татарами, а другая — башкирами. То есть, они одна из наших общих основ. И таких общих компонентов между татарами и башкирами много.

- Как Башкирский улус образовался в Казанском ханстве? Кто дал этому добро? Или это со времён Чингисхана повелось?

- Я как историк всегда призываю к историческим источникам обратиться. У нас есть одно очень достоверное известие, написанное современником событий. К сожалению, об авторе как о личности ничего неизвестно. Но это был официальный, московский русский летописец. Он практически заложил начало русской историографии при Иване III. Эта летопись была написана по горячим следам минувших событий, то есть Первой Казанской войны (1467-1469-го года). 

В этом источнике перечислено несколько земель, которые совпадают по территории с современным Башкортостаном. И там же есть упоминание Башкирского улуса.

Как-то казанский хан Ибрагим (правил с 1467 по 1479 г.) собрал всю свою рать. И там в составе его войска были представители земель — Башкирский улус, Сылвинская земля, Костякская (т.е. Остякская), Камская, Беловоложская (т.е. Ак Идель улус). Вот эти все земли пришли на помощь хану Ибрагиму. И вот эта весть о мобилизации вроде как должна была напугать русских воевод и они должны были отступить. Это известие летописцу принёс один из пленных Казанского ханства, который сбежал из заточения в Казани.

И где же находится этот Башкирский улус? Вроде как всё понятно, открываем советские исторические книги башкирских историков — работы Раиля Кузеева, Абубакира Усманова. У них написано, что территория нынешнего Башкортостана, окрестности Уфы, то есть юго-восточная часть Казанского ханства — это якобы и есть Башкирский улус. Но от чего исходит такой тезис? Где доказательства?

И мы начинаем смотреть синхронные тому времени исторические источники, сведения участников событий, очевидцев событий. А такие исторические личности есть. Никто из них на этих территориях, которые мы выше перечислили, не видели никаких башкир. У них вообще нет упоминания Башкирского улуса, который бы был на территории современного Башкортостана.

- Как видели эту территорию современники тех событий?

- Например, путешественник Сигизмунд Герберштейн (жил с 1486 по 1566 год) два раза побывал в России при князе Василии III. Он оставил очень подробное описание «Записки о Московии». Причем, видно, что в своём тексте он пользовался какими-то татарскими источниками, а не только довольствовался русскими сведениями и летописями. На примере Казанского ханства, скажем, мы видим, как он упоминает казанских ханов, которых ни одна русская летопись не знает, например, хан Халил (правил с 1465 по 1467 год).  

И вот Сигизмунд Герберштейн описывает Казанское ханство и пишет, что далее на восток идут ногайские земли. То есть, у Сигизмунда никакого упоминания башкир нет. А ногаи у него названы как «ногайские татары». И карту пройденных земель Сигизмунд тоже составил, там тоже нет башкир.

Если обратиться к летописному своду конца 15 века, то Первая Казанская война была очень насыщенной на события. Иван III яро хотел показать казанскому хану свою правоту. И вот он совершает несколько походов на Казань, один за другим отправлял свои войска.    

А до того, как к этой войне казанский хан Ибрагим собрал свои войска, у русского князя была стычка с татарами. Часть татарского войска стала отступать. Русские война направились их преследовать. В письменном источнике написано, что это был «отряд из 200 татар». И во главе этого отряда был полководец «Тулазей Тарханов сын». Этот отряд татар остановился на Белой Воложке (то есть река Белая, или Ак Идель), татары своих коней отдали местной «черемисе» и дальше они уже отправились на судах.

- Черемисы — это современные марийцы?

- Здесь наверно более широкое понимание этого исторического термина. Тут наверно не только марийцы. Если взять территорию Урала, то это могут быть какие-то остатки угров, которые ещё не пришли в ислам, отличались в языковом плане от окружающих тюркских народов. В исторических преданиях у местных жителей есть до сих пор, в том же Кушнаренковском районе Башкирии, сообщения или даже указания, что там или тут находилось «Чирмеш зираты», то есть «Черемисское кладбище».

В общем, это могут быть не совсем сегодняшние марийцы, но какие-то черемисы. В историографии их ещё называют «черемиса дальняя», имея в виду какую-то конкретную этническую группу. Но это точно не башкиры.

