В комплексе «Туган авылым» открылось три новых объекта: городское подворье Кыш Бабая, музей самовара и галерея художников Татарстана.
На открытие были приглашены дети, а также представители СМИ. Кыш Бабай и Кар Кызы приняли гостей в своем доме. Дети традиционно рассказали стихи и спели песни, за что получили подарки. Городское подворье Кыш Бабая создано для того, чтобы каждый ребенок смог вживую увидеть татарского Деда Мороза, пообщаться с ним и его внучкой Кар Кызы, принять участие в хороводах, конкурсах, сфотографироваться на память, загадать желание.
Также в этот день открылся музей самовара. Как рассказал руководитель музея Равиль Каримов, основная цель созданного музея – рассказать жителям Татарстана и гостям о том, что в Татарстане также производились самовары. В музее представлен самовар, изготовленный в Кукморе в 1890 году Николаем Володиным. Также самовары изготавливали в Мамадыше и Лаишево.
Равиль Каримов рассказал, что самовар – изобретение не российское, а китайское. Производство самоваров получило в России быстрое развитие. Самовары производили в Туле, Рязани, Москве и др. По формам самовары были разными. В музее представлен электрический самовар «Петух», созданный в советское время. Дизайн самовара в 1883 году разработал русский художник Виктор Васнецов. Всего в коллекции музея около 120 самоваров.
По словам Каримова, раньше самовар стоил примерно 12 руб. Для сравнения: за 8 руб. можно было купить корову. В те времена чай пили очень много. По вечерам в домах собирались большими семьями и выпивали по несколько самоваров чая.
«Самовары передавали по женской линии. Это сейчас для нас самовар – чайник. А тогда самовары воровали, были случаи, когда воровали кипящий самовар, чтобы попить чай. Самовар не был символом богатства, он был символом домашнего очага. Без самовара невозможно было попить вкусный чай, пригласить гостей, непонятно было, как проводить время. Это был не просто прибор для кипячения воды, а целая традиция», — рассказал Равиль Каримов.
Он добавил, что во времена Михаила Горбачева, когда в стране царил сухой закон, очень популярны были поддельные самовары, которые служили в качестве сосуда для алкоголя на свадьбах.
«Открытие таких музеев для Татарстана очень важно, так как история республики неразрывно связана с чаепитием. Сейчас даже туристы знают, что такое «татарский чай». Открытие музея самовара и дома Кыш Бабая очень четко раскрывает историю татарского народа. Это очень важно для развития туристического потока. Это новая точка посещения, осмотра, которая 100-процентно ложится в ту концепцию, которую мы предлагаем здесь туристам», — рассказал в интервью журналистам председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов.
В галерее художников представлены декоративно-прикладные работы татарстанских мастеров: панно, куклы в татарских костюмах, сувениры, магниты, вышивка и многое другое. Всю представленную продукцию можно купить.
* * *
Туган авылым” комплексында өч яңа объект — самавыр музее, Кыш бабай утары һәм Татарстан рәссамнары галереясе ачылды.
Ачылыш тантанасына балалар, шулай ук ММЧ вәкилләре чакырылган иде. Кыш бабай белән Кар кызы кунакларны үз утарларында кабул итте. Балалар шигырьләр сөйләп һәм җырлар җырлап бүләк алдылар. Кыш бабайның шәһәрдәге утары һәр бала да татар Кыш бабаен һәм аның оныгы Кар кызын күрә алсын һәм аралашсын, әйлән-бәйлән уйнасын, истәлеккә фотога төшсен һәм теләкләр теләсен өчен ачылган.
Шулай ук бүген самавыр музее ачылды. Музей җитәкчесе Равил Кәримов сөйләвенчә, музейның төп максаты – Татарстанда яшәүчеләргә һәм кунакларга Татарстанда самавыр җитештерелүе турында сөйләү. Музейда 1890 елда Кукмарада Николай Володин ясаган самавыр куелган. Шулай ук самавырлар Мамадышта һәм Лаешта ясалган.
Равил Кәримов сөйләвенчә, самавырны россиялеләр түгел, ә кытайлар уйлап тапкан. Россиядә самавыр җитештерү тиз үсеш алган. Самавырлар Тула, Рязань, Мәскәү һәм башка шәһәрләрдә эшләнгән. Самавырлар формалары буенча төрле. Музейда совет заманында ясалган “Петух” электр самавыры куелган. Самавыр дизайнын 1883 елда рус рәссамы Виктор Васнецов ясаган. Музей коллекциясендә барлыгы 120 гә якын самавыр бар.
Кәримов сүзләренә караганда, элек самавыр якынча 12 сум торган. Чагыштыру өчен: ул вакытта 8 сумга сыер сатып алырга мөмкин булган. Ул вакытларда чәй күп эчелгән. Кичләрен бер йортка берничә гаилә җыелып берничә самавыр чәй эчеп бетергәннәр.
“Самавыр байлык билгесе түгел, ә гаилә учагын саклау символы булган. Самавырсыз тәмле чәй эчеп, кунаклар чакырып, вакыт үткәреп булмый, дип уйлаганнар. Ул су кайнату чарасы гына түгел, ә традиция булган”, — дип сөйләде Равил Кәримов.
“Татарстан өчен мондый музейлар ачу бик мөһим, чөнки республика тарихы чәй эчү белән бәйле. Хәзер туристлар да “татар чәе”н белә. Самавыр музее һәм Кыш бабай утары ачылу татар халкының тарихын ача. Бу туристлар агымын үстерү өчен бик мөһим”, — дип сөйләде Татарстан Республикасының Туризм буенча дәүләт комитеты рәисе Сергей Иванов.
Рәссамнар галереясендә Татарстан осталарының декоратив-гамәли эшләре тәкъдим ителгән. Анда татар костюмнары кигән курчаклар, сувенирлар, магнитлар, чигелгән япмалар һ.б. сатып алырга мөмкин.
Просмотров: 1650
здорово хочеться посмотреть