В год 75-летия Великой Победы мы часто повторяем, что участники войны уходят, но мы должны оставить в памяти потомков эти героические события и сохранить память о героях. Это письмо — та самая сохраненная память о простом солдате, защищавшем родину, начиная с империалистической войны 1914-1917 годов. И все, что я хочу рассказать — это яркие пятна, которые сохранила цепкая детская память. Это не хроника, не документы, это — жизненные впечатления ребенка, родившегося после окончания страшной войны у довольно возрастных родителей.
Мой отец Вахитов Шакир Шакурович родился в 1896 году в д. Бикулово Татарской АССР. Учиться ему пришлось, мягко говоря, немного. В 8 лет он пошел работником (!) к зажиточному крестьянину. В 1914 году 18-ти летний рекрут пошел служить в армию Российской Империи и воевал на германском фронте. В памяти остались такие папины комментарии: в российской армии не принято было указывать национальность солдат, а только религиозную принадлежность — православный, католик, магометанин и т.д. И в полках были священнослужители по каждому вероисповеданию.
После окончания войны, когда солдатам большевики обещали «заводы — рабочим, земля — крестьянам!», не доехав до обещанного, вступил в Красную Армию. Опять 3 года войны до 1921 года. На фронте гражданской войны запомнились агитбригады, которые требовали свободу любви и отвергали Бога. Это оставило неизгладимый след в душах простых богобоязненных деревенских парней.
Вернулся домой, а в Поволжье разразился страшный голод. Чтобы спасти престарелых родителей, посадил их на сани, в которые впрягся сам, двинулся в «хлебные края» — в сторону Смоленска. По дороге родители погибли от голода, а он остался работать в западных районах России. Там многому научился. Его интересы были направлены на садоводство, огородничество и пчеловодство.
В 1927 году женился на моей маме Музафаровой Хадиче Кабировне. С энтузиазмом молодого человека, с новыми знаниями стал строить благополучие для своей семьи. К 1929 году имел довольно крепкое крестьянское хозяйство и одним из первых вступил в колхоз, что спасло семью от раскулачивания.
1939 год — война с белофиннами. Я запомнила папины рассказы, как тепло были одеты финские солдаты, и как мерзли на снегу наши. Наверное с тех пор у него болели ноги, и он постоянно ходил в шерстяных носках и валяных чунях.
К началу Великой Отечественной войны наша семья, как и вся страна, достигла материального благосостояния: не было голодных и раздетых. Люди обзаводились современной бытовой техникой: патефоны, гармони, радиоприемники, велосипеды — все чаще встречались в семьях. В деревнях же особо ценился сепаратор для молока. А папа купил велосипед в 1932 году. Это было равносильно тому, как сейчас купили бы автомобиль.
Но пришел июнь 1941 года. Папу на фронт не брали по возрасту и велено было готовиться на трудфронт — уральские заводы. Как глубоко верующий мусульманин, папа отверг это и пошел в военкомат проситься на войну, потому что в исламе говорится: «защита Родины — часть твоей веры» (хадис пророка Мухаммеда — мир ему). «Укора заслуживают только те, кто попросили остаться дома» (Коран сура 9 аят 93). Мобилизовали его только в январе 42-го и отправили в знаменитый Суслонгерский мобилизационный лагерь. Волею судьбы я уже 35 лет живу в 30-ти километрах от этого места.
Пробыв в Суслонгере 3 месяца, папа попал на фронт. В апреле 42-го он оказался в 300 км от Москвы на передовой, попал в саперный батальон, который впоследствии попал в состав 1-го Украинского фронта. Они обеспечивали войска плотами и строили мосты при форсировании рек, строили блиндажи. Папа получил сквозное ранение в руку. Подлечившись, вернулся на фронт, но в саперы уже не годился, и его перевели на полевую кухню. До конца войны уже в составе 3-го Украинского фронта был поваром на передовой. В памяти остались такие рассказы папы: они с напарником под бомбежкой готовят обед, заполняют большие металлические термоса, надевают их на плечи в виде рюкзаков, ползут по траншее накормить бойцов после боя. Но кормить некого — в живых почти никого нет. Больше всего фашисты боялись рукопашного боя. В нем с нашей стороны обычно участвовали все — обоз, кухня, санитары. Это было нечто страшное. Наших бойцов охватывала ненависть, они психологически были сильнее и крепче. Поддерживал людей дух справедливости борьбы. Враги старались избегать таких ситуаций. Победу встретил папа в Берлине. Перед этим было форсирование Днепра, Вислы, взятие Варшавы, была длительная остановка в Дрездене, осталось в моей памяти название Дрезденская галерея. Впоследствии поняла, что речь идет о спасении картин, и повзрослев, приобрела набор открыток этой галереи, потом альбом и на всю жизнь остались интерес и любовь к изобразительному искусству.
У папы были награды. Но он относился к этому отстраненно — разрешал нам ими играть. Игрушек тогда не было, а они так красиво блестели. В год 20-летия Великой Победы уцелевшая их часть была отдана в Надеждинскую школу.
По окончании войны бойцов папиного возраста демобилизовали в первую очередь, и в августе 45-го он был уже дома. А в сентябре 45-го, забрав семью, переехал в село Александрталь (Надеждино Кошкинского района) в знаменитый колхоз-миллионер имени Энгельса. Богатейшее хозяйство ощущало нехватку рабочих рук после депортации немецкого населения. Папу, конечно, ждала пасека. К тому времени он был известен как неплохой пчеловод. Старшие сестры пошли в полеводческую бригаду знаменитой Ксении Дмитриевны Косенко.
В 1946 году родилась я, в 1949-м — младший брат, папе было уже за 50.
Любовь к природе, первые познания окружающего мира, первые молитвы, жизнеописания пророков — все это папа. Он говорил «ищи в людях хорошее, оно есть в каждом человеке». Учил активной жизненной позиции – кто, если не я. Говорил, что Всевышний создал для человека прекрасный мир, и если убить даже мошку, нарушается равновесие в природе. Не верилось, но ведь это папа говорил, а ему мы верили безоговорочно. Папа мог все — срубить дом, сложить печь, сделать мебель, оконные рамы, резать стекла, выделывать кожи овец и шить из них шапки, тулупы. Мог растить на одной яблоне 3 сорта яблок. И как настоящий мастеровой человек привез из Германии не ковры, как многие, а инструменты фирмы Золинген, которые пригодились моему уже повзрослевшему брату. Свое хозяйство он вел по принципу — сажай сортовое, выращивай породистое. Мы с детства знали, что корова должна быть симменталкой, а овцы — романовские и мериносы. Он никогда нам не рассказывал о войне, и если мы спрашивали, он говорил: «Это так страшно, что я молю Всевышнего, чтобы на вашу жизнь никогда не выпало войн».
Братишке выпал Даманский. А папа на войне дал обет — если вернется живым и увидит свою семью, то до конца своих дней будет держать уразу (поститься), не один месяц, как принято, а три. И до конца своей жизни исполнял свое обещание. Почти до 80 лет ездил на велосипеде, никогда не курил, был абсолютным трезвенником. От него всегда летом пахло медом, зимой — одеколоном. Был очень доброжелателен к людям и старался быть честным во всем.
Сейчас, с высоты своего почти семидесятилетнего возраста, я удивляюсь, откуда у него сохранилось столько сил, доброжелательности, миролюбия. 12 лет жизни он провел в войнах, дрался с врагом, видел смерть, голодал в юности и всю жизнь работал и работал.
Именно из-за этого мне захотелось рассказать о своем отце — простом гражданине своей страны — патриоте, солдате, труженике. Папа прожил почти 84 года. Мне кажется, он оставил светлые воспоминания не только у своей семьи, но и у многих и многих, кто его знал.
Хорошо бы в районной Книге Памяти было место не только для погибших, но и для тех, кто вернувшись с победой, своим трудом поднял нашу Родину из руин.
Мы их помним, любим и низко склоняем головы перед ними не только в дни юбилейных дат.
Сария Сафина (Вахитова), помощник муфтия — Председателя Управления Мусульман Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола.
Газета «Северные нивы» муниципального района Кошкинский.
Просмотров: 1911