Русский летописец описывает поход на территорию Казанского ханства русских войск, их столкновение с татарами, вплоть до реки Белая. И нет никаких башкир.     

Кстати, многие башкирские историки, в том числе Усманов и Кузеев вооружились этим сообщением московского летописца и пристали к его имени «Тулазей Тарханов сын». Мол, таким образом речь идёт о башкирском аристократе-тархане, а раз тарханы, то значит башкиры.

- На территорию современного Башкортостана в Средние века несколько раз приезжали латинские и европейские путешественники. Монах Иоганка Венгр (1320-й год) написал, что на территории Башкирии он увидел население, которое говорит на до боли понятном ему венгерском языке.

- Да. Территорию современного Башкортостана он посетил в эпоху расцвета Золотой Орды. А до завоевания этой территории чингизидами, эту территорию посетил доминиканский монах Юлиан.

- Как так получается, что в эпоху расцвета Золотой Орды на территории Башкортостана живут какие-то венгры? 

- Насколько я понял, Юлиан общался с жителями Magna Hungaria («Великая Венгрия», располагалась раньше на территории Башкортостана) тоже на венгерском языке. Это был 1235-й год, то есть буквально за год до нашествия войск чингизидов. Тогда уже приходили вести, что с востока идут войска Батыя.   

Монах Иоганка Венгр говорит о земле «Баскардия», но самих «баскардов» он в своём тексте не упоминает. Что же такое могло произойти?

В общем, мы уверены, что на территории современного Башкортостана произошли глобальные перемены с того момента, как там побывал Юлиан и до того времени, как там побывал Иоганка Венгр. И это произошло на протяжении 100 лет. Скорее всего, все основные перемены произошли сразу после того, как там побывал Юлиан. Он называл жителей этой территории как «баскарды». Их ещё в исторической литературе называют «паскатиры», «башкарды».

Известный советский тюрколог Николай Баскаков башкирский этноним «башкир» выводит (и мне кажется, что его подход, его трактовка очень правильная) из экзоэтнонима «баджа огор» — «маджа огор» — «бажгарты» — «маджары» — «мадьяры» — это всё от одного этнонима идёт. 

- И ведь более широкая публика считает, что слово «башкир» произошло от слова «башкорт», «башкурт», то есть «голова волка».  

- Это простые обывательские рассуждения из разряда, как я слышу, так я пишу. Но у лингвистов свои есть научные аргументы и своя логика. 

Да, у лингвистов иногда так бывает, что их построения не сходятся с исторической реальностью. Но вот то, что я прочитал у Баскакова и потом изучал этот вопрос — там всё сводится один к одному. Судьба этнонима «баджа огор» известного в западных источниках как «баскарды», впоследствии стало «башкурдами». Но изначально по сообщениям Юлиана они ведь были угроязычными. А в итоге этот этноним стал обозначением тюркоязычного народа. И это нормально! В истории много таких примеров. Например, этноним «русский». Слово «рус» норманнского происхождения, которым, по сути, называли викингов. Это имя дали славянскому народу.

Также современные болгары на Дунае…

- …это имя славянам уже тюрки передали.

- Формирование башкирского этноса, по сути, начинается в имперскую эпоху, во времена Российского царства. И тут уже большую роль играет политика.

- Значит в исторических источниках 13-14 веков мы никаких башкир не видим. Что нам говорят исторические источники последующих столетий?

- Куда же делась этническая общность, которую мы называем Magna Hungaria? Чингизиды при своём нашествии много какие народы переселяли. Да, кто-то, конечно, от военных походов чингизидов погиб, а кто-то переселился. 

Есть сообщения, что часть «баскард» бежала «перед лицом татар» к границам русских княжеств. Об этом сообщает монах Юлиан и ряд западных хроник. Есть также сообщения, что часть «башгард» была переселена в другие районы Монгольской Империи, часть в Среднюю Азию, часть на Кавказ. Скорее всего большая часть погибла.

А та часть, что выжила. Это видно по данным археологии — это поздняя Чияликская культура, которая приходится на исторический период Иоганки Венгра и золотоордынского хана Узбека, то есть 14-15 века. К этому времени остатки «башгард» уже исламизировались, это видно по захоронениям. Хотя некоторые языческие элементы у них ещё остались.

И вот теперь мы подходим к вопросу, где же находился Башкирский улус Казанского ханства?

