«По общежитии с некрещенными все отстоят в магометанском нечестии…»

iВ наше время государство и общество стремятся к межнациональному и межрелиги­озному миру и сотрудничеству и добились в этом отношении больших успехов. В качестве примера всегда справедливо приводится Са­марская область. К такому межконфессиональному согласию мы шли долго. О том, какими сложными в преж­ние времена были взаимоотношения между религиями, свидетельствуют исторические до­кументы XIX века. Как, например, вот этот — об­наруженные нами недавно в Государственном архиве Ульяновской области «Статистические сведения о крещенных татарах Казанской и не­которых других епархий в Волжском бассейне». Без всяких комментариев и проведения аналогий мы предлагаем нашим читателям познакомиться с выдержками из них. Просто это было….

«Всех крещеных татар в 6 приходах Самарской епархии 909 человек. По уездам они размещают­ся так: в Ставропольском уезде 34 новокрещенных, в Бугульминском старокрещен 479, отпад­ших новокрещен в Самарском — старокрещен 212, отпадших старокрещен 176. Всего 909 человек. В дополнение к клировым ведомостям, нам достав­лена из Самарской Духовной Консистории следу­ющая ведомость о вновь крестившихся татарах Самарской епархии за 1863, 64 и 65 годы.

Всех вновь крестившихся было за три года 83 человека (68 мужчин и 15 женщин). Из этой ведо­мости мы видим, что крещеные татары находятся не в трех только уездах Самарской епархии, а во всех, кроме Николаевского. Приложивши это чис­ло к вышеозначенному 909, мы будем иметь: 992. Следовательно, число крещеных татар в Самар­ской епархии и есть 992.

Чтобы видеть отношение крещеных татар к некрещеным, мы представляем здесь числен­ность магометан по тем данным, какие имели у себя под рукою. В месяцеслове на 1863 г. магоме­тан в Самарской губернии показано 135.436. По спискам населенных мест Российской Империи (Самарская губерния) численность татарского племени, к коему причисляются башкиры, кирги­зы и др., показывается гораздо больше, Именно: до 155.000 человек, из которых собственно та­тар 100.000; а остальные — башкиры и тептяри. По газете «Голос» магометан в Самарской губер­нии значится 178.585. Как ни различны эти циф­ры между собою, но они очень ясно дают видеть громадный перевес магометан, или татар некре­щеных пред татарами крещеными: 992 — цифра слишком ничтожная в сравнении с 178.585. Прав­да у нас есть некоторого рода основание думать, что в общем итоги крещеных татар не все они представлены: быть может многие крещеные татары ускользнули от нашего внимания, если они записаны в клировых ведомостях неопреде­ленным именем «государственных или казенных крестьян, военных» и т. п. Но у нас есть еще и другого рода основание заключать, что в Самар­ской епархии есть и еще крещеные татары, кроме вышеозначенных 992 человек.

В ноябрь прошлого 1865 года я встретил одно­го татарина Самарской губернии Х…лу М — нова из деревни Аллагуловой (Ставропольского уез­да). Он передавал, что в их деревне было кре­щеных татар дворов до 10, но года три тому на­зад эти крещеные татары окончательно отпали от христианства и обратились в мусульманство, так как и прежде того эти крещеные татары моли­лись по-магометански. В самом деле, в приходе села Лебяжья (Ставропольского уезда)… В 1829 г. были крещеные татары в деревнях: Филипповка 50, Аллагуловой тоже 50 человек.

Из коих первые (Филиповские) почти всегда уклонялись от обрядов христианских, но 9 июля 1829 года благочинному и приходскому священ­нику дали показание в том, что они с сего време­ни и всегда исполнять будут, с их семействами, христианские обряды, заблуждений же магоме­танских придерживаться никогда по будут, а по­следние — деревни Аллагуловой — хотя прежде не отказывались от исполнения христианских об­рядов, но благочинным лично усмотрено, что они все ходят по своему обыкновению в тюбетейках, без крестов и по их собственному сознанию, в церковь почти не ходят и молитв никаких не зна­ют. Впрочем, как и филиповские дали единоглас­но обещание, оставив магометанское заблужде­ние, исполнять христианские обряды. Кроме этих не твердых в христианстве крещеных татар, были и другие, о которых доносилось епархиальному начальству, что они «оставили магометанския за­блуждения»…

В приходе села Бобровки (Самарского уез­да) крещеных татар (в 1828 г.) было 8 мужчин и 6 женщин. О них было замечено, что «по обще­житию с татарами (некрещеными) все состоят в магометанском нечестии. Они отпали в магоме­танство, и благочинному предписано было сде­лать им в последний раз увещание об обращении паки в христианскую православную веру». Июля 16,1829 г. он доносил, что «эти крещеные татары, имеющие проживание среди некрещеных татар, отпали в магометанство… не однократно были увещеваемы обратиться из магометанства в хри­стианскую веру, но по упорству и жестокосердию своему на то не согласились.

Были крещеные татары еще в деревне Иглайкино (Самарского уезда); потому что некоторые татары Чистопольского уезда (Казанской губер­нии) брали там за себя замуж крещеных тата­рок, с коими, впрочем, жили невенчанные. Таким образом больше 200 человек крещеных татар исчезли из церковно-епархальных записей или документов… В клировых ведомостях они не зна­чатся, прежние священники, которые помнили и знали, что в известных деревнях есть крещеные татары, едва ли все здравствуют, а молодые не скоро узнают об исчезнувших какими-то судьба­ми из ведомостей крещеных татар, а между тем эти последние, освободившись совершенно из-под влияния приходского православного духовен­ства, окончательно отпадают от христианства. Правительство духовное и светское теряет их так сказать из виду. Но отсюда может происходить среди крещеных татар очень легко и естественно ужасное зло: убежденные, что крещеным тата­рам можно перейти в магометанство».

Шамиль ГАЛИМОВ.

Газета «Азан», 2004 год, № 8.

Просмотров: 1101

Комментирование запрещено