Стала известна ранняя дата исламизации Сибири

128ad61555c265231019de6a3a3dab15Благодаря рукописному источнику сачара, найденному в селе Сингуль Татарский Ялуторовского района Тюменской области, стала известна новая версия даты прихода отряда шейхов-миссионеров ислама в Сибирь – 630 год хиджры, что соответствует 1232\1233 гг. по григорианскому летоисчислению.

Ранее считалось, что исламизация предков сибирских татар происходила в 1394-95 годах, в связи с чем в Тюмени и Омске в 1995 году проводились научно-практические конференции, посвященные 600-летию ислама в Сибири. Организаторы конференции опирались на дату 797 хиджры, взятую из аналогичной старинной рукописи сачара-родословной из музея Тобольска, которая в переводе тюрколога-лингвиста Николая Катанова еще до Октябрьской революции получила название «О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири».

Почему-то участников конференции 1995 года не смутили несовпадения, лежащие на поверхности. В 1395 году Багаутдина Накшбанди, которому Катанов приписал идею похода миссионеров в Сибирь, уже не было в живых. Средняя Азия находилась под властью Тамерлана, который вообще не упомянут в тексте, а правителем Бухары назван Абулейс. Это время разгрома Тимуром Золотой орды, мусульманской, между прочим, где ислам стал государственной религией в 1312 году. Тюменско-Искерское княжество Тайбугинов, как вассальное образование Золотой орды, как минимум 700 лет назад уже должна была быть мусульманской. Кроме того, 1395 год – время правления в Тюмени правоверного Тохтамыш-хана. Какой тут может быть миссионерский поход при живом хане мусульманине! «Астана» мюрида Ахмеда Яссави шейха Султана хаджи на памятнике природы «Зиновский курган»

В тексте немало и других хронологических несовпадений, на что обратил в своих исследованиях тюменский краевед Ришат Рахимов, выдвинув версию об исламизации Сибири до похода Чингисхана в Среднюю Азию, после обнаружения им еще одной старинной сачары, названной в научном обиходе «Грамотой хранительницы Юрумской астаны». Но о ней позже, а сейчас о новой находке.

Есть в двух километрах от села Сингуль Татарский памятник природы регионального значения «Зиновский курган», где на одной из возвышенности находится астана-некрополь шейха Султана-хаджи, мюрида Ахмеда Яссави, пришедшего в Саел (так местные называют село Сингуль-Татарский) вместе с отрядом первых миссионеров из Бухары и оставшегося здесь обучать народ исламу.

Позже, уже в период сибирских ханов, в составе новой духовной миссии в Сибирь приехал еще один последователь Яссави – шейх Худайберди из Туркестана, который, найдя место упокоения своего предшественника в Саеле, остался здесь навсегда, чтобы молиться за душу Султана-хаджи и учить местных жителей религии. Прямым потомком шейха Худайберди Туркестани является поэт, писатель Маулекай Юмачиков, преподаватель Ембаевского медресе в конце 19 в.

В Тюменской области более 50 некрополей шейхов-миссионеров. По словам Ришата Рахимова, каждая астана имела свою сачару-родословную, которая передавалась из поколения в поколение внутри рода хранителя астаны. Когда бумага приходила в негодность, родословную переписывали. Многие рукописи были утеряны в советское время. Сачара Султана-хаджи из Сингуля Татарского дошла до нас в переписанном в середине 20 века виде, в четырех тетрадных листах. Копия рукописи была обнаружена в семье Латыповых среди бумаг покойной матери Латыповой (Газизовой) Айникамал Айлачутдиновны (1904–1976). Имя автора сачары в тексте не указано, возможно им был Худайберди Туркестани, поскольку именно этого человека жители Саела называют открывателем астаны Султана-хаджи.

Сингульский источник ценен тем, что в нем указана дата похода бухарских миссионеров в Сибирь – 630 год по хиджре, уже «теплее». Теперь можно было бы готовить новые бумаги для подачи гранта о проведении научно-практической конференции «800 лет исламу в Сибири», однако возникают вопросы и по этой дате. Как известно, в 630 (1232) году в Бухаре хозяйничали воины Чингисхана. Не могло быть и речи об отправке проповедников ислама за три тысячи километров на север, самим бы сохранить жизнь и религию. Поэтому исследователи надеются на обнаружение новых сачара, которые возможно лежат сейчас на дне старинных сундуков в аулах сибирских татар Тюменской, Омской областей.

К тому же тайна времени прихода бухарских шейхов к берегам Туры и Тобола частично приоткрыта, поскольку в упомянутой выше рукописи «Грамота хранителя Юрумской астаны» отмечается, что ислам пришел в Сибирь до Тайбуги би, который был современником Чингисхана. Бумага истерлась и не читается именно в том месте, где указана дата похода. Наверняка, конференция должна быть посвящена 850-летию ислама в Сибири.

Около половины «астана» в Тюменской области паспортизированы и взяты под государственную охрану, благодаря исследованиям Ришата Рахимова. Не так давно заявление в региональный Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия с просьбой включить некрополь Султана хаджи в Сингуле Татарском в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации подал и представитель семьи хранителей «Сингульской сачары» Танис Латыпов.

islamnews.ru

Просмотров: 820

Комментирование запрещено