«Ну какая разница – башкир или татарин? Все мы люди, дети Адама»

bo-elg-8651Как премьера театра им. Камала полемизирует с местной повесткой по переписи населения в СМИ Татарстана

В главном национальном театре республики прошли показы спектакля «Сәфәр» («Дорога») — первой премьеры сезона на большой сцене, которая традиционно приурочена к 7 ноября, дню рождения Марселя Салимжанова. Впрочем, актуальность работы драматурга Альберта Шакирова, режиссера Рамиля Гараева и худрука постановки Фарида Бикчантаева оказалась не только в этом. В разгар всероссийской переписи населения через не самую замысловатую пьесу и максимально зрительский спектакль в театре им. Камала продемонстрировали, что между татарами и башкирами может быть только один вид отношений — братская любовь.

Немножко Дэвида Линча

Незамысловатая деревенская комедия, попадающая в самую актуальную инфоповестку. Пожалуй, такое определение лучше всего характеризует спектакль «Сәфәр» («Дорога»). Главный национальный театр республики в последнее время активно работает с современной татарской драматургией, предпочитая дебютантов или просто молодых авторов, хотя о результативности такого подхода можно спорить бесконечно. Вот и «Дорогу» написал журналист Альберт Шакиров, известный по программам и документальным фильмам ТНВ. Режиссером спектакля стал Рамиль Гараев, а главреж театра им. Камала Фарид Бикчантаев выступил в качестве худрука постановки. В 2015 году этот тандем на малой сцене выпускал «Улетные танцы» — неожиданно смелую работу про трех распорядителей царской охоты, на которую отправились местные «булдырдыки». Вот и сегодняшняя «Дорога», хоть это и максимально зрительский спектакль, который никак не поможет театру с «золотыми масками» и прочим, вдруг оказывается довольно важным высказыванием здесь и сейчас.

Сюжет спектакля таков: пожилой тракторист Сафаргали (Ильдус Ахметзянов) — авторитетный бабай в своей деревне, он перенес инфаркт (если бы ковид, выглядело бы еще актуальнее), но никак не угомонится. За ним ухаживает немного сумасшедшая дочь Кафия (Гульчачак Хамадинурова), позже оказывается, что это результат перенесенной личной трагедии, приходят друзья и соседи. В начале 90-х Сафаргали вместе с братом Муллагали выходил на площадь Свободы в Казани за «татарскую государственность». Брат стал гордостью семьи — профессиональным историком, но 20 лет назад сообщил, что обнаружил башкирские корни и назвал себя башкиром. Тогда же Сафаргали и Муллагали, уже давно немолодые люди, подрались на деревенской «вечеринке» и с тех пор не разговаривают. И вот главный герой спектакля узнает, что Муллагали, живущий за тысячу километров в РБ, в деревне Актау, тяжело заболел, и решает во что бы то ни стало приехать к нему. Однако подходящего транспорта нет.

Когда основная сюжетная коллизия становится понятна, так и ждешь своеобразного ремейка самого простого и одновременно загадочного фильма Дэвида Линча «Простая история» про то, как старик отправляется в гости к своему брату через всю Америку на газонокосилке. Но до полноценного роуд-муви в театре им. Камала дело так и не дошло.

Художник Лилия Хисматулина усыпала заднюю часть сцены большими деревьями (довольно популярный нынче сценографический прием, хотя у Сергея Женовача в «Трех сестрах» и Дмитрия Волкострелова в «Русском романсе» фигурировали березы) и растениями-фонариками. А еще важным для спектакля оказывается шкаф, его в самом начале «Дороги», несмотря на болезнь, пытается тащить Сафаргали, а далее он берет его в путь, как мы тащим за собой груз многолетних обид, неудач и ошибок.

«Ты, я гляжу, тоже не святой, похоже, принял уже на грудь, рожа-то красная»

Один московский критик как-то сказал автору этого материала, что мужская часть камаловской труппы едва ли не лучшая в России. С тех пор, наблюдая за любым спектаклем театра, вспоминаешь об этом и, честно говоря, не находишь аргументов против. Вот и в «Дороге», если на долю героя Ахметзянова выпали, к примеру, довольно утомительные монологи в духе того, что жизнь нужно прожить не зря, то среди ролей второго плана есть целая россыпь актерских удач. За комедийную часть вечера отвечает трио друзей Сафаргали: глава сельсовета Фаргат (максимально убедительный Алмаз Сабирзянов), с трудом разговаривающий после болезни Рубис (Фанис Сафин) и местный мулла Вадут (Минвали Габдуллин).