Видимо часть башгирдской общности (то есть, кочевые угры) проживали в Пермском Предуралье и в домонгольский период. Их некоторые исследователи ещё называют как восточные мадьяры. То есть, связь с мадьярами из Паннонии фиксируется, но это уже другие мадьяры.

Даже в эпоху Казанского ханства эти башгирды-мадьяры были в этом Пермском Предуралье. А вот на более южных территориях мы их в эпоху Казанского ханства уже не видим. Даже Иоганка Венгр их не видит, он лишь говорит о стране Баскардия, но не сообщает о её жителях башгирдах-баскардах.

- Как исторические источники периода последних 50 лет независимости Казанского ханства, то есть до 1552 года, нам описывают территорию современного Башкортостана?

- В середине 16 века, когда Российское государство поставило задачу завоевать Казанское ханство, появляются ещё более подробные источники о территории Казанского ханства. Например, воевода Ивана Грозного Андрей Михайлович Курбский написал сочинение «История о великом князе Московском». И он описал свои походы на территорию Казанского ханства.

Курбский в своём сочинении дважды упоминает башкир. В одном месте о народах Казанского ханства, он пишет «Кроме татар…» и дальше перечисляет эти пять народов. Кстати, когда цитируют Курбского некоторые башкирские историки, когда перекраивают нашу историю татар, то указывают, что Курбский якобы упоминает пять народов Казанского ханства, но не упоминает самих татар. То есть фраза «Кроме татар» из его цитаты вырезается. Я неоднократно на это натыкался.

И вот в перечислении Курбского упоминаются башкиры. То есть, имеется в виду башкирский этнос. Есть некая крайность у некоторых историков, в том числе и некоторых и татарстанских историков, которые заявляют, что мол башкирского этноса не было. Но Курбский ясно пишет, что башкирский этнос был. Курбский также упоминает конкретно место их проживания.

Когда была экспедиция русских войск (1553-1554 года) по покорению народов Казанского ханства, по их усмирению (это уже после завоевания Казани). И вот Андрей Курбский пишет, что его бойцы дошли до дальних улусов, в том числе и до Башкирского улуса. Курбский пишет, что ходил по рекам «за Уржум и Мет реку». То есть это на северо-востоке от Казани. Сейчас как раз есть река Уржумка и есть населенный пункт Уржум, это в Кировской области сегодняшней.

Курбский описывает, что башкиры живут в верховьях Камы, чьи притоки истекают из Уральских гор и уходят в Сибирь. Это дальний северо-восток, это Пермское Предуралье.

Кстати, в Институте Марджани 5 лет тому назад состоялась научная дискуссия по поводу территории происхождения башкир. Несколько человек выступили с докладом. У меня был доклад, у Ильнура Мидхатовича Миргалеев был доклад. 

У нас так получилось, что данные исторических источников не совпадают с тем, о чем говорит историография проблематики происхождения башкир. И это касается не только башкирских историков Усманова и Кузеева, но и некоторых наших казанских исследователей. Например, Дамир Исхаков происхождение башкир связывал с Юго-восточной территорией современного Башкортостана. Но это не так.

Есть данные исторических источников, которые показывают, что башкиры в эпоху Казанского ханства проживали на Северо-востоке, а не на Юго-востоке Башкортостана, то мы говорим о Пермском Предуралье как территории происхождения башкир. Хотя сам Дамир Исхаков в своем знаменитом труде «Татары от Средневековья к Новому времени». Всё этой книгой пользуются, там очень много информации, там есть и этнография, и данные лингвистики,  и археологии. Там у него есть описание некоторых этнических башкирских общностей, которые располагалась на территории пермского Приуралья.

Об этом также писал и Вадим Трепавлов. Он в одном из сборников, опубликованных в конце 90-ых годов пишет, что раз есть Башкортостан в нынешнем месте, то наверное были две группы башкирских этнических общностей — одна на Юго-востоке, а другая в Пермском Приуралье. То есть, они в своё время так ставили вопрос, никак не критикуя позицию Раиля Кузеева и башкирских ученых, что якобы башкиры произошли из южных территорий.

Ну нет данных Казанского ханства, которые бы четко привязывали башкир к территории современного Башкортостана.

kazanfirst.ru

Просмотров: 829

Комментирование запрещено