Мечети заполнили «дети суверенитета» – молодые татары, избавленные от советских комплексов

44023А ЯЗЫКОМ РЕЛИГИОЗНОЙ МОЛОДЕЖИ ТАТАРСТАНА ПОСТЕПЕННО СТАНОВИТСЯ РУССКИЙ

На прошлой неделе начался священный для мусульман месяц Рамазан. Это стало поводом для востоковеда, доцента КФУ Азата Ахунова порассуждать о том, какой путь проделало религиозное мировоззрение в Татарстане за последнюю четверть века с момента появления новой России. По мнению автора, если в национальных делах чувствуется некий откат, то религиозное самосознание мусульман только растет. Кроме того, ислам в Татарстане становится исламом молодежи, а не пенсионеров, как это было раньше.

НА АРАБОВ ТАТАРЫ ПОНАЧАЛУ СМОТРЕЛИ КАК НА НЕБОЖИТЕЛЕЙ

Я начал соблюдать пост еще в 1992 году. С переменным успехом набрал «стажа» почти в 25 лет. Поэтому могу говорить о своем опыте, о том, чему сам был свидетелем.

Начало 90-х пришлось на годы становления суверенитета Татарстана. Все национальное, татарское было в тренде, как это принято говорить сейчас. Религия шла рука об руку с национальным движением, шагала с ней в одной колонне. По большому счету возрождение ислама в Татарстане началось с татарских национальных организаций.

Мало кто тогда знал, как правильно молиться, поститься, в том числе лидеры этого движения. Но у всех было большое желание поскорее вернуться к родным корням. На всю большую Казань тогда вряд ли набралось бы более десятка грамотных в религиозном плане человек. В основном это были вчерашние выпускники бухарских медресе и еще пара-тройка «последних могикан» — имамы мечети «Марджани» Ахмедзаки хазрат СафиуллинГабдельхабир хазрат Яруллин и др. Среднее поколение — глубоко атеистическое и советское — боялось ислама, молодежь только подтягивалась.

Речь шла о полноценном исламе с его пятью столпами: шахадой, намазом, уразой, закятом и хаджем. Обрядовый или как его сейчас называют «традиционный ислам», т.е. исполнение тех или иных ритуалов, связанных с повседневной жизнью татар, никогда не прекращался. Обряды наречения имени, проведения никаха, проводов покойника в последний путь, поминки по усопшему на 3-й, 7-й, 40-й день, годовщина со дня смерти — все это безоговорочно выполнялось даже коммунистами и атеистами.

На помощь пришли арабы, на которых татары поначалу смотрели как на небожителей, посланцев святых мест. Они обучали мусульман основам ислама, арабскому языку и являлись для татар непререкаемыми авторитетами в вопросах веры.

В 1992 году был создан местный, независимый от Уфы муфтият, появилась религиозная пресса, об исламе начали писать и говорить татарские газеты, радио и телевидение. В общем, популярность религии стала нарастать день ото дня.

В КОНЦЕ 90-Х ПОСТИЛИСЬ ЧУТЬ ЛИ НЕ ВСЕ

В начале 90-х ураза выпадала на весенние дни и постепенно смещалась в сторону зимних месяцев. В середине-конце 90-х, когда световой день сократился до минимума, постились чуть ли не все. Во многих организациях на время забыли о чаепитиях и перекусах, что, впрочем, не сказалось на качестве работы. Офисные дамы жаловались на головную боль, делали вид «умирающего лебедя». Помню, один татарский профессор устроил скандал на защите диссертации — он держал уразу и требовал, чтобы женщины не приближались к нему (это нарушает пост). Зато вечером, на банкете, разговелся до такой степени, что еле стоял на ногах. Были и другие примеры. Знакомый арабский проповедник во время уразы нарезал километры пешком — он боялся коснуться женщин в общественном транспорте.

Постепенно увеличивалось число по-настоящему верующих людей, по мере смещения календаря в сторону лета отпадали постящиеся по моде или «для фигуры». Лидеры татарского национального движения за небольшим исключением ушли от религии — кто в тенгрианство, а кто к коммунистам.

На этой неделе начался священный для мусульман месяц Рамазан. Он выпадает на летние месяцы. Соблюдать пост стало непросто. Но остались самые стойкие, искренние. Судя по полным мечетям, многолюдным ифтарам (разговениям) — их много. И, как правило, мечети заполнили «дети суверенитета» — молодые татары, избавленные от советских комплексов, ностальгии по буханке хлеба за 16 копеек. Они современны, социально адаптированы и успешны. Многие из них чтят родной язык и культуру — результаты «суверенного» воспитания. Но если поставить на чашу весов их национальные и религиозные предпочтения, то религиозные перевесят с большим отрывом.

Миф о том, что мечети стоят пустые, уже устарел. Они полны, особенно городские. Мечеть — это не клуб по интересам, поэтому мусульмане собираются туда только для намаза — в первую очередь пятничного, общего намаза. В деревнях да, есть такая проблема. Но она связана в первую очередь с тем, что молодежь не остается на селе. А ислам в современном Татарстане — это ислам молодежи, а не пенсионеров как это было раньше. Поэтому он и находится под строгим надзором.

Мусульманские лидеры Татарстана никак не влияют на политическую жизнь республики, не имеют лобби во властных структурах. В этом отношении нельзя проводить параллели с православием, которое де-факто имеет статус государственной религии. Тем более мусульмане мало что решают в общефедеральном плане. Но многое, кстати, может измениться. И очень скоро. Поворот вектора внешней политики России в сторону арабского Востока, поиск новых (старых) партнеров в мусульманском мире повысят значимость и наших исламских лидеров.

Говорить о каком-либо навязывании мусульманства со стороны властей также не приходится. Местные власти еще в советское время боялись обвинений в национализме. Поэтому старались избегать всяких перекосов в религиозных делах. Традиция сохранилась — ко всем конфессиям в Татарстане ровное отношение.

«ВЗЯТЬ ТАХАРАТ» И «НАМАЗНУТЬСЯ»

А что касается самобытности, то сейчас возникла иная проблема. Молодежь стала отходить от национальных традиций, начала склоняться в сторону чистого ислама, без учета каких-либо национальных или региональных особенностей. То есть произошел отход от «традиционного ислама», о котором говорилось выше. Национальное и религиозное сейчас — это не одно и то же. Глубоко верующий молодой татарин, который наизусть знает молитвы на арабском, может совершенно не знать татарского.

Языком религиозной молодежи Татарстана постепенно становится русский. В конце 1990-х - начале 2000-х годов произошла интернализация ислама в Татарстане. К их числу добавились русские мусульмане, принявшие ислам чуваши, марийцы, представители народов Средней Азии и Кавказа. Он перестал быть только татарским. Раздались требования об открытии мечетей, где проповеди читались бы исключительно на русском языке, и такие мечети появились. Появилось множество мусульманских газет, журналов, интернет-сайтов, которые выходили преимущественно на русском языке.

Все большую роль начал играть интернет с его социальными сетями, видеоканалами, откуда молодежь без разбора начала черпать недостающую информацию по вопросам ислама. И часто это была информация самого сомнительного характера, абсолютно не учитывающая какие-либо национальные или региональные особенности. В молодежной мусульманской среде сформировался свой русско-арабский сленг «делать дога», «взять тахарат», «намазнуться» и др. Все это отодвигало молодежь от национальных корней все дальше и дальше.

Положение усугубило то, что в целом в национальных республиках России, в том числе и в Татарстане, в конце 2000-х годов начался резкий откат от татарского языка и культуры. На фоне общего роста великодержавной риторики законодательные органы РФ сделали ряд шагов по сужению сферы применения национальных языков, уменьшились возможности обучаться на родном языке.

Можно ли назвать Татарстан мостом между Россией и Востоком? Да. Тем более что Москва это подтверждает своими решениями. Совсем недавно и. о. президента РТ Рустам Минниханов назначен руководителем группы стратегического видения «Россия — исламский мир». Последние визиты руководителя Татарстана в такие неоднозначные регионы, как иракский Курдистан и Северная Корея, я лично оцениваю как «пробный камень» в контексте новых векторов внешней политики России. Вспомним, что «разруливать» отношения с крымскими татарами также было поручено Минниханову.

Так было и раньше. Со времен Московской Руси татар использовали в восточных делах, языком дипломатической переписки с Востоком был татарский. Татар посылали подавлять басмачество, отправляли послами в мусульманские страны. Так что это не новая традиция.

Так что можно констатировать, что духовное возрождение состоялось. Если в национальных делах чувствуется некий откат, то религиозное самосознание мусульман только растет. Главное — не допустить разрыва между ними, выдержать баланс. Татарская культура и ислам испокон веков развивались в единой связке, взаимодополняя друг друга. Мировоззрение ислама прочно проникло не только в татарскую литературу и искусство, но и в наши обычаи, нормы и этику поведения, стало неотъемлемой частью татарского менталитета, самоидентичности. И теперь очень важно сохранить этот паритет.

Азат Ахунов, доцент кафедры востоковедения и исламоведения Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ.

«БИЗНЕС Online»

Просмотров: 1169

Комментирование запрещено