Последний — любитель выпить. «Ты, я гляжу, тоже не святой, похоже, принял уже на грудь, рожа-то красная», — говорит соседка Мадхия (Алсу Каюмова). «Бывает и со мной такое, тут она права. Но никогда я перед народом пьяным на молитву не вставал. И сегодня я попросил сына Ришата прочесть молитву, а сам вместе со всеми читал», — отвечает Вадут.

Тем не менее мулла со всеми его вредными привычками вызывает зрительскую симпатию. Впрочем, это и некоторая проблема спектакля, все его герои — хорошие люди (разве такое бывает в жизни?). Вот Фаргат, вроде бы корчащий из себя большого начальника, все же помогает Сафаргали с бензином, а потом читает никах с вдовой Мадхией, хотя до этого предпочитал к ней захаживать пару раз в месяц. Рубис отдает соседу все свои сбережения, чтобы тот мог купить транспорт, а именно: импортный трактор, и съездить к брату. Во время поездки Сафаргали ночью в лесу встречает двух молодых людей (Радиф ГалимовЗуфар Нуртдинов), а те оказываются не грабителями или хулиганами (первое, что может прийти в голову), а пастухами, внимательно слушающими старика, заедая его истории печеной картошкой. Наконец водитель (Асхат Хисматов), едва не сбив главного героя, вышедшего на дорогу, берет его сломавшийся трактор на прицеп, приводит его домой, ведет в баню и шутит, узнав историю Сафаргали, что «ты будешь говорить по-татарски, а я тебе отвечать на башкирском».

Кажется, единственный малосимпатичный персонаж «Дороги» — тележурналистка в нарочито гротескном исполнении Айгуль Миннуллиной. И, видимо, это неслучайно.

При чем тут перепись?

В пьесе вообще есть немало остроумно подмеченных деталей сегодняшней жизни, все-таки драматург — опытный журналист. Тут и шутки про сбор денег на самообложение, и раздражение от голосовых сообщений в WhatsApp. Но главная тема, конечно же, касается нынешних татаро-башкирских отношений.

И здесь чувствуется рука Бикчантаева. Главный режиссер театра им. Камала все эти годы старается быть пусть и рядом с большим начальством (по-другому на этой должности просто невозможно), но все же стараясь соблюдать максимально возможную социальную дистанцию. Одновременно считая, что театр, а этот вид искусства играет особую роль для татарской нации, как раз то место, где можно не ходить строем, а полемизировать по самым актуальным темам. Вот и нехитрая и вроде бы очевидная мысль «Дороги» о том, что татарам и башкирам нечего делить, видится именно сегодня смелой гражданской позицией авторов спектакля. Особенно на фоне той антибашкирской практически истерики, которую развернула некоторая часть госСМИ в Татарстане. И «Сәфәр» явно неслучайно появился в разгар всероссийской переписи.

Кстати, несомненная удача спектакля — сюжет с тем, что поездка на тракторе Сафаргали из РТ в РБ к брату вдруг приобрела политический характер. Та самая журналистка интересовалась у бабая, за что же он выступает, а местный участковый (уморительно смешной Фаннур Мухаметзянов) с подачи начальства и вовсе потерял покой и сон, требуя у Сафаргали подписать бумагу, что он не будет ни за что агитировать, когда пересечет границу с Башкортостаном.

Как главный герой проехал тысячу километров на тракторе, мы так и не узнали. Но он добрался до Актау и встретился с Муллагали. Последнего играет Азгар Шакиров, и маленькая (но только по хронометражу) роль этого большого артиста — настоящий мастер-класс. Каждый взгляд, поворот головы, слово — все это в исполнении Шакирова приобретает какую-то необыкновенную значимость. Конечно, любознательный зритель ждет от башкирского (или татарского) историка лекцию на животрепещущую тему. Но братья ограничиваются небольшим диалогом. «Долго ехал?» — «20 лет, брат». После чего уходят, обнявшись, в глубь сцены под овации публики. И вспоминаются слова муллы Вадута: «Ну какая разница — башкир или татарин? Все мы люди, дети Адама».

business-gazeta.ru

Просмотров: 712

Комментирование запрещено