Фарид ШИРИЯЗДАНОВ: «Конференция заставила задуматься о многом…»

Конференция была организована по инициативе Альберта Бурханова, заведующего отделом истории татаро-булгарской цивилизации института истории им. Шигабутдина Марджани академии наук Республики Татарстан, заслуженного деятеля науки Татарстана

Конференция была организована по инициативе Альберта Бурханова.

Под эгидой татарского общества краеведов при исполкоме Всемирного конгресса татар была организована научно-практическая конференция «Человек и природа». Она посвящалась изучению исторического и этнокультурного наследия татарского народа, населяющего юго-восточный регион Республики Татарстан.  В ней приняли участие краеведы, учителя географии, истории и литературы Альметьевского, Лениногорского, Шугуровского и Бугульминского районов Республики Татарстан. Были приглашены и представители Самарской области.

Конференция была организована по инициативе Альберта Бурханова, заведующего отделом истории татаро-булгарской цивилизации института истории им. Шигабутдина Марджани академии наук Республики Татарстан, заслуженного деятеля науки Татарстана. Известно, что значительное место в истории татарского народа занимает религия. Многие современные религиозные деятели сейчас нацелены на её активную реабилитацию и возрождение достоверной истории своего народа. Поэтому слово для открытия конференции было предоставлено почётному гостю — члену президиума Регионального Духовного управления мусульман Самарской области, имам-мухтасибу Габдулле хазрату Мухамметкаримову.История татарского народа неразрывно связана с мировой историей, особенно с историей Евро-Азиатского континента. К сожалению, на пути её углублённого изучения долгие годы стояли негласные и даже официальные запреты властей. Пресекалась популяризация истории эпохи Булгарского царства, Золотой Орды и Казанского ханства. За стремление изучить их истории пострадали многие известные учёные и судьбы их завершились трагично.Татарская нация сложилась путём слияния многих тюркских народов, народностей и племенных образований. Поэтому её история сложна и многогранна. Однако в истории татар существует много неизученного и нераскрытого и сложности на пути проникновения в её сокровенные тайны.Татарская история необъятна и неисчерпаема, потому что начало её восходит аж ко Всемирному Потопу, эпохе внука пророка Ноя — Тереку, прародителю всех тюркских народов.Правда, за последние два десятилетия сделан прорыв в области изучения и популяризации истории татарского народа. Особенно в той части, что касается её булгарской ветви. Но это лишь одна из наиболее изученных и достоверных её составляющих. Разветвлённая, обширная история древнего татарского народа пока ещё ждёт часа своего основательного изучения на огромных просторах России и за её пределами.К сожалению, многие из памятников татарской истории уже разрушены временем, а порой из-за вандализма людей. Большая часть историко-культурного наследия хранится в сказаниях, песнях, сказках, обычаях, поговорках, надмогильных камнях, в неизученных древних манускриптах. Многое ещё сокрыто в земле. Большое количество исторических реликвий хранится за границей.

Правдивая история всегда искривлялась, извращалась в угоду чванливым правителям, амбициозным завоевателям. История татар — в особенности. Для того, чтобы сложить её в стройную систему на достоверной основе, необходимо всестороннее, кропотливое и масштабное исследование. Но это требует от учёных чрезвычайной смелости, упорства и большой ответственности.

Альберт Бурханов относится к той категории учёных, которые обладают этими качествами. Он — археолог. Свои исторические исследования он ведёт комплексно и масштабно, не ограничиваясь только раскопками. К этой работе максимально привлекает энтузиастов-краеведов, преподавателей школ, этнографов, жителей и уроженцев тех местностей, где проводятся исследовательские работы. Он умеет заряжать своим энтузиазмом и руководителей регионов.

В своём выступлении на конференции Альберт Ахметжанович рассказал:

«В прошлом, в вопросах изучения истории, основное внимание уделялось булгарской тематике. А историю Золотой Орды долго не признавали, на неё глядели с опаской. Пока татарские учёные разбираются и воюют между собой, казахи и башкиры притягивают её к себе, а чуваши активно присваивают булгарскую историю.

А ведь огромную часть славной татарской истории занимает эпоха Золотой Орды. Мы сейчас ведём развёрнутые исследования в этом направлении. Особенно большую работу провели на юго-востоке Татарстана.

Историю края, региона составляют истории населённых пунктов, расположенных там. Поэтому сейчас мы проводим активные изыскания по изучению истории сёл на территории Татарстана и за её пределами.

Работы ведутся по трём направлениям:

археологические раскопки;

эпиграфика (изучение надгробных камней);

архитектурные строения.

К сожалению, в Татарстане ведётся больше разговоров, чем конкретных дел. Сильно препятствует финансовая несогласованность. Когда в Башкортостане проводится много конкретных и успешных изысканий, в Татарстане нарастает парадность и демонстративность. В Булгарском историческом заповеднике восстанавливается историческая память и строится много монументальных сооружений. Это радует. Но, с другой стороны, разрушается экосистема, представляющая большую археологическую ценность.

