Духовная жизнь мочалеевцев

img295Одним из первых переселенцев в Мочалеевку был мулла Габдулхаир хазрат Субеев, который поставил дом возле речки и речка эта стала называться Мулла елгасы (Река муллы). Его сын Габбас Субеев едет на учебу в г. Казань, где обучается основам ислама и шариатским нормам у известного Мухаммад Карим-хазрата, затем, по воз­вращении в родное село, избирается има­мом и эти обязанности исполняет с 1865 по 1875 год. Одновременно Габбас хазрат обучает детей в медресе (начальная школа). Благодаря его глубоким знаниям ислама в 1894 году Духовное управление мусульман России (ОМДС) поручает ему возглавить комиссию по приему экзаменов у шакирдов (студентов) медресе г. Бузулук (Оренбург­ская область) (руководителем в медресе был Галиаскаров Гафури Могыйтович) по ново-методному обучению (обучение наряду с ре­лигиозными и светским дисциплинам). И он блестяще справляется с этой задачей.

За свои познания в области религии, а также светских дисциплин, высокий авторитет среди мусуль­манской общины и руководства ОМДС Габ­бас хазрат Субеев удостаивается духовного звания «ахун». В своей жизни ахун хазрат Субеев дважды совершил хадж (паломниче­ство) в Мекку, воспитал двух сыновей — Валиуллу и Шакира, и в 1909 году ушел в мир иной. Похоронен Габбас ахун хаджи хазрат Субеев на кладбище села Мочалеевка.

Родной брат Габбаса Субеева Мухамматжан Субеев также исполнял обязанно­сти имама. Однако в возрасте 55 лет в 1898 году ушел из жизни. Похоронен также в с. Мочалеевка.

Сын Габдулхаира Субеева Мухаммад Гали вместе с Габбас хазратом в течение 35 лет служил имамом. Еще при жизни, в 1888 году, он, воспитав и обучив своего сына Вафа, передал ему обязанности мул­лы. Сам Мухаммад Гали хазрат ушел из жизни в 1905 году. До 1933 года, даже ког­да он ослеп, Вафу хазрат Субеев продолжал служить на пути Аллаха.

Большим авторитетом среди ученых богословов ОМДС пользовался и сын Габ­бас ахун хазрата Валиулла хазрат. Полу­чив образование в медресе с. Тыштык (Республика Татарстан), затем в медресе Шайморза Буинского уезда у знаменито­го карыя (Кор’ан-хафиз, знаток священной книги Коран наизусть) Абу Бакр хазра­та, в 1895 году он получает назначение на должность имама в родном селе Мочалеевка. Валиулла хазрат в совершенстве владел рус­ским языком, обучал и воспитывал шакир­дов в медресе, имел хорошую библиотеку. В его библиотеке были книги, написанные его отцом, Габбас хазратом Субеевым. Вплоть до своей кончины (умер он в возрасте 74 лет в 1933 году) Валиулла ахун хазрат выполнял свои духовные обязанности. Он воспитал 

четырех сыновей. Они так же, как их отец и дед, получили духовное образование, одна­ко при Советской власти дорога в духовный мир ислама им была закрыта.

Второй сын Габбас хазрата Шакир, получив образование в с. Мочалеевка у Лукман хазрата Магдеева, учебу продол­жил в г. Казани, в медресе «Баруди», у Га-лизян хазрата, затем в медресе «Хакимов» у Хади хазрата Хасанова в г. Уфе. По окон­чании учебы с 1909 по 1935 год возглавлял махалля (мусульманский приход) в с. Моча­леевка. Его могила на кладбище в родном селе (он умер в 1935 году).

Трагически сложилась жизнь еще од­ного духовного наставника мусульман села Мочалеевка Лукман хазрата Магдеева (Лук­ман ибне мулла Гыймран аль Махди).

