Существует выражение: «на роду написано». Далеко не каждому человеку судьбой предопределена роль общественного деятеля, ратующего за интересы людей, среди которых он живет и работает. И это — зачастую в ущерб своим личным интересам, своей личной жизни. Но именно благодаря таким творится история. В нашем случае речь пойдет о человеке, который в эпоху потрясений начала XX века и в первые годы Советской власти был в центре общественной жизни Самары и губернии.
Махмут Хусаинович Баишев родился в 1872 году в городе Кузнецке Саратовской губернии. Но ещё в раннем детстве с родителями переехал в Самару, с которой впоследствии связал всю свою жизнь.
Отец — Хусаин-бабай держал ломовой обоз, обслуживал купцов, торговавших хлебом, а также лесом, другими стройматериалами. И своего сына с малых лет приучал к труду. Был строг, воспитывал Махмута в традиционно мусульманском, татарском духе и прививал ему честность, старательность, порядочность. Он любил часто повторять: «Знай свою работу, трудись и Богу молись».
Но мальчика не устраивало такое положение, он самостоятельно научился читать и писать. Причём, одинаково хорошо — на татарском и русском языках. Много читал, особенно религиозные книги — благо, они были написаны такими же буквами, как и в родном языке. И в последующем систематически пополнял свои знания. Хотя официальных документов об окончании каких-либо учебных заведений у Махмута Баишева не было, он был достаточно образованным для своего времени человеком.
Он вовсю помогал отцу, сам много работал на тяжёлых физических работах. Возил, например, кирпич на строительство Кафедрального собора, который стоял на месте нынешней площади имени Куйбышева.
Когда Махмуту было 16 лет, в его жизни произошли крутые изменения — от тифа умер отец, он остался хозяином обоза. Надо было вести дела. Семья задолжала купцам 500 рублей -огромная по тем временам сумма. В общем, нелегко пришлось молодому хозяину. Но ничего, выдюжил — и с долгами расплатился, и хозяйство расширил.
Баишев слыл честным и добропорядочным хозяином, поэтому многие компаньоны работали с ним на полном доверии, выписывали ему векселя…
Дела пошли в гору. Махмут женился на красивой девушке по имени Миннегайша, начал строить дом на улице Воскресенской (ныне — Степана Разина, 45). Кстати, дом до сих пор стоит там, но уже трёхэтажный. Хозяйство росло с каждым годом — каретник, кузница, сеновалы, мастерские и склады. Вскоре он обзавёлся ещё одним домом, уже на Дворянской (теперь Куйбышева).
Молодого предпринимателя хорошо знали в городе, особенно мусульмане. Поэтому именно его — красивого, грамотного, отлично говорящего по-русски (что в те времена имело большое значение) общественность выбрала — сейчас сказали бы — координатором строительства мечети 3-его прихода. Официально эта должность называлась тогда так: председатель Попечительского совета. Кстати, несколько десятилетий назад это словосочетание вернулось в новую Россию и нашу жизнь.
Баишев с огромным желанием взялся за дело и со свойственным ему упорством и настойчивостью вёл его. Составлял письма в Городскую управу и Думу, завёл дружбу с губернатором В.В. Якутиным, был в хороших отношениях с православными священниками, в том числе, с самим Архимандритом, и всё это оказывало благотворное влияние на ход строительства.
А храмы, оказывается, и в те годы строились непросто. Пожелтевшие документы Госархива Самарской области свидетельствуют: много времени уходило на бесконечные согласования, «утрясания» и так далее. На получение окончательного разрешения, на начало строительства ушло целых пять лет.
Из приведённого ниже документа, думаю, читатель убедится, насколько медленно и трудно продвигалось дело. Это — выписка из решения заседания Самарской Городской Думы от 10 октября 1907 года:
«С ходатайством магометан, проживающих в гор. Самаре, об отводе им земли под постройку мечети со школою. От самарского мещанина Махмута Хусаиновича Баишева, по поручению от магометан, проживающих в г. Самаре. Ему поручили хлопотать перед Самарскою Городскою Думою об отводе места, почему он обращается с просьбою внести его прошение в Думу, поясняя в нём, что громадное большинство проживающих в городе Самаре магометан, составляют люди бедные, живущие трудом рук своих, так что набрать средств на постройку мечети со школою представляется весьма затруднительным, а потому они питают надежду, что Городская Дума не откажет отвести им просимое место.
А так как магометане живут преимущественно в районе 3 части г. Самары, северо-западной части, за Воскресенской (ныне Самарской — ред.) площадью, то ему — Баишеву поручено просить городской земли мерою в 600 кв. сажени по Соборной улице между Полевой и Оренбургской. А затем Махмут Баишев вследствие предложения Городской управы от 25 августа сего года за № 14912 доставил план местности, на которой магометанам предлагается постройка мечети.
Представляя изложенное на благоусмотрение Городской Думы, Городская управа полагала бы ходатайство магометан отклонить, ввиду того, что, если Дума согласится отвести просимое ей место — к ней обратятся все проживающие в городе иноверцы с такими же просьбами и отказывать им в этом будет неудобно.
Гласный (депутат — прим. ред.) А. А. Михайлов находит, что в данном случае согласиться с Управой невозможно. Обыватели городов состоят не из одних христиан и притом православных, но и из лиц других исповеданий, в том числе, и магометан. Если город охотно отводит свои свободные земли под церкви христиан, то как отказать в клочке земли под мечеть со школой. Думаю, что надо отвести.
Гласный М.Д. Челышев также находит невозможным согласиться с мнением Городской управы, заметив, что город никогда не отказывает в отводе земли под больницы и школы, а в данном случае речь идет об отводе земли под церковь и отказывать в этом было бы ни с чем несообразно. «Если мы заботимся о просвещении, о развитии ума, то тем более должны позаботиться о душе, о представлении расширить религиозно-нравственные потребности людей. Оставлять душу без внимания — будет с нашей стороны неправильно и непростительно. Посмотрите, что делается с современной молодежью, которую стараются на-пичкивать всякими знаниями, но забывают совершенно о религиозно-нравственном воспитании. Ведь по улицам становиться опасно ходить. А тех, что грабят и убивают, нельзя считать неграмотными, таковых там нет. Одного образования и умственного развития для человека мало, ему необходима религия». Гласный предлагает удовлетворить ходатайство магометан отведением просимой земли.
Гласный П.Ф. Шишкин высказал то же самое: «В таких вещах нельзя отказать и делить обывателей на православных, магометан и других вероисповеданий. Все обыватели имеют право молиться и учреждать школы».
Городская Дума, согласившись с мнениями гласных, постановила: ходатайство удовлетворить…
В архиве хранится ещё множество документов, по которым можно проследить, как строилась мечеть, а также узнать много интересного о жизни дореволюционной Самары. В них, в частности, говорится, что «Махмут Баишев принял на себя обязательства — построить означенную мечеть на свои средства, что «стоимость постройки в окончательном виде со строительными материалами и работою обойдётся в 8000 рублей». Здесь подробно описано, какие изменения производились в проекте мечети — сначала она предполагалась как деревянная, но, в конечном счёте, Попечительский совет и специалисты Строительного отдела Губернского Правления остановились на двухэтажном каменном варианте.
Ещё один интересный факт. Приводится список прихожан третьего прихода — в этом районе Самары (на месте Дворца спорта, напротив «Шанхая») в 1900-е годы проживали выходцы из села Тёплый Стан (больше всего), Сабакаево, Тюгальбуга, Мулловка, Кубань-Озеро, Филипповка и других. И множество сезонных рабочих лесной пристани.
Пока Баишев обивал пороги разных инстанций, строительство собора началось… А, когда в его руках оказались подписанные всеми чиновниками разрешительные документы, оно пошло ещё быстрее. И 7 июля 1913 года мечеть была открыта.
Строительство мечети на Оренбургском спуске было для Махмута Баишева серьёзнейшим испытанием. Он фактически был руководителем стройки, объединял силы прихожан-мусульман, городских властей, меценатов, и на нём лежала большая ответственность. Экзамен Баишев выдержал с честью и перед Первой мировой войной стал, пожалуй, наиболее видным мусульманским общественным деятелем Самары.
И это обстоятельство, а также желание принести своему городу ещё более ощутимую пользу подтолкнули его выдвинуть в 1913 году свою кандидатуру на выборах в Самарскую Думу. Обратимся вновь к документам.
Репортёры газеты «Волжское слово» 7 сентября 1913 года сообщают о собрании кандидатов в гласные Городской Думы и приводят слова из выступления кандидата от мусульман М.Х. Баишева. Он говорил следующее:
«Мусульманское население в Самаре очень велико. Мусульманам, также как и русскому населению, дороги интересы города
Самары. О городском хозяйстве они болеют так же, как остальное население, потому что несут наравне с другими общие налоги, общую тяготу. Как я уже заявил на происходящих предвыборных собраниях, вступление в состав будущего Городского управления одного из нас — мусульман составляет крайнюю необходимость: мусульманское население должно иметь возможность заявлять о своих нуждах — ни в одном из предыдущих земских составов представителей от мусульман не было. Запросы и нужды обывателя весьма велики и ощутительны. Это должны помнить каждый избиратель и каждый вновь избранный гласный. Главная цель выступления мусульман в Думе это — требование от города просвещения для их детей. Ведь в нынешнее время жить человеку без просвещения, точно так же как быть без хлеба, нельзя. Само собой разумеется, гласный из мусульман, заботясь о просвещении своих единоплеменников, должен в то же самое время всячески поддерживать в Думе меры, имеющие своею целью удовлетворение просветительных запросов всего населения. Образование, свет, вода, мостовые и общедоступное лечение необходимы не только русскому населению, не только жителям окраин, но и татарам.
В заключении считаю нужным сознаться, что, изъявляя согласие выставить свою кандидатуру, я боюсь, что по своей правоте, пройдя в Думу, не всегда в состоянии буду сдерживать свои резкие порывы «резать не в бровь, а в глаз»…
Сами выборы состоялись 8 сентября. В число гласных Думы были избраны такие известные и влиятельные люди города, как М. Д. Челышев, А. Ф. Вакано (владелец Жигулевского пивзавода), В. П. Ушков (промышленник и крупный землевладелец) и многие другие. Среди них и М. X. Баишев.
Махмут Хусаинович горячо взялся за новую работу и активно участвовал в решении проблем городской жизни. Он — один из активных участников строительства электрического трамвая. Неслучайно поэтому 12 февраля 1915 года в вагоне первого рейса, который вёл инженер всех строительных и проектных работ Сушкевич, среди почётных горожан ехал и Баишев. Самый первый маршрут самарского трамвая пролегал от депо на Верхней Полевой до Алексеевской площади (ныне площадь Революции). А к концу того же года по улицам Самары уже курсировало 30 вагонов пяти маршрутов, и новый вид транспорта всё больше и больше брал на себя основную нагрузку по перевозке пассажиров быстро растущего города.
Не оставались без его внимания и чисто мусульманские дела. Именно благодаря хлопотаниям М.X.Баишева в те годы городские власти выделили новое место под мусульманское кладбище. Это — в районе Вокзальной площади, чуть к востоку от неё, где теперь располагаются железнодорожные склады и сооружения. Территория была очищена и загорожена. Глубоко символичен тот факт, что сам Махмут-ага после кончины 20 августа 1943 года обрёл вечное пристанище именно здесь.
Но это было потом. А в те дореволюционные годы Баишев находился в самой гуще городской и мусульманской жизни. По просьбе татар он поехал в Казанскую губернию, в город Чистополь, и привёз оттуда супругов-учителей Хадичу и Закира Тинбековых. И мугаллимы долгие годы жили в Самаре, обучали татарских детей грамоте и давали им хорошее образование. Учащиеся с их помощью изучали не только родной язык, но и арифметику, географию и многие другие полезные науки. Баишев состоял также членом Благотворительного фонда «Хайрия» и оказывал помощь сиротам и малоимущим.
…В августе 1914 года грянула Первая Мировая война, которая коренным образом изменила жизнь людей: военное положение, госпитали, беженцы… Гласному Городской Думы Махмуту Баишеву приходилось решать проблемы снабжения огромного по тем временам города продовольствием и предметами потребления. Читаем журнал чрезвычайного заседания Думы от 1916 года. Стенографисты отмечают:
«Баишев считает необходимым передать вопрос о борьбе с дороговизной в Государственную Думу, и чтобы местная административная власть оказала давление на первые руки, из которых идут продукты первой необходимости. Мы, говорит гласный, ничего не можем сделать без Государственной Думы, железная дорога не даст вагонов и город останется без продуктов…».
В Самаре тогда оказалось много пленных турок. Турция -союзник Германии — воевала тогда против России. Но Баишеву были присущи, как бы сейчас мы сказали, общечеловеческие ценности — он стоял выше классовых и политических принципов, ему одинаково понятны были боль раненных воинов как российской армии, так и её противников. Махмут -ага оказывал помощь и пленным туркам, закупал для них лекарства, помогал им в отправке на родину.
Второй раз Баишева избрали депутатом в ещё более сложное и противоречивое время — в июне 1918 года. Большевики, КОМУЧ, чехословацкий мятеж, тысячи беженцев, тиф, голод, всплеск преступности — в Самарском крае царила полная анархия. На первом заседании новой Думы М. Баишев (от «группы беспартийных мусульман») говорил: «Я призываю Думу оставить партийные раздоры и приступить к деловой работе, а работы много. В особенности в области борьбы с голодом, самоохраны и образованию народных масс…» Он не только призывал, но и сам делал множество полезных Самаре дел.
Потом был двадцать первый год — чудовищный голод, гибель миллионов людей. И здесь Махмут Баишев вместе с народом переживает беду: помогает организовать питание голодающим, отправку их в другие районы страны, едет в Ташкент — «город хлебный» и, сдав там свои драгоценности, привозит целый вагон муки, избавляя, таким образом, от смерти многих своих земляков.
…В последующие годы Махмут Хусаинович отошёл от активной общественной деятельности. Потому что опыт и знание таких людей, как Баишев, при новой власти оказались невостребованными. Потом постепенно в упадок пришло и хозяйство предпринимателя — деловая активность времён НЭПа лишь отчасти напоминала бурную когда-то торгово-промышленную жизнь купеческой Самары.
Но главные тяготы и лишения были ещё впереди. В 1924 г. после тяжёлой болезни Махмуту-ага ампутировали ногу, а через пять лет, в двадцать девятом, его как «домовладельца-эксплуататора» выселили из принадлежащего до того Баишевым дома на Советской (теперь — это улица Куйбышева).
«Все мы: родители, дети, бабушка оказались на улице, -вспоминает дочь Махмута Хусаиновича Наиля-апа. — Ночевали у друзей и родных, с большим трудом, наконец, нашли квартиру на улице Водников, где живём до сих пор. А многие ценные вещи, богатая библиотека исчезли бесследно…»
Потом взялись за религию. В 1930 году была закрыта Соборная мечеть, камни которой впитали столько пота и крови Махмута Баишева. А в конце тридцатых в сталинских застенках погибли многие из тех, кто вместе с ним строил мечети и поднимал мусульманскую религию.
Всё это не могло не сказаться на настроении и образе жизни М. X. Баишева. Последние свои годы он провёл с семьёй…
Пик общественной деятельности Махмута Баишева пришёлся на начало века. Тем не менее, жизненный пример земляка актуален для наших современников, в том числе, и состоятельных. Это -пример служения своему народу.
Мурат САФИН.
Из книги «Прошлое как вера в будущее».
Просмотров: 1568