На юго-востоке, где проходили караванные пути, сокрыто много тайн. Там необходимо проводить комплексные исследования. Однако мешает несогласованность с Башкортостаном. Более того, трудно договариваться о помощи с руководством некоторых районов и у нас в Татарстане.

При этом ещё не в полной мере осознаётся, что продолжает теряться ценнейшая историческая память. Распахиваются рукотворные курганы, разрушаются фрагменты караван-сараев, торговых домов, купеческих строений, остатки сторожевых охранных линий и другие. Хромает эпиграфика. Нет специалистов, умеющих считывать древние надписи на надмогильных камнях.

В 1928 году в районе села Шугурово был найден курганный могильник. В 1955 году в национальный музей Татарстана из Шугурова поступили экспонаты эпохи бронзового века. В районе села Бакирово найден курган, возраст которому четыре тысячи лет.

К сожалению, профессор Куйбышевского университета Галина Матвеева трактовала об их принадлежности славянам, тогда как курганы — историческое наследие тюркских народов. Курган — тюркское слово, означает «рукотворное», «возведённое», «построенное».

В 2007 году вышла книга «Свод памятников». Но там информация минимальная. Памятники, касающиеся истории татар, прежде вообще не изучались. Многие курганы распахивались, и этот процесс продолжается. Процветает чёрное копательство. Железные изделия ещё можно добыть у них. Но найденные золотые и серебряные изделия исчезают.

Беспокоит и то, что в местах предполагаемых раскопок строятся дачи.

История села Сарабикулово, где проходит конференция, примечательна тем, что здесь найдены предметы Илменьковской (Имәнкискә) эпохи и времён Золотой Орды. В здешних местах проживал прославленный богослов, религиозный реформатор, поэт Габдурахман Утыз Имяни.

При том, что татарские исторические памятники не изучались, их ещё и приписывали к истории других народов. Более того, в музеях хранится огромное количество ценных экспонатов, принадлежность к истории татар и сущность которых не исследованы.

Применительно к истории татарского народа и предметам, представляющим историческую ценность, имеется много смешных и трагических фактов. Например, в одном из музеев сняли с работы директора музея. Он увёз с собой все ценные предметы и распродал их. Много ценных вещей, представляющих историческую ценность, хранятся в личных коллекциях и бродят по чёрным рынкам.

Много путаницы привнесено и в исторические записи. Например, башкирское военное сословие булгаро-татар превратили в нацию. Мишар учитывали как башкирское войско. Половину населения исконно татарского села в Башкортостане, где я родился, записали в башкиры.

Много раскопок и исторических изысканий я провёл в Азнакаевском и Ютазинском районах, где подобные работы ранее вообще не проводились. Было обнаружено около 30 археологических находок. По итогам работ мы провели конференцию, я написал книгу».

Сведения, предоставленные на конференции и в коротком выступлении Альберта Бурганова, заставляют задуматься о многом. Что же мы видим, если взять курганы, олицетворяющие обширную историю татарского народа?

К сожалению, курганы, раскинутые на огромных территориях, начиная от Алтая и до Черного моря, разграблены, как и сама богатая татарская история. Та часть находок, которая попала в Эрмитаж и другие прославленные музеи мира, является ценнейшим достоянием всего человечества и его гордостью.

При этом возникает вопрос: изучаются ли они сейчас применительно татарской истории?

Известно, что курганами были богаты просторы Сибири. Но, к сожалению, они тоже давно разворованы. Был даже воровской промысел, называемый «бугрованием». История знает, что сибирские воеводы пудами расплавляли золото, добытые в разрытых курганах.

Но нельзя забывать то, что эти богатства имели не только материальную ценность. В них были запечатлены заветы, наставления древнейших тюркских властителей: царей, императоров, каганов и кюльтегинов. Они хранили секреты величия духа народа, его мощи, могущества и выражали его сущность.

Надписи на золотых изделиях, написанные буквами рунических и уйгурских алфавитов, обладали магической силой и хранили тайны мироздания.

Радует то, что сейчас со стороны правительства Татарстана и Всемирного конгресса татар уделяется всё больше внимания вопросам изучения исторического наследия своего народа.

Наука историографии сейчас проходит этап нового подъема. Планируется активная мобилизация жителей сёл, увлечённых изучением родного края, сельской интеллигенции, учителей, школьников, религиозных деятелей и уроженцев этих сёл к изучению истории своей малой родины.

Хочется верить, что в скором будущем история татарского народа откроет свои новые горизонты. Это будет фактом, достойным памяти наших славных предков.

Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.
Газета «Салям».

Просмотров: 2005

Один комментарий