Он родился в 1869 году в с. Широкое (ныне Мулловка) Елховского района Самар­ской губернии. До 16 лет обучался в деревне Кызыл Су в медресе Камалетдин хазрата. С 1895 по 1898 год учился в Самарском ме­дресе, после окончания переехал в д. Моча­леевка и работал учителем в школе. После открытия медресе в 1895 году в г. Бузулук Оренбургской области получил свидетель­ство на право преподавания по новометод-ному обучению. В 1907 году в той же Моча-леевке был избран имамом. Лукман хазрат Магдеев отличался грамотностью, умением убедительно и убежденно выступать с про­поведями, увлекался поэзией, составлением родословной (шажара), много путешество­вал по России.

В 1930 году он, обвиненный как «член националистической татарской контррево­люционной организации по подготовке к восстанию против Советской власти» (ст. 61 УК РСФСР), был осужден на 5 лет. Отбыв наказание в г. Котласе, он вернулся в Моча-леевку. Однако 22 декабря 1937 года он был вновь арестован и 17 февраля 1938 года рас­стрелян в г. Куйбышеве. Реабилитирован лишь 8 августа 1958 года. Сотни учеников имама Лукмана Магдеева с благодарностью помнят своего наставника.

Лукман хазрат Магдеев в своих воспо­минаниях с душевной теплотой отзывался о тех женщинах села Мочалеевка, которые пе­редавали свои знания девочкам. Их уважи­тельно называли «остазбикэ», что означало «старшая, главная женщина». Своей предан­ностью делу, которому они посвятили свои жизни, эти женщины заслуживают, чтобы их имена вошли в эту книгу. Вот их имена:

-   Хабибзамал абыстай (с 1896 по 1904 год);

-   Рокыя абыстай, дочь имама Ахмад аль-Латиф бин Мортаза Мулюки из деревни Габдрахманово Бугульм и некого уезда (обу­чала в 1910-1911 годах);

-   Хаербанат абыстай, супруга Габде-ракыйб муэдзина;

-   Шамсурай абыстай, дочь Идриса, воспитанница Рахбар абыстая;

- Асма абыстай, дочь муллы Гыймран аль Магди, супруга муэдзина Камалетдина бин Низаметдина из д. Тугальбуга Ново­ставропольского уезда (ныне Ульяновская область);

-  Зайтуна абыстай, дочь муллы Ми-хаджа из с. Широкое (Мулловка), супруга муллы Вали Мухаммада, обучала девочек с 1913 по 1917 год;

-  Гафифа абыстай, дочь муэдзина Габдеракыйба из с. Мочалеевка;

-  Гайша абыстай, супруга Шакиржа-на, обучала с 1890 г. до перехода к новометодному обучению;

- Фахима абыстай, супруга Махмуд муллы бин Гайнутдина из с. Старое Ибрайкино и много других.

Духовные зерна, посеянные этими прекрасными женщинами, дают благодат­ные плоды и сегодня.

Ученик Лукман хазрата Магдеева Хабибулла мулла Абсалямов, сын муэдзи­на Валиуллы Абсалямова, тоже уроженец с. Мочалеевка, с 1905 года служил муэдзи­ном совместно с Валиулла ахуном Субее-вым, а в 1911 году его избрали имамом. Был безвинно осужден, после двух лет лагерей вернулся в родное село. Теперь он покоится с миром в с. Мочалеевка.

История духовной жизни села Моча­леевка связана еще с одним человеком, который верой и правдой служил добру и миру, утверждая ценности ислама среди людей, и пострадал за веру. Это Мамышев Губайдулла сын Мурхабутдина. Он родился в 1886 году. По решению своего отца Губайдулла поступает на учебу в ме­дресе к Лукман хазрату, затем едет учить­ся в с. Старое Ермаково Бугурусланского уезда Самарской губернии к знаменито­му ахуну Хуснулла хазрату Багаутдинову, одному из основателей новометодного обу­чения. Успешно закончив обучение, Губай­дулла хазрат возвращается в родное село Мочалеевка, вначале служит муэдзином, а в 1915 году его избирают имамом. Губайдул­ла хазрат и его супруга Фатыйма абыстай обучают детей основам ислама, арабской графике. Семерых своих детей также вос­питывают в духовности, нравственности и преданности своей Родине. Два сына участники Великой Отечественной во­йны, а третий — Тагир Губайдуллович, посвятил себя служению Родине в Воору­женных силах, удостоен ордена «Красная Звезда», его сыновья и внуки также пошли по стопам своего отца — стали офицерами. Сам майор Мамышев Тагир Губайдулло­вич отдает свои знания патриотическому воспитанию молодежи, трудится на пути Аллаха в Духовном управлении мусуль­ман Самарской области.

В 1913 году семью Мамышевых рас­кулачивают, а Губайдулла хазрат два года отбывает срок заключения в жигулевских лагерях — в Гаврилово Поляне и Ширяево Самарской области. В 1938 году его вновь подвергают аресту, на этот раз «за кон­трреволюционную агитацию» по ст. 58 УК РСФСР. Реабилитируют его только в 1991 году. Умер Губайдулла хазрат 17 августа 1970 года, похоронен в родном селе.

В разные годы духовными служите­лями мочалеевских махалля муэдзинами служили Сулейманов Газали Шарифзя-нович, Тазетдинов Сайфулла Назирович, Канюкаев Тазетдин, его старший сын Ка-нюкаев Фахрутдин, второй сын Канюкаев Габдеракиб.

Первая мечеть в селе Мочалеевка была построена в 1865 году. До 1930 года мусуль­мане села были объединены в четырех ма­халля, и действовали 4 мечети. Однако в 1929-1932 годах все мечети были разруше­ны в соответствии с политикой «воинству­ющего атеизма». 

Возрождение духовной жизни в селе началось в 80-х годах XX века: в 1987 году была построена первая мечеть, в 1994 году — вторая, в 1996 — третья и в 1997 году — четвертая мечеть.

Еще до строительства первой мечети в селе была создана религиозная органи­зация мусульман — махалля № 119 (1980-1982 гг.). Инициаторами ее создания, а в дальнейшем и строительства мечети были: Канюкаев Рашит Ханифович, Шабаев Файзрахман Ахмедуллович, Сулейманов Хабибулла Мирзаевич, Абдрахманов Миргарифян Калимуллович, Касымов Хамидулла Гайнутдинович, Субеев Заки Хакимович, Рахматуллин Ахмадулла Фахретдинович, Иваев Фалях Мирзаевич, Мамышев Галиулла Губайдуллович.

В целом население Мочалеевки из поколения в поколение воспитывалось в духовности, нравственности, трудолю­бии, патриотизме и снискало себе до­брую славу. По-настоящему эти качества проявились в тяжелых испытаниях — в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. 

Из книги «Подвиг огненных лет».

Просмотров: 1817

Один комментарий

  1. Сабан-туй 2015 в с.Мочалеевка уже скоро. Дорогие земляки, друзья! Приглашаем вас на Сабан-туй в нашем селе в субботу 13 июня. Пройдет он на той же поляне у леса.
    В программе будут
    9.00 утра — Скачки на лошадях — мочалеевские рысаки и рысаки из соседних сел. Заезд начинается и заканчивается в начале первой бригады, можно будет увидеть и старт, и финиш.
    10.00 — Керэш — национальная борьба. Приглашаются участники.
    11.00 — Концерт — конкурс песни и танца. Будут выступать артисты художественной самодеятельности, а также профессиональные певцы — выходцы из нашего села. Среди них — выпускница Института культуры, призер конкурсов вокального пения.
    Детские конкурсы, игры,
    Армреслинг для женщин и мужчин, перетягивание каната, яйцо в ложке, монеты в катык, другие игры, более 12 конкурсов.
    Вас ожидают призы, игры, песни, танцы, шашлык, чак-чак, хорошее настроение!
    Приглашаем всех талантливых детей, молодежь и взрослых принять участие своими выступлениями в виде песен и танцев.
    Друзья, покажите, как вы поете, танцуете, Сабан-туй для этого и нужен, чтобы таланты показали свое мастерство! Всех желающих приглашаем заранее или утром в день Сабан-туя заявить о своем желании выступить и принять участие. Тел: 8902 2942307, 89277257472.

    Приглашаем желающих выступить в качестве спонсоров, поддержать праздник, поддержать таланты, участвовать в организации хорошего праздника для всех! Тел для контакта 89277058696.
    ЗУЛЬФИЯ БУЛАТОВА.