Всеобщая перепись Российской империи 1897 года сконструировала современные татарские субэтносы

5tAdGKzfYy3mpD2wngGf-1060x600Историк Института истории Марджани Бахтияр Измайлов рассказывает, как считали татар более 100 лет назад.

Современные татарские субэтносы, а именно тептяри и мишари — это по большей части конструкт и наследие Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года. Дело в том, что более 100 лет тому назад имперские статисты переписывали населения исходя из того, к какому сословию относит себя человек. В Уфимской губернии, которую между собой фактически пополам разделили Татарстан (восточная Закамская часть) и Бушкортостан (районы Северо-Запада) было принято решение, чтобы не будоражить мусульманские население припиской их к крестьянскому населению (в слово «крестьянин» они слышали «христианин» и опасались насильственной христианизации), с людей записывали их былые сословные обозначения, которые к концу XIX века уже юридической роли не играли. Тогда люди охотно записывались мишарями, тептярями, башкирцами и так далее. Правда, в Санкт-Петербурге при подведении итогов переписи, их всё равно переписали в крестьян, а из их обозначений «мишар», «тептяр» и «башкир» вывели родной язык. Так в Российской империи у татароязычного населения появились такие языки как «мишарский», «тептярский» и «башкирский».

Об этом рассказал историк Института истории Марджани Бахтияр Измайлов. Более подробно о нюансах переписи татар в Российской империи, в Советском Союзе и в современной России можно узнать из книги «Татары в переписях населения». Некоторые факты и положения которой озвучил Измайлов.

- К середине XIX века в Западной Европе возник вопрос, как фиксировать население государств. Проходили различные статистические международные съезды. И вот с конца 50-ых — начала 60-ых годов при активном участии Петра Семёнова-Тян-Шанского (русский географ, статистик, даты жизни — 1827-1906 года) происходит становление такой науки как «статистика» в России. В Санкт-Петербурге в 1870 году проходит международный статистический комитет, на котором подтверждается решение предыдущих комитетов, что у респондентов нужно фиксировать не только их сословную принадлежность, но и национальность, родной язык, грамотность и так далее. Тогда, накануне переписи 1897 году у статистиков и ученых было четкое понимание, что у них четких данных о населении, о его составе в Российской империи нет.

 Не все критерии международной статистики были учтены во время переписи 1897 года. В Российской империи по прежнему предполагалось не учитывать национальность респондента.

- Государству вопрос о национальности населения было неинтересно или государство с этим вопросом пока ещё не разобралось?  

- Я думаю, что государство ещё было не готово к тому, чтобы зафиксировать, что на её территории проживают другие национальности. Другие народы — ладно. Но национальности — это другой вопрос. Да и сама Российская империя была очень сословным государством, поэтому было важнее уточнить список сословий.    

Каждой переписи населения предшествует большая работа. Перед каждой переписью составляется алфавитный список народов или алфавитный список языков, которые используются на территории Российского государства. В 1895 году был составлен такой список народов Российской империи. В него были включены 140 народов. Что любопытно, во введении этого общего списка было написано, что несмотря на то, что в Российской империи 140 разных народов проживает, то всё равно надо сказать, что… зачитываю цитату оттуда: «Россия есть достижение русской народности». То есть в первую очередь определялась русская народность, а все остальные народности находились в процессе освоения их русской народностью. 

По этому общему списку были выделены татары, тептяри, мишари, башкиры. Татары были поделены на 7 различных подгрупп. По сути дела, так началось разделение татарского народа на различные региональные группы фактически в 1897 года.

В самой Российской империи на протяжении XVIII века и XIX века проходит масса академических экспедиций, публикуются описания всех инородцев, того же Иогана Готлиба Георги, Петра Симона Палласа. Все они когда путешествовали по Российской империи, они её представляли в виде различных народов, которые в ней проживали. Они фиксировали различные наряды, дали этнографический материал — по сути их руками происходило изобретение народов Российской империи.

Так как не фиксировалась во время переписи 1897 году национальная идентичность, а фиксировалось сословие, то основным маркером того, что же за народ живёт в конкретной местности, являлась графа «Родной язык». По нему и определяли национальность человека. 

В частности татары и различные тюркские народы, которые проживали на территории Российской империи, фиксировались в группе «Тюрко-татарские языки». В эту группу входили башкирский, мишарский, татарский языки. Всем интересующимся советую прочитать книгу-монографию Ильдуса Кутдусовича Загидуллина, которая как раз посвящена переписи 1897 года. 

И вот когда проходила перепись 1897 года, переписчики оказывались в сложной ситуации. Наиболее сложная ситуация складывалась в Приуралье. Здесь проживало много народов, все они были причислены к различным сословиям. Среди мусульманского населения в 1897 году перепись вызывала вопросы. Мусульмане считали, что перепись возможно подготовка к их крещению. Тогда муфтий даже был вынужден издать приказ, что перепись никакое крещение в себе не несёт, что её бояться не надо.

В ряде случаев даже отмечались бунты и восстания из-за пришедших переписчиков. Особенно в Уфимской уезде были такие волнения.

Второй вопрос возникал тогда, когда переписчик приходил к татарину или башкирину. Переписчик говорил, что сейчас он человека зафиксирует как крестьянина. Это татарин или башкирин понимал так, что его как будто хотят записать как «христианина». Поэтому человеку было важно указать. Что он является мусульманином. Он отказывался себя прописывать как «крестьянин» и поэтому он писал, что является, скажем, «башкирином», «татарин» или «мусульманин». 

Переписчики встали перед такой ситуацией, что часть населения упорно в графе «сословие» писало «татарин», «башкир», «мишарин», «тептяр» и так далее. И таких наименований было очень много. Поэтому единственной графой, по которому можно было определить население, оставалась графа «Родной язык».  

Но так как часть татарских и башкирских деревень отказывались себя записывать как крестьяне, то поступил циркуляр от губернатора Уфимской губернии, который согласовал своё решение с Центральным комитетом статистики Российской империи, что в графе сословие население будет фиксироваться так, как оно назовётся («башкирин», «мишар» и так далее) и потом, когда уже будут объединяться и обобщаться материалы переписей, за этим населением всё равно будет прописано сословие «крестьяне», а наименование «башкирин», «мишар» или «тептяр» будет переноситься в раздел «Родной язык».

Все эти сведения по замене сословий, по родным языкам можно получить… По итогам переписи 1897 года был подготовлен специально Общий свод по результатам переписи, где на одной из первых страниц пишется, что возникли проблемы при фиксации сословной принадлежности и родного языка. Там описывается, что вот эти данные графы были заменены. С этим документом можно ознакомиться, просто скачав его в интернете. 

Есть также серия статей и замечательная книга Ильдуса Котдусовича Загидуллина. Он на основе опубликованных материалов пришёл к тому выводу, что вот эта графа о сословии была заменена. Он написал статью об особенность проведения переписи в Уфимском уезде, в Уфимской губернии. Статья опубликована в одном из сборников статей «История и культура народов Поволжья и Приуралья». Даже башкирский исследователь Раиль Кузеев признавал, что при фиксации населения, особенно башкир в 1897 году, по его подсчётам около 300-350 тысяч человек были приписаны из мишарей и тептярей.

- При этом в переписи 1897 году тептяри и мишари всё равно отдельно переписывались?

- Да, они шли по алфавитному списку. Раз тептяри и мишари есть в этом списке, то они продолжали и дальше в переписях фиксироваться. Почему говорят, что никогда отдельного тептярского языка не было? Да потому что тептяри родным языком писали татарский язык. А это, кстати, потом подтверждается советскими переписями, когда эти тептяри и в 1920, и в 1926 годах в качестве родного языка называли тептярский язык.

- Какие были итоги по переписи 1897 года?

- Перепись зафиксировала продолжающее сословное деление поданных Российской империи. Сословия продолжали играть огромную роль, причем, в головах самих людей. Причем, этот статус уже не имел никаких экономических выгод. Но при этом люди продолжали держаться за свой экономический статус.    

Предполагалось, что следующая перепись пройдёт уже в 1907 году. Но опять же очень долго готовилось положение об этой переписи, подготовка к ней. Проведение этой переписи затянулось, а там уже и Первая Мировая война началась. Так фактически была отменена перепись 1915 года.

Следующие переписи уже проходили в советский период. В 1920 году принимается решение провести первую перепись населения Советской России. Сложность была в том, что только-только в центральных регионах России отгремела Гражданская война. В некоторых других местах России Гражданская война продолжалась вплоть до 1923 года. Но всё равно было принято решение провести сельскохозяйственную перепись, заодно решили и провести перепись населения. Почему это было сделано? В 1917 году большевики уже издали декрет о нациях, что все национальности равны, свободны и так далее. Тогда преследовалась цель освободить из имперских оков все народности Российской империи. Поэтому говорили, что надо самоопределяться. А для этого надо посчитать и понять, сколько народов в России проживает. А сословия очень мешали формированию национальных республик.

Первая советская перепись впервые поставила вопрос о национальности, а во-вторых — вопрос о грамотности на том языке, на котором он говорит в семье. Тогда было и определено понятие «национальность», то есть это группа людей, объединённых общим самосознанием. А под родным языком понимался язык семьи.    

Сложность в чем ещё была? Перепись-то началась в 1920 году. Башкирская республика появилась в 1919 году, причем в границах Малой Башкирии. Бирский и Белебеевский уезды всё ещё не входили в состав Башкортостана. Есть сообщения, что переписчики в этих районах проводили перепись под угрозой смерти.

По результатам переписи в 1920 году видно, что численность башкирского, мишарского и тептярского населения по сравнению с переписью 1917 года стала резко падать. В условиях Советского Союза сословные обозначения уже совсем не имели никакого значения, они постепенно переходят на национальную идентичность. И так как они все в основном говорили на татарском языке, то они начинают себя фиксировать как татары. И последующая перепись 1926 года этот процесс только подтвердила.

Ещё раз, смотрите, к 1926 году уже появились национальные республики — праздников народов, идея самоопределения. Большевики решили всех фиксировать так, как они себя идентифицируют и готовы на создание каких-нибудь национальных образований.

kazanfirst.ru

Просмотров: 460

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>