Там, где багульник на сопке цветет…

img373

Камиль Салахутдинович Манжуков

За годы службы в Харбине Камиль Салахутдинович Манжуков даже китайский язык начал осваивать.

- Удивительная природа на нашем Дальнем Востоке, — вспоминал свои воен­ные годы Камиль Салахутдинович Ман­жуков. — Здесь и тайга, и великолепные сопки, на которых растет багульник и по­крывает их своими голубыми цветами. Сосны и кедры возвышаются над осталь­ными деревьями. А на Маньчжурских просторах — степи, пески, мелколесье. И этот замечательный край нашей страны хотели захватить японцы, но мы этого им не позволили.

Камиль Салахутдинович родом из села Мочалеевка Похвистневского района. Он с раннего детства познал труд­ности жизни, на себе ощутил, что значит остаться без матери. Через год после его рож­дения (22 февраля 1926 года) умерла его мама. На воспитание его взяла бабушка, и когда ему было 4 года, бабушка тоже покинула земную жизнь. Отец, Салахутдин бабай, женился вто­рой раз и уехал в Среднюю Азию, оставив своего сына на попечение мачехе.

Когда вернулся отец, Камиль Манжу­ков пошел учиться. Время было тяжелое, дети недоедали, ходили почти в лохмотьях. Но тяга к учебе была сильнее всех труд­ностей. Закончил семилетку в Мочалеевке и поступил для продолжения учебы в Под­бельскую среднюю школу. Но учебу при­шлось бросить — началась война.

Все ушли на фронт. Надо было ра­ботать и зарабатывать, чтобы не умереть с голоду. Где только не приходилось рабо­тать Камилю Манжукову: и на газопроводе в г. Подбельске, и зерно возил в Бузулук, и на поле. В 1943 году он участвовал в стро­ительстве железной дороги в Саратовской области.

Вскоре пришло время Камилю Ман­жукову взяться и за оружие. В октябре 1943 года его призывают в армию и из г. Сызра­ни, сборного пункта, 17-летних юношей от­правляют на Дальний Восток на границу с Японией. Приняли военную присягу на вер­ность Родине, и их начали ежедневно гото­вить к боевым действиям. Война с Японией была неизбежной, поэтому и подготовка к ней должна быть очень серьезной.

- 8 августа 1945 года нас, уже доста­точно обученных бойцов, построил коман­дир дивизии и зачитал приказ о том, что Советское правительство объявило войну Японии, и мы должны были в ночь с 8-го на 9-е августа начать наступление, — вспоминал Камиль Манжуков. Японцы яростно сопро­тивлялись. Но правда и сила были на нашей стороне. Мы уничтожили много японцев, их технику, вооружение. На поле боя оста­лось немало и наших воинов. Но мы с боями дошли до г. Харбина. 2-го сентября 1945 года Япония подписала акт о безоговорочной ка­питуляции. Вторая мировая война закончи­лась нашей победой.

Для Манжукова Камиля Салахутдиновича служба длилась еще почти 5 лет в г. Харбине. Он говорил, что за эти годы он даже китайский язык начал осваивать.

В мае 1950 года Камиль Манжуков закончил свою боевую и военную карьеру. За свои ратные подвиги он был награжден медалью «За победу над Японией», Верхов­ным Главнокомандующим И.В. Сталиным объявлена благодарность. Он кавалер орде­на Отечественной войны II степени.

Вернувшись в родное село, он сна­чала работал скотником на ферме, брига­диром, последние 5 лет перед выходом на пенсию — строителем.

Вместе со своей супругой Миннур-ханым они родили и воспитали семерых детей. Трое, к сожалению, умерли. А вот остальные получили средне-специальное образование, хорошо работают, создали свои семьи. Помнят и гордятся своим отцом и дедом.

Камиль Салахутдинович уже в мирное время награжден юбилейными медалями, в том числе медалью Жукова, почетными гра­мотами и благодарностями от областного и районного руководства.

Из книги «Подвиг огненных лет».

Просмотров: 1560

Комментирование запрещено