«Заражение Исламом»

42895ПУБЛИКАЦИЯ ИЗ ОФИЦИАЛЬНОГО ИЗДАНИЯ САМАРСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦ «САМАРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» ЗА 1906 ГОД

Дореволюционная жизнь татар и башкир Российской империи изобилует большими и малыми бунтами. Чаще всего они имели не экономические, а национальные и религиозные причины, чему способствовала целенаправленная русификаторская и миссионерская политика царизма. Только этим следует объяснить стойкое недоверие мусульман Внутренней России ко всякого рода мероприятиям правительства — начиная от переписей населения и кончая открытием школ в магометанских селениях. Они почти каждый раз оживляли слухи о предстоящем крещении (ничего не поделаешь: историческая память — понятие почти биологическое). Несмотря на то, что некоторые из этих мер уже в ближайшей перспективе призваны были способствовать прогрессу мусульманских народов и росту их культурного и общеобразовательного уровня, что для граждан нецивилизованной России имело невероятно большое значение.

Но это недоверие татар и башкир возникло не на пустом месте, и государственные институты своими действиями постоянно укрепляли и поддерживали его. Сегодня мы приводим (с минимальными сокращениями в тех местах, где речь заходит о селах, не входящих сейчас в Самарскую область) еще один документ — материал из официального издания Самарской епархии РПЦ «Самарские епархиальные ведомости» за 1906 год, который наглядно свидетельствует о напряженных отношениях между подданными империи разного вероисповедания, как следствие государственной политики, проводившейся в ту эпоху. 

* * *

Фанатизм татар-мусульман, как главное препятствие успешной проповеди христиан­ской среди инородцев

Кто внимательно изучал учение ислама, кто подробно изучал жизнь мусульман, тот не может отрицать существование в исламе фанатизма, доходящего иногда до крайности. Почти все та­тары-мусульмане отличаются крайним фанатиз­мом, в котором они воспитываются своими мул­лами с самых малых лет. Весьма редко можно встретить искренне, дружелюбно относящихся к христианам и христианским пастырям, и отли­чающихся широкою терпимостью к христианской вере. Такая ненависть к христианам внушается им законодательной книгой их — Кораном, а также другими вероучительными книгами…

Все побежденные мусульманами, по учению шариата, предаются смерти, за исключением, женщин и детей, обращаемых в неволю.

Омару, покорителю Иерусалима, некоторыми историками приписывается следующее выраже­ние: «мы должны поедать христиан и наши по­томки поедают их потомков до тех пор, пока будет существовать ислам».

Для того, чтобы возжечь больше фанатизма, храбрости и жестокости в своих последователях, Мухаммед обещает им, с одной стороны, посто­янный успех в войне с неверными, а с другой -высшую степень награды в будущей жизни.

Все учение Мухаммеда проникнуто глубокою ненавистью к христианам и крайним фанатиз­мом, которым заражаются и другие народы, при­нявшие ислам. Даже наши инородцы: чуваши, вотяки (удмурты — прим. ред.) и черемисы (ма­рийцы) и другие по переходе в ислам, делаются крайне фанатичными и начинают глубоко прези­рать христианство. Особенно широкою ненави­стью отличаются мусульмане по отношению к тем своим соплеменникам, которые решаются при­нять христианство. Таковые ни в каком случае не могут жить среди своих родных, в своей родной деревне, они непременно должны покинуть род­ную деревню, расстаться со своими ближними и дорогими родными, иначе подвергнуться насиль­ственной смерти, или жестокому избиению со стороны близких же родных, потому что по зако­ну мусульман отпадение от ислама непременно наказывается смертью. Вот почему весьма мало случаев принятия мусульманами христианства.

Замечательно, что фанатизм татар-мусуль­ман передается даже и инородцам, живущим совместно с ними. Чуваши, вотяки, черемисы и др. инородцы, живущие вместе с татарами и на­ходящееся под влиянием их, отличаются полною нетерпимостью к христианской вере, даже не .же­лают слышать слово „Христос».

Этот фанатизм татар-мусульман является главным препятствием к более или менее успеш­ной проповеди христианства среди инородцев, является как бы толстой каменной ставок», про­бить которую представляется невозможными Бри нем не может быть никакой речи о христианской миссии среди мусульман об обращении их в хри­стианство, потому что они не допустить к себе ни одного христианского миссионера, не допустят, чтобы соплеменники их принимали христиан­ство. Все это можно доказать фактическими дан­ными. Из множества фактов, свидетельствующих о фанатизме татар-мусульман и ненависти их к своим соплеменникам, принявшим христианство, приведем здесь несколько фактов, взятых из дей­ствительной жизни.

Священник села Туармы, Бугульминского уез­да, о. Даниил Филимонов сообщает следующее:

„8 февраля 1905 года учитель Ирыклинской церковной школы, прихода села Спиридоновки, Бугульминского уезда, Тимофей Адрианов со­общил мне, что дочь одного татарина дер. Ста-ро-Иштеряковой, Кузайкинской волости, Бугуль­минского уезда Герея Геримова, проживающего в чувашской деревне Черном Ключе, девица Суха-берея, 17 лет, магометанского закона, искренно желает перейти в православие и уже более ме­сяца тайно готовится ко св. крещению, но, боясь своих родителей-магометан, она желала бы при­нять крещение не в ближайшем селе Дурасовке, а где-либо в другом селе — подальше от родите­лей. Сообщая об этом, учитель Адрианов просил меня просветить татарку Сухаберею св. креще­нием в церкви с. Туармы, как наиболее отдален­ной от дер. Черного Ключа, на что я согласился и велел передать татарке, чтобы она приехала ко мне в с. Туарму. Мне нужно было непосредствен­но узнать, насколько эта татарка крепка в своем христолюбивом желании и насколько она подго­товлена ко св. крещению.

19 февраля вечером татарка Сухаберея дей­ствительно приехала в с. Туарму и на другой день явилась ко мне. Она была одета в чувашский бедный костюм, говорить по-русски не умеет, но 

языком чувашским владеет прекрасно; на беседе со мною она обнаружила искреннюю веру в Го­спода Иисуса Христа, понимание некоторых хри­стианских молитв по-чувашски и умение делать на себе крестное знамение. На мой вопрос, где и как она убедилась в истинности веры Христовой, Сухаберея объяснила, что она с малых лет жи­вет в дер. Черном Ключе среди крещеных чуваш, много раз ходила в школу на спевки и на чтение религиозных книг и слушала учение о христиан­ской вере. Я объяснил ей, что крестить ее вскоре нельзя: она должна готовиться и ждать крещения по крайней мере 11/2 месяца, на что она согла­силась и осталась жить в семье псаломщика с. Туармы С. Адрианова.

23 февраля явился ко мне неизвестный тата­рин и стал спрашивать: „где моя дочь, которая пришла сюда креститься, я отец ее и хочу ви­деть ее». Я ответил ему, что одна татарка дей­ствительно находится у нас в селе и желает кре­ститься, но его ли она дочь, я не знаю и показать ее неизвестному человеку не могу. После этого через день тот же татарин опять явился ко мне с товарищем и потребовал указать ему место­пребывание дочери. При свидании с отцом при свидетелях, дочь решительно отказалась ехать домой с отцом, при чем открыто исповедала свое намерение принять христианство.

Начиная с 24 февраля но 1 марта в с. Туарме ежедневно ходило 5-6 человек татар без всякаго дела; в народе говорили, что они стараются во чтобы ни стало взять татарку Сухаберею и убить ее за намерение перейти в Христову веру.

Вечером 27 февраля крестьянин с. Туармы Илья Данилов заявил мне, что он только что приехал из татарской деревни Денискиной (в 6 вер. от с. Туармы), где, по его словам, собралась большая толпа татар, которые хотят приехать в с. Туарму, чтобы насильно взять и увезти татар­ку Сухаберею. Я посоветовался с урядником и высказал ему, что не отправить ли татарку в дер. Черный Ключ, откуда она приехала и отложить крещение ее до другого более благоприятного времени, а от татарина взять подписку в том, что оъ не будет истязать свою дочь за желание пе­рейти в христианство. Урядник не согласился на мое предложение в виду того, что 1) татарка Су­хаберея сама не желает ехать домой и 2) татары грозятся на ее жизнь, за что полиция будет от­ветственна, а отец Оухабереи отказывается дать требуемую подписку.

1 марта утром я уехал в д. Четырлу по неот­ложным служебным делам, а возвратился домой в 5 часов по полудни. Въезжая в село, вижу: по улицам двигаются толпы народа. Оказалась, что в мое отсутствие нагрянули на с. Туарму татары из дер. Денискиной. По словам очевидцев, это про­исшествие случилось так: около 4 часов дня при­ехали в село одновременно не менее ста человек татар, приблизительно на 40 подводах. Впереди всех ехал один верховой из солдат, который в воз­бужденном состоянии кричал, что де сожжем все село, если не отдадут им татарку. Все приехавшие татары остановились около квартиры полицейско­го урядника и начали шуметь. Когда урядник вышел к ним на улицу, они всей толпой стали напирать на него, так что урядник едва успел зайти к себе на двор и захлопнуть калитку. Видя явный бунт татар, он тут же нашелся послать одного десятника бить в набат, а другого отправил к приставу с докладом, чем сразу и усмирил взбунтовавшихся татар. Как только забили в набат, народ в селе всполошился и бросился к квартире урядника. Татары момен­тально заворотили лошадей и ускакали из села в разные стороны».

Факт этот показывает: 1) насколько тата­ры-мусульмане фанатичны и упорны в своей ре­лигии и пропитаны ненавистью к христианству и 2) насколько трудно дело просвещения татар св. крещением. После описанного случая тата­ры-мусульмане соседних к селу Туарма деревень страшно раздражены были против священника Д. Филимонова, изъявившего желание просветить св. крещением татарку Сухаберею и долго грози­лись на его жизнь. В народе говорили, что тата­ры даже хотят поджечь все село Туарму. Здесь фанатизм татар проявился не в одном лице, а в целой массе.

Священник села Филипповки, Ставропольско­го уезда, о. Евдоким Софронов в своем письме от 13 июля 1906 года, об отношении к нему и его прихожанам татар- магометан пишет:

„Татары дер. Филипповки весьма не рады, что почти в татарской деревне имеется православ­ная церковь и всячески стараются изгнать право­славное духовенство из деревни. Православное духовенство здесь является главным тормозом и злом для магометан. Поэтому татары проявляют по отношению к священнику и ревнителям пра­вославной веры зверскую, дикую расправу. Так, напр., в текущем году одного крестьянина — чу-вашина почти на глазах всей деревни татары чуть не распилили пилой и избили до полусмерти за то, что тот начал осуждать татарский праздник „сабан-туй» и защищать христианство. Татары, здесь озлоблены до того, что за каждую малость готовы произвести над христианами на каждом шагу дикую расправу. А меня едва не истязали только за то, что вышла на площадь моя ло­шадь, которую вырвали из рук татар прибежав­шие на мой зов о помощи полицейский сотский и другие чуваши. Азанча из одной мечети, завидя, что у русского священника много земли, нахаль­ным образом спахал 1 5 соток и засеял рожью, а в нынешнее лето преспокойно выжал. Затем, татары этой же деревни еще озлоблены против меня тем, что у меня оказался хороший урожай пшеницы; более трех десятин они совершенно потравили при глазах караульщика».

Из этого сообщения видно, как трудно и опас­но жить и служить священникам в приходах, насе­ленных татарами в инородцами. В таких прихо­дах инородцы находятся под сильным влиянием татар, которые всячески стараются вооружать их против православного священника и против христианской веры, благодаря чему крещеные инородцы начинают враждебно относиться к свя­щеннику, начинают открыто порицать Христову веру. Здесь от священника прежде всего требует­ся примерная жизнь, в высшей степени тактичное отношение к инородцам, уменье ужиться с тата­рами и способность вести с нами полемику, не за­давая их религию, их самолюбие, А для этого он должен подробно и основательно изучить жизнь татар и учение ислама, должен обстоятельно оз­накомиться с полемической литературой и пр.

В начале 1906 года священнику села Кичуйской Крепости. Бугульминского уезда, о. Алексею Ермолову предложено было указом Консистории сделать увещевание крестьянину дер. Кульшары-пова Константину Баширову, желающему перей­ти из православия в магометанство. Священник Ермолов отправился в дер. Верхнюю Мухтаму, где жил Константин Баширов и попутно просил священника с. Тихоновки, Петра Фавстрицкого разделить с ним поездку, но последний категори­чески отказался и посоветовал о. Ермолову вер­нуться домой в целости и безопасности,— они не допустят никаких толкование со стороны право­славного священника, относительно религиозных воззрений. После этого о. Ермолов решился об­ратиться к полицейскому приставу (в татар, дер. Альметеве), в стан которого находится деревня Мухтама. Пристав ему сказал: „хорошо сделал, что не поехал. Я не ручаюсь за спокойствие та­тар. Мог бы выйти такой конфликт, жертвою которого был бы православный священник». Он тогда попросил пристава вызвать к себе в становую квартиру Ба-широва. Пристав и в этом ему отказал, говоря: „я живу в татарской деревне, время теперь не­спокойное, можно наделать беды». После этого священник Ермолов, опасаясь за свою жизнь и за спокойствие населения, не решился ехать в дер. В. Мухтаму, населенную одними татарами, для, увещевания Башарова.

Действительно, если бы о. Ермолов явился в татарскую деревню Мухтаму для пастырского увещевания Баширова, то, без сомнения, про­изошла бы страшная сцена. Татары-фанатики, увидя русского священника, проповедующего христианскую веру, хотя бы одному Баширову, моментально могли бы поднять против него все население и убить его. В вотской деревне Нико­лашкине, прихода с. Репьевки, Бугульминского уезда, как сообщает местный священник о. Фо­кин, проживало одно языческое семейство из чу­ваш дер. Ново-Суркина, того же уезда, Саватнея Исментьева. Благодаря частым беседам мест­ного священника и влиянию церковной школы, семейство это в полном составе изъявило жела­ние принять святую православную веру. Когда об этом узнала чуваши-язычники дер. Ново-Сурки­на, то они отправили в д. Николашкино язычника Паймуху Пайдуллина, который разными угроза­ми заставил семейство Исментьева отказаться от намерения принять крещение. Между прочим, он говорил: „если вы не оставите свое намерение креститься, то придут братья и побоями заставят отказаться от своего намерения. Кроме того, на крещение необходимо нужно согласие общества дер. Ново-Суркина, а такого согласия общество ни в каком случае не даст, да еще привлечет к суду вас и священника, намеревающегося кре­стить вас».

Бывший учитель Ново-Суркинской школы гра­моты Феодор Петров пишет: Раз я поехал домой на три дня. За это время язычники-чуваши успели ворваться каким-то образом в запертую школу и забраться через перегородку в мою комнату, где разбросали св. иконы на пол. Когда я приехал об­ратно и вошел в свое помещение, то моим глазам представилась ужасная картина: иконы валялись на полу, некоторые из них были под столом, дру­гие в печке, а иные были поставлены в задний угол. Ничего остального не тронули, только для одного кощунства над св. иконами ворвались язычники в комнату. Из этого варварского по­ступка ясно видно, насколько она уважают нашу христианскую веру. Они не любят христианскую веру, православные молитвы и Господа Спаси­теля Иисуса Христа. Произнесете имени Иисуса Христа и христианских молитв она считают для себя весьма оскорбительными против чего всег­да приходилось сильно бороться и быть очень осторожным».

Приведенные факты достаточно ясно расска­зывают о существовании фанатизма среди татар и некрещенных инородцев нашей и о том, что этот фанатизм является сильнейшим препятствием к проповеди христианства среди них. Бороться с этим фанатизмом весьма трудно. Лучшей мерой против этого фанатизма могла бы быть школа, но о ней татарское население и слышать не хочет. Бугульминское уездное земство неоднократно пыталось открывать в татарских селениях ремес­ленный школы, но татарское население поголов­но отказывалось иметь у себя даже и эти школы, не вдаваясь ни в какое разъяснение причин. При­чины эти понятны. Татары боятся всякой русской школы, боятся, чтобы русские люди, заведующие этими школами, не испортила детей их, не обратили бы их в свою веру. Фанатические предписа­ния корана всячески сохраняют татар от русского влияния. Татары, где бы они ни жили, остаются ис­кренними мусульманами, на них не может влиять ни одна народность, ни одна религия. Благодаря своему крайнему фанатизму, татары-мусульмане до сего времени остаются в таком же умственном состоянии, в каком они находились тысячу лет тому назад. Этот фанатизм убивает в них все раз­умное, задерживает умственное и нравственное развитие их, не дает им критически относиться к учению Мухамеда и признавать какое-либо дру­гое учете, напр. христианское, выше учения Му­хамеда — своего пророка. Хотя масса татарская не знает учения ислама, которое доступно только муллам, но она глубоко убеждена в истинности этого учения и никакие доказательства не в со­стоянии убедить ее в противном. Вот почему мы не видим никаких успехов христианской миссии среди татар-мусульман, вот почему трудно, даже невозможно, проповедовать христианство среди них. Также не легко вести миссионерское дело среди инородцев: чуваш, вотяков, черемис и др., зараженных мусульманским учением. Упорные в своем заблуждении, они не хотят даже слышать о христианском учении. Пастырю-миссионеру приходится терпеливо переносить упорство их и нравственно страдать за них. Вот пред нами пись­мо одного инородческого миссионера, в котором он сообщает о надвигающейся на него грозы со стороны отступников и просит нравственной под­держки в своем трудном положении. „Отпавшие готовы меня разорвать, пишет он, и во что бы то ни стало стараются удалить меня отсюда; что бу­дет — не знаю. Ужасно я расстроен в настоящее время, но надежда на Бога успокаивает меня».

Заканчивая настоящую статью, мы обраща­емся ко всем инородческим священникам-мис­сионерам с усерднейшей просьбой поделиться с нами своими мыслями относительно того, каким способом, какими мерами возможно несколько ослабить фанатизм татар-мусульман и упорство некрещеных инородцев. Нам, инородческим свя­щенникам, тогда только можно будет вести свое великое миссионерское служение успешно, когда ослабнет фанатизм татар, когда упорствующие инородцы откажутся от своего упорства и будут терпеливо выслушивать христианское учение.

Священник Антоний Иванов.

«Самарские епархиальные ведомости», №23 за 1906 год».

Материал подготовил Шамиль ГАЛИМОВ.

Газета «Азан», 2013 год, (№ 3).

Просмотров: 1916

Комментирование